Напоминание

"Рекомендации по формированию зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста III уровня"


Автор: Липнягова Алина Андреевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Шадринского государственного педагогического университета
Населённый пункт: г. Шадринск, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: "Рекомендации по формированию зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста III уровня"
Раздел: высшее образование





Назад




А. А. Липнягова

студентка 353 группы, факультета Коррекционной педагогики и психологии

ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет,

г. Шадринск, Россия

Рекомендации по формированию зрительного восприятия у детей

младшего школьного возраста III уровня

Формирование зрительного восприятия младших школьников, является

одной

из

наиболее

актуальных

проблем

развивающего

обучения.

Ведь

в

последнее время очень часто встречаются дети, которые только поступили в

школу, у которых наблюдаются трудности в обучении, в особенности такие

трудности встречаются в овладении детьми письму и чтению. Большинство

ученых связывают это с особенностями развития зрительного восприятия.

В

«Большом

психологическом

словаре»

под

редакцией

Б.

Г. Мещеряковой

дано

следующее

определение

зрительного

восприятия.

Зрительное

восприятие

означает

совокупность

процессов

построения

зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с

помощью зрительной системы.

Множество ученых занимались проблемами зрительного восприятия,

из них: А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, В.И. Голод, Н.В. Бавра, Э.Ф. Караваев,

Д.Н. Разеев и многие другие.

А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко. Л. А. Венгер говорили

о том, что несформированность зрительного восприятия к началу школьного

обучения, даже в условиях нормального зрения, негативно влияет на развитие

мыслительных

операций

(анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение

и

др.),

вызывает

значительные

затруднения

в

овладении

детьми

школьными

навыками,

оказывает

негативное

влияние

на

мотивацию

учебной

деятельности. Поэтому необходимо вовремя заметить у ребенка проблемы в

развитии зрительного восприятия и начать его формирование.

Необходимо

отметить,

что

формирование

зрительного

восприятия

проходит

ряд

последовательных

этапов,

в

результате

которых

у

ребенка

должны

быть

сформированы

зрительно-пространственное

представление,

зрительный анализ и синтез, а так же развиты точные прослеживающие

движения глаз.

Весь комплекс упражнений должен строится с учетом индивидуальных

и возрастных особенностях ребенка и направлен на:

- на разностороннее развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие цветового гнозиса;

- развитие концентрации и переключения произвольного зрительного

внимания;

- профилактика и коррекция оптических нарушений чтения и письма;

- повышение словарного запаса.

Для

развития

зрительного

восприятия

можно

порекомендовать

различные игры и упражнения направленные на:

1. Развитие восприятия формы и величины предмета. Здесь можно

использовать игру «Чей домик?». Целью этой игры, является научить ребенка

соотносить

плоскую

и

объемную,

маленькую

и

большую

формы

в

практическом действии с предметами, пользоваться методом проб и ошибок.

Для этого нужны две коробки из плотного материала, в каждой по

четыре

прорези

круглой,

квадратной,

прямоугольной

и

овальной

формы,

разных размеров (большие / маленькие). А так же объемные геометрические

фигуры – шар, куб, овал, кирпичик, которые по размеру подходят к прорезям

в

коробках.

Задача

ребенка

соотнести

плоский

предмет

с

объемным,

маленький

с

большим,

вставляя,

например,

маленький

куб

в

маленькую

квадратную

прорезь

и

наоборот.

В

дальнейшем

игру

можно

усложнить

другими фигурами.

2. Развитие восприятия цвета и их различение. Эта группа заданий

основана

на

зрительном

различении

предметов

по

цвету

при

непосредственном

их

сближении,

т.е.

«примеривании».

Вначале

при

определении цвета большую роль играет «примеривание», сопоставление

путем

приложения.

Когда

два

цвета

вплотную

прилегают

друг

к

другу,

ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. Здесь можно

использовать игру «Цветные кубики», целью будет научить ребенка различать

цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;

обозначать

результат

словами

"такой",

"не

такой";

действовать

по

подражанию.

Для этого необходимы крупные кубики по два каждого цвета (красные,

желтые, белые, синие, голубые, зеленые). Перед ребенком выставляются по 3

– 4 пары кубиков, задача ребенка собраться маленькие одноцветные башенки.

Комментируя

действия

ребенка,

словами

«такой

/

не

такой»

если

он

правильно

или

неправильно

составил

цвета.

При

необходимости

помочь

ребенку и, конечно, перед началом игры продемонстрировать игру на своем

опыте, так же комментируя свои действия.

3. Узнавание и различение предметов. Для этого можно использовать

игру «Лото» с помощью этой игры ребенок учится узнавать предметы по

картинкам. Целью этой игры будет, учить выбирать парные предметы по

образцу, развивать внимание, интерес к узнаванию и различению предметов.

Для этого понадобится карты лото с изображением 5 – 6 знакомых

детям предметов, маленькие карточки с изображениями тех же предметов. На

партах у каждого ребенка лежат карточки лото, педагог показывает детям

картинки с изображением какого-либо предмета и спрашивает: "У кого такая

картинка?".

После

того

как

выбор

сделан,

ребенок

получает

карточку,

комментируя в слух название предмета изображенного на карточке.

4.

Развитие

мелкой

моторики

рук,

зрительно-двигательных

координации и формирование графических навыков. Целью этих упражнений

будет формирование тонких и координированных движений рук. Здесь можно

использовать различные виды упражнений по рисованию, раскрашиванию,

учить

детей

проводить

различные

линии

по

подражанию,

по

образцу,

дорисовывать,

копировать,

штриховать,

выполнять

задания

по

речевой

инструкции, правильно держать карандаш при письме, правильной осанке.

Учить ребенка:

-

чертить

прямые,

горизонтальные

и

вертикальные

линии

в

ограниченном

пространстве.

Например,

игры:

«Дорожки»,

«Дождик»,

«Парашютисты»;

-

ритмические

круговые

движения:

«Намотаем

нитки»,

«Соберем

веревочку»;

- волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлениях:

«Летит бабочка», «Обведи рисунок», составь картинку по точкам / штрихам и

штриховка.

Таким образом, несформированность зрительного восприятия, ведет к

неуспеваемости ребенка в учебной деятельности, поэтому необходимо как

можно

раньше

начать

его

корригировать,

с

помощью

различных

игр

и

упражнений, которые должны иметь поэтапный характер.

Литература:

1.

Ануфриев

А.Ф.,

Костромина

С.Н.

Как

преодолеть

трудности

в

обучении детей. - М., 2005. - 345 с.

2. Григорьева, Л. П. Системный подход к решению проблемы развития

зрительного

восприятия

/

Л.П.

Григорьева,

С.И.

Кондратьева,

С.В.

Сташевский, 1988

3. Солнечные ступеньки. Знакомство с клеточками. Задания на развитие

зрительного восприятия, мелкую моторику. Для детей 3-4 лет. - Киров, 2008. -

32 с.

4. Усанова О.Н., Фигередо З.З. Особенности зрительного восприятия

детей 6-летнего возраста с речевой патологией // Проблемы патологии речи:

Тезисы всесоюзного симпозиума. - М., 1989. - С.18-30.



В раздел образования