Автор: Широва Гульнур Габдулфартовна Должность: воспитатель по русскому языку Учебное заведение: МБДОУ Сабинский детский сад №2 "Эллуки" Населённый пункт: пгт Богатые Сабы, Сабинский район Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Как жили люди на Руси" Раздел: дошкольное образование
(5-7 лет)
Музыкальный руководитель 1 кв. категории Валиева Л.И.
Воспитатель 1 кв. категории Широва Г.Г.
2016
Программное содержание: Формировать у детей чувство патриотизма, любви к родной
стране,
людям
населяющих
её.
Способствовать
усвоению
нравственных
ценностей.
Продолжить знакомить детей с декоративно -
прикладным искусством. Воспитывать
интерес к труду взрослых, стремление беречь его результаты. Учить ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться по площадке, запоминать слова героев сказки;
отрабатывать
дикцию.
Развивать
музыкальное
восприятие,
чувство
ритма,
внимание,
память, творческие способности детей. Воспитывать музыкальную культуру, любовь к
народной
музыке.
Развивать
навыки
слаженной
игры
в
ансамбле,
игровое
детское
творчество,
дети
учатся
передавать
пластический
образ
в
разных
настроениях,
эмоционально передавать песенный образ.
Словарная работа: пакля, сухой мох.
Материал:
ноутбук, проектор, экран, презентация на тему «Как жили люди на Руси»,
макет избушки, костюмы, маски и атрибуты для сказки, деревянные ложки, игрушечный
петушок.
Ход занятия
Перед детьми появляется игрушечный петушок (ширма)
Петушок: «Ку-ка-ре-ку!
Приди-приди, солнышко,
Под мое оконышко.
Засвети щедрее,
Всех согрей скорее,
Лей щедрее солнышко,
Золото в оконышко.
Деточки играют,
Тебя поджидают!»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нас встречает Петушок. Скажите, когда и где петухи
будят людей? ( утром в деревне ). В старину на Руси не было часов, а будильником служил
петушок. Сегодня мы с вами поговорим о том, как жили, трудились и умели радоваться в
то далёкое время на Руси. Ребята, как вы думаете, из чего строили дома на Руси? ( из
бревен, из дерева ). Как называются такие дома? ( бревенчатые дома, деревянные дома ).
Да, ребята бревенчатые, деревянные дома были очень прочными, тёплыми и уютными. В
этих домах всегда царило радость и доброта. А ещё строили, маленькие дома эти дома,
назывались избушками. Скажите, в какой сказке
избушка была деревянная, а другая
избушка
была ледяная, как называется эта сказка? («Заюшкина избушка») А сейчас,
дорогие гости, наши дети старшей группы сыграют вам эту сказку на новый лад.
Ведущий ребенок: Жили - были лиса и заяц. Пришла весна - красна. Избушка у лисы
растаяла, а у зайца стоит по-прежнему. Вот попросилась лиса у зайца погреться да и
выгнала его. Идет заяц по дороге и громко, громко плачет.
Воспитатель: А ему на встречу идет волк, да не один, а со своими друзьями, играя на
ложках.
Муз.руководитель:
Ложки
деревянные
служили
не
только
утварью
дома,
но
и
музыкальным инструментом. А сейчас послушаем, как нам волк, и его друзья сыграют на
ложках.
Игра на ложках под музыку «Ах вы, сени» (русская народная)
- Ребята, из чего делали посуду в старину? ( Из дерева, глины и металла ) (Слайд
посуды). А как мастера украшали посуду из глины, дерева, металла? Раньше мастера
расписывали посуду красивыми узорами - это украшение, называлось росписью. Какие
росписи
мы
с
вами
знаем? (
Дымковская роспись,
Хохломская роспись, Гжельская
роспись, Городецкая роспись, Жостовская роспись )-(слайд) А как вы думаете волк со
своими друзьями на каких ложках играл? ( на деревянных ), правильно (слайд деревянных
ложек).
Слышен плач зайца.
Волк: Зачем зайчик плачешь?
Заяц:
Как
мне
не
плакать,
была
у
меня
избушка
деревянная,
а
у
лисы
ледяная.
Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала.
Волк: Не плачь, зайчик, я тебе помогу. Пойдем гнать лису.
Ведущий ребенок: Пошли они к избушке, гнать лису.
Волк: У-у-у… поди, лиса, вон!
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, все побежите от меня.
Ведущий ребенок: Волк испугался и убежал в лес. Идет заяц по дороге и громко плачет, а
ему навстречу два барашки.
Музыкальный руководитель: Но сначала бараны подарят нам свой танец.
Танец «Два Барана»
Баран : Зачем зайчик плачешь?
Заяц:
Как
мне
не
плакать,
была
у
меня
избушка
деревянная,
а
у
лисы
ледяная.
Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала.
Два барана: Не плачь, зайчик, я тебе помогу! Я ее выгоню!
Заяц: Нет, не выгонишь. Волк, гнал, гнал, не выгнал, и ты не выгонишь.
Два барана: Нет, выгоню! Пошли вместе гнать лису.
Ведущий ребенок: Пошли они к избушке гнать лису.
Два барана: Бе-бе-бе… Поди, лиса, вон!
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, все побежите от меня!
Ведущий ребенок: Баран испугался и ушёл к себе домой. Идет заяц по дороге и громко
плачет, а ему навстречу петух с косой и курочка с цыпленком.
Петух: Зачем зайчик плачешь и горюешь?
Заяц:
Как
мне
не
плакать,
была
у
меня
избушка
деревянная,
а
у
лисы
ледяная.
Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала.
Петух: Не плачь, зайчик, не плачь! Мы тебе поможем, выгоним её.
Заяц: Нет, не выгоните, Волк гнал, гнал, не выгнал, Баран гнал, гнал не выгнал. И вы тоже
не выгоните её.
Петух: Как не выгоним, обязательно выгоним! Пойдем гнать лису.
Ку-ка-ре-ку! (3р) Несу косу на плечи, хочу лису посечь, поди, лиса вон! Ко-ко-ко, поди,
лиса вон! (курочка)
Лиса: (дрожа) Ооодеееваааюююсь!
Ведущий: Петух снова кричит.
Петух: Ку-ка-ре-ку! (3р) Несу косу на плечи, хочу лису посечь, поди лиса вон!
Лиса: Шубу ооодеееваююю…..
Ведущий: Петух в третий раз.
Петух: Ку-ка-ре-ку! (3р) Несу косу на плечи, хочу лису посечь, поди лиса вон!
Ведущий: И выгнали лису. С тех пор в этом доме заяц и петух со своей курочкой живут
дружно и весело.
Воспитатель: Ребята, а почему у зайчика дом был прочным (ответы детей), да, потому что
он был бревенчатым (деревянным). А вы знаете, ребята, что в старину мастера делали,
чтобы утеплить дом? Они прокладывали бревна паклей или сухим мхом . (Слайд). Что еще
делали люди, чтобы в доме было тепло и уютно? ( правильно топили печь) Раньше, печь
считалась самым дорогим предметом дома-Слайд.
Продолжим беседу.
Раньше, давным-давно люди очень тщательно выбирали место для постройки деревни. Как
вы думаете, где нужно было ее строить? ( возле реки ) Зачем? ( в реке есть рыба, вода,
можно купаться, кататься на лодке ), а где еще строили деревни? ( возле леса ) Зачем? ( в
лесу есть дрова, ягоды, грибы; птицы и животные для охоты ). А лесные жители- это
какие животные ( дикие животные ), а в нашей сказке встретились дикие животные?
( заяц, волк )
Давайте подумаем, что люди делали, чтобы прокормить семью? (слайд) ( разводили скот,
птиц, коров, овец, свиней, кур, гусей и уток ). А как одним словом можно назвать этих
животных? ( домашние животные ). А в нашей сказке были домашние животные? ( петух,
курочка и два барана ).
Деревенские семьи были очень большими, у них было много детей. В то время таких
игрушек, как у вас, у ребят не было, родители (взрослые) делали игрушки своими руками.
А как вы думаете из чего они делали эти игрушки? Игрушки изготовляли из глины, дерева,
соломы, тряпок. (слайд)
В старину в каждом доме очень любили
печь пироги и приглашали в гости. Не зря,
пословица гласит: «Красна изба пирогами!» вот и в нашем детском саду уют, покой и
сладкие пироги.
Песня «К нам гости пришли» (заходит девочка в русском костюме с хлебом,
угощает детей и гостей).
Итог и анализ занятия.