Автор: Шавкунова Наталья Александровна
Должность: воситатель
Учебное заведение: "Далматовская санаторная школа–интернат
Населённый пункт: г. Далматово
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных кометенций
Раздел: дополнительное образование
«Формирование коммуникативной
компетенции
педагогов и обучающихся»
Современная
концепция
российского
образования
ставит
целью
подготовку выпускника школы 21 века, обладающего не только знаниями,
умениями
и
навыками,
но
и
такими
личностными
качествами
как
инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные
решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в
течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и обеспечивают
гибкость
личности
и
устойчивость
в
постоянно
меняющихся
условиях
развития страны. «Школа является критически важным элементом в этом
процессе», – отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша
новая
школа».
–
«Главные
задачи
современной
школы
–
раскрытие
способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного
человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном
мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники
могли
самостоятельно
ставить
и
достигать
серьёзных
целей,
умело
реагировать на разные жизненные ситуации».
В
проекте
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
(второго
поколения)
задан
стратегический
ориентир
образования
на
развитие
личности
учащегося
на
основе
освоения способов деятельности.
Современный социальный
заказ
на
качественное
образование
состоит,
прежде
всего,
в
подготовке
учащихся
с
развитой коммуникативной
компетенцией.
Это
ключ
к
успешной
деятельности
и
ресурс
эффективности
и
благополучия будущей жизни школьника.
Коммуникативная
компетенция
включает
в
себя
знание
языков,
способов
взаимодействия
с
окружающими
людьми
и
событиями,
навыки
работы
в
группе,
коллективе,
владение
различными
социальными ролями в коллективе.
Составляющими данной
компетенции являются:
Письменная коммуникация
Публичное выступление
Диалог
Продуктивная групповая коммуникация
«Чтобы стать успешным, быть счастливым, жить
достойно – нужно говорить!»
Школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения
коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым
явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Каково же значение
коммуникативной компетенции для
школьника?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример:
если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом
чрезмерную
тревогу,
его
реальный
ответ
(как
воплощение
коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а
его
оценка,
соответственно,
ниже.
Полученный
негативный
опыт
отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых,
от
коммуникативной
компетентности
во
многом
зависит
процесс
адаптации
ребенка
к
школе,
в
частности
его
эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно,
школьная
адаптация
подразделяется
на
учебную
и
социально-
психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду
деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко
находит
общий
язык
с
одноклассниками,
то
испытывает
больший
психологический
комфорт
и
удовлетворенность
ситуацией.
И
напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей,
вызывает
ощущения
непринятости,
одиночества
в
классе,
может
провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих,
коммуникативная
компетентность
учащихся
может
рассматриваться в образовательном процессе не только как условие
сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс
эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Проблема
эффективной
речи
особенно
важна
сегодня,
когда
растёт
значение
правильного,
убедительного
слова.
Современная
школа
должна
подготовить
человека
думающего
и
чувствующего,
который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в
жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.
Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать
проблемы
в
любых
ситуациях.
Овладение
коммуникативной
компетентностью – необходимое условие формирования социально
активной
личности.
Научиться
ясно,
и
грамматически
правильно
говорить,
обладать
хорошо
поставленным
голосом,
излагать
собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои
эмоции
разнообразными
интонационными
средствами,
соблюдать
речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому.
Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе
обучения
учащихся
является
развитие
к омм уник ативных
способностей.
Компетенции закладываются
в
образовательный
процесс
посредством
технологий;
содержания образования;
стиля жизни ОУ;
типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися
и между обучающимися.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
все формы учебного диалога;
доклады и сообщения;
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом
общем
виде,
роли
Говорящего
и
Слушающего,
Задающего
вопросы и Отвечающего;
учебные
исследования
и
учебные
п р о е к т ы ,
требующие
проведения
опросов,
бесед,
интервью
у
разных
категорий людей;
обсуждения, дискуссии, диспуты;
упражнения
психологического
тренинга
общения,
в
том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
выступление на защитах учебных исследовательских
работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
выступление в качестве ведущих на мероприятиях,
вечеров и т.д.;
вовлечение учащихся в работу театральных студий.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем
виде, роли Пишущего и Читающего;
учебные
исследования
и
учебные
проекты,
требующие
проведения
анкетирования
или
письменного
интервью
с
предварительной подготовкой вопросов (опросников);
проекты,
предполагающие
составление
текстов
для
размещения
на
Интернет-форумах
или
отправки
по
электронной
почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
подготовка заметок и статей в СМИ с учетом аудитории;
рецензирование
учебных
исследовательских
работ,
подготовленных одноклассниками.
Учителя
начальных
классов
гимназии
уделяют
большое
внимание
формированию
коммуникативной
компетенции.
При
исправлении
недостатков
речевого
развития
выделяют
четыре
направления:
- воспитание звуковой культуры речи;
- уточнение словарного запаса речи
- выявление уровня сформированности фразовой речи
- совершенствование речевого общения.
Использование
возможностей
урока
для
формирования
коммуникативной компетенции в большей степени решается на уроках
русского языка и литературного чтения. Однако это не означает, что на
других
уроках
этот
процесс
отсутствует. Используя
современные
методы,
формы
и
приемы
учителя
начальных
классов
успешно
решают поставленные задачи на таких уроках как окружающий мир,
интеллектика, риторика, изучение которой продолжается в основной
школе.
Знание формируется через общение, а общение — через знание;
урок литературы — это общение, а не просто работа, это совместная
деятельность
учителя
и
ученика
на
творческой
основе,
духовном
равенстве и межличностном общении.
Особое
внимание
в
своей
деятельности уделяют
приёмам
технологии развития критического мышления, позволяющей ученикам
создавать
самостоятельные
творческие р а б от ы с
опорой
на
собственные знания. Шагая в ногу со временем, стараются активно
использовать информационно-коммуникативные технологии, которые
делают урок современным, занимательным, динамичным и красивым,
создают яркие и запоминающиеся образы при изучении материала.
С целью обучения детей результативному общению разработан
дидактический
материал,
включающий
задания,
направленные
на
развитие
коммуникативных
компетенций.
Особенность
этих
материалов
заключается
в
том,
что
они
предполагают
создание
игровых ситуаций, включение учащихся в диалог, работу в группах,
микрогруппах,
парах.
Задания
носят
уровневый
характер,
ученики
выбирают
их
в
зависимости
от
самооценки.
Динамика
перехода
учеников от одного уровня к другому обеспечивает обратную связь,
являющуюся
надёжным
средством
диагностики.
При
изучении
материала
с
целью
развития
коммуникативной
культуры
учеников
углубляются темы, связанные с развитием устной и письменной речи
учащихся; интегрируется материал предметов гуманитарного цикла, а,
следовательно, расширяется проблематика урока, усиливается связь с
жизнью;
учитываются
индивидуальные
особенности
ученика.
В
результате деятельности на уроках гуманитарного профиля у детей
возрос
интерес
к
русскому
языку
и
литературе,
к
культурному
общению.
Это
проявляется
в
том,
что
они
охотно
выполняют
домашние задания, активны на уроках, задают вопросы на углубление
знаний,
привлекают
дополнительные
источники
получения
информации. Ученики умеют использовать полученные знания для
решения практических и познавательных задач. В устной форме они
владеют навыком пересказа текста подробно, сжато, с изменением
лица; умеют выразительно читать стихи; умеют грамотно вести диалог:
чётко, лаконично или образно выражать мысль, задавать вопросы,
приводить
аргументы
и
контраргументы,
терпимо
относиться
к
собеседнику.
Особое
внимание
в
своей
деятельности
при
формировании
коммуникативной
культуры уделяем
интеграции
содержания учебных предметов
Освоение этики происходит путём анализа предлагаемых детям
ситуаций,
извлечённых
из
литературных
произведений,
анализа
реальных
жизненных
ситуаций,
возникающих
в
школьной
и
внешкольной среде. Дети должны не только усваивать, что хорошо, а
что плохо, но и представлять, почему лучше поступить так, а не иначе;
они
должны
учиться
понимать
людей,
оценивать
их
поступки,
взаимоотношения, корректировать своё поведение в соответствии с
моральными
нормами.
Психологическая
и
этическая
культура
человека находит отражение в практическом поведении, в том числе и
в речи.
В соответствии
с концепцией
модернизации
российского
образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку
приобретают
особое
значение,
т. к.
коммуникативная
компетенция
выступает
как
интегративная,
ориентированная
на достижение
практического
результата
в овладении
английским
языком,
а также
на образование,
воспитание
и развитие
личности
школьника.
На
уроках используют частично- поисковый метод, метод постепенного
приобщения
учеников
к
самостоятельному
решению
проблем.
Технология
проектного
обучения
как
способ
организации
самостоятельной деятельности учащегося, прочно вошел в систему их
работы.