Напоминание

"Основные формы проведения родительского собрания"


Автор: Мозуль Татьяна Станиславовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Мильковская детская школа искусств"
Населённый пункт: с. Мильково, Камчатский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основные формы проведения родительского собрания"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мильковское бюджетное учреждение дополнительного образования

«Мильковская детская школа искусств»

с. Мильково

Методическая работа

«Основные формы проведения

родительского собрания»

подготовила преп. МБУ ДО МДШИ

Мозуль Татьяна Станиславовна

Мильково

2017

Вступление

Родительское

собрание

одна

из

наиболее

распространённых

и

обязательных форм работы с родителями. Казалось бы, новое время требует

новых

форм.

Отнюдь….

Собрание

продолжает

оставаться

наиболее

актуальной формой работы преподавателей ДМШ

и ДШИ с родителями

учащихся. И в тоже время, родительское собрание это и основная форма

совместной работы родителей. На нём должны обсуждаться и приниматься

решения

по

наиболее

важным

вопросам

музыкально-эстетического

воспитания

учащихся

в

школе

и

дома.

Также

родительские

собрания

используются

для

повышения

музыкально-педагогической

культуры

родителей.

Думаю,

что

только

сотрудничество

и

сотворчество

преподавателя

с

родителями

может

принести

реальную

пользу

в

деле

музыкально-

эстетического

воспитания

детей.

Понятно,

что

воспринимать

разработку

собрания

как

абсолютную

для

реализации

вряд

ли

возможно,

так

как

неповторим каждый инструментальный класс, каждый ребёнок и каждый

преподаватель.

Надеюсь,

что

эта

методика

будет

по-настоящему

полезной

и

поможет

в

работе по подготовке родительских собраний, а также подвигнет нас на

творчество и поиск новых форм и способов взаимодействия с родителями

учащихся.

Основные формы проведения родительских собраний.

Классное

родительское

собрание

проводится,

как

правило,

один

раз

в

полугодие (по необходимости можно проводить чаще). Его результативность

во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности

подготовки

преподавателя.

К

основным

элементам

подготовки

собрания

относятся:

выбор темы собрания;

определение целей родительского собрания;

изучение методической литературы по заявленной теме;

определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и

приёмов совместной работы;

приглашение родителей и других участников собрания;

разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;

как вариант – предварительное тестирование;

оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

А теперь более подробно о каждом перечисленном элементе.

Выбор темы собрания.

Избираемая

тема

не

должна

быть

случайной.

Разговор

на

родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь

учебных проблем учащихся. Надо стремиться обсудить с родителями

широкий

спектр

вопросов,

затрагивающих

различные

аспекты

интеллектуального, духовно-нравственного воспитания детей. Порой

целесообразно определять тематику собраний не на один год, а на 3-4

года совместно с администрацией школы и родителями. Составляется

примерный перечень тем родительский собраний.

Как вариант:

Тема собрания

Форма проведения

Кто проводит

«Давайте

познакомимся»

(октябрь)

Собрание – открытый

урок для родителей

Преподаватель

по

специальности

«Адаптация

учащихся к условиям

учёбы в ДШИ»

С о б р а н и е

консилиум

Преподаватель

по

специальности,

п е д а г о г и

предметники

Музыкальные

способности

и

их

развитие»

Собрание-практикум

Преподаватель

по

специальности,

приглашённый

психолог

«Музыкально-

эстетическое

воспитание ребёнка в

с е м ь е

ш к о л а

высококультурного

человека»

Собрание – дискуссия

Преподаватель

по

специальности

«Влияние

музыки

на

здоровье человека»

С о б р а н и е

психологический

всеобуч

Преподаватель

по

специальности

КВН

С о б р а н и е

творческая игра

Преподаватели,

учащиеся, родители

« П р о ф е с с и я

музыкант»

Собрание

круглый

стол

Преподаватель

по

специальности,

бывшие

выпускники,

коллеги

«К о л е с о

н а ш е й

музыкальной жизни»

С о б р а н и е

подведение итогов

Преподаватель

по

специальности,

учащиеся класса

« Э к з а м е н ы :

к а к

подготовиться к ним

избежав стресса?»

С о б р а н и е

ч а с

вопросов и ответов

Преподаватель

по

специальности,

психолог

В составленный план, разумеется, ежегодно вносятся коррективы, но всё же

планирование помогает преподавателю системно строить взаимодействие с

родителями. При этом обязательно учитывается мнение родителей, иначе

откровенного,

заинтересованного

разговора

на

собрании

может

не

получиться.

Определение целей родительского собрания

Конечно же, их целесообразно связывать с выбором темы и вопросами для

обсуждения

на

родительском

собрании.

В

качестве

целевых

ориентиров

организаторами собраний могут быть избраны следующие:

способствовать

повышению

музыкально-педагогической

культуры

родителей,

пополнению

их

знаний

по

конкретному

вопросу

музыкального воспитания ребёнка в семье ив музыкальной школе;

выработать коллективные решения и единые требования к классным и

домашним занятиям детей;

пропагандировать

опыт

успешного

семейного

музыкального

воспитания,

предотвращать

возможность

совершения

родителями

неверных действий по отношению к своему ребёнку;

подвести итоги совместной деятельности преподавателей, учащихся и

родителей за четверть, полугодие или учебный год.

Изучение научно-методической литературы.

Глубокое

и

детальное

рассмотрение

вопросов,

включённых

в

повестку

родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники

и

накопленный

опыт.

Отсюда

очевидна

целесообразность

обращения

и

родителей к научно-методическим публикациям, изучение которых помогает

выделить проблему и найти пути её решения. Можно порекомендовать такие

периодические издания, как

«Музыкальная жизнь», «Музыка в школе»,

«Музыкальная психология», газета «Культура», «Искусство и мы» и т.д.

Квалифицированные

советы

могут

дать

психолог,

директор,

заместитель

директора

по

учебно-методической

работе,

работники

методических

кабинетов и центров, преподаватели с большим опытом работы, равно как и

начинающие

преподаватели

с

креативными

идеями

и

инициативами.

Преподаватель, как правило, первый знакомится с публикациями и лишь

затем, может рекомендовать это к изучению родителями. Можно подготовить

из

найденных,

подобранных

материалов

выставку

к

родительскому

собранию.

Проведение микроисследования.

Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и

причинах той или иной проблемы, возможных путях и способах её решения.

Можно использовать экспресс-методики, которые не требуют больших затрат

времени и усилий для подготовки, обработки и анализов результатов. К

исследовательским

средствам

можно

отнести

беседы

с

родителями

и

учащимися,

заполнение

ими

простейших

тестов

и

анкет

с

небольшим

количеством вопросов и заданий. Нелишним может быть и участие членов

родительского комитета в организации и анализе результатов исследования.

Также можно им поручить изготовить бланки анкет и тестов, оформление

диаграмм,

схем,

таблиц,

подготовить

информацию

о

проведённых

исследованиях.

Определение вида ,формы, этапов родительского собрания, способов и

приёмов работы его участников.

Перечень

видов

родительских

собраний

можно

кратко

охарактеризовать

следующим образом:

организационные,

на которых составляются и утверждаются планы

работы, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

собрания по плану музыкального всеобуча родителей, являющиеся

формой музыкально-педагогического просвещения родителей;

тематические,

посвящённые обсуждению

наиболее актуальных и

сложных

вопросов

музыкального

воспитания

и

развития

учащихся

данного инструментального класса;

собрания-диспуты,

направленные

на

освоение

родителями

конкретных приёмов и методов семейного музыкального воспитания

детей,

оказания

помощи

детям

в

деятельности

по

музыкальному

самообразованию;

итоговые,

имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс

как средство музыкального воспитания ребёнка.

Далее

следует

определить

организационную

форму

родительского

собрания.

Можно

использовать

такие

формы как

педагогическая

мастерская,

организационно

-

деятельная

игра,

конференция,

диспут, практикум. Следует применять разнообразные формы.

Приглашение родителей и других участников собрания.

Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды; в первый раз – за

2-3

недели

до

его

проведения,

чтобы

они

смогли

заблаговременно

спланировать

своё

участие

в

собрании,

и

во

второй

раз

с

целью

подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего

соответствующие

записи

делаются

в

дневниках

учащихся.

Можно

использовать

открытки-приглашения

основном

на

торжественные

собрания) с текстом примерно такого содержания:

Уважаемые родители!

Приглашаем

вас

принять

участие

в

общешкольном

родительском

собрании

с

концертом

учащихся

«Посвящение

в

Юные

Музыканты»,

которое состоится 25 октября в 15.00 в концертном зале школы.

С

у в а ж е н и е м ,

п р е п о д а в а т е л ь

п о

с п е ц и а л ь н о с т и

Мозуль Татьяна Станиславовна и администрация школы.

Или в форме «Пригласительного билета»:

Уважаемые родители!

Администрация музыкальной школы, преподаватель по специальности

приглашают вас принять участие в родительском собрании, которое

посвящено

проблеме

адаптации

первоклассников

к

новым

условиям

обучения в ДШИ. Наши дети страдают и радуются, достигают успехов

и терпят поражения. Всё это переживается гораздо проще, когда рядом

добрый, родной человек, понимающий все его проблемы.

Надеемся на встречу с вами, нам с вами есть о чём поговорить!

Встреча состоится 23 октября 2014г.

Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном

приглашении других участников собрания: представителях администрации,

преподавателях музыкально-теоретических дисциплин, коллегах и др.

Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Важно,

чтобы

каждое

собрание

имело

последствие,

направленное

на

совершенствование совместной деятельности семьи и школы. В противном

случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания с высокой явкой.

Поэтому преподаватель должен за 2-3 дня до собрания составить проект его

решения. Решение может быть в виде перечня планируемых действий и

ответственных за осуществление, в форме рекомендаций или памяток для

родителей. При их составлении целесообразно воспользоваться

помощью

психолога, библиотекаря, коллег.

Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Собрание

должно

проходить

в

чистом,

уютном

и

красиво

оформленном

классе или зале. Об этом следует специально позаботиться преподавателю и

его

питомцам.

Можно

оформить

выставку

рисунков,

фотовыставку

проведённых мероприятий, конкурсов и научно-методической литературы по

обсуждаемой теме. На доске пишется тема собрания, можно воспользоваться

мультимедийным

проектором

и

создать

презентацию.

Если

надо,

раскладывается бумага, карандаши, фломастеры.

Перечисленные действия по подготовке собрания позволяют преподавателю

быть уверенным в том, что собрание состоится, успешно пройдёт и окажется

полезным для родителей и других его участников.

Родительское

собрание

условно

можно

разделить

на

три

части

вступление, основную и заключительную.

Вступительная

часть.

При

входе

в

кабинет

преподаватель

встречает

родителей

и

предлагает

ознакомиться

с

выставками.

Затем

родители

занимают свои места.

Собрание открывает и ведёт преподаватель. В своём вступительном слове он

объявляет повестку собрания, цели, задачи.

Основная часть. Реализация замыслов организатора собрания. Именно в

данный

период

излагается

наиболее

важная

информация,

проводится

коллективное

обсуждение,

осуществляется

совместный

поиск

путей

и

способов решения рассматриваемой проблемы. Также необходимо сделать

всё для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности,

доброжелательности,

доверия.

Не

допускается

публичное

осуждение

родителей, даже в виде мелких упрёков, за неудачи их детей в учёбе. Лучше

обратить внимание пап и мам на эти недостатки в индивидуальной беседе

или сделать письменное сообщение.

Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные

моменты,

как

принятия

решения

и

анализ

происшедшего

на

собрании.

Закончить собрание можно «минутками благодарности», во время которых

преподаватель благодарит родителей за успехи в музыкальном воспитании

детей, отмечает тех, кто принимает активное участие в жизни класса и

школы.

Информация

об

итогах

родительского

собрания

должна

быть

доведена до сведения администрации школы.

Заключение:

«

Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание»,

- утверждал

римский философ Сенека.

В связи с этим главную задачу родительского собрания вижу в просвещении

родителей, повышении их компетентности и активности в формировании

музыкально-эстетической личности ребёнка, тесном взаимодействии семьи и

музыкальной школы в воспитании детей.

Советы психологов преподавателю

Перед

началом

собрания «лучше

оставить

за

дверью»

плохое

настроение и свои личные проблемы.

Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов.

Самый приятный звук для человека – это

его имя. Положите перед

собой классный журнал или список с именами и отчествами родителей.

Перед

началом

собрания

объявите

вопросы,

которые

планируете

обсудить.

Не

забывайте «золотое правило» педагогического анализа: начинать

разговор с позитивного, затем говорить о негативном и завершать

разговор с предложениями на будущее.

Предупредите

родителей,

что

не

вся

информация

должна

стать

достоянием детей.

Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов).

Дайте

родителям

понять,

что

вы

хорошо

понимаете,

как

трудно

ребёнку

учиться

в

музыкальной

школе,

совмещая

её

с

общеобразовательной. Очень эффективна тактика присоединения: «Я

вас понимаю!», «Я с вами согласен!»

В

личной

беседе

оценивайте

успехи

детей

относительно

их

потенциальных возможностей.

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он должен и

может

помочь

своему

ребёнку

в

его

домашних

занятиях

на

инструменте, направить его усилия в нужное русло, грамотно и

рационально организовать его деятельность.

По

окончании

собрания

подведите

итоги

и

вынесите

совместно

с

родителями решение собрания.

Не стоит:

Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.

Сравнивать успехи отдельных учащихся между собой.

Давать

негативную

оценку

целому

классу

или

классу

другого

преподавателя.

Избирать для общения с родителями и коллегами назидательный

тон.

Мильковское бюджетное учреждение дополнительного образования

«Мильковская детская школа искусств»

Методическая разработка

«РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ФОРМА

РАБОТЫ»

Выполнила: преподаватель Мозуль Т. С.

2016 г. с. Мильково



В раздел образования