Автор: Сковина Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГУ ТО СРЦН №1
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Шпаргалки для воспитателей"
Раздел: дополнительное образование
Шпаргалки для воспитателей
«Можешь только ты дать шанс каждому ребенку стать счастливым»
Дорогие коллеги!
Я, предлагаю вам вернуться к давней, еще студенческой практике обращения к
«шпаргалке», как действенной помощи в экстренных ситуациях.
«Шпаргалка» призвана помочь вам в организации ежедневной работы с детьми
девиантного поведения на основе принципов демократического, ориентированного
на
ребенка
образования.
Условно
их
можно
разделить
по
содержанию
на:
организационно-
методические,
организационно
–
поведенческие
и
личностные.
Мои «шпаргалки» дают только подсказку необходимого действия, но дальнейший
выбор стратегии делового взаимодействия с детьми, коллегами остается за вами.
Если в группе есть дети с особенностями развития, дети с отклонениями – это,
прежде всего, - просто дети.
Как быть, чтобы проблемы не возникли?
1-
Прочитайте
вместе
с
детьми
книжки,
где
говорится
о
детях
с
разными
отклонениями:
«Цветик
–
семицветик»,
«Карлик
–нос»
и
другие,
поговорите
об
индивидуальных особенностях людей.
2-
Всегда отвечайте на вопросы, которые будут вам задавать дети о своих
товарищах с отклонениями, прямо, конкретно и просто.
3-
На конкретных примерах покажите детям, как сильно мы отличаемся друг от
друга, и насколько при этом похожи, например – спланируйте и осуществите
проект «Люди».
4-
Обязательно говорите детям об их хороших чертах, достижениях каждого
ребенка в группе, не выделяя, никого намеренно, но и не обделяя вниманием:
хорошо изготовить стенд
«Вести из группы», «Достижения наших детей», альбом с фото «Жизнь
замечательных детей».
Если родители не хотят замечать проблему ребенка?
Некоторые родители не слишком много знают об особенностях развития детей и не
могут сразу увидеть, что с их ребенком не все в порядке, и они упорствуют в своем
нежелании признавать проблему.
Как быть?
1 – Постарайтесь сами убедиться, что дело здесь не в вашем предвзятом отношении
к ребенку, что проблема действительно имеет место быть.
2 – Не начинайте разговор с родителями о беспокоящих вас проблемах до тех пор,
пока между вами не установится доверие.
3 – Проявляйте к ним уважение и дружелюбие. Задавайте им вопросы и покажите,
что
вы
считаете,
что
они
лучше
вас
знают
своих
детей.
Родители
должны
удостовериться, что вами движет забота об интересах ребенка.
4
–
Во
время
разговора
больше
слушайте,
задавайте
вопросы,
обсудите
положительные моменты, связанные с ребенком. Очень важно при этом ничего не
выдумывать, вести себя прямо и открыто.
5 – Когда вы почувствуете, что подоспело время поговорить по существу, начните с
того, что поделитесь конкретными наблюдениями, скажите, что – то вроде: «Я
заметила, что Сергей не может самостоятельно сложить мозаику, решить задачу и
т.д. Подчеркните, что сами вы не компетентны делать какие – либо выводы и
просите
родителей
проконсультироваться
у
специалистов:
учителя,
психолога,
врача и т.д.
6 – Помните, что информировать родителей о ваших опасениях за ребенка – ваш
профессиональный долг.
Как успокоить «нарушителей»?
Нарушителей спокойствия всегда достаточно: дети не прочь побегать, пошалить и
подурачиться.
К
этому
их
просто
подталкивает
деятельная
натура,
подвижная
психика и постоянная готовность к радости. Основанием для реагирования будет
ваше
понимание
смысла,
происходящего
в
группе
и
уважение
их
права
быть
детьми.
Как быть?
1 – Дети не всегда понимают, что и когда можно, а мы сами не объясняем это. Мы
просто
запрещаем,
если
видим,
что
происходит
нечто
внеплановое.
Отсюда
неожиданное предложение, иногда сами становитесь «нарушителями», наглядно
демонстрируя
приемлемое
время,
место,
способ
проявления
эмоций,
желаний,
действия: «Сейчас у нас есть немного времени до прогулки, можно побаловаться.
«Кто со мной поиграет в мяч? Спорим, я подпрыгну выше вас? И т.д.
2 – Если мы с вами создадим возможность для эмоциональной насыщенности в
группе, то у детей будет меньше поводов для «самодеятельности». В этом помогут
неожиданные праздники – праздник «Улыбки», праздник «Все наоборот», праздник
«Горящих огоньков», праздник «Большого пирога», праздник «Воздушных шаров»,
праздник «Пятнышек», провести «Ужин на траве»
3 – Ну, а если несмотря на все ваши усилия, есть те, кто хочет большего
а) Не пользуйтесь правом запрета,- просто обсудите с детьми, чем неудобно
такое поведение и как поступать лучше;
б) Воспользуйтесь правом запрета и твердо скажите: «Вы сможете побаловаться и
пошуметь на прогулке, а сейчас будьте внимательны».
Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы?
Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать
силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих
условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на
собственном опыте.
Когда мы принимаем решение за ребенка – мы лишаем его возможности само
реорганизовываться, проявлять инициативу и творческие способности.
Как быть?
1 – Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым,
помогая
ему
обрести
внутреннюю
мотивацию
и
чувствовать
себя
хозяином
ситуации. В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: «Реши сам», это ты
можешь сделать, выбрать, придумать сам.
2 – Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может
закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: «Покажи мне, что именно
я должна сделать, чтобы помочь тебе?»
Когда ответственность возвращается к
ребенку, он начинает думать и придумывает такие варианты действий, которые не
пришли бы на ум взрослому.
Дорогие коллеги, все эти рекомендации действительно работают, прежде, чем
их рекомендовать вам, я сама применяла и применяю сейчас в своей работе с
детьми и родителями, предлагаю и вам их опробовать. Желаю всем успеха!
Методические рекомендации «памятки» для педагогов – воспитателей,
работающих с детьми, имеющими девиантное поведение.
«Дорогою добра, нежность, внимание, заботу – каждому ребенку!»
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем,
одной из которых является проблема воспитания трудного подростка. Актуальность ее
заключается
в
том,
что
с
каждым
годом
отмечается
рост
детской
преступности,
наркомании, алкоголизма, игромания, прослеживается тенденция к увеличению числа
детей с девиантным поведением.
Причинами
отклонений
в
поведении
подростка
являются:
политическая,
экологическая, социально – экономическая нестабильность общества, изменения в
содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятная семейно – бытовая
обстановка,
отсутствие
контроля
за
поведением,
чрезмерная
занятость
родителей,
эпидемия разводов и т.д.
Зная
это,
я
предлагаю
использовать
в
своей
работе
важнейшие
человеческие
потребности, которые помогут правильно и более эффективно воздействовать на детей,
которые отклоняются в своем поведении от общепринятых норм нашего общества.
1 – Потребность в общении.
С самого рождения ребенок нуждается в общении. Сейчас в род.домах новорождённый
малыш находится рядом с мамой, он ощущает ее присутствие, поэтому он более
спокоен, что он не один, он нужен.
Общайтесь как можно больше с детьми, умейте чувствовать, когда это нужно именно
ему, именно в это время. И если в силу каких-то объективных причин вам не удается
общение с ребенком – то незамедлительно видим реакцию на наше невнимание к его
общению с нами. Он начинает перебивать, толкать других с кем беседует педагог,
кричать, неадекватно себя вести. Старайтесь использовать эту потребность во всех
видах деятельности, уделяйте внимание в общении каждого ребенка.
2 – Потребность прикосновения.
Это очень важная потребность для полного душевного благополучия. Это минуты
наивысшего эмоционального напряжения: (горе, радость)
Для душевного благополучия каждому ребенку необходимо от 4 до 12 прикосновений в
день, чем больше лучше, там, где эта потребность работает дети, становятся более
внимательнее, спокойнее, лучше учатся и т.д.
3 – Потребность внимания.
Для
подростка
эта
потребность
обеспечивает
надежность,
безопасность:
«Я
значимый».
Повернитесь
лицом
к
ребенку,
сделайте
незначительный
жест,
подморгните, улыбнитесь, кивните головой, и подросток понимает, что его услышали,
его поняли. Если ребенок обделен вниманием, то он чахнет, останавливается в росте,
это бывает часто, когда нет матери, но и бывает, когда она есть: (пьет, уходит из семьи),
видимо в детстве она тоже была обделена вниманием и не посылала ребенку свои
целительные лучики.
4 – Потребность в руководстве действиями ребенка.
Откажитесь от диктата и приказа. Помните, на ребенка сильнее всего действует
картинка, но еще лучше движущаяся картинка (кино), а еще лучше где двигаются его
родители, близкие люди, воспитатели. Свое слово подтверждайте картинкой – иначе
это действие до него не дойдет. Руководя действиями ребенка, обязательно сами
принимайте участие в них, без этого очень трудно достичь своего результата.
5 – Потребность принятия и одобрения ребенка.
Прежде. Чем наказать ребенка за что-то, выслушайте его, почему он это сделал,
прикоснитесь к нему, влезьте в его шкуру и поймите, почему он это совершил?
Принимайте решение, но подросток ни минуты не должен сомневаться. Что вы его
любите, прошло время и вы опять к нему внимательны, но то поведение час назад вы с
ним не согласны. Не воспринимайте ребенка чисто по внешним признакам: красивый,
некрасивый, опрятен или нет. Принимайте и одобряйте его любого, тогда душа его
оттает, а не закроется. Любите ребенка, но не с позиции силы, что не сделаете
порицанием, добьетесь похвалой – не бойтесь этим испортить подростка.
6 – Потребность в умении хоронить свои потери.
Потери в жизни, к сожалению, неизбежны, надо подготавливать детей к встрече с
ними. Когда ребенок осознает реакцию на несчастья, он растет в духовном смысле
совершенствуется, чтобы встречаться с новыми потерями. Научите детей переживать,
плакать, правильно реагировать на несчастья, покажите подростку, что в палитре есть
разные краски, включая и черную. Показывайте детям значимость каждого человека в
группе, школе, центре, семье, в обществе и т.д. Пусть он попереживает, поплачет со
всеми (например, умерла бабушка – пусть он поймет, что больше ему бабушка не
испечет вкусных пирожков, не свяжет теплых варежек и т.д.) Читайте рассказы детям,
где есть моменты сопереживания к людям, животным (например, читая, о героях ВОВ,
о партизанах, летчиках, разведчиках их подвигах, инвалидах, а в это время кто-то
смеется).
7 – Потребность поддержки.
Это тоже важно и легко в реализации. Помогите, поддержите усилия неокрепшей души
в самореализации, в осуществлении лучших порывов. Дайте пробовать ребенку свои
силы (стирка, уборка, помощь на огороде и т.д. Поддерживайте эту потребность, тогда
у нас будут расти помощники.
8 – Потребность достижения.
Ничего не способствует успеху, как сам успех. Для развития личности необходимо
различные достижения. Сравнивайте достижения ребенка в его развитии, вчера не
умел, а сегодня научился, но не с достижениями другого ребенка.
9
–
Потребность
развлечения. На
Руси
развлечения
относили
к
необходимой
потребности жизни. Покажите детям, что развлечения бывают разные (игры, забавы,
праздники,
эстафеты,
походы,
конкурсы,
лыжи,
коньки,
ролики,
велосипеды,
спортивные
секции
и
всевозможные
кружки
и
клубы
по
интересам,
плавание,
путешествия с друзьями и близкими и т.д., но есть и другие (игра в карты, шумные
пьяные
компании)
то,
что
видели
наши
дети,
попавшие
в
трудную
жизненную
ситуацию.
Главная
задача:
направить
подростков
на
положительные
развлечения,
выработать привычку к ним, заинтересовать их личным примером и участием в них:
посещение театров, музеев, выставок, походов, цирка, чтение интересных книг, встреч
с интересными и знаменитыми людьми, просмотр интересных фильмов и обсуждение
их сюжетов и т.д.
Уважаемые педагоги, родители, воспитатели, психологи, социальные педагоги!
Используйте все эти потребности и рекомендации к ним в своей нелегкой работе, тогда
я уверена мы сможем увидеть результат нашей работы, чтобы как можно меньше
становилось детей с девиантным поведением.