Напоминание

"Деревья – наши друзья"


Автор: Гребенкина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Новосафоновский детсад "Солнышко"
Населённый пункт: Кемеровская область, Прокопьевский район
Наименование материала: Проект
Тема: "Деревья – наши друзья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новосафоновский детский сад «Солнышко»
Проект:
Деревья – наши друзья Составила: Гребенкина О.А. Прокопьевский муниципальный район 2016

Содержание

1.Актуальность………………………………………………………………4

2.Цель проекта……………………………………………………… ………4

3.Задачи проекта…………………………………………………… ………4

4. Ожидаемые результаты…………………………………………………..4

5.Участники проекта………………………………………………………..4

6.Список используемой литературы….…………………………………..8

Приложение №1

Приложение №2


Проект «Деревья — наши друзья»
Пояснительная записка. Общеобразовательная программа Васильевой предусматривает по развитию речи детей 3−4 лет такие задачи, как: 1. Учить детей отвечать на вопрос воспитателя, готовить к обучению рассказыванию, согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять в речи предлоги, существительные, составлять предложения с однородными членами. 2. Расширить и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире. 3. Продолжать учить внятно, произносить гласные и согласные (кроме шипящих), вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, отчетливо произносить слова, фразы. Я предположила, что частично решению этих задач будет способствовать реализация краткосрочного проекта «Деревья — это наши друзья». В качестве
объекта исследования
выбрано дерево, что обусловлено рядом причин. 1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание. 2. Дерево — объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения). 3. С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом.
На предварительном этапе
была изучена методическая литература: — Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» В пособии представлены материалы по использованию проектного метода, созданию образовательного пространства и развитию творческих познавательных интересов. Это пособие помогло составить план работы, поставить цель, задачи. — Теплюк С.Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста». Изучив пособие, ознакомилась с методикой проведения экскурсий, прогулок, использованием игровой деятельности в дошкольной педагогике. — Рыжова Н.А. « Экологическое образование в детском саду». В книге анализируется содержание и современное состояние экологического образования дошкольников. Из книги я взяла рекомендации по созданию предметной развивающей среды. — Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Изучила технологии и методы эколого-воспитательной работы. — Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Из пособия взяла игровые занятия, фольклорный материал, который позволил разнообразить формы работы.
В результате была определена цель проекта, поставлены задачи, исходящие из программных задач по развитию речи, познавательному развитию и годовых задач ДОУ.
Образовательная область:
экологическое воспитание.
Актуальность
: Заложить основы любви к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практиче ская, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Вид проекта:
познавательно-информационный.
Цель

проекта
— развитие речи во время проведения прогулки, совершенствование имеющихся знаний о жизни деревьев.
Тип

проекта
— смешанный, по длительности — краткосрочный (1 неделя). Участники все дети группы.
Задачи:
1. Пробуждать интерес к природе. 2. Приобщить к процессу познания. 3. Формировать представления о жизни деревьев. 4. Развивать речь, фантазию, наблюдательность. 5.Способствовать поддержанию семейных традиций.
Ожидаемые результаты:
У детей будут сформировано 1. Чувство ответственности за свое дерево. 2. Знания, для чего нужны деревья, листья. 3. Умения передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах; в рассказах, сказках, рисунках, музыке.
Участники проекта
: 1. Воспитатель. 2. Дети 2 мл. группы. 3. Родители.
В ходе проекта были использованы следующие
методы

и

приёмы
(словесные, игровые, наглядные, практические): - беседы - наблюдения - чтение художественной литературы - игры - заучивание стихов, пословиц Особое внимание уделялось выбору и подготовке оборудования и материалов. Для проведения исследования был подготовлен альбом для оформления результатов наблюдения; карандаши, восковые мелки; веревка, лупа; фотографии, репродукции картин с изображением деревьев; лопатки. Изготовлен «Волшебный мешочек» для игры «Угадай, что в мешочке?» (определение предметов на ощупь), «Ящик ощущений» для более крупных предметов, модель дерева, Выбрана березка на территории детского сада для обследования всей группой. Подобрана классическая музыка для прослушивания (А.Вивальди «Времена года»), дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры. Во время прогулок познакомила детей с деревьями, растущими на участке группы, а также на территории детского сада. Провела беседу о деревьях с целью выяснения представлений об этих растениях. Параллельно проводилась работа с родителями. В индивидуальных беседах рассказала о целях и задачах реализуемого проекта; о роли родителей в проекте: оказание помощи детям в выборе дерева и наблюдении за ним, в распределении видов деятельности, в подготовке и реализации проекта. Для мотивации родителей на участие в проекте использовала такие формы работы, как индивидуальные беседы, индивидуальные и групповые консультации. Старалась убедить их в необходимости помощи, серьезного отношения к исследованиям детей. В итоге, большинство родителей согласилась участвовать в проекте, хотя вначале многие отказывались, ссылаясь на занятость.
Моделирование

проблемной

ситуации
прошло в игровой форме: использовали сюжетную игру «Именины у Березки». Во время прогулки Березка пригласила детей к себе на именины. Она попросила выполнить её желания и задания: погладить, понюхать, сравнить её с соседкой — рябинкой, доказать что она — дерево. Так как Березка любит слушать песни, стихи и у неё именины, попросила её порадовать. Дети пели песни, водили хоровод, читали короткие стихи. Березка поблагодарила их, и решила познакомить со своими подружками: сосной, рябинкой и кустом сирени. Сначала мы познакомились с сосной и узнали, что сосна – хвойное растение, а вместо листочков у нее иголки и шишки. Затем нас встретила рябинка. Мы вспомнили, что именно на рябинке растут яркие красочные гроздья ягод, которые так любят птички. Следующей нашей знакомой оказалась сирень. Здесь узнали, что сирень – это кустарник. Поговорили о том, как цветет сирень Вместе с родителями мы разбились на группы, и каждая группа выбрала для наблюдения свое дерево.
На основном этапе реализации проекта старалась развить у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение детей к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь. В ходе беседы, дети учились слушать и понимать вопросы, высказывать свои суждения. Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулки, домашние задания. Экскурсия «Поход в лес». Прогулки: «Берёза», «Деревья». Беседы по содержанию стихотворений: «Грозди рябины ярко краснею», «Люблю березу русскую», «Сосна». Дидактические игры: «Найди такую же картинку», «Что сначала, что потом», «Много — один», «Найди дерево по описанию». Подвижные игры: «Беги к дереву». Прочла стихотворения: «Берёза», «Красненькую ягодку Мне дала рябина…», «Хоровод друзей» и другие. Выучили отрывок из стихотворения «Берёза». Разнообразить деятельность детей, заинтересовать помогли загадки, поговорки, выставки рисунков, сочинение и чтение сказок, рассказов, разучивание песен. Дети вместе с родителями составляли творческие рассказы «Сказка о … (берёзе, сосне, рябине, сирени)». Определив, для чего нужны листья людям и животным, собрали листья лекарственных растений, растений которые употребляются в пищу. Работа с родителями заключалась в объяснении не только задач экологического характера, но и развития речи детей. Чтобы выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, было проведено анкетирование. Оно показало, что многие родители не имеют представления о задачах экологического воспитания и его влиянии на развитие речи детей. С этой целью дала методические рекомендации по общению с ребенком в семье. Консультацию «Секреты общения с ребенком в семье», памятки: «Факторы, спо собствующие форм ированию любознательности», оформила папки — передвижки: «Развиваемся, играя», «Учимся наблюдать за изменениями в природе». Проведены родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой». При знакомстве с деревом активизировался словарь разговорной речи. Сравнивая с кустом, закрепили понятие «высокий — низкий», «толстый — тонкий». Описывая деревья, употребляли такие выражения как: дерево (кустарник) высокое, низкое, ствол тонкий, толстый, на веточках иголочки или листики. Применяя сенсорные ощущения, определили, что ствол гладкий, шелковистый или шероховатый. Решили проблемную ситуацию: какие бывают деревья? Закрепили названия деревьев, цветовую палитру, форму, величину, нарисовали листочки, сделали поделки из шишек. Дети поняли, чем деревья отличаются друг от друга. Выяснили, что листья нужны не только насекомым, но и людям (лекарственные растения и д.р.). Презентация проекта прошла в форме создания мини-музея. На презентацию пригласили Березку — был изготовлен макет дерева, который
внесли в группу. Вместе с родителями дети создали разделы музея: «Поделки из шишек», «Деревья нашего детского сада», «Листья лечат», «Ягодки для птиц». Главная проблема — какие бывают деревья — была детьми решена. При организации просмотра выставки Березка поблагодарила за увлекательный мини-музей посвященный ей и ее подружкам. Ожидаемые результаты получены в полной мере: повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. По окончании проекта ребята изъявили желание продолжить наблюдение за своими деревьями, поэтому работа продолжается. Родители с удивлением обнаружили, что деревья — это интересный объект для наблюдения и развития ребенка. В результате анализа речевого развития детей (см. Приложение №2) были получены следующие данные: Уровень На начало учебного года На конец года высокий 31,82% 40,91 % средний 68,1 % 59,09% низкий 0 % 0 % Проанализировав работу по развитию речи в процессе реализации творческого проекта, я пришла к выводу:  дети стали коммуникабельнее;  развивается познавательный интерес;  развивается речь, фантазия;  активизируется словарь. Поэтому, работу по развитию речи с применением проектной деятельности, решила продолжить на следующий год, т.к. это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.

Список используемой литературы
1. Киселева Л.С. , Данилина Т.А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». 2. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми». 3. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». 4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду». 5. Теплюк С.Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста». 6. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?».

План реализации проекта:

Подготовительный этап:
№ Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат 1. Подбор материала по теме проекта Воспитатель, родители. Создание базы для реализации проекта. 2. Составление плана основного этапа проектирования. Воспитатель Разработана стратегия возникших проблем. 3 Ознакомление родителей с целями и задачами проекта Воспитатель, родители. Оказывают сотрудничество при реализации проекта
Основной этап:
№ Мероприятия Тема Задачи Участники Ожидаемый результат 1. Совместная деятельность Прогулка «Деревья» Формирование знаний о деревьях, умения различать деревья по их характерным признакам Дети воспитатель. Дети имеют представления о деревьях. 2. Совместная деятельность Экскурсия «Поход в лес» Воспитание интереса и бережного отношения к природе Дети воспитатель. Дети имеют представление о лесе. 3. НОД «В гостях у старичка- Лесовичка» Обогащать знания детей о природном сообществе лес, воспитывать интерес к исследовательской деятельности Дети воспитатель. Совершенствуются представления детей о пользе деревьев в жизни человека и всей природы. 4. Продуктивная деятельность Создание поделок из природного материала Развивать творческие способности в создании продуктов деятельности. Дети родители. Дети, используя различный материал, создали экспонаты для мини-музея. 5. Совместная деятельность Дидактические игры: «Найди такую же картинку», «Что сначала, что потом», «Много — один», «Найди дерево по описанию». Закрепление знаний об окружающем мире Дети воспитатель Развивается мышление, память, внимания 4. Консультация для родителей «Секреты общения с Расширить знания родителей по теме Родители воспитатель. Родители имеют представления о
ребенком в семье» проекта. задачах экологического воспитания и его влиянии на развитие речи детей
Завершающий этап:
№ Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат 1. Оформление выставки «Поделки из шишек» Воспитатель, родители. Дети. Родители и дети могут презентовать экспонат. 2. Оформление выставки «Деревья нашего детского сада», рисование. Воспитатель. Презентация результатов работы. 3. Оформление мини-музея Воспитатель, дети. Дети принимают активное участие в организации просмотра выставки для Березки 4. Оформление проекта. Воспитатель. Отчет в метод кабинет

Диагностическая карта «КОММУНИКАЦИЯ»
Вторая младшая группа на 2013/2014 учебный год Воспитатели: Гребенкина Ольга Александровна, Зуребиане Юлия Игоревна № Фамилия, имя ребёнка Рассматривает сюжетные картинки Отвечает на вопросы, касающиеся ближайшего окружения Использует все части речи предложения простые и с однородными членами Итоговый показатель Количество баллов Уровень н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. 1 Федорова Кристина 12 14 12 14 12 14 36 42 12 14 2 Ларионова Алиса 12 14 12 14 12 14 36 42 12 14 3 Белобородов Вова 8 9 8 9 8 9 24 27 8 9 4 Кустов Коля 8 9 8 9 8 9 24 27 8 9 5 Агеев Кирилл 9 11 10 12 10 12 29 35 9,67 11,66 6 Камбалин Даниил 8 9 9 10 8 9 25 28 8,33 9,33 7 Хуртынин Илья 8 9 8 9 8 9 24 27 8 9 8 Сорокин Ваня 12 14 12 14 12 14 36 42 12 14 9 Мещерякова Маша 11 13 11 13 11 13 33 39 11 13 10 Кравченко Вика 9 10 8 9 8 9 25 28 8,33 9,33 11 Петрухина Настя 12 14 12 14 12 14 36 42 12 14 12 Артемьева Наташа 12 14 12 14 12 14 36 42 12 14 13 Черных Валерия 12 14 12 14 12 14 36 42 12 14 14 Лабжания Родион 8 9 8 9 8 9 24 27 8 9 15 Антонов Миша 9 11 10 12 10 12 29 35 9,67 11,66 16 Пиголь Ксения 9 10 9 10 9 10 27 30 9 10 17 Щербаков Миша 12 14 12 14 12 14 36 42 12 14 18 Шаталов Рома 10 12 10 12 10 12 30 36 10 12 19 Каммерцель Артур 9 11 9 11 9 11 27 33 9 11 20 Смирнов Паша 9 11 9 11 9 11 27 33 9 11 21 Хорошилов Миша 8 9 8 9 8 9 24 27 8 9 22 Бречко Никита 9 11 9 11 9 11 27 33 9 11
3 - 7 б – низкий уровень (НУ) 8 - 11 б – средний уровень(СУ) 12 - 15 б – высокий уровень(ВУ) Средний уровень группы Всего детей НУ СУ ВУ Начало учебного года (Н) 22 (100%) % 15 68,18% 7 31,82% Конец учебного года (К) 22 (100%) % 13 59,09% 9 40,91%


В раздел образования