"Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной группе в условиях введения ФГОС"
Автор: Каренгина Наталья Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКОУ" Детский дом" Остров надежды" Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: "Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной группе в условиях введения ФГОС" Раздел: дошкольное образование
Создание развивающей предметно-пространственной среды в
дошкольной группе в условиях введения ФГОС
Вопрос
организации
предметно-развивающей
среды
ДОУ
на
сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
(ФГОС)
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом
принципа
интеграции
образовательных
областей
и
в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
особенностями
воспитанников.
Решение
программных
образовательных
задач
предусматривается
не
только
в
совместной
деятельности
взрослого
и
детей,
но
и
в
самостоятельной
деятельности
детей,
а
также
при
проведении
режимных
моментов.
Как
известно,
основной
формой
работы
с
дошкольниками
и
ведущим
видом
деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики
испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей
среды
ДОУ.
Понятие
предметно-развивающая
среда
определяется
как
«система
материальных
объектов
деятельности
ребенка,
функционально
моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л.
Новоселова) . Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из
первых
предложил
рассматривать
среду
как
условие
оптимального
саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок
сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль
взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая
способствует
максимальному
развитию
личности
ребенка.
Современные
ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом
насыщение
окружающего
ребенка
пространства
должно
претерпевать
изменения
в
соответствии
с
развитием
потребностей
и
интересов
детей
младшего
и
старшего
дошкольного
возраста.
В
такой
среде
возможно
одновременное
включение
в
активную
коммуникативно-речевую
и
познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и
всех детей группы .
Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится
таким
образом,
чтобы
дать
возможность
наиболее
эффективно
развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
уровня
активности.
Необходимо
обогатить
среду
элем ент ам и,
стимулирующими
познавательную,
эмоциональную,
двигательную
деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы
каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям
объединиться
подгруппами
по
общим
интересам:
конструирование,
р и с о ва н и е ,
ру ч н о й
т руд ,
т е ат р а л ь н о - и г р о ва я
д е я т е л ь н о с т ь ,
экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы,
активизирующие
познавательную
деятельность:
развивающие
игры,
технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой
работы,
магниты,
увеличительные
стекла,
пружинки,
весы,
мензурки
и
прочее;
большой
выбор
природных
материалов
для
изучения,
экспериментирования,
составления
коллекций.
Необходимы
материалы
учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы
с
рукоделием.
Для
развития
творческого
замысла
в
игре
девочкам
потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки,
банты,
сумочки,
зонтики
и
т.
п.
;
мальчикам
-
детали
военной
формы,
предметы
обмундирования
и
вооружения
рыцарей,
русских
богатырей,
разнообразные
технические
игрушки.
Важно
иметь
большое
количество
«подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек,
которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы,
способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова,
таблицы,
книги
с
крупным
шрифтом,
пособие
с
цифрами,
настольно-
печатные
игры
с
цифрами
и
буквами,
ребусами,
а
так
же
материалами,
отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные
принадлежности,
фотографии
школьников-старших
братьев
или
сестер,
атрибуты
для
игр
в
школу.
Необходимыми
в
оборудовании
старших
дошкольников
являются
материалы,
стимулирующие
развитие
широких
социальных
интересов
и
познавательной
активности
детей.
Это
детские
энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире
планеты,
о
жизни
людей
разных
стран,
детские
журналы,
альбомы,
проспекты. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда
становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и
разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда
является основным средством формирования личности ребенка и является
источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в
детском
учреждении,
должна
обеспечивать
безопасность
их
жизни,
способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из
них. В последнее время используется принцип интеграции образовательных
областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в
ц е л ом ,
с п о с о б с т ву ю щ и й
ф о рм и р о ва н и ю
ед и н о й
п р е д м е т н о -
пространственной
среды.
Это
означает,
что
для
всестороннего
развития
ребенка
организуются
несколько
предметно
-
развивающих
«сред»:
для
речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в
зависимости
от
ситуации
могут
объединяться
в
одну
или
несколько
многофункциональных
сред.
При
этом
очень
важно,
чтобы
предметы
и
игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом
этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а
средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей
и
их
пространственно-
временные
«переживания»
обязательно
сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я
сажусь на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования,
педагоги
могут
использовать
несколько
основных
методических
приемов
обыгрывания
среды,
которые
имеют
прямой
развивающий
и
обучающий
эффект: - показ предмета и его называние; - показ действий с предметами и
их
называние;
-предоставление
ребенку
свободы
выбора
действий
и
экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1.
Среда
должна
выполнять
образовательную,
развивающую,
воспитывающую,
стимулирующую,
организованную,
коммуникативную
функции.
Но
самое
главное
–
она
должна
работать
на
развитие
самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2.
Необходимо
гибкое
и
вариативное
использование
пространства.
Среда
должна
служить
удовлетворению
потребностей
и
интересов
ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст
детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5.
В
каждой
группе
необходимо
предусмотреть
место
для
детской
экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо
учитывать
закономерности
психического
развития,
показатели
их
здоровья,
психофизиологические
и
коммуникативные
особенности,
уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально
- потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными
тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9.
Предметно-развивающая
среда
группы
должна
меняться
в
зависимости
от
возрастных
особенностей
детей,
периода
обучения,
образовательной программы.
Важно,
что
предметная
среда
имеет
характер
открытой,
незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе
говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых
обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо
пополнять
и
обновлять,
приспосабливая
к
новообразованиям
определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой
возрастной
группы
в
ДОУ,
необходимо
учитывать
психологические
основы
конструктивного
взаимодействия
участников
воспитательно-
образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды
дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной
группы, на которую нацелена данная среда.
Список литературы
1.
В.А.
Петровский,
Л.М.
Кларина,
Л.А.
Смывина,
Л.П.
Стрелкова.
Концепция
построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993
2. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М.,
1989
3. Закон Российской Федерации « Об образовании»
4.
Концепция
содержания
непрерывного
образования
(дошкольное
и
начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему
образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-
педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
6. ФГОС ДО
7.Новоселова
С.
Развивающая
предметная
среда:
Методические
рекомендации
по
проектированию
вариативных
дизайн
-
проектов
развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных
комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
8.
Радионова
О.Р.
Педагогические
условия
организации
развивающей
предметной
среды
в
дошкольном
образовательном
учреждении:
дисс.
соискание
ученой
степени
кандидата
педагогических
наук.
–
М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. –
187 с.