Автор: Пивоварова Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКООУ "СШИ"
Населённый пункт: город Тарко-Сале, Тюменская область
Наименование материала: авторская программа дополнительного образования
Тема: "Рукотворчество"
Раздел: дополнительное образование
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий Автономный Округ
Муниципальное казённое оздоровительное образовательное учреждение «Санаторная
школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
Утверждено
Утверждаю
На заседании
Директор МКООУ «СШИ»
научно-методического
_________Грабельников П.Ю.
совета
протокол № 1 от сентября 2018г.
______________2013год
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
_______________________________________________
(тип программы:
ориентированные на достижение результатов определённого уровня
по конкретным видам внеурочной деятельности)
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Рукотворчество»
(наименование)
1 год
(срок реализации программы)
7-11 лет
(возраст обучающихся)
Составитель: воспитатель МКООУ
«Санаторная школа-интернат»
Пивоварова.И.И
Пуровский район
г. Тарко-Сале
2018г.
1.
Пояснительная записка
Программа «Рукотворчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй
половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования
второго
поколения.
В
процессе
разработки
программы
главным
ориентиром
стала
цель
гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития
учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и
семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Актуальность изучаемой деятельности:
Данная
программа
позволяет
создать
условия
для
самореализации личности ребёнка,
выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры
труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию
работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в
активную
творческую
деятельность,
сформировать навыки
и
умения
работы
с
материалами
различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи кружка:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе
индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать
трудолюбие,
бережное
отношение
к
окружающим,
самостоятельность
и
аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить
детей
специфике
технологии
изготовления
поделок
с
учетом
возможностей
материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, детского творчества
В целях развития самостоятельности у детей разновозрастной группы работа
организуется с помощью «карты путешествий». Учебный материал в «карте путешествий»
разбит на блоки, маршруты путешествий по разным странам:
1.Путешествие в страну Листопадию-работа с природным материалом;
2.Путешествие в страну Разноцветию-работа с бумагой, картоном;
3.Путешествие в страну Выпукляндию-объёмные работы из разных материалов;
4.Путешествие в страну Оригамию-работа в технике оригами;
5.Путешествие в страну Пластилинию-работа с пластилином, глиной, солёным и
бумажным тестом;
6.Путешествие в страну Модельку-создание игрушек;
7.Путешествие в страну Заплетайку-шитьё, плетение.
Обучающиеся разных классов находятся в одном коллективе, и можно помочь
любому, кто испытывает затруднения в работе.
На каждом занятии в зависимости от степени выполнения предыдущей работы
учащиеся
вправе
выбрать
маршрут
«путешествия»
т.е
могут
изменить
маршрут
деятельности.
Учебный план составлен на 1 учебный год (162 ч). Занятия рекомендуется
проводить 2 раза в неделю по 2,4 часа.
2. Учебно-тематический план
№
Тема, содержание курса по
направлениям практической
деятельности
Количест
во часов
Формы организации деятельности учащихся
при проведении занятий
1
П у т е ш е с т в и е
в
с т р а н у
20
Образовательные экспедиции-экскурсии;
уроки-занятия «Удивительное рядом»;
2
« Л и с т о п а д и ю » - р а б от а
с
природным материалом;
исследовательская практика обучающихся;
участие в отчётных выставках
2
Путешествие в страну
Разноцветию-работа с
бумагой, картоном
26
Занятие-рассказ; занятия по
изобретательству; занятие -творческий отчёт;
исследовательская практика обучающихся;
мини-выставка работ
3
П у т е ш е с т в и е
в
с т р а н у
«Выпукляндию»
-объёмные
работы из разных материалов;
16
Занятия по изобретательству; занятие-
эксперимент; занятие-экспертиза; занятия по
защите исследовательских проектов
4
Путешествие в страну
«Оригамию»-работа в технике
оригами
22
Занятие-рассказ; занятия по
изобретательству; творческие отчёты
5
Путешествие в страну
«Пластилинию»-работа с
пластилином, глиной, солёным
и бумажным тестом
18
Учебный эксперимент (организация
планирования и проведения эксперимента,
обработка и анализ его результатов);
домашние задания исследовательского
характера; участие в конкурсах-выставках
6
Путешествие в страну
Модельку-создание игрушек
18
Занятия по изобретательству; сотрудничество
с ДДТ; коллективное обсуждение
промежуточных и итоговых результатов
данной работы; творческие отчёты; участие в
выставках
7
Путешествие в страну
«Заплетайку»-шитьё, плетение
18
Занятие-рассказ; учебный эксперимент;
домашние задания исследовательского
характера; занятие -творческий отчёт
8
Экскурсии в природу
4
Коллективный поход с целью осмотра,
знакомства
9
Оформление отчетных
выставок
6
Встреча представителей разных
организаций; обсуждение результатов
деятельности
10
Заключительное занятие
2
Итого: 162 ч.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-
деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной,
художественно-эстетической
деятельности
каждого
учащегося
с
учетом
его
возрастных
особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных
пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить
разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают
не
только
задачи
художественного
воспитания,
но
и
более
масштабные
–
развивают
интеллектуально-творческий
потенциал
ребенка.
В
силу
того,
что
каждый
ребенок
является
неповторимой
индивидуальностью
со
своими
психофизиологическими
особенностями
и
эмоциональными
предпочтениями,
необходимо
предоставить
ему
как
можно
более
полный
арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с
разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям
познать
и
развить
собственные
возможности
и
способности,
создает
условия
для
развития
инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
3
Важное направление в содержании программы
уделяется духовно-нравственному
воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для
воспитания:
o
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего
и других народов;
o
трудолюбия,
творческого
отношения
к
учению,
труду,
жизни
(привитие
детям
уважительного
отношения
к
труду,
трудовых
навыков
и
умений
самостоятельного
конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов
своего труда и др.);
o
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических
ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального
мира,
восприятие
красоты
природы,
эстетическая
выразительность
предметов
рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения
коллективных художественных проектов);
o
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала
образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе
работы с природным материалом и др.);
o
ценностного
отношения
к
здоровью
(освоение
приемов
безопасной
работы
с
инструментами,
понимание
детьми
необходимости
применения
экологически
чистых
материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду
с
реализацией
концепции
духовно-нравственного
воспитания,
задачами
привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа
«рукотворчество» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
-
интеграция
предметных
областей
в
формировании
целостной
картины
мира
и
развитии
универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
-
формирование
умения
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия
в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные
содержательные
линии
программы
направлены
на
личностное
развитие
учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие
определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более
полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием
обучения
по
другим
предметам
обогащает
занятия
художественным
трудом
и
повышает
заинтересованность
учащихся.
Поэтому
программой
предусматриваются
тематические
пересечения
с
такими
дисциплинами,
как
математика
(построение
геометрических
фигур,
разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий
мир
(создание
образов
животного
и
растительного
мира).
Система
развивающего
обучения,
ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как
опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий
повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают
активизацию
познавательной
деятельности
каждого
учащегося
с
учетом
его
возрастных
и
индивидуальных особенностей. исходя из этого, программа предусматривает большое количество
развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала
4
младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет
возможность
принять
самостоятельное
решение о
выборе
задания,
исходя
из
степени
его
сложности. Он может заменить предлагаемые материалы на другие, с аналогичными свойствами и
качествами.
Содержание
программы нацелено
на
активизацию
художественно-эстетической,
познавательной
деятельности
каждого
учащегося
с
учётом
его
возрастных
особенностей,
индивидуальных
потребностей
и
возможностей,
преемственность
с
дошкольными
видами
деятельности детей, формирование мотивации детей к труду.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности
на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды
образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной
информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные
обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах,
словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством
приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном
диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного
взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект,
инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники
3.
Содержание программы
Содержание
программы
нацелено
на
активизацию
художественно-эстетической,
познавательной
деятельности
каждого
учащегося
с
учетом
его
возрастных
особенностей,
индивидуальных
потребностей
и
возможностей,
преемственность
с
дошкольными
видами
деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и
во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на
основе
разумного
использования
развивающего
потенциала
информационной
среды
образовательного
учреждения
и
возможностей
современного
школьника.
Передача
учебной
информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные
обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах,
словарях,
справочниках.
Развитие
коммуникативной
компетентности
происходит
посредством
приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном
диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-
деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной,
художественно-эстетической
деятельности
каждого
учащегося
с
учетом
его
возрастных
особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных
пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить
разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только
задачи
художественного
воспитания,
но
и
более
масштабные
–
развивают
интеллектуально-
творческий
потенциал
ребенка.
В
силу
того,
что
каждый
ребенок
является
неповторимой
индивидуальностью
со
своими
психофизиологическими
особенностями
и
эмоциональными
предпочтениями,
необходимо
предоставить
ему
как
можно
более
полный
арсенал
средств
самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными
материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить
собственные
возможности
и
способности,
создает
условия
для
развития
инициативности,
изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Рукотворчество» уделяется духовно-
нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются
условия для воспитания:
o патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и
других народов;
o трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного
отношения
к
труду,
трудовых
навыков
и
умений
самостоятельного
конструирования
и
моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
5
o ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирования
представлений
об
эстетических
ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира,
восприятие
красоты
природы,
эстетическая
выразительность
предметов
рукотворного
мира,
эстетика
труда,
эстетика
трудовых
отношений
в
процессе
выполнения
коллективных
художественных проектов);
o ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала
образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы
с природным материалом и др.);
o ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами,
понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация
здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития
младшим
школьникам
технологических
знаний,
трудовых
умений
и
навыков
программа
«Рукотворчество» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии
универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,
воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных
профессиональных
навыков.
Программа
дает
возможность
ребенку
как
можно
более
полно
представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения
по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность
учащихся.
Поэтому
программой
предусматриваются
тематические
пересечения
с
такими
дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой
и
угольником,
расчет
необходимых
размеров
и
др.),
окружающий
мир
(создание
образов
животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень
ближайшего
развития
детей,
способствует
освоению
школьниками
как
опорного
учебного
материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности
в режиме дифференциации требований к обучающимся.
№
занятия
Название и содержание темы
Используемая литература
Блок «Путешествие в страну
Листопадию»
1
Экскурсия в лес . Урок-экскурсия «В
гости к природе»
«В помощь школьному учителю»,
М.Давыдова,М.,2008г.
2,3
Сбор природных материалов, способы
хранения, показ и алгоритмы создания
различных поделок из природного
материала
«В помощь школьному учителю»,
М.Давыдова,М.,2008г.
4,5
Аппликация из сухих листьев, трав,
цветов
«Основы художественного
ремесла», Сухоцветы И.Черныш,
6
М., 2000г.
6
Коллективное панно из сухоцветов
«Основы художественного
ремесла». Сухоцветы И.Черныш,
М., 2000г.
8
Солома .Аппликация: домик, цветы,
бабочка. Орнаментальная композиция
из соломки.
«Аппликация»,
М.Гусакова,М.,1977г. «Детям о
традициях народного
мастерства»,М.,2001г.
9
Береста. Объёмные цветы
Поделки из природных
материалов», И.Черныш, М.,
1999г.
10
Орехи. Игрушки животных.
Коллективная работа «Домашний
зоопарк»
Поделки из природных
материалов», И.Черныш, М.,
1999г.
Блок «Путешествие в страну
Разноцветию»
11
Знакомство с историей появления
бумаги, различными видами бумаги и
картона
Основы художественного ремесла.
И.Черныш «Удивительная бумага»,
М.,2000г.
12
Предметная аппликация из бумаги:
листья, цветы, вазы. Вырезывание из
бумаги, сложенной в несколько раз
.Вырезывание многоцветных
аппликаций.
«Аппликация», М.Гусаков,М.,
1977г, «Удивительная бумага»,
«Бумажные кружева» И.Черныш,
М., 2000г.,журнал «Девчонки и
мальчишки» №80, 2013г.
13
Открытая тема
14,15
Декоративная аппликация. Выполнение
аппликации- цветы, домик
«Чудесные поделки из бумаги»,
З.Богатеева. М., 1992г.
15,16
Коллективная работа «Декоративно-
орнаментальная композиция»
Основы художественного ремесла.
«Удивительная бумага»,
И.Черныш. М.,2000
г«Аппликация», М.Гусаков,М.,
1977г
17
Сюжетная аппликация. « Герои
любимых сказок»
«Аппликация», М.Гусаков,М.,
1977г.
18,19
Кллективная работа «Времена года»
«Аппликация», М.Гусаков,М.,
1977г
20
Карнавальные маски
«Карнавапльные маски»,
О.Контарёва, М.,2002г.
21
Фантазии из бумаги в объёме
«Цветочная феерия»
Основы художественного ремесла.
«Удивительная бумага»,
И.Черныш. М.,2000г
22
Икебана. Искусство аранжировки
сухоцветов
«Детям о традициях народного
мастерства», часть 1,
Т.Шпикалова, М., 2001г.
Блок « Путешествий в страну
Выпукляндию»
23
Объёмная аппликация
«Аппликация», М.Гусаков,М.,
7
1977г
24
Папье-маше из ниток. Процесс
изготовления коконов. Возможные
работы: снеговик, птицы
Самоделки «Синяя птица»,
В,Гуляева, М., 1991г.
25,26
Коллективная работа «Птичий двор»
Самоделки «Синяя птица»,
В,Гуляева, М., 1991г
27
Пластичные материалы и их
использование. Поролон
Популярное пособие для
родителей и педагогов «Чудеса для
детей из ненужных вещей»,
М.Нагибина, Ярославль , 1998г.
28
Изделия из пластиковых бутылок и
упаковочного материала.
Популярное пособие для
родителей и педагогов «Чудеса для
детей из ненужных вещей»,
М.Нагибина, Ярославль , 1998г
29
Объёмные работы из кожи
Популярное пособие для
родителей и педагогов «Чудеса для
детей из ненужных вещей»,
М.Нагибина, Ярославль , 1998г.
30
Открытая тема
Блок «Путешествие в страну
Оригамию»
33
Из истории оригами. Основные модули
в технике оригами
Основы художественного ремесла.
Оригами. «Удивительная бумага»,
И.Черныш. М.,2000
34
Аппликация из простых модулей
«Ёлочка»
Основы художественного ремесла.
Оригами. «Удивительная бумага»,
И.Черныш. М.,2000
35,36
Оригами. Конструирование цветов
Основы художественного ремесла.
Оригами. «Удивительная бумага»,
И.Черныш. М.,2000
37
Открытая тема
38
Тематические композиции с птицами,
рыбками
«Чудесные поделки из бумаги»,
З.Богатеева. М., 1992г
39
Изготовление головных уборов:
самурайский шлем, тирольская шапочка
,шляпка красной шапочки
Основы художественного ремесла.
Оригами. «Удивительная бумага»,
И.Черныш. М.,2000
40
Кусудама.Многомодульный красочный
подвесной шар
Основы художественного ремесла.
Оригами. «Удивительная бумага»,
И.Черныш. М.,2000
40,41
Коллективная работа «Подводный мир»,
«Бабочки», «Вазон с цветами»
«Чудесные поделки из бумаги»,
З.Богатеева. М., 1992г
42
Изготовление поделок для игр.
Складывание из бумаги шапочек,
рамочек, коробочек
«Чудесные поделки из бумаги»,
З.Богатеева. М., 1992г
Блок «Путешествие в страну
Пластилинию»
44
Из истории лепки, Приёмы работы с
Основы художественного ремесла.
8
пластилином, глиной, солёным тестом
Глина, пластилин, солёное тесто.
И.Черныш., 2000г.
45
Изделия с учётом фантазии детей
46
Лепка из солёного теста. Создание
объёмных фигурок людей, животных,
сказочных персонажей. Филимоновская,
каргапольская, дымковская игрушки.
Воспитание и дополнительное
образование детей.»Возвращение к
истокам.Народное искусство и
детское
творчество.Т.Шпикалова.М., 2001г.
47,48
Коллективная работа. Создание
композиций по замыслу.
49
Лепка из глины. Посуда .Сушка,
окрашивание, лакировка изделий.
«Моя Кунсткамера». С.Образцов.
М., 1990г.
50
Открытая тема
51,52
Коллективная работа. Настенное панно
«Молодильные яблоки»
Основы художественного ремесла.
Глина, пластилин, солёное тесто.
И.Черныш., 2000г
Блок «Путешествие в страну Модельку»
54
Объёмное моделирование
55
Конструирование из коробок: животные
Популярное пособие для
родителей и педагогов «Чудеса для
детей из ненужных вещей»,
М.Нагибина, Ярославль , 1998г
56,57
«Китайские вазы» из металлических
банок
Популярное пособие для
родителей и педагогов «Чудеса для
детей из ненужных вещей»,
М.Нагибина, Ярославль , 1998г
58
«Штора-занавес» из металлических
скрепок и бумаги
Популярное пособие для
родителей и педагогов «Чудеса для
детей из ненужных вещей»,
М.Нагибина, Ярославль , 1998г
59
Конструирование из картона: лягушка,
кот, замок, человечек.
Журналы «Весёлый урок» №7,9,12
2010г.
60
Открытая тема
61,62
Коллективная работа: домик из
бумажных трубочек
Журналы «Весёлый урок» №7,9,12
2010г.
Блок «Путешествие в страну
Заплетайку»
65
Из истории плетения. Способы
плетения .Плетение корзиночки из
бумажных полос, плетение кашпо из
газетных трубочек.
Журнал «Девчонки и мальчишки»
№79, школа ремёсел с. 79.
66
Оплетение вазы бумажным, шёлковыми
лентами, газетными трубочками
Журнал «Девчонки и мальчишки»
№79, школа ремёсел с. 79
67
Рамка для картины с использованием
пряжи, тканных лент
«Чудеса для детей из ненужных
вещей», М.Нагибина, Ярославль,
1998г.
68
Открытая тема
9
69,70
Коллективная работа «Панно из
колечек»
«Чудеса для детей из ненужных
вещей», М.Нагибина, Ярославль,
1998г.
71
Плетение из бересты. Туесок.
Композиция «Люди севера», картина
«Вечерний закат»
Основы художественного ремесла.
Поделки из природных
материалов. И.Черныш.,М., 1999г.
72,73
Шитьё. Моя подружка -мягкая игрушка.
Мышка, лягушка, гусеница
«Моя подружка-мягкая игрушка»,
Ярославль, 2003г.
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
o
широкая
мотивационная
основа
художественно-творческой
деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
o
интерес
к
новым
видам
прикладного
творчества,
к
новым
способам
самовыражения;
o
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
o
адекватное
понимание
причин
успешности
/неуспешности
творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
o
внутренней
позиции
обучающегося
на
уровне
понимания
необходимости
творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной
жизни;
o
выраженной познавательной мотивации;
o
устойчивого интереса к новым способам познания;
o
адекватного понимания причин успешности или неуспешности творческой
деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
o
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
o
планировать свои действия;
o
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
o
адекватно воспринимать оценку учителя;
o
различать способ и результат действия;
10
o
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
o
выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
o
проявлять познавательную инициативу;
o
самостоятельно
учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
незнакомом материале;
o
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
o
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
o
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
o учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
работ;
o формулировать собственное мнение и позицию;
o договариваться, приходить к общему решению;
o соблюдать корректность в высказываниях;
o задавать вопросы по существу;
o использовать речь для регуляции своего действия;
o
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
o
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
o
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
o
владеть монологической и диалогической формой речи.
o
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
o
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-
творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве
Интернет;
o
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
o
высказываться в устной и письменной форме;
11
o
анализировать объекты, выделять главное;
o
осуществлять синтез (целое из частей);
o
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
o
устанавливать причинно-следственные связи;
o
строить рассуждения об объекте;
o
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
o
подводить под понятие;
o
устанавливать аналогии;
o
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
o
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
o
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
o
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое
мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные
интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами
и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных
материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться
со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать
различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
12
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего
жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
5.Формы и виды контроля
выставки, презентации
коллективные проекты
работа в парах, малых группах
индивидуальные работы
коллективные игры и праздники
6.Методические рекомендации
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически
грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует
изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он
должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом
навыкам
самостоятельного
планирования
своих
действий.
В
большинстве
случаев
основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют
возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы,
учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или
комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в
пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося,
поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения
или
реализуя
собственный
замысел.
Следует
организовывать
работу
по
поиску
альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя
при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают
активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и
индивидуальных
особенностей.
исходя
из
этого,
программа
«Рукотворчество»
предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого
характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём
индивидуализации
учебных
заданий.
Ученик
всегда
имеет
возможность
принять
самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может
заменить предлагаемые материалы на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Содержание
программы нацелено
на
активизацию
художественно-эстетической,
познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей,
индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами
деятельности детей, формирование мотивации детей к труду.
13
В программе уделяется большое внимание формированию информационной
грамотности
на
основе
разумного
использования
развивающего
потенциала
информационной
среды
образовательного
учреждения
и
возможностей
современного
школьника.
Передача
учебной
информации
производится
различными
способами
(рисунки,
схемы,
выкройки,
чертежи,
условные
обозначения).
Включены
задания,
направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта
коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге,
развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного
взаимодействия:
работа
в
парах,
работа
в
малых
группах,
коллективный
творческий
проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры .
7.
Описание материально-технического обеспечения
№
Наименование объектов и средств материально-технического
обеспечения
Библиотечный
фонд.
1.
Литература для педагога:
1. Газарян С. Прекрасное своими руками: Народные художественные
ремесла. М: Детская литература.1989.
2. Делаем куклы /Пер. с ит. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008.
3. Шпикалова Т.И «Народное искусство и детское
творчество»,Москва.Гуманитарный издательский центр.2000г.
4. Искусство вокруг нас :Учебник для 3 кл. нач.шк. /Н.А.Горяева., Л. А.
Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского, - М.:
Просвещение, 2004.
5. ШпикаловаТ.И. «Детям о традициях народного мастерства»
Москва .Гуманитарный издательский центр 2001г.
6. З.А.Богатеева.Чудесные поделки из бумаги.Москва «Просвещение»
1992г.
7. Нагибина.М.И Чудеса для детей из ненужных вещей Ярославль.
«Академия развития» 1998г.
8.Степанова.Н.И. «Поделки из природных материалов»
9.Гусакова.М.А. Аппликация Москва «Просвещение» 1977г.
10.СоболевДГ. Художественная работа иэ бересты и бумаги .М.1990г
11. Алюпова. А. Ножницы-художницы. Аппликации из бумаги.
М.,1990г
Литература для детей
1.Бубекина Г, ГославскаяТ Самоделки из природного материала.М.,1995г.
2. Гусаррова И Л. Аппликация в детском саду. М., 2007 .
3. Мамонтова З.А. Как засушить растение .М., 1980.
4. Беляков Н.Д. Кружок «Умелые руки». М., 1983.
5. Аланина.А Ножницы-художницы. Аппликация из бумаги. М., 1989.
6.Книга серии «Любимый образ» «Цветы», Т.Н.Проснякова
7.ПросняковаТВ «Забавные фигурки.Модульное оригами.», М. 2011 г.
Технические
14
средства
обучения.
1.
Интерактивная доска.
2.
Мультимедийный комплекс.
3.
Принтер.
4.
Сканер.
5.
Документ-камера.
Экранно-
звуковые
пособия.
1.
Презентации к занятиям.
Игры и
игрушки.
1.
Наборы цветной бумаги, картона.
2.
Пластилин.
3.
Ножницы, клей.
4.
Образцы готовых изделий.
15