Напоминание

Формирование коммуникативных кометенций


Автор: Шавкунова Наталья Александровна
Должность: воситатель
Учебное заведение: "Далматовская санаторная школа–интернат
Населённый пункт: г. Далматово
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных кометенций
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Формирование коммуникативной

компетенции

педагогов и обучающихся»

Современная

концепция

российского

образования

ставит

целью

подготовку выпускника школы 21 века, обладающего не только знаниями,

умениями

и

навыками,

но

и

такими

личностными

качествами

как

инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные

решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в

течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и обеспечивают

гибкость

личности

и

устойчивость

в

постоянно

меняющихся

условиях

развития страны. «Школа является критически важным элементом в этом

процессе», – отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша

новая

школа».

«Главные

задачи

современной

школы

раскрытие

способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного

человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном

мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники

могли

самостоятельно

ставить

и

достигать

серьёзных

целей,

умело

реагировать на разные жизненные ситуации».

В

проекте

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

(второго

поколения)

задан

стратегический

ориентир

образования

на

развитие

личности

учащегося

на

основе

освоения способов деятельности.

Современный социальный

заказ

на

качественное

образование

состоит,

прежде

всего,

в

подготовке

учащихся

с

развитой коммуникативной

компетенцией.

Это

ключ

к

успешной

деятельности

и

ресурс

эффективности

и

благополучия будущей жизни школьника.

Коммуникативная

компетенция

включает

в

себя

знание

языков,

способов

взаимодействия

с

окружающими

людьми

и

событиями,

навыки

работы

в

группе,

коллективе,

владение

различными

социальными ролями в коллективе.

Составляющими данной

компетенции являются:

Письменная коммуникация

Публичное выступление

Диалог

Продуктивная групповая коммуникация

«Чтобы стать успешным, быть счастливым, жить

достойно – нужно говорить!»

Школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения

коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым

явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Каково же значение

коммуникативной компетенции для

школьника?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример:

если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом

чрезмерную

тревогу,

его

реальный

ответ

(как

воплощение

коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а

его

оценка,

соответственно,

ниже.

Полученный

негативный

опыт

отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых,

от

коммуникативной

компетентности

во

многом

зависит

процесс

адаптации

ребенка

к

школе,

в

частности

его

эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно,

школьная

адаптация

подразделяется

на

учебную

и

социально-

психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду

деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко

находит

общий

язык

с

одноклассниками,

то

испытывает

больший

психологический

комфорт

и

удовлетворенность

ситуацией.

И

напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей,

вызывает

ощущения

непринятости,

одиночества

в

классе,

может

провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих,

коммуникативная

компетентность

учащихся

может

рассматриваться в образовательном процессе не только как условие

сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс

эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Проблема

эффективной

речи

особенно

важна

сегодня,

когда

растёт

значение

правильного,

убедительного

слова.

Современная

школа

должна

подготовить

человека

думающего

и

чувствующего,

который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в

жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.

Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать

проблемы

в

любых

ситуациях.

Овладение

коммуникативной

компетентностью – необходимое условие формирования социально

активной

личности.

Научиться

ясно,

и

грамматически

правильно

говорить,

обладать

хорошо

поставленным

голосом,

излагать

собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои

эмоции

разнообразными

интонационными

средствами,

соблюдать

речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому.

Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе

обучения

учащихся

является

развитие

к омм уник ативных

способностей.

Компетенции закладываются

в

образовательный

процесс

посредством

технологий;

содержания образования;

стиля жизни ОУ;

типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися

и между обучающимися.

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

все формы учебного диалога;

доклады и сообщения;

ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом

общем

виде,

роли

Говорящего

и

Слушающего,

Задающего

вопросы и Отвечающего;

учебные

исследования

и

учебные

п р о е к т ы ,

требующие

проведения

опросов,

бесед,

интервью

у

разных

категорий людей;

обсуждения, дискуссии, диспуты;

упражнения

психологического

тренинга

общения,

в

том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;

выступление на защитах учебных исследовательских

работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;

выступление в качестве ведущих на мероприятиях,

вечеров и т.д.;

вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем

виде, роли Пишущего и Читающего;

учебные

исследования

и

учебные

проекты,

требующие

проведения

анкетирования

или

письменного

интервью

с

предварительной подготовкой вопросов (опросников);

проекты,

предполагающие

составление

текстов

для

размещения

на

Интернет-форумах

или

отправки

по

электронной

почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;

подготовка заметок и статей в СМИ с учетом аудитории;

рецензирование

учебных

исследовательских

работ,

подготовленных одноклассниками.

Учителя

начальных

классов

гимназии

уделяют

большое

внимание

формированию

коммуникативной

компетенции.

При

исправлении

недостатков

речевого

развития

выделяют

четыре

направления:

- воспитание звуковой культуры речи;

- уточнение словарного запаса речи

- выявление уровня сформированности фразовой речи

- совершенствование речевого общения.

Использование

возможностей

урока

для

формирования

коммуникативной компетенции в большей степени решается на уроках

русского языка и литературного чтения. Однако это не означает, что на

других

уроках

этот

процесс

отсутствует. Используя

современные

методы,

формы

и

приемы

учителя

начальных

классов

успешно

решают поставленные задачи на таких уроках как окружающий мир,

интеллектика, риторика, изучение которой продолжается в основной

школе.

Знание формируется через общение, а общение — через знание;

урок литературы — это общение, а не просто работа, это совместная

деятельность

учителя

и

ученика

на

творческой

основе,

духовном

равенстве и межличностном общении.

Особое

внимание

в

своей

деятельности уделяют

приёмам

технологии развития критического мышления, позволяющей ученикам

создавать

самостоятельные

творческие р а б от ы с

опорой

на

собственные знания. Шагая в ногу со временем, стараются активно

использовать информационно-коммуникативные технологии, которые

делают урок современным, занимательным, динамичным и красивым,

создают яркие и запоминающиеся образы при изучении материала.

С целью обучения детей результативному общению разработан

дидактический

материал,

включающий

задания,

направленные

на

развитие

коммуникативных

компетенций.

Особенность

этих

материалов

заключается

в

том,

что

они

предполагают

создание

игровых ситуаций, включение учащихся в диалог, работу в группах,

микрогруппах,

парах.

Задания

носят

уровневый

характер,

ученики

выбирают

их

в

зависимости

от

самооценки.

Динамика

перехода

учеников от одного уровня к другому обеспечивает обратную связь,

являющуюся

надёжным

средством

диагностики.

При

изучении

материала

с

целью

развития

коммуникативной

культуры

учеников

углубляются темы, связанные с развитием устной и письменной речи

учащихся; интегрируется материал предметов гуманитарного цикла, а,

следовательно, расширяется проблематика урока, усиливается связь с

жизнью;

учитываются

индивидуальные

особенности

ученика.

В

результате деятельности на уроках гуманитарного профиля у детей

возрос

интерес

к

русскому

языку

и

литературе,

к

культурному

общению.

Это

проявляется

в

том,

что

они

охотно

выполняют

домашние задания, активны на уроках, задают вопросы на углубление

знаний,

привлекают

дополнительные

источники

получения

информации. Ученики умеют использовать полученные знания для

решения практических и познавательных задач. В устной форме они

владеют навыком пересказа текста подробно, сжато, с изменением

лица; умеют выразительно читать стихи; умеют грамотно вести диалог:

чётко, лаконично или образно выражать мысль, задавать вопросы,

приводить

аргументы

и

контраргументы,

терпимо

относиться

к

собеседнику.

Особое

внимание

в

своей

деятельности

при

формировании

коммуникативной

культуры уделяем

интеграции

содержания учебных предметов

Освоение этики происходит путём анализа предлагаемых детям

ситуаций,

извлечённых

из

литературных

произведений,

анализа

реальных

жизненных

ситуаций,

возникающих

в

школьной

и

внешкольной среде. Дети должны не только усваивать, что хорошо, а

что плохо, но и представлять, почему лучше поступить так, а не иначе;

они

должны

учиться

понимать

людей,

оценивать

их

поступки,

взаимоотношения, корректировать своё поведение в соответствии с

моральными

нормами.

Психологическая

и

этическая

культура

человека находит отражение в практическом поведении, в том числе и

в речи.

В соответствии

с концепцией

модернизации

российского

образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку

приобретают

особое

значение,

т. к.

коммуникативная

компетенция

выступает

как

интегративная,

ориентированная

на достижение

практического

результата

в овладении

английским

языком,

а также

на образование,

воспитание

и развитие

личности

школьника.

На

уроках используют частично- поисковый метод, метод постепенного

приобщения

учеников

к

самостоятельному

решению

проблем.

Технология

проектного

обучения

как

способ

организации

самостоятельной деятельности учащегося, прочно вошел в систему их

работы.



В раздел образования