Напоминание

"Формирование мыслительных операций - как важный процесс умственного развития ребёнка"


Автор: Сидорова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №40 "Берёзка"
Населённый пункт: г.Серпухов, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование мыслительных операций - как важный процесс умственного развития ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

"Формирование мыслительных операций-как важный

процесс умственного развития ребёнка"
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. С математическими характеристиками окружающего ребенок знакомится с раннего возраста. Каждый объект окружающего мира, с которым встречается дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, изменениями во времени — признаками, которые позволяют ему познать мир вокруг себя. Везде есть счет, числительные, названия величин. Познавая мир и его математические характеристики, ребенок выполняет различные действия, в результате которых различает свойства и отношения предметов и явлений, количество, величину, форму, пространство, время, формируя элементарные математические представления.При этом ему надо научиться не только поступать по указанию взрослого,а самому искать путь к решению поставленной задачи: исследовать, сравнивать, устанавливать соответствие, считать, измерять, комбинировать, группировать, запоминать, рассуждать и объяснять свои действия. Математические представления служат средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных и творческих способностей. Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания. Процесс умственного развития ребенка идет, с одной стороны, через усвоение знаний, а с другой—через овладение мыслительными умениями (анализ,абстрагирование,сопоставление,обобщение). Основной формой работы по формированию мыслительных операций у детей являются игры и игровые упражнения. В ходе работы обеспечивается постепенное усложнение умений. Сначала ребенок учится выявлять отдельные качества предметов, абстрагировать их от других, закреплять в сознании, сопоставлять и обобщать по этим качествам разные предметы. Затем в старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает умениями выявлять в объектах,абстрагировать и закреплять в сознании одновременно несколько качеств,сопоставлять и обобщать объекты с учетом наличия или отсутствия этих качеств. При этом сначала идет овладение мыслительными умениями на сенсорном уровне,когда ребенок оперирует образами, а в старшем дошкольном возрасте эти умения переходят на вербальный (логический) уровень.
Приведу лишь некоторые игры,способствующие развитию мыслительной деятельности детей: -игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур -игры «Головоломки из картона», «Геометрические конструкторы»:«Танграм»,«Пифагор», «Коломбово яйцо»,«Волшебныйкруг»,«Пентамино» и др.Наборы фигур подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат — составить увиденное на образце или задуманное.Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. -Игры на развитие зрительной памяти, внимания:"Чего не стало","Найди пять отличий","Что изменилось","Что лишнее"и др. -Упражнения в решении занимательных задач,ребусов,головоломок способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат). Таким образом,освоение мыслительных операций у ребенка дошкольного возраста формирует у него качественно новое мышление.В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.


В раздел образования