Автор: Акулова Анна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ СО "УОР" №1 (колледж)
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Школа - комфортная среда для всех и каждого"
Раздел: среднее образование
Эссе на тему
«Школа – комфортная среда для всех и каждого»
Сегодня весь мир решает нерешённые проблемы в образовании. Хочется
определиться и понять, чему и как учить детей в этих быстро меняющихся
условиях современной жизни. Всё чаще задаёмся вопросом « Что такое школа
комфорта? И способна ли такая школа научить всех и каждого?» Я думаю, что
способна, ведь мы имеем бесценный опыт и багаж образования за многие годы.
Верю, что школа сегодня, когда она осталась единственным институтом, всё-таки
должна работать на опережение, создавая комфортные условия для обучения всех
и каждого.
Мне кажется, что именно создание условий комфортной зоны обучающихся в
школе и определяет стратегию развития образования, адаптированную для
обучающихся всех уровней образования. Попробую объяснить, как я это вижу. В
образовании есть две составляющие: это комфорт ребёнка и его компетентность. И
в этом должно быть равновесие. Ведь мы о комфорте ребёнка в процессе
образования долгое время не заботились! Пришло время. Главное, это атмосфера в
школе и на уроке! Это уважение к ученику и к учителю. Это классы не более 20
человек, это чистота и техническая оснащённость. Школа без стресса! А значит,
образовательные программы и учебники, доступные для освоения, самые
основные вещи. Необходимо, чтобы приобретённые знания имели определённый
смысл в дальнейшей жизни. Не торопясь, без суеты, страха и давления осваивать
программный материал. Это и есть залог комфортной среды, дающий плоды
сильных, уравновешенных и доброжелательных учеников. Но ситуация успеха во
многом зависит от нас, учителей. Есть дети мотивированные, с хорошей памятью,
интеллектом, мы - педагоги с огромным удовольствием наполняем этот сосуд
знаниями. И они всё берут, продвигаются. А есть дети, как сосуд без дна. Но мы не
должны опускать руки. Учить надо всех! И чтобы ситуация успеха обучающихся
имела положительную динамику, нужна дифференциация образования. Детей
нужно учить по-разному, потому что все мы разные. Помнить, что каждый
человек в чём-то способен и эту способность мы должны мастерски видеть и
раскрывать на своих уроках. В идеале хотелось бы видеть классы по способностям,
разных направлений: математические, лингвистические, экономические,
юридические, а также классы художественных ремёсел, кузнечное дело, гончарное
производство, ювелирное дело, фотография. Каждый человек в чём-то может быть
королём. Учитель должен учить, но, в то же время, он воспитатель. Учить с
интересом и радостью в душе.
Думаю, что образование должно быть современным и актуальным. Убеждена, что
без
изменения
организационно-содержательной
модели
создания
условий
комфортной
среды
для
всех
и
каждого,
невозможно
реализовать
современные
государственные и социальные требования к качеству образования и ощутимо
повысить эффективность её функционирования.
Создавая комфортную обстановку на уроках, обрела бесценный опыт улучшения
результатов обучающихся в разных условиях. Обучаются обычные дети, одарённые
и отстающие от общеобразовательной программы.
Но, учитывая
все факторы,
делаю всё, чтобы обучающимся хотелось идти в школу и заниматься с интересом.
Придерживаюсь современной модели адаптивной школы. Это школа со смешанным
контингентом обучающихся. Такая школа должна стремиться, с одной стороны,
максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с
другой – по возможности, гибко реагировать на социальное изменение среды. И
мне, это удаётся. Если возникают проблемы учебного воспитательного характера,
разбираемся в них, ищем пути устранения. И если
обучающиеся показывают
порой низкие результаты, поверьте, это не повод опускать руки. Надо срочно что-
то менять, но при этом меняться придётся нам, взрослым.
Трудности, встречающиеся в учебном процессе, заключаются сегодня в том, что
приходится давать качественное образование и сильным и слабым ученикам.
Невольно
возникает
вопрос:
как
научить
всех,
создавая
зону
комфорта,
для
получения качественного образования.
Опираясь
на
концепцию
развития
адаптивной
школы,
создаю
на
уроках
психологически
комфортную,
развивающую,
оздоровляющую
образовательную
среду,
которая
основывается
на
личностно-ориентированной
воспитательной
системе, обеспечивающей развитие ценностного, творческого и коммуникативного
потенциала
каждого
обучающегося
на
основе
современного
образования,
сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным
потребностям личности общества и государства.
В
стратегии
концепции
развития
адаптивной
модели
новые
требования
предъявляются также и к педагогам.
Принято считать, что педагог – это профессионал, который не только глубоко знает
свой предмет, но и легко ориентируется в инновациях, психологических процессах,
владеет современными технологиями обучения, а значит, легко примет…
Создавая на уроках определённый уровень модели адаптивной школы и создание
зоны комфорта , определила следующие цели:
создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
предоставление
ребенку
реальных
возможностей
самоутверждения
в
наиболее
значимых
для
него
сферах
жизнедеятельности,
где
в
максимальной
степени
раскрываются его способности;
формирование
в
школе
и
на
уроке
эмоционального
поля
взаимоотношений,
обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне «учитель – ученик»,
«ученик
–
ученик»,
«учитель
–
учитель»,
«ученик
–
родитель»,
«учитель
–
родитель».)
овладение школьниками культур ценностных ориентаций, взаимоотношений;
социальная адаптация учеников в реальной жизни;
психологическая
коррекция,
снятие
трудностей
обучения,
общения,
взаимоотношений в процессе учебной деятельности.
В основу организации жизнедеятельности адаптивной школы были заложены
следую принципы, которые использую в своей работе :
Принцип личностного подхода.
ценность
личности,
заключающаяся
в
самооценке
ребенка;
уникальности
личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;
приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как
средство развития личности каждого индивидуума;
субъективность
учебно-воспитательного
процесса,
ориентация
на
внутреннюю
мотивацию
обучения
и
свободу
выбора
ребенком
сфер
приложения
сил
в
организации школьной жизни;
самореализация
—
раскрытие
и
развитие
природных
возможностей,
задатков,
способностей, потребностей и склонностей;
2. Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений
воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества,
развития у учащихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к
трудностям и противоречиям современной жизни.
В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической
культуры личности на основе знания современного законодательного процесса,
государственного
устройства
общества,
конституционных
прав,
свобод
и
обязанностей.
З. Принцип гуманности, предполагающий:
создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и
достоинства личности ребенка, педагога;
формирование
в
школе
действенной
альтернативы
тем
тенденциям
развития
современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые
разрушают
человеческую
личность
(обстановка
нетерпимости,
насилия,
экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между
личностями, народами, нациями);
формирование
человеческих
взаимоотношений
на
основе
дружелюбия,
доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи,
заботы
и
ответственности,
справедливости,
правдивости,
че стно сти,
совестливости, порядочности;
создание действенной службы социально — педагогической и психологической
помощи школьникам.
4. Принцип демократичности, предполагающий
организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных
авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности
— с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:
разработку
системы
локальных
актов,
определяющих
содержание,
цели,
по
определенным направлениям деятельности в школе;
создание отношений в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод
учителей, учеников, родителей;
разработка и внедрение в школе ученического самоуправления;
развитие
коллективных
и
коллегиальных
начал
управления
и
самоуправления
школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся;
развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в
современных демократических процессах.
5. Принцип научности, предполагающий:
развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и
роли человека в мире в обществе;
постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в
школьный
компонент
современных
предметов
и
курсов
гуманитарного
и
естественного цикла (граждановедение, история мировых цивилизаций, навыки
жизни и т.д.);
Думаю,
что
придерживаясь
всех
перечисленных
факторов
в
образовании,
возможно реализовать модель адаптивной школы, создавая комфортные условия
обучающихся для всех и каждого.
Практика
школьной
жизни
показала,
что
учёба
и
пребывание
детей
в
школе,
должны давать радость познания и заряжать положительными эмоциями. Обучение
будет успешным, если на уроке будет интересно. Поэтому, для нас, учителей, очень
важно подобрать формы и методы работы, которыми максимальное число учеников
было бы заинтересовано в процессе обучения. И пусть в каждом образовательном
учреждении воцарится атмосфера психологического комфорта, доверия, радости,
добра и взаимопонимания! Удачи!