"Формирование русского менталитета у детей дошкольного возраста на традициях народной культуры"
Автор: Чистякова Ирина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №84 "Снегурочка" Населённый пункт: город Улан-Удэ Наименование материала: Кружковая работа Тема: "Формирование русского менталитета у детей дошкольного возраста на традициях народной культуры" Раздел: дошкольное образование
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 84 «СНЕГУРОЧКА» ГОРОДА УЛАН-УДЭ
ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБ ДОУ № 84 «Снегурочка»
_________________________Кравчук Г.Е.
Образовательная программа II ч.
для детей старшей группы
по теме: «Формирование русского менталитета
у детей дошкольного возраста
на традициях народной культуры»
на 2013 – 2014 учебный год.
Воспитатель: Чистякова И.И.
2013-2014 уч. год
Пояснительная записка
Русский
народный
фольклор
– это источник вечный и чистый. Его
всегда отмечали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью,
мудростью, снисходительностью, деликатностью по отношению к человеку.
Через знакомство с народным творчеством прививается любовь к своей
земле,
происходит
знакомство
с
прошлым
своего
народа,
его
жизнью,
духовным миром русского человека.
В
наши
дни
очень
важно
приобщение
детей
к
сокровищнице
отечественной культуры и истории, чтобы воспитывать любовь к земле, на
которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.
Необходимо использовать гуманистический потенциал отечественной
культуры, способность социализации личности каждого ребенка, раскрытию
таланта, развитию музыкальных и творческих способностей.
Цель программы: приобщение детей к истокам народного творчества,
через
знакомство
и
исполнение
произведений
русского
народного
творчества.
В
познавательно
-
речевое
развитие
детей
входят
т акие
образовательные области :
- «Познание»;
- «Кругозор»;
- «Чтение художественной литературы»;
- «Коммуникация».
Содержание данной части программы направлено на достижение целей
овладения
конструктивными
способностями
и
средствами
общения
с
окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослями и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –
диагностической
и
монологической
форм)
в
различных
формах
и
видах
детской деятельности.
- практическое овладение овладение воспитанниками нормами речи.
К концу года дети должны уметь:
- участвовать в беседе;
- аргументировать и доброжелательно оценивать ответ, высказывание
сверстника;
-
составлять
по
образцу
рассказы
по
сюжетной
картинке,
набору
картинок;
-
последовательно,
без
существенных
пропусков
пересказывать
небольшие литературные произведения;
- определять место звука в слове;
- подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять
слово другим словом со сходным значением
Перспективное
планирование
по
познавательно-речевому
развитию:
Тема занятия
Содержание
Сентябрь
«Что летом родится –
зимой пригодится»
Беседа
о
лете.
Народные
при
меты,
пословицы,
поговорки,
песенки
о
лете,
загадывание
загадок
о
летних
явлениях
природы.
Октябрь
« У
с т р а х а
г л а з а
велики»
Знакомство со скзакой, беседа о страхе.
Ноябрь
«Дикие животные».
Знакомство
со
сказкой
«Лиса
и
рак».
Беседа о диких животных с использованием
загадок о них.
Декабрь
«Лиса обманщица».
Викторина
по
сказкам.
Разыгрывание
сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый
волк».
Январь
« Г у л я й ,
д а
присматривайся».
Беседа
о
характерных
особенностях
января. Знакомство со сказкой «Морозко».
Февраль
« Г у л я й ,
д а
присматривайся».
Беседа
о
характерных
особенностях
февраля. Знакомство со сказкой «Два мороза».
Март
«Мудреному и счастье
к лицу».
Знакомство
со
сказкой
«Семилетка».
Загадывание загадок.
Апрель
«Шутку
шутить
–
людей насмешить».
Знакомство
с
потешным
фольклором,
составление
детьми
потешного
рассказа,
загадывание загадок о весенних явлениях.
Май
« В е с н а
к р а с н а
цветами».
Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под
кустом».
В физическое развитие детей входят такие образовательные области,
как:
- «Физическая культура»;
- «Здоровье».
Содержание программы по данному разделу нацелена на формирование
у
детей
интереса
и
ценностного
отношения
к
занятиям
физической
культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач:
-
развитие
физических
качеств
(скоростных,
силовых,
гибкости,
выносливости
и
координации);
накопление
и
обогащение
двигательного
опыта
детей
(овладение
основными
движениями);
формирование
у
воспитанников
потребности
в
двигательной
активности,
физическом
совершенствовании.
Перспективное планирование по физическому развитию:
Тема занятия
Содержание
Сентябрь
П.
Игра
«Вершки
и
корешки»
З н а ко м с т в о
с
п р а в и л а м и
и г р ы .
Организация
оптимальной
двигательной
активности детей.
Октябрь
П. игра «Охотники и
утки»
З н а ко м с т в о
с
п р а в и л а м и
и г р ы .
Организация
оптимальной
двигательной
активности детей.
Ноябрь
П .
и г р а
« Ул и т к а ,
иголка и нитка»
З н а ко м с т в о
с
п р а в и л а м и
и г р ы .
Организация
оптимальной
двигательной
активности детей.
Декабрь
Зимние забавы.
Знакомство
с
русским
народными
забавами. Снежки, лепка снежной бабы.
Январь
Зимние виды спорта.
Значение спорта в жизни людей. Зимняя
олимпиада в Сочи.
Февраль
Спортивный
до суг
«Аты - баты!»
Участие в играх с элементами спорта.
Организация
оптимальной
двигательной
активности детей. Патриотическое воспитание.
Март
П. игра «Волк во рву».
З н а ко м с т в о
с
п р а в и л а м и
и г р ы .
Организация
оптимальной
двигательной
активности детей.
Апрель
П.игра
«Охотники
и
звери»
З н а ко м с т в о
с
п р а в и л а м и
и г р ы .
Организация
оптимальной
двигательной
активности детей.
Май
Игры на воздухе.
Народные игры и забавы. Знакомство с
традициями народа через игру.
В
социально-личностное
развитие
д е т е й
в х о д я т
т а к и е
образовательные области:
- «Безопасность»;
- «Социализация»;
- «Труд».
Содержание
раздела
состоит
из
двух
составляющих
предметное
и
социальное
окружение,
ознакомление
с
природой.
Каждая
составляющая
раздела имеет свою базовую основу. Введение в предметное и социальное
окружение
предполагает
формирование
представлений
о
предмете
как
таковом
и
как
о
творении
человеческой
мысли
и
результате
трудовой
деятельности.
В
ознакомлении
детей
с
явлениями
общественной
жизни
стержневой темой является жизнь труд людей. В основе приобщения к миру
природы лежит помощь ребенку в осознании себя, как активного субъекта
природы.
Перспективное
планирование
по
социально-личностному
развитию:
Тема занятия
Содержание
Сентябрь
«Моя семья».
Формировать
интерес
к
родословной.
Учить
составлять
генеалогическое
древо.
Называть имена и отчества членов семьи.
Октябрь
« Д р у г
з а
д р у ж к у
держаться
–
ничего
не
бояться»
Воспитывать трудолюбие, коллективизм,
умение приходить друг другу на помощь.
Ноябрь
Тр уд
в з р о с л ы х
–
«Гончарные мастеровые».
Формировать
интерес
к
старинным
промыслам.
Д/игра
«Что,
как
называется?»,
знакомство со сказкой «Лиса и кувшин».
Декабрь
«Здравствуй, зимушка
– зима!»
Труд в зимнее время. Учить подгребать
снег к деревьям, разметать дорожки. Развивать
трудовые навыки.
Январь
« Н о в ы й
г о д !
Наступил».
Владение
навыками
самообслуживания,
поддерживание
одежды
и
обуви
в
чистоте.
Умение работать в коллективе, договариваться
со сверстниками о том, какую часть работы
будет выполнять.
Февраль
«Защитники
отече ства»,
«Победа
в
воздухе не вьется, а руками
достается».
Рассказ
о
воинах
–
з а щ и т н и ка х
отечества,
знакомство
со
сказкой
«Каша
из
топора».
Расширять
представление
о
Российской армии.
Март
«Нет
милее
дружка,
чем родимая матушка».
Беседа о маме, изготовление поделки в
подарок
маме.
Воспитывать
чувство
любви,
уважение
и
заботы
о
женщинах.
Учить
называть место работы родителей.
Апрель
«Апрель
ленивого
не
л ю б и т ,
п р о в о р н о г о
голубит».
Рассказ
о
весенних
полевых
работах.
Самостоятельный
посев
детьми
семян
для
огорода на окне.
Май
«А
за
нами
т а ка я
гладь
–
ни
морщинки
не
видать»
Знакомство
детей
с
р а з л и ч н ы м и
способами глажения белья, как это делали в
старину.
Загадывание
загадок
о
предметах
обихода.
В
художественно-эстетическое
развитие
детей
входят
такие
образовательные области:
- «Музыка»;
- «Художественное творчество».
Для успешного овладения детьми ИЗО деятельностью и развития их
творчества необходимо помнить об общих условиях:
1.
Формирование
сенсорных
процессов,
обогащение
сенсорных
процессов,
обогащение
сенсорного
опыта,
уточнение
и
расширение
представление о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит
изображать.
2.
Учет
индивидуальных
особенностей
детей,
их
желаний
и
интересов.
3.
Использование детских работ в оформлении помещений детского
сада, организации разнообразных выставок, а так же для подарков детям и
взрослым. Дошкольники должны чувствовать , что их работы вызывают
интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру и тд.
4.
Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий
(создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных
материалов.
5.
Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе на
занятиях
и
в
свободной
художественной
деятельности.
Уважение
к
творчеству детей.
6.
Учет национальных и региональных особенностей при отборе
содержания для занятий.
Одна из важных задач – научить детей оценивать свои работы и работы
сверстников,
выделять
наиболее
интересные
изобразительные
решения
в
работах других, высказывать эстетически оценки и суждения, стремиться к
содержательному общению, связанной с художественным творчеством.
Перспективное
планирование
по
художественно-эстетическому
развитию:
Тема занятия
Цели
Сентябрь
Л е п к а :
« В ы л е п и
любые овощи и фрукты по
желанию»
Закрепить
умение
передавать
в
лепке
форму разных овощей и фруктов.
Октябрь
Рисование:
«Веселые
игрушки»
-
городецкая
роспись.
Развивать
эстетическое
восприятие,
образные представления и воображения детей;
П о з н а ко м и т ь
с
д е р е в я н н о й ,
р е з н о й
богородской
игрушкой;
учить
выделять
выразительные средства этого вида народных
и г р у ш е к :
я р к и й
н а р од н ы й
к о л о р и т,
композицию узора, мазки,
точки, черточки –
оживки.
Ноябрь
Аппликация:
«Дома
на нашей улице». «Изба».
Учить
передавать
в
аппликации
образ
сельской
улицы.
Уточнять
представление
о
величине
предметов:
высокий,
низкий,
большой,
маленький.
Упражнять
в
приемах
вырезания по прямой и по косой. Закреплять
умение
аккуратно
пользоваться
ножницами,
кисточкой,
клеем.
Воспитывать
навыки
коллективной работы, удовольствие и радость
от создания картины.
Декабрь
Лепка: «Снегурушка».
У ч ит ь
ле пит ь
фигуру
ч е л о в е к а ,
правильно
передавая
форму
одежды,
частей
тела, соблюдая пропорции. Закреплять умение
использовать
усвоенные
ранее
приемы
соединения
частей,
сглаживания
ме ст
скрепления.
Во спитывать
уважение
к
сказочным героям.
Январь
Аппликация:
«Петрушка на елке».
Учить создавать изображение из бумаги.
Закреплять умения: вырезать части овальной
формы;
вырезать
на
глаз
мелкие
детали,
аккуратно наклеивать изображения на большой
лист. Упражнять в вырезании симметричных
частей
одежды
из
бумаги
сложенной
вдвое.
Формировать
навыки
коллективной
работы.
Развивать чувство цвета, композиции.
Февраль
Рисование:
«Золотая
хохлома».
Знакомить
с
изделиями,
украшенными
хохломской
росписью.
Учить
выделять
композицию
узора,
выполнять
элементы
росписи,
Развивать
чувство
цвета,
ритма,
колорита.
Март
Лепка: «Кувшинчик».
Учить создавать изображение посуды из
целого
куска
глины
ленточным
способом;
сглаживать
поверхность
изделия
пальцами.
Воспитывать
заботливое,
внимательное
отношение к маме.
Апрель
Аппликация:
«Сказочная птица».
Закреплять
умение
вырезать
части
предмета разной формы и составлять из них
изображение. Умение вырезать симметричные
части
из
бумаги
сложенной
вдвое
(хвосты
разной конфигурации). Учить передавать образ
сказочной птицы, украшать отдельные части и
детали изображения. Развивать воображение,
активность,
творчество,
умение
выделять
красивые работы, рассказывать о них.
Май
Рисование:
«Роспись
с и л у э т о в
г ж е л ь с к о й
посуды».
Учить расписывать посуду, располагать
узор
по
форме.
Развивать
эстетическое
во с п р и я т и е
п р о и звед е н и й
н а р о д н о г о
творчества,
чувство
ритма;
эмоционально
положительное
отношение
к
гжельским
изделиям.
Закрепления
умения
рисовать
акварельными красками, готовить на палитре
оттенки цветов.