Напоминание

Использование современных технологий


Автор: Сурдин Владимир Константинович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР
Населённый пункт: Салехард
Наименование материала: Познавательный интерес как средство формирования эмоционально–ценностного восприятия на занятиях объединения «Мототехника»
Тема: Использование современных технологий
Раздел: дополнительное образование





Назад




Познавательный интерес как средство формирования

эмоционально-ценностного восприятия на занятиях объединения

«Мототехника»

Одним из существующих средств и путей эмоционального насыщения

человека является интерес и его разновидность - склонность, обозначающая

обычно

сильное

стремление

к

определенной

деятельности.

Интерес

-

потребность в определенных эмоциональных переживаниях, переходящая в

склонность,

является

весьма

важным

и

действующим

мотивом

соответствующей деятельности, необходимым и в учебно-воспитательном

процессе. Недаром некоторые педагоги считают, что искусство воспитания

есть искусство возбуждения и удовлетворения интересов.

Например, интерес к решению задач, когда ученик решает задачи не

потому,

что

этого

требует

учитель,

а

ради

интереса,

ради

получения

эмоционального удовлетворения от преодоления трудностей, ради радости от

удачно найденного красивого решения. И в результате интерес перерастает в

познавательный.

В педагогических и психологических исследованиях познавательный

интерес

имеет

множество

различных

трактовок.

Под

познавательным

интересом

мы

понимаем

избирательную

направленность

личности,

обращенную к области познания, как к ее предметной стороне, так и самому

процессу овладения знаниями.

Таким образом, задача развития познавательного интереса направлена

на

проявление

у

обучающихся

ценностно-смысловой

ориентации,

т.

е.

установление

связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

другими

словами,

между

результатом

учения

и

тем,

что

побуждает

деятельность,

ради

чего

она

осуще ствляется.

Речь

идет

о

смыслообразовании, личностном самоопределении.

На занятии требуется создать такое мотивационное поле, когда дети

испытывают эмоционального удовлетворения от преодоления трудностей.

Данная задача заключается не в формировании знаний и умений. Она

связана с созданием условий для проявления отношения к окружающему

миру, к изучаемым процессам и явлениям, к другим людям. Эмоционально-

ценностная

направленность

проявляются

в

учебно-познавательной

деятельности практического и интеллектуального характера. Следствием чего

является

сплав

убеждений

и

практических

действий

обучающихся,

способствующий усвоению социального опыта.

Какие приемы и способы работы я использую:

1. Психологический настрой обучающихся.

– Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о настроении. Каким

может быть настроение?

– Внимательно посмотрите, друг на друга и попробуйте определить, у

кого самое хорошее настроение.

Дети определяют, называя имя ребенка (например, Данила)

– Данила, я попрошу тебя, чтобы ты подал руку своему соседу Диме, а

Дима – Вике. И так, сомкнулся круг. А теперь, постарайтесь почувствовать

тепло

рук

ваших

друзей.

Чувствуете?!

Это

Данила

передал

нам

свое

настроение.

Повернитесь

к

гостям,

улыбнитесь,

пожелайте

им

здоровья.

эмоционально-психологический

настрой

на

начальной

стадии

занятия

увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует

проявление активности и творческих способностей.

2. Разгадывание кроссвордов.

– Каждый из вас любит разгадывать кроссворды. Оказывается, можно

научиться размышлять коллективно, разбирая узлы, агрегаты и детали от

мотоцикла.

Как

мы

называем

основную

деталь

мотоцикла,

мы

узнаем,

разгадав кроссворд

М О Т

О Р

А Л Л И

А М О Р

Т

И З

А Т

О Р

Т

Р

И Ц И К

О Л

В

О С

Х О Д

С

Н Е

Г

О К

А Т

Г

И Д Р

О Ц И К

Л

Д

Н Е

П Р

К

О Л Я

С

К

А

К

У Л

И С

А

М И Н С

К

О Б

Т

Е

К

А

Т

Е

Л Ь

Т

Р

А Й

К

О П П О

З

И

Т

Ч

И К

П А Т

Р

У

Б

О К

Р

Е

Й С

Е

Р

О К

Т

А

Н

О

В

О Е

Ч

И С

Л О

Б

А К

Е

З

Д А

Г

Л У Ш И

Т

Е

Л Ь

М А Г

Н

Е

Т

О

О П П

О

З

И

Т

Т

О Р

Ц

О

В

Ы Й К

Л Ю Ч

О Б

Е

Ч

А

Й

К

А

Р

Е

Й

С

Е

Р

И Н Ж Е

К

Т

О Р

С

Т

А

Р

Т

Е

Р

Т

Р

А

Н

С

М И С

С

И Я

А

М О Р

Т

И З

А Т

О Р

Г

Е

Н Е

Р

А

Т

О Р

Р

А

Д И

А

Т

О Р

Е

З

Д А

Г

Р

И П

С

А

К

К

У

М У

Л Я

Т

О Р

Т

Я

Г

А

Ч

Ё

П П

Е

Р

И Н

С

Т

Р

У

К

Ц И Я

К

О

Л Е

Н

В

А Л

В

А

Л

Г

А

Й К

А

Ш У

Р

У

П

Ш Е

С

Т

Е

Р

Н Я

Р

Е

Г

У

Л Я

Т

О Р

С

А

Л

Ь

Н И К

Н Е

Й

Т

Р

А Л Ь

К

У Л

А

Ч

Ё

К

Ш Л

И Ц

А

К

А

Р

Т

Е

Р

М Е

Х

А Н И З

М

З

А З

О

Р

К

О Н

Т

Р

Г

А Й К

А

О

С

Ь

П Е

Р

Е

Д

А Ч

А

Ш И

П

Д И

С

К

В

И Н

Т

(Эталон) + Ответ:

- Проверка

– Итак, мы выяснили…

Так создаётся мотивация детей для включения в постановку цели и

планирование деятельности по ее достижению.

3. Использование занимательного материала, например сказки.

В

одном

провинциальном

городке

жили

в

прошлом

веке

два

прекрасных мастера своего дела: один по слесарному и токарному делу, а

главное - он отличный моторист был. Другой сварщик и оргонщик, да и ещё

хороший агрегатчик. Они были отличными мастерами своего дела, славились

золотыми руками и преумножали людскую молву о своём искусстве, каждым

своими изделиями. Однако определить, кто из них был первым мастером,

горожане

затруднялись.

И

решили

мастера

устроить

соревнование

-

за

короткий

срок

собрать

по

мотоциклу,

чей

мотоцикл

лучше

тот

и

победитель. Сказано - сделано. Через три дня пришли на спортивное поле

люди

полюбоваться

искусством

мастеров

и

увидели

два

мото-близнеца,

быстрых, отлично слаженных, винт - к винту, деталь - к детали. Правда,

коробки переключаемых передач были разные: у первого механика ручной, а

у второго автомат роботизированный, но народ этого не увидит же. И тогда

дали

умельцам

ещё

срок,

чтоб

нарядили

они

свои

мотоциклы,

и

вновь

засвистели

станки

и

аппараты.

Один

мастер

обрядил

свой

мотоцикл

«голубкой быстрокрылой». Полетела «голубка» по широким и узким тропам

и дорогам, едва касаясь земли ладным своим ходом. Другой мастер соорудил

мотоцикл в виде страшного чёрного дракона. Кинулся «дракон» вдогонку,

лязгают

ужасные

зубы,

бьется

по

дороге

ощетинившийся

хвост,

вот-вот

догонит «голубку». Видит первый мастер, что не уйдёт от погони, включил

форсаж.

Запел

мотор,

нежно

выгнулась

рама,

как

лебединая

шея,

будто

светлое облачко парит над землёй. Злобно зарычал «мот» второй, оскалился

мотоцикл-дракон, выпустил густой чёрный дым в виде лохматых страусовых

крыльев. Хлопают на ветру крылья, да только не догнать ему «голубки».

Изобразил

тогда

второй

мастер

на

своём

парусе

волшебного

паука.

Перебирает

паук

мохнатыми

чёрными

лапами,

плетёт

чёрную

дымовую

паутину. Затянула та паутина всё небо, настала мгла кромешная. Сбилась

«голубка» с курса, заметалась, куда ей ехать, не знает. Изобразил тогда

первый мастер на своём мотокрыле (сполере) путеводную звезду. Осветила

звезда

своим

сиянием

путь

из

царства

тьмы,

вырвалась

«голубка»

и

понеслась прямиком к Сапун-горе. На пути мотоцикл выбросил красный

флажок, чтобы его заметили издалека. Победно затрепетал вымпел по ветру,

и, люди с ликованием и радостными криками приветствовали мотоцикл-

победитель и его создателя. Рассвирепел второй мастер, что не удалось ему

вырвать победу, погнал он свой мотоцикл в дикие края к обрывам крутым и

скалам, ненавидя всё человечество за свою неудачу. До сих пор он прячется

там от людских взоров, пугая своим страшным детищем заплутавших детей и

взрослых, да наводит панику на, сбившиеся с курса, водителей автомашин и

мотоциклистов,

принимающие

его

за

ночного

гонщика.

А

мотоцикл

«голубка» возит своего хозяина по дорогам общего пользования, катает детей

по праздникам и прославляет город мастерством своего создателя.

После

прослушивания

сказки

дети

делятся

на

две

группы.

Первая

группа разрабатывает мини-проект путеводной звезды и крылатые сполеры,

которая

помогла

мастеру

«голубки»

выиграть

спор.

Вторая

группа

-

волшебного

паука

-

затянувшего

паутиной

всё

небо

мглой

кромешной,

которого изобразил второй мастер.

Так создаются условия для ценностного отношения к творческой

деятельности, для самоопределения к виду и содержанию деятельности двух

мастеров, их отличительных свойств по профессиональной линии.

4.

Поддержание

высокой

работоспособности

на

занятии.

Эмоционально

ценностное

восприятие

изучаемых

явлений

является

прекрасным

средством

для

поддержания

высокой

работоспособности

на

занятии.

На

занятиях

дети

осознают

ценность

учебного

труда.

Но

ценностное

отношение

к

труду

может

развиваться

только

в

трудовой

деятельности, порою однотонной, что вызывает усталость. Утомление есть

следствие

напряженной

работы.

Главное

не

допустить

переутомления.

Необходимо переключить интеллектуальное напряжение на эмоциональное.

При этом работоспособность восстанавливается.

В этом случае рекомендуется проводить:

Физкультминутки.

- Футбол

- Лапта

- Бросание в снежки

- Догонялки

Рефлексия.

Рефлексия

это

не

просто

обязательный

элемент

занятия,

позволяющий

установить

обратную

связь

с

детьми,

оценить

себя

в

деятельности.

Поэтому необходимы вопросы типа:

– Что вам было особенно трудно?

– Что нового узнали на уроке?

– Что думаете делать дальше в мототехнике?

Один из ответов:

– На следующем занятии …….

В процессе рефлексии формируется ценностно-смысловое отношение

к деятельности, к ее результатам. Как следствие успешно решается задача

формирования и развития личностных УУД.



В раздел образования