Напоминание

"Шпаргалки для воспитателей"


Автор: Сковина Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГУ ТО СРЦН №1
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Шпаргалки для воспитателей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Шпаргалки для воспитателей

«Можешь только ты дать шанс каждому ребенку стать счастливым»

Дорогие коллеги!

Я, предлагаю вам вернуться к давней, еще студенческой практике обращения к

«шпаргалке», как действенной помощи в экстренных ситуациях.

«Шпаргалка» призвана помочь вам в организации ежедневной работы с детьми

девиантного поведения на основе принципов демократического, ориентированного

на

ребенка

образования.

Условно

их

можно

разделить

по

содержанию

на:

организационно-

методические,

организационно

поведенческие

и

личностные.

Мои «шпаргалки» дают только подсказку необходимого действия, но дальнейший

выбор стратегии делового взаимодействия с детьми, коллегами остается за вами.

Если в группе есть дети с особенностями развития, дети с отклонениями – это,

прежде всего, - просто дети.

Как быть, чтобы проблемы не возникли?

1-

Прочитайте

вместе

с

детьми

книжки,

где

говорится

о

детях

с

разными

отклонениями:

«Цветик

семицветик»,

«Карлик

–нос»

и

другие,

поговорите

об

индивидуальных особенностях людей.

2-

Всегда отвечайте на вопросы, которые будут вам задавать дети о своих

товарищах с отклонениями, прямо, конкретно и просто.

3-

На конкретных примерах покажите детям, как сильно мы отличаемся друг от

друга, и насколько при этом похожи, например – спланируйте и осуществите

проект «Люди».

4-

Обязательно говорите детям об их хороших чертах, достижениях каждого

ребенка в группе, не выделяя, никого намеренно, но и не обделяя вниманием:

хорошо изготовить стенд

«Вести из группы», «Достижения наших детей», альбом с фото «Жизнь

замечательных детей».

Если родители не хотят замечать проблему ребенка?

Некоторые родители не слишком много знают об особенностях развития детей и не

могут сразу увидеть, что с их ребенком не все в порядке, и они упорствуют в своем

нежелании признавать проблему.

Как быть?

1 – Постарайтесь сами убедиться, что дело здесь не в вашем предвзятом отношении

к ребенку, что проблема действительно имеет место быть.

2 – Не начинайте разговор с родителями о беспокоящих вас проблемах до тех пор,

пока между вами не установится доверие.

3 – Проявляйте к ним уважение и дружелюбие. Задавайте им вопросы и покажите,

что

вы

считаете,

что

они

лучше

вас

знают

своих

детей.

Родители

должны

удостовериться, что вами движет забота об интересах ребенка.

4

Во

время

разговора

больше

слушайте,

задавайте

вопросы,

обсудите

положительные моменты, связанные с ребенком. Очень важно при этом ничего не

выдумывать, вести себя прямо и открыто.

5 – Когда вы почувствуете, что подоспело время поговорить по существу, начните с

того, что поделитесь конкретными наблюдениями, скажите, что – то вроде: «Я

заметила, что Сергей не может самостоятельно сложить мозаику, решить задачу и

т.д. Подчеркните, что сами вы не компетентны делать какие – либо выводы и

просите

родителей

проконсультироваться

у

специалистов:

учителя,

психолога,

врача и т.д.

6 – Помните, что информировать родителей о ваших опасениях за ребенка – ваш

профессиональный долг.

Как успокоить «нарушителей»?

Нарушителей спокойствия всегда достаточно: дети не прочь побегать, пошалить и

подурачиться.

К

этому

их

просто

подталкивает

деятельная

натура,

подвижная

психика и постоянная готовность к радости. Основанием для реагирования будет

ваше

понимание

смысла,

происходящего

в

группе

и

уважение

их

права

быть

детьми.

Как быть?

1 – Дети не всегда понимают, что и когда можно, а мы сами не объясняем это. Мы

просто

запрещаем,

если

видим,

что

происходит

нечто

внеплановое.

Отсюда

неожиданное предложение, иногда сами становитесь «нарушителями», наглядно

демонстрируя

приемлемое

время,

место,

способ

проявления

эмоций,

желаний,

действия: «Сейчас у нас есть немного времени до прогулки, можно побаловаться.

«Кто со мной поиграет в мяч? Спорим, я подпрыгну выше вас? И т.д.

2 – Если мы с вами создадим возможность для эмоциональной насыщенности в

группе, то у детей будет меньше поводов для «самодеятельности». В этом помогут

неожиданные праздники – праздник «Улыбки», праздник «Все наоборот», праздник

«Горящих огоньков», праздник «Большого пирога», праздник «Воздушных шаров»,

праздник «Пятнышек», провести «Ужин на траве»

3 – Ну, а если несмотря на все ваши усилия, есть те, кто хочет большего

а) Не пользуйтесь правом запрета,- просто обсудите с детьми, чем неудобно

такое поведение и как поступать лучше;

б) Воспользуйтесь правом запрета и твердо скажите: «Вы сможете побаловаться и

пошуметь на прогулке, а сейчас будьте внимательны».

Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы?

Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать

силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих

условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на

собственном опыте.

Когда мы принимаем решение за ребенка – мы лишаем его возможности само

реорганизовываться, проявлять инициативу и творческие способности.

Как быть?

1 – Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым,

помогая

ему

обрести

внутреннюю

мотивацию

и

чувствовать

себя

хозяином

ситуации. В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: «Реши сам», это ты

можешь сделать, выбрать, придумать сам.

2 – Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может

закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: «Покажи мне, что именно

я должна сделать, чтобы помочь тебе?»

Когда ответственность возвращается к

ребенку, он начинает думать и придумывает такие варианты действий, которые не

пришли бы на ум взрослому.

Дорогие коллеги, все эти рекомендации действительно работают, прежде, чем

их рекомендовать вам, я сама применяла и применяю сейчас в своей работе с

детьми и родителями, предлагаю и вам их опробовать. Желаю всем успеха!

Методические рекомендации «памятки» для педагогов – воспитателей,

работающих с детьми, имеющими девиантное поведение.

«Дорогою добра, нежность, внимание, заботу – каждому ребенку!»

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем,

одной из которых является проблема воспитания трудного подростка. Актуальность ее

заключается

в

том,

что

с

каждым

годом

отмечается

рост

детской

преступности,

наркомании, алкоголизма, игромания, прослеживается тенденция к увеличению числа

детей с девиантным поведением.

Причинами

отклонений

в

поведении

подростка

являются:

политическая,

экологическая, социально – экономическая нестабильность общества, изменения в

содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятная семейно – бытовая

обстановка,

отсутствие

контроля

за

поведением,

чрезмерная

занятость

родителей,

эпидемия разводов и т.д.

Зная

это,

я

предлагаю

использовать

в

своей

работе

важнейшие

человеческие

потребности, которые помогут правильно и более эффективно воздействовать на детей,

которые отклоняются в своем поведении от общепринятых норм нашего общества.

1 – Потребность в общении.

С самого рождения ребенок нуждается в общении. Сейчас в род.домах новорождённый

малыш находится рядом с мамой, он ощущает ее присутствие, поэтому он более

спокоен, что он не один, он нужен.

Общайтесь как можно больше с детьми, умейте чувствовать, когда это нужно именно

ему, именно в это время. И если в силу каких-то объективных причин вам не удается

общение с ребенком – то незамедлительно видим реакцию на наше невнимание к его

общению с нами. Он начинает перебивать, толкать других с кем беседует педагог,

кричать, неадекватно себя вести. Старайтесь использовать эту потребность во всех

видах деятельности, уделяйте внимание в общении каждого ребенка.

2 – Потребность прикосновения.

Это очень важная потребность для полного душевного благополучия. Это минуты

наивысшего эмоционального напряжения: (горе, радость)

Для душевного благополучия каждому ребенку необходимо от 4 до 12 прикосновений в

день, чем больше лучше, там, где эта потребность работает дети, становятся более

внимательнее, спокойнее, лучше учатся и т.д.

3 – Потребность внимания.

Для

подростка

эта

потребность

обеспечивает

надежность,

безопасность:

«Я

значимый».

Повернитесь

лицом

к

ребенку,

сделайте

незначительный

жест,

подморгните, улыбнитесь, кивните головой, и подросток понимает, что его услышали,

его поняли. Если ребенок обделен вниманием, то он чахнет, останавливается в росте,

это бывает часто, когда нет матери, но и бывает, когда она есть: (пьет, уходит из семьи),

видимо в детстве она тоже была обделена вниманием и не посылала ребенку свои

целительные лучики.

4 – Потребность в руководстве действиями ребенка.

Откажитесь от диктата и приказа. Помните, на ребенка сильнее всего действует

картинка, но еще лучше движущаяся картинка (кино), а еще лучше где двигаются его

родители, близкие люди, воспитатели. Свое слово подтверждайте картинкой – иначе

это действие до него не дойдет. Руководя действиями ребенка, обязательно сами

принимайте участие в них, без этого очень трудно достичь своего результата.

5 – Потребность принятия и одобрения ребенка.

Прежде. Чем наказать ребенка за что-то, выслушайте его, почему он это сделал,

прикоснитесь к нему, влезьте в его шкуру и поймите, почему он это совершил?

Принимайте решение, но подросток ни минуты не должен сомневаться. Что вы его

любите, прошло время и вы опять к нему внимательны, но то поведение час назад вы с

ним не согласны. Не воспринимайте ребенка чисто по внешним признакам: красивый,

некрасивый, опрятен или нет. Принимайте и одобряйте его любого, тогда душа его

оттает, а не закроется. Любите ребенка, но не с позиции силы, что не сделаете

порицанием, добьетесь похвалой – не бойтесь этим испортить подростка.

6 – Потребность в умении хоронить свои потери.

Потери в жизни, к сожалению, неизбежны, надо подготавливать детей к встрече с

ними. Когда ребенок осознает реакцию на несчастья, он растет в духовном смысле

совершенствуется, чтобы встречаться с новыми потерями. Научите детей переживать,

плакать, правильно реагировать на несчастья, покажите подростку, что в палитре есть

разные краски, включая и черную. Показывайте детям значимость каждого человека в

группе, школе, центре, семье, в обществе и т.д. Пусть он попереживает, поплачет со

всеми (например, умерла бабушка – пусть он поймет, что больше ему бабушка не

испечет вкусных пирожков, не свяжет теплых варежек и т.д.) Читайте рассказы детям,

где есть моменты сопереживания к людям, животным (например, читая, о героях ВОВ,

о партизанах, летчиках, разведчиках их подвигах, инвалидах, а в это время кто-то

смеется).

7 – Потребность поддержки.

Это тоже важно и легко в реализации. Помогите, поддержите усилия неокрепшей души

в самореализации, в осуществлении лучших порывов. Дайте пробовать ребенку свои

силы (стирка, уборка, помощь на огороде и т.д. Поддерживайте эту потребность, тогда

у нас будут расти помощники.

8 – Потребность достижения.

Ничего не способствует успеху, как сам успех. Для развития личности необходимо

различные достижения. Сравнивайте достижения ребенка в его развитии, вчера не

умел, а сегодня научился, но не с достижениями другого ребенка.

9

Потребность

развлечения. На

Руси

развлечения

относили

к

необходимой

потребности жизни. Покажите детям, что развлечения бывают разные (игры, забавы,

праздники,

эстафеты,

походы,

конкурсы,

лыжи,

коньки,

ролики,

велосипеды,

спортивные

секции

и

всевозможные

кружки

и

клубы

по

интересам,

плавание,

путешествия с друзьями и близкими и т.д., но есть и другие (игра в карты, шумные

пьяные

компании)

то,

что

видели

наши

дети,

попавшие

в

трудную

жизненную

ситуацию.

Главная

задача:

направить

подростков

на

положительные

развлечения,

выработать привычку к ним, заинтересовать их личным примером и участием в них:

посещение театров, музеев, выставок, походов, цирка, чтение интересных книг, встреч

с интересными и знаменитыми людьми, просмотр интересных фильмов и обсуждение

их сюжетов и т.д.

Уважаемые педагоги, родители, воспитатели, психологи, социальные педагоги!

Используйте все эти потребности и рекомендации к ним в своей нелегкой работе, тогда

я уверена мы сможем увидеть результат нашей работы, чтобы как можно меньше

становилось детей с девиантным поведением.



В раздел образования