Авторы: Гетман Алла Олеговна, Евсеева Виктория Олеговна
Должность: концертмейстер, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ Белокалитвинский район
Населённый пункт: город Белая Калитва, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности музыкального оформления урока классического танца
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка на тему
«Особенности музыкального оформления
урока классического танца»
Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом завоёвывает
всё
большую
популярность,
став
одним
из
важнейших
факторов
формирования гармонично развитой, духовно богатой личности.
Танец пришёл к нам из глубокой древности. Его возникновение было
бы невозможно, если бы на помощь движению не приходила музыка. Она
усиливает
выразительность
танцевальной
пластики
и
даёт
ей
эмоциональную
и
ритмическую
основу.
Хореографическое
искусство
изначально
синтетично,
ибо
вне
музыкального
сопровождения
оно
не
существует.
Образная природа этих искусств во многом похожа. Музыка опирается
на выразительность интонаций человеческой речи, хореография опирается
на выразительность движений человеческого тела. Эта связь обусловлена и
самой
биологической
природой
человека,
имеющего,
как
известно
два
способа сенсорного самовыражения: звуковое и двигательное.
При этом ни тот ни другой виды искусства при этом не воспроизводят
конкретные
бытовые
интонации
и
движения,
а
используют
лишь
сам
принцип выражения чувства и смысла в голосовом звукоизвлечении и в
пластическом движении. Общность образной природы создаёт возможность
органического соединения музыки хореографии в единое целое.
Вот что писал Ж. Ж. Новерр в 1760 году в своих «Письмах о танце»:
«Хорошая музыка должна живописать, должна говорить. Отзываясь на
неё, танец становится как бы эхом, послушно повторяющим вслед за ней всё
то, что она произносит».
Эти два вида искусств родственны не только в плане содержания, но и
в плане формы. Особенности музыки проникают как в драматургию, так и в
структуру
хореографии.
Помимо
этого,
они
родственны
и
как
искусства,
развивающиеся во времени. Поэтому и в том и в другом случае огромную
роль
в
создании
образов
играет
ритм.
Всё
богатство
и
многообразие
танцевальных ритмов задаётся прежде всего музыкальным произведением.
Однако
было
бы
ошибочно
понимать
хореографию
как
простое
зримое
выражение
музыкальной
мысли,
основанное
на
точном
«переводе»
звучащего
ритма в
пластический и буквальное
«отанцовывание»
каждой
ноты мелодии.
Соотношение
музыкального
и
танцевального
ритма
может
быть
различным:
а) они могут идти в унисон (совпадать в каждом движении и звуке)
б)
образовывать
своего
рода
гетерофонию
(совпадать
в
одних
моментах и расходиться в других)
в)
сочетаться
по
принципу
полифонии
(совпадать
лишь
в
опорных
точках при относительно независимом течении мелодии и танца.
Хореография
находится
в
разном
отношении
к
трём
временным
характеристикам музыки – темпу, метру и ритму.
Темп имеет абсолютное значение, здесь расхождение невозможно, он
задаётся звучащим произведением.
Метр также даёт основу временной организации движений. Однако
танец очень редко сводится лишь к отбиванию каждой метрической доли
такта.
Обычно
его
организация
свободнее,
опорные
моменты
могут
совпадать не только с долями такта, но и с полутактами,с тактами и даже с
двутактами.
Что
же
касается
ритма,
то
его
соотношение
с
музыкой
наиболее
свободно
и
вариантно.
Опираясь
на
звуковое
сопровождение,
танец
не
является ритмической копией, структура произведения не переводится в
хореографию буквально.
Благодаря
этому
движения
обретают свободу
в
воплощении образно-драматического содержания.
Вопрос
о
взаимосвязи
этих
искусств
неоднократно
раскрывался
в
педагогической
и
психологической
литературе.
Идея
о
том,
что
живой
организм выражает себя в движении гораздо яснее, чем в словах, возникла в
психотерапевтической практике, которой было установлено, что процессы
психические
и
физиологические
тесно
связаны
и
представляют
собой
функциональное
единство.
Знание
о
неразрывной
связи
эмоции
и
её
телесного
выражения
явилось
очень
важным
открытием,
возникшим
в
процессе
аналитической
терапии
эмоциональных
проблем
человека.
Согласно
исследованиям,
музыка
моделирует
не
человеческую
эмоцию
непосредственно, а её внешние проявления.
Научными
исследованиями
доказано,
что
любой
звук
вызывает
у
человека
подкорковую
иннервацию
мускулатуры.
Он
действует
на
весь
организм. Восприятие и понимание музыки происходит через ощущение её
связками, мышцами, движением, дыханием.
При слушании связь музыкальных интонаций с пластическим опытом
человека
почти
не
осознаётся,
поскольку
этот
опыт
используется
в
психическом плане. Но эта связь значительно выше в активной деятельности,
связанной
с
музыкальным
движением,
поскольку
именно
оно
вызывает
восприятие.
«Всякое
восприятие есть
восприятие движений
организма
–
либо внутренних, либо с внешним миром. Все чувства, все ощущения зависят
от движения» (Лоуэн, 1996).
Э. Жак-Длькроз пишет: «Любая музыка начинается с движения, потому
что она сама есть человеческие чувства, ставшие музыкальным движением».
Он
утверждал,
что
любая
музыкальная
идея
должна
быть
воплощена
телесно и только тогда она может стать собственностью человека. Моторное
звено музыкального восприятия работает на основании единства эмоции и
двигательного
выражения.
Его
функционирование
осуществляется
как
двигательное импровизированное подстраивание к звучанию. Движение в
этом
случае
является
как
бы
внезвуковым
эквивалентом
музыкальной
интонации.
Особую форму сочетания музыки и движения искал и К. Орф. В его
концепции музыка и движение образуют неразделимое единство, так как
тело человека естественно приспособлено для продуцирования звуков и
движения
с
ними.
Его
идея
о
«взаимовыведении»
нашла
убедительное
подтверждение у психологов. Р. Хелд утверждает, что не только музыка
способна вызвать движения человеческого тела, но и движение становится
обучающим
фактором.
Оно
оказывает
влияние
на
характер
восприятия
образной сферы музыкального произведения. Музыка и хореография как бы
взаимно выводятся, подкрепляют и усиливают друг друга.
Согласно современным исследованиям мышечное чувство помогает
объединению
всех
ощущений.
Интегрирующая
функция
двигательных
импульсов
состоит
в
том,
что
они
способствуют
активации
в
мозгу
ассоциативных
зон.
Механизм
взаимодействия
ощущений,
называемый
синестезией,
лежит
в
основе
моделирования
музыкой
разнообразия
явлений окружающего мира.
Из
вышесказанного
становится
ясно,
использование
музыкальных
произведений на хореографических занятиях является активным общением
учащихся
с
этим
видом
искусств.
Концертмейстер
играет
далеко
не
последнюю роль в формировании музыкальности учащихся. Музыка всегда
содержательна,
поэтому
движения
под
неё
более
осмысленны
и
эмоционально окрашены.
В
основе
учебной
подготовки
детей
лежит
система
классической
школы
танца,
принятая
во
всех
профессиональных
хореографических
заведениях. Подбор классических подготовительных упражнений отличается
последовательностью и систематичностью, что позволяет достигать хороших
результатов в отношении тренировки движений.
Упражнения
классического
танца
имеют
точную
направленность
и
помимо проработки того или иного движения обогащают учащихся знанием
элементов, непосредственно включаемых в танец. На уроках классического
танца
непрерывно
продолжается
музыкальное
образование,
начатое
на
занятиях ритмикой.
Музыкальное
оформление
опирается
на
основную
задачу
урока:
научить детей исполнять отдельные движения и их комбинации грамотно, по
правилам, с точным соблюдением ритмического рисунка.
Урок классического танца условно делится на две части:
Первая часть
–
упражнения,
выполняемые
у
станка
(exercice)
и
их
последовательность: plie, battments tendus, battments tendus jetes, rond de
jambe par terre, battments fondues, battments frappes, rond de jambe en l’air,
petits battments, battments developpes, grands battments jetes.
Вторая часть – упражнения на середине зала – exercice, adagio, allegro.
В
старших
классах
практически
весь
урок
ведётся
с
применением
французских терминов. Концертмейстер должен знать не только их условный
перевод,
но
и
совершенно
чётко
представлять
себе,
как
на
практике
выглядит то или иное движение.
В его репертуаре должно быть много разнообразной танцевальной
музыки. В сборниках этот нотный материал обычно делится на несколько
разделов:
1) произведения с медленным и плавным характером движений: plie,
rond de jambe par terre, battments fondues, rond de jambe en l’air.
2) упражнения с чётким, отрывистым
3) произведения для упражнения adagiо.
4)
музыкальные
отрывки
для
сопровождения
упражнений
с
энергичными резкими движениями – grands battments jetes.
5) прыжки.
Наиболее
распространена
следующая
последовательность
упражнений:
а)
plie
(demi
plie,
grands
plie)
–
приседания.
Музыкальное
сопровождение плавного характера на 2/4, ¾ , 4/4.
б) battments tendus, battments tendus jetes – движения, требующие
активной
работы
ног.
Музыкальное
сопровождение
в
размере
2/4
в
характере польки.
в) rond de jambe par terre – вращательное движение ноги по полу.
Музыкальное
сопровождение
–
вальс
плавного
характера
в
умеренном
темпе, часто начинается из-за такта.
г)
battments
fondues
–
плавное
«тающее»
движение.
Музыкальное
сопровождение такого же характера на 2/4, 4/4.
д)
battments
frappes
–
ударное
движение,
энергичная
музыка,
музыкальный размер 2/4.
е)
rond
de
jambe
en
l’air
–
круговые
движения
ногой
в
воздухе.
Музыкальное сопровождение – подвижный вальс.
ж) petits battments – маленький батман на щиколотке опорной ноги.
Музыкальное сопровождение – быстрая полька с мелкими длительностями,
размер 2/4/
з) battments developpes – сдержанная плавная музыка, размер ¾, 4/4.
и) grands battments jetes – большой энергичный бросок работающей
ноги на 90 градусов и выше. Сопровождение – широкая энергичная музыка.
В старших классах прорабатываются все виды прыжков – маленькие,
средние и большие. Для их сопровождения концертмейстер должен иметь в
своём репертуаре достаточное количество чёткой, энергичной музыки как
двухдольной, так и в размере ¾.
Туры – музыкальный размер 2/4, 4/4. Характер музыки очень чёткий, в
сопровождении слышно каждую долю, точность аккомпанемента во время
во время исполнения должна подчёркиваться.
Весь
урок
классического
танца
должен
быть
построен
на
строго
подобранном музыкальном материале. Переходы от упражнений у палки к
упражнениям на середине зала, а также поклоны в начале и конце занятия
должны
быть
музыкально
оформлены. Это
необходимо
для
того,
чтобы
ученики привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.
Каждое упражнение экзерсиса начинается с preparation – подготовки.
Это постановка в исходную позицию, которая выполняется под вступление,
состоящее, как правило, из нескольких последних тактов аккомпанемента к
исполняемому
упражнению
(либо
несколько
аккордов).
«Для
слитности
исполнения с музыкой необходимо обратить внимание на подготовительное
движение, на затакт, помня при этом, что любой затакт определяет темп
всего упражнения» (Н. Базарова).
В
своей
работе
концертмейстеры
придерживаются
трёх
систем
музыкального уроков у станка и на середине зала.
Аккомпанемент по нотному материалу. Он специально подбирается
для
урока
совместно
с
преподавателем-хореографом
заранее
и
очень
тщательно. Нотный материал – фрагменты из музыкальных произведений и
балетной литературы в соответствии с характером движений и комбинаций.
И если в балетном спектакле движение подчиняется музыке, то на уроке
происходит обратное явление: музыка должна подчиняться движению.
Импровизированный аккомпанемент, когда концертмейстер выступает
в роли композитора. Он может строиться как собственная мысль пианиста,
но может быть на тему какого-нибудь музыкального произведения.
Аккомпанемент,
объединяющий
1
и
2
принципы
музыкального
сопровождения.
Очень существенное значение при построении урока имеет грамотный
и
требовательный
подбор
музыкального
материала.
Художественная
ценность музыки, её действенность, делающая естественной и логичной её
передачу в движении, доступность восприятию – вот основные требования,
предъявляемые к произведениям.
Необходимо
учитывать
также
и
то,
что
хореографы
отдают
предпочтение
музыке
с
квадратной
структурой,
и
концертмейстерам
приходится порой «корректировать» музыкальный материал.
Учащиеся
старших
классов
способны
к
более
скорому
усвоению
материала, у них уже развита координация, что позволяет знакомить их с
более
сложными
танцевальными
движениями.
Увеличивается
продолжительность комбинаций, которые имеют уже танцевальную форму.
По мере приобретения навыков и знаний подростки обнаруживают интерес к
этому виду искусства. У них растёт способность делать критические оценки,
они
проявляют
самостоятельность
в
выражении
своего
отношения
к
предлагаемому им танцевальному и музыкальному материалу.
Музыкальное
оформление
урока
классического
танца
в
старших
классах
должно
быть направлено
на
развитие
художественного
вкуса.
В
связи
с
этим
роль
концертмейстера
не
уменьшается.
Предлагаемый
им
музыкальный
материал
становится
всё
более
разнообразным.
В
него
включаются произведения разных жанров, стилей, эпох. К репертуару по-
прежнему предъявляются требования содержательности, единства формы и
содержания, яркости художественных образов.
В
старших
классах
ученики,
как
правило,
умеют
самостоятельно
определять:
Общий характер музыки;
Скорость музыкального движения (темп);
Строение музыкальной речи (музыкальную форму);
Метроритм.
Занятия
с
более
взрослыми
детьми
ведутся
не
только
на
более
сложном материале, но и в быстром темпе. С этими учащимися экзерсис у
станка
может
делаться
с
меньшим
количеством
остановок.
Упражнения
могут
объединяться
преподавателем,
и
в
этом
случае
концертмейстер
должен
продумать
все
модуляции
между
подчас
совершенно
разными
музыкальными отрывками.
Нотный материал должен быть полноценным средством выражения
мысли и чувства, то есть языком художественным, языком искусства. Но
вместе с тем необходимо, чтобы он был прост и доступен. С. Н. Головкина в
своей книге «Уроки классического танца в старших классах пишет»: «Мне
кажется правильным использовать на уроке отдельные части вариаций из
балетов
классического
наследия.
Вариации
эти
созданы
крупнейшими
хореографами
прошлого
и
работа
над
ними
полезна
для
выявления
артистической индивидуальности детей».
Во
время
разучивания
педагог
использует
различные
приёмы,
учитывая возрастные особенности учащихся. При изучении нового движения
ритм
должен
быть
простым.
В
комбинациях
можно
варьировать
ритмический рисунок внутри такта, особенно в прыжках.
Выразительное исполнение музыки концертмейстером очень важно.
От того, как исполнено им произведение, зависит восприятие, понимание
образа
и
в
конечном
итоге
качество
выполняемых
движений.
Поэтому
излишне
говорить
о
том,
что
концертмейстер
должен
быть
не
только
грамотным,
но
и
пианистически
оснащён:
уметь
грамотно
фразировать,
тембровать, оркестровать (в старших классах используется много музыки из
опер и балетов), ритмически организован.
Концертмейстер
не
просто
оказывает
музыкальную
поддержку,
он
работает
в
ансамбле
и
должен
помнить
о
слаженности
во
всех
её
проявлениях. Тем не менее, следя за движением и поддерживая ученика, он
не имеет права резко и нелогично нарушать течение музыкальной мысли. Во
время
игры
ему
необходимо
следить
за
соблюдением
баланса
и
не
заглушать слова педагога-хореографа.
Ещё раз хочется отметить, что подбор музыкального сопровождения
требует большого внимания и временных затрат. Периодически он требует
обновления. Здесь тоже надо знать чувство меры, так как слишком частая
смена
может
повлечь
за
собой
рассеянность
внимания
детей:
они
не
успевают запомнить звучание музыкальных произведений и координировать
в соответствии с ними свои действия. Слишком долго играемый материал
может
привести
к
тому,
что
движения
будут
выполняться
учащимися
механически: теряется свежесть восприятия.
Правильно подобранное и выразительно исполненное сопровождения
обогащает
духовный
мир
учащихся,
способствует
выработке
культуры
и
красоты
движений,
а
также
развивает
столь
необходимое
чувство
коллективного ритма. Сухой подсчёт без мелодического рисунка и других
выразительных средств не способен в необходимой мере организовать всю
группу
учащихся,
побудить
их
к
эмоционально-окрашенным,
строго
согласованным действиям.
В повседневной работе концертмейстер не только творчески участвует
в процессе урока, но и помогает хореографу выполнить одно из основных
требований
методики
классического
танца
–
целенаправленное
музыкальное воспитание учащи
хся.