"Формирование мыслительных операций - как важный процесс умственного развития ребёнка"
Автор: Сидорова Наталья Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с №40 "Берёзка" Населённый пункт: г.Серпухов, Московской области Наименование материала: статья Тема: "Формирование мыслительных операций - как важный процесс умственного развития ребёнка" Раздел: дошкольное образование
процесс умственного развития ребёнка"
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума,
формирование таких мыслительных умений и способностей, которые
позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть
направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к
школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
С математическими характеристиками окружающего ребенок знакомится с
раннего возраста. Каждый объект окружающего мира, с которым
встречается дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной,
расположением в пространстве, изменениями во времени — признаками,
которые позволяют ему познать мир вокруг себя. Везде есть счет,
числительные, названия величин.
Познавая мир и его математические характеристики, ребенок выполняет
различные действия, в результате которых различает свойства и
отношения предметов и явлений, количество, величину, форму,
пространство, время, формируя элементарные математические
представления.При этом ему надо научиться не только поступать по
указанию взрослого,а самому искать путь к решению поставленной
задачи: исследовать, сравнивать, устанавливать соответствие,
считать, измерять, комбинировать, группировать, запоминать,
рассуждать и объяснять свои действия.
Математические представления служат средством интеллектуального
развития дошкольника, его познавательных и творческих способностей.
Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их
качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя
поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить
задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без
должного осмысливания определенных действий и глубокого их
понимания.
Процесс умственного развития ребенка идет, с одной стороны, через
усвоение знаний, а с другой—через овладение мыслительными умениями
(анализ,абстрагирование,сопоставление,обобщение).
Основной формой работы по формированию мыслительных операций у
детей являются игры и игровые упражнения. В ходе работы
обеспечивается постепенное усложнение умений. Сначала ребенок
учится выявлять отдельные качества предметов, абстрагировать их от
других, закреплять в сознании, сопоставлять и обобщать по этим
качествам разные предметы. Затем в старшем дошкольном возрасте
ребенок овладевает умениями выявлять в объектах,абстрагировать и
закреплять в сознании одновременно несколько качеств,сопоставлять и
обобщать объекты с учетом наличия или отсутствия этих качеств.
При этом сначала идет овладение мыслительными умениями на сенсорном
уровне,когда ребенок оперирует образами, а в старшем дошкольном
возрасте эти умения переходят на вербальный (логический) уровень.
Приведу лишь некоторые игры,способствующие развитию мыслительной
деятельности детей:
-игры на составление плоскостных изображений предметов, животных,
птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур
-игры «Головоломки из картона», «Геометрические
конструкторы»:«Танграм»,«Пифагор», «Коломбово
яйцо»,«Волшебныйкруг»,«Пентамино» и др.Наборы фигур подбираются не
произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным
образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей
увлекает результат — составить увиденное на образце или
задуманное.Они включаются в активную практическую деятельность по
подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
-Игры на развитие зрительной памяти, внимания:"Чего не
стало","Найди пять отличий","Что изменилось","Что лишнее"и др.
-Упражнения в решении занимательных задач,ребусов,головоломок
способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как
целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение
зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать
пути, способы решения и планировать свои действия, осуществлять
постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными
задачами, оценивать полученный результат).
Таким образом,освоение мыслительных операций у ребенка дошкольного
возраста формирует у него качественно новое мышление.В дошкольном
возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве
способов умственной деятельности.