Напоминание

"Школа - комфортная среда для всех и каждого"


Автор: Акулова Анна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ СО "УОР" №1 (колледж)
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Школа - комфортная среда для всех и каждого"
Раздел: среднее образование





Назад




Эссе на тему

«Школа – комфортная среда для всех и каждого»

Сегодня весь мир решает нерешённые проблемы в образовании. Хочется

определиться и понять, чему и как учить детей в этих быстро меняющихся

условиях современной жизни. Всё чаще задаёмся вопросом « Что такое школа

комфорта? И способна ли такая школа научить всех и каждого?» Я думаю, что

способна, ведь мы имеем бесценный опыт и багаж образования за многие годы.

Верю, что школа сегодня, когда она осталась единственным институтом, всё-таки

должна работать на опережение, создавая комфортные условия для обучения всех

и каждого.

Мне кажется, что именно создание условий комфортной зоны обучающихся в

школе и определяет стратегию развития образования, адаптированную для

обучающихся всех уровней образования. Попробую объяснить, как я это вижу. В

образовании есть две составляющие: это комфорт ребёнка и его компетентность. И

в этом должно быть равновесие. Ведь мы о комфорте ребёнка в процессе

образования долгое время не заботились! Пришло время. Главное, это атмосфера в

школе и на уроке! Это уважение к ученику и к учителю. Это классы не более 20

человек, это чистота и техническая оснащённость. Школа без стресса! А значит,

образовательные программы и учебники, доступные для освоения, самые

основные вещи. Необходимо, чтобы приобретённые знания имели определённый

смысл в дальнейшей жизни. Не торопясь, без суеты, страха и давления осваивать

программный материал. Это и есть залог комфортной среды, дающий плоды

сильных, уравновешенных и доброжелательных учеников. Но ситуация успеха во

многом зависит от нас, учителей. Есть дети мотивированные, с хорошей памятью,

интеллектом, мы - педагоги с огромным удовольствием наполняем этот сосуд

знаниями. И они всё берут, продвигаются. А есть дети, как сосуд без дна. Но мы не

должны опускать руки. Учить надо всех! И чтобы ситуация успеха обучающихся

имела положительную динамику, нужна дифференциация образования. Детей

нужно учить по-разному, потому что все мы разные. Помнить, что каждый

человек в чём-то способен и эту способность мы должны мастерски видеть и

раскрывать на своих уроках. В идеале хотелось бы видеть классы по способностям,

разных направлений: математические, лингвистические, экономические,

юридические, а также классы художественных ремёсел, кузнечное дело, гончарное

производство, ювелирное дело, фотография. Каждый человек в чём-то может быть

королём. Учитель должен учить, но, в то же время, он воспитатель. Учить с

интересом и радостью в душе.

Думаю, что образование должно быть современным и актуальным. Убеждена, что

без

изменения

организационно-содержательной

модели

создания

условий

комфортной

среды

для

всех

и

каждого,

невозможно

реализовать

современные

государственные и социальные требования к качеству образования и ощутимо

повысить эффективность её функционирования.

Создавая комфортную обстановку на уроках, обрела бесценный опыт улучшения

результатов обучающихся в разных условиях. Обучаются обычные дети, одарённые

и отстающие от общеобразовательной программы.

Но, учитывая

все факторы,

делаю всё, чтобы обучающимся хотелось идти в школу и заниматься с интересом.

Придерживаюсь современной модели адаптивной школы. Это школа со смешанным

контингентом обучающихся. Такая школа должна стремиться, с одной стороны,

максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с

другой – по возможности, гибко реагировать на социальное изменение среды. И

мне, это удаётся. Если возникают проблемы учебного воспитательного характера,

разбираемся в них, ищем пути устранения. И если

обучающиеся показывают

порой низкие результаты, поверьте, это не повод опускать руки. Надо срочно что-

то менять, но при этом меняться придётся нам, взрослым.

Трудности, встречающиеся в учебном процессе, заключаются сегодня в том, что

приходится давать качественное образование и сильным и слабым ученикам.

Невольно

возникает

вопрос:

как

научить

всех,

создавая

зону

комфорта,

для

получения качественного образования.

Опираясь

на

концепцию

развития

адаптивной

школы,

создаю

на

уроках

психологически

комфортную,

развивающую,

оздоровляющую

образовательную

среду,

которая

основывается

на

личностно-ориентированной

воспитательной

системе, обеспечивающей развитие ценностного, творческого и коммуникативного

потенциала

каждого

обучающегося

на

основе

современного

образования,

сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным

потребностям личности общества и государства.

В

стратегии

концепции

развития

адаптивной

модели

новые

требования

предъявляются также и к педагогам.

Принято считать, что педагог – это профессионал, который не только глубоко знает

свой предмет, но и легко ориентируется в инновациях, психологических процессах,

владеет современными технологиями обучения, а значит, легко примет…

Создавая на уроках определённый уровень модели адаптивной школы и создание

зоны комфорта , определила следующие цели:

создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

предоставление

ребенку

реальных

возможностей

самоутверждения

в

наиболее

значимых

для

него

сферах

жизнедеятельности,

где

в

максимальной

степени

раскрываются его способности;

формирование

в

школе

и

на

уроке

эмоционального

поля

взаимоотношений,

обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне «учитель – ученик»,

«ученик

ученик»,

«учитель

учитель»,

«ученик

родитель»,

«учитель

родитель».)

овладение школьниками культур ценностных ориентаций, взаимоотношений;

социальная адаптация учеников в реальной жизни;

психологическая

коррекция,

снятие

трудностей

обучения,

общения,

взаимоотношений в процессе учебной деятельности.

В основу организации жизнедеятельности адаптивной школы были заложены

следую принципы, которые использую в своей работе :

Принцип личностного подхода.

ценность

личности,

заключающаяся

в

самооценке

ребенка;

уникальности

личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;

приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как

средство развития личности каждого индивидуума;

субъективность

учебно-воспитательного

процесса,

ориентация

на

внутреннюю

мотивацию

обучения

и

свободу

выбора

ребенком

сфер

приложения

сил

в

организации школьной жизни;

самореализация

раскрытие

и

развитие

природных

возможностей,

задатков,

способностей, потребностей и склонностей;

2. Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений

воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества,

развития у учащихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к

трудностям и противоречиям современной жизни.

В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической

культуры личности на основе знания современного законодательного процесса,

государственного

устройства

общества,

конституционных

прав,

свобод

и

обязанностей.

З. Принцип гуманности, предполагающий:

создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и

достоинства личности ребенка, педагога;

формирование

в

школе

действенной

альтернативы

тем

тенденциям

развития

современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые

разрушают

человеческую

личность

(обстановка

нетерпимости,

насилия,

экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между

личностями, народами, нациями);

формирование

человеческих

взаимоотношений

на

основе

дружелюбия,

доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи,

заботы

и

ответственности,

справедливости,

правдивости,

че стно сти,

совестливости, порядочности;

создание действенной службы социально — педагогической и психологической

помощи школьникам.

4. Принцип демократичности, предполагающий

организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных

авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности

— с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:

разработку

системы

локальных

актов,

определяющих

содержание,

цели,

по

определенным направлениям деятельности в школе;

создание отношений в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод

учителей, учеников, родителей;

разработка и внедрение в школе ученического самоуправления;

развитие

коллективных

и

коллегиальных

начал

управления

и

самоуправления

школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся;

развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в

современных демократических процессах.

5. Принцип научности, предполагающий:

развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и

роли человека в мире в обществе;

постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в

школьный

компонент

современных

предметов

и

курсов

гуманитарного

и

естественного цикла (граждановедение, история мировых цивилизаций, навыки

жизни и т.д.);

Думаю,

что

придерживаясь

всех

перечисленных

факторов

в

образовании,

возможно реализовать модель адаптивной школы, создавая комфортные условия

обучающихся для всех и каждого.

Практика

школьной

жизни

показала,

что

учёба

и

пребывание

детей

в

школе,

должны давать радость познания и заряжать положительными эмоциями. Обучение

будет успешным, если на уроке будет интересно. Поэтому, для нас, учителей, очень

важно подобрать формы и методы работы, которыми максимальное число учеников

было бы заинтересовано в процессе обучения. И пусть в каждом образовательном

учреждении воцарится атмосфера психологического комфорта, доверия, радости,

добра и взаимопонимания! Удачи!



В раздел образования