"Развитие воспитания в системе начального и специального профессионального образования"
Автор: Носова Валентина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБПОУ Тульской области "Чернский профессионально-педагогический колледж" Населённый пункт: п.Чернь, Тульская область Наименование материала: статья Тема: "Развитие воспитания в системе начального и специального профессионального образования" Раздел: среднее профессиональное
Развитие воспитания в системе начального и специального
профессионального образования
Среднее
профессиональное
образование
(СПО)
и
начальное
профессиональное
образование
(НПО)
занимают
значительное
место
в
удовлетворении
образовательных
потребностей
личности
и
общества.
В
условиях,
когда
наблюдается
повышенная
мотивация
к
получению
образования, увеличивается роль среднего профессионального и начального
профессионального
образования.
Функционирование
и
развитие
среднего
профессионального образования сопряжено с наличием серьезных проблем,
обусловленных как внешними условиями, так и внутренними особенностями
современного
этапа
деятельности
образовательной
системы.
Одной
из
проблем
развития
среднего
профессионального
образования
выступает
проблема воспитания в системе НПО и СПО. Низкий статус, непрестижность
учреждений
начального
профессионального
образования
и
среднего
профессионального образования в совокупности со спецификой контингента
учеников
(дети
из
неблагополучных
семей,
социальные
сироты,
дети-
инвалиды, освобожденные из мест лишения свободы, лица с отклонениями в
психическом развитии) предопределяют возникновение крайне негативного
явления,
обусловленного
так
называемым
«жизненным
сценарием
неудачника».
Для
большинства
обучающихся
поступление
не
является
результатом осознанного выбора профессии, личного желания – напротив,
оно зачастую вынужденное. В такой ситуации факт обучения в учреждении
НПО или СПО воспринимается учащимся как еще одно подтверждение его
жизненного
неуспеха,
и,
соответственно,
учебная
деятельность
не
подкрепляется внутренним мотивом. Эту проблему – нежелание учиться и
осваивать
профессию
–
отметили
как
одну
из
наиболее
существенных
педагоги, организаторы воспитательной работы в учреждениях НПО и СПО.
Для
ее
решения
недостаточно
только
обеспечить
учебный
процесс
необходимыми
материалами
и
оборудованием,
квалифицированными
педагогами.
Проблема
глубже
–
и
решать
ее
надо
целенаправленной
воспитательной работой по формированию у обучающихся жизненных целей
и
смыслов,
для
реализации
которых
необходима
хорошо
продуманная
воспитательная
работа.
Воспитание
молодежи
в
образовательных
учреждениях
реализуется
в
условиях
экономического
и
политического
реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная
жизнь
подрастающего
поколения,
функционирование
образовательных
учреждений,
средств
массовой
информации,
молодежных
и
детских
общественных
объединений,
религиозных
организаций.
В
то
же
время
реформирование
вызвало
социальное
расслоение
общества,
снижение
жизненного
уровня
большинства
населения
и
другие
негативные
последствия.
Негативные
последствия
не
могли
не
сказаться
на
формировании ценностных ориентаций и норм подрастающего поколения.
Проблемы отклоняющегося поведения молодежи наиболее значимы.
Таким образом, воспитание в плане организации и проведения свободного
времени
существенно
влияет
на
формирование
внутренней
культуры
организации
и
проведения
свободного
времени,
поэтому
необходимо
развивать воспитательную работу в учреждениях НПО и СПО, что требует
выработки и реализации инновационных подходов к воспитанию молодежи.