Напоминание

"Драматургия и режиссура урока"


Автор: Мозуль Татьяна Станиславовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Мильковская детская школа искусств"
Населённый пункт: с. Мильково, Камчатский край
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Драматургия и режиссура урока"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мильковское бюджетное учреждение дополнительного образования

«Мильковская детская школа искусств»

с. Мильково

Методическая работа

«Драматургия и режиссура урока»

подготовила преп. МБУ ДО МДШИ

Мозуль Татьяна Станиславовна

Мильково

2016

ДРАМАТУРГИЯ И РЕЖИССУРА УРОКА

«Давайте будем доставлять детям радость общения с нами!» -

говорил

замечательный

педагог

Шалва

Александрович

Амонашвили.

Наше время – это время перемен.

Создаются

новые

и

совершенствуются

старые

системы

обучения,

меняются учебные планы.

Повышаются требования к процессу обучения, которое осуществляет

учитель. При таком многообразии планов, программ, нельзя быть учителем,

не стремясь, стать учителем-творцом.

А учитель-творец, это учитель-режиссёр. Потому как драматургия и

режиссура - это естественные проявления творчества.

Ведь кто такой режиссёр?

Это

управляющий

актёрами,

представлением,

назначающий,

что

ставить, раздающий роли.

Мы на уроке тоже выступаем в роли режиссёра, а дети – актёры. Наш

урок

родственен

театральному

спектаклю.

Без

внутреннего

горения,

без

озарённости идеей творческого процесса преподавания, лучше не приходить

к детям на урок.

Как правило, мы сосредоточены на содержательных аспектах урока.

При этом как мы задаём вопросы, отдаём распоряжения, слушаем, оцениваем

учеников – нередко ускользают из нашего поля зрения.

Почему так бывает?:

учитель готов к уроку, полон интересных замыслов, а ученик остался

равнодушным.

Или, ребёнок вроде бы и заинтересован, а прочных знаний, стабильного

интереса нет.

Причин этих и подобных ситуаций может быть много. Одни не зависят

от учителя, другие зависят только от него.

В каком бы состоянии не был бы ученик или ученики в начале урока

(перевозбуждены

или

утомлены),

нам

всегда

нужно

установить

с

ними

контакт; оценив ситуацию, дать сосредоточиться или расслабиться, на ходу

порой корректируя план урока.

Другими словами, мы все должны быть готовы режиссировать урок,

исходя из конкретных, незапланированных обстоятельств.

Профессия наша, безусловно, творческая.

Но нет секрета и в том, что к этому мы особо не подготовлены.

В

числе

главных

причин

-

отсутствие

в

профессиональной

подготовке преподавателя предмета «Психология творчества».

Описано много интересных, увлекательных, оригинальных уроков.

Но как они готовятся? Какова технология их создания?

Учебный процесс – наслажденье! Сказка или быль? Как сделать,

чтобы это произошло?

Воспитание

и

обучение

неразрывно

связано

с

умением

учителя

воздействовать

на

учеников,

влиять

на

их

поступки,

стимулировать

их

познавательную активность и сдерживать активность негативную.

Мне

кажется,

что

способность

чутко

воспринимать

особенности

поведения другого человека, а также свобода и вариативность в общении,

должны стать для нас объектами совершенствования и развития.

Эта способность выходить за рамки любой методики и составляют

педагогическую технику, которая должна опираться на культуру действий-

взаимодействий, знание возрастной психологии.

Не случайно мы пользуемся театрально-режиссёрской терминологией.

Учитель может увидеть, как он ведёт себя на уроке, в какой позе сидит, стоит.

Какой при этом взгляд, как работает внимание.

Вспомнив же своё поведение при выполнении любимых дел или же,

наоборот,

нелюбимых,

он

сможет

не

только

осознать

своё

реальное

отношение

к

работе

в

школе,

но

и

усовершенствовать,

или

же

скорректировать его, меняя стиль своего поведения на работе.

Например:

ведём урок увлечённо, доходчиво, вдохновенно, не замечая состояния

учащегося (допустим, сильно уставшего).

В итоге материал не усвоен, мы в праведном негодовании!

А

ученик

просто

не

успевал

перерабатывать

информацию,

не

выстроились в его мозгу ассоциативные и смысловые связи.

Также

очень

важна

постановка

голоса,

интонация

на

уроке,

владение средствами выразительности.

Здесь можно добиться успеха, используя свою рефлексию поведения и

разнообразные фонетические упражнения.

Создание же своего «языка», обогащение его лексикой, образностью

возможно через три «О»:

общение с хорошей литературой, искусством, природой;

общение с интересными людьми, любовь, дружба;

общение

с

самим

собой

саморазвитие,

время

творчества

и

размышлений.

Хорошие

слова

не

приходят

сами,

их

надо

искать

в

душе.

Благодаря образности, стройности, логичности речи можно решить ряд

важных педагогических задач.

Речь – основное, но далеко не единственное средство общения.

Как утверждал К. С. Станиславский, «…люди общаются с помощью

своих пяти органов чувств, видимых путей общения: глазами, мимикой,

голосом, движением рук, пальцев».

Здесь важно всё: как входим в класс, двигаемся, даже берём

нотные сборники или ставим стул. Мы ещё не сказали ни слова, но уже

сообщаем

детям

о

нашем

отношении

к

ним,

своём

настроении,

самочувствии.

Мы не просто говорим «Здравствуйте», но приветливо смотрим

на них. Одним жестом мы можем или поддержать, поприветствовать

или,

наоборот,

пренебрежительно

отмахнуться

и

обидеть

их.

А

положив руку на плечо ребёнка, одобрить его действия, погладив же по

голове, выразить своё нежное и признательное чувство.

Важно учитывать, что дети воспринимают не в отдельности

мимику и пластику учителя, а всё в совокупности, одновременно. Мы

можем говорить правильные слова, но нам не будут доверять, так как

поза, мимика и пластика говорят порой об обратном.

А как важна пауза – расстояние между действиями и между

словами. В драматургии пауза зачастую значит больше, чем слова.

Умение

терпеливо

выслушать,

умение

не

взорваться

в

определённой ситуации, умение порой на грубость ответить паузой,

умение

наращивать

интерес

через

паузу

-

это

важнейшая

составляющая педагогического труда и мастерства.

И

о

самом

главном

в

режиссёрской

деятельности

об

идее.

Художественно-педагогическая

идея

является

основой

целостности

урока.

Для учителя идея является содержательным стержнем, вытекающим из

целенаправленного художественного материала, организующим ход урока.

С

этих

позиций

подбор

материала

уже

действительно

становиться

показателем творческого подхода учителя, так как это и поиск идеи, и

выбор форм общения с музыкой.

Так рождаются:

уроки погружения в одну тему, настроение, духовное состояние,

атмосферу;

уроки-бенефисы;

уроки мудрости, любви – исповеди;

уроки как сама музыка – звучащие уроки, в разных музыкальных

формах:

одночастной,

двухчастной,

трёхчастной,

форме

рондо,

вариаций и самой универсальной – сонатной, где:

вступление – введение в тему;

экспозиция – показ темы;

разработка – показ разных граней темы;

реприза – повторение, закрепление;

кода – вывод, обобщение.

Урок подобен музыке

всё в нём должно «звучать»

в

согласии и гармонии.

И, наверное, будет вернее в нашей практике говорить не план-

конспект урока, а разработка партитуры

урока. Тогда и ученик

непременно услышит гармонию в уроке, и свой голос в её звучании.

Аналогия урока с партитурой неслучайна. Посмотрите, как много у

них общего.

Партитура

музыкального

Партитура

урока

произведения

форма произведения

форма урока

жанр,

настроение,

характер музыки

настроение,

атмосфера урока

лад, тональность

тональная

окрашенность

всего

урока

темп, ритм, размер

темп,

ритм

ведения

урока

интонационное

развитие мелодии

интонационная

г и б к о с т ь

р е ч и

учителя, учеников

структура

произведения,

движение голосов

сочетание

голосов

учителя и учеников

И ещё:

Первые

минуты

урока

первой

встречи

с

учащимся

порой

определяют характер взаимоотношений учителя и ученика на долгие

годы.

И последнее:

Сила

воздействия

любого

произведения определяется двумя

важнейшими его качествами:

красотой и правдой, что проявляется в соответствии содержания и

формы.

Это определение можно отнести и к уроку.

Мастерство

педагога

выверяется

и

в

умении

красиво

заканчивать урок. Точно, с улыбкой, поставив не точку, а запятую,

позволяющую рассчитывать на новую, интересную встречу впереди.

Заповеди для учителей:

урок может получиться лишь тогда, когда он нравится тому,

кто его проводит.

понравиться он может лишь только тогда, когда ты вносишь в

урок что-то своё, то есть выступаешь в роли творца, а не

копировальщика чужих мыслей.

учитель должен уметь сформулировать основную проблемную

ситуацию на уроке или цикла уроков, и, исходя из этого,

строить уроки так, чтобы будить творческую фантазию детей

и помочь им самим развернуть ситуацию, рассказать о ней,

ответив на вопросы учителя.

отсутствие

вопросов

на

уроке

тревожный

симптом!

И

указывает он нередко на отсутствие интереса и к вам, и к

предмету, который вы преподаёте.

а поэтому – смотрите выше….



В раздел образования