Напоминание

"Особенности овладения письмом детьми младшего школьного возраста"


Автор: Липнягова Алина Андреевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Шадринского государственного педагогического университета
Населённый пункт: г. Шадринск, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности овладения письмом детьми младшего школьного возраста"
Раздел: высшее образование





Назад




А. А. Липнягова

студентка 353 группы, факультета Коррекционной педагогики и психологии

ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет,

г. Шадринск, Россия

Особенности овладения письмом детьми младшего школьного возраста

Письмо является сложной формой речевой деятельности, в котором

принимают участие разные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный,

зрительный, поэтому между ними должна быть установлена тесная связь. Так

как овладение письмом напрямую зависит от всех этих анализаторов, то они

должны быть на достаточно высоком уровне их развития.

Письменная

речь

детей

младшего

школьного

возраста

имеет

все

характеристики

и

структуру

его

устной

речи.

Так

как

письмо

начинает

формироваться

на

уже

сформированной

устной

речи.

Письменная

речь,

является как бы надстройкой над уже созревшей устной речью - использует

все

ее

готовые

механизмы,

совершенствуя

и

значительно

усложняя

их,

присоединяя

к

ним

новые

механизмы,

специфичные

для

новой

формы

выражения языка.

Дети, которые только начинают овладевать навыками письма, процесс

по составу выполняемых действий развернут и реализовывает на любом

уровне.

В то время когда ребенок уже овладел письмом, его роль и значение в

жизни

школьника

изменяется,

изменяется

так

же

объединение

и

автоматизация операций письма, его психологическое содержание. «Техника»

письма, уже отходит на второй план и письмо начинаeт функционировать как

письменная речь — высшая ступень речевого развития.

А. Р. Лурия в своей работе «Очерки психофизиологии письма» говорит

о том, что письменная речь имеет сложную структуру и включает в себя

большое

количество

операций.

Сам

он

выделяет

следующие

операции

процесса письма:

1. Анализ звуковой структуры слова. Выделение отдельных звучаний и

превращение

их

в

четкие

фонемы,

является

первой

задачей

для

осуществления письма.

Чтобы правильно написать слово, необходимо правильно определить

звуковую структуру слова, определить место каждого звука в слове. Анализ

звуковой

структуры

слова

осуществляется

за

счет

речеслухового

и

речедвигательного

анализаторов,

и

их

тесного

взаимодействия.

Так

как

большую роль при определении звуков и их последовательности, играет

проговаривание.

2.

Соотнесение

выделенной

из

фонемы

буквы

с

определенным

ее

зрительным образом, которая должна быть отграничена от других, особенно

если это сходные по написанию буквы.

Чтобы различить графически сходные буквы у ребенка должен быть

достаточно

сформированный

уровень

зрительного

анализа

и

синтеза,

пространственных представлений. Для большинства первоклассников задача

анализа и сравнения букв, является не простой.

3. Моторная операция – это воспроизведение с помощью движения

руки

зрительного

образа

буквы.

Поэтому

у

ребенка

к

началу

учебного

процесса должны быть полностью автоматизированные движения руки.

Все изложенное утверждает, что процесс письма меньше всего является

тем

простым

«идеомоторным»

актом,

каким

его

нередко

пытались

представить, и что в его состав входят очень многие психические процессы,

лежащие как вне зрительной сферы (связанной с представлением букв), так и

вне двигательной сферы, играющей роль в непосредственном осуществлении

процессов

письма.

Одновременно

с

движением

руки

осуществляется

кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический

контроль подкрепляется зрительным контролем и чтением написанного.

В процессе овладения навыком письма все операции осуществляются у

детей в развернутом виде. При этом каждая операция в процессе обучения

письму

формируется

самостоятельно.

Так,

в

добукварный

в

букварный

период детей учат выделять предложение, осуществлять анализ предложения

на слова, выделять звуки из речи, определять количество, последовательность

и место звуков в слове. Параллельно с этим знакомят детей со зрительным

образом

буквы,

анализируют

букву

на

составляющие

ее

элементы.

И,

наконец, формируется умение воспроизводить с помощью движения руки

сначала

элементы

букв

(точки,

палочки,

крючки),

затем

буквы,

слова,

предложения. Постепенно в ходе формирования навыка письма отдельные

звенья

структуры

письма

автоматизируются,

превращаются

в

операции.

Ребенок начинает ставить в процессе письма все более сложные задачи.

Таким образом, процесс письма в норме осуществляется на основе

достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых

функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения,

языкового

анализа

и

синтеза,

сформированности

лексико-грамматической

стороны

речи,

зрительного

анализа

и

синтеза,

пространственных

представлений.

Несформированность

какой-либо

из

указанных

функций

может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.

Литература:

1. Безруких М. М. Этапы формирования навыка письма. [Текст] / М. М.

Безруких. - М.: Просвещение, 2003

2.

Лурия

А.

Р.

Очерки

психофизиологии

письма

/

Письмо

и

речь:

Нейролингвистические

исследования.

[Текст]

/

А.

Р.

Лурия.

М.:

ИЦ

«Академия», 2002. — 352 с.

3.

Дорофеева

Т.

А.,

Зинякова

А.

А.

Изучение

вопросов

овладения

письменной формой речи детьми младшего школьного возраста в психолого-

педагогической

литературе

[Текст]

//

Инновационные

педагогические

технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). —

Казань: Бук, 2016. — С. 95-96.

4.

Садовникова

И.

Н.

Нарушение

письменной

речи

у

младших

школьников. [Текст] / И. Н. Садовникова. — М., 2003. — 192 с.



В раздел образования