Напоминание

Музыкальная память и её виды


Автор: Шероватова Татьяна Рэмовна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №4
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Музыкальная память и её виды
Раздел: дополнительное образование





Назад




Музыкальная память и её виды

Методическая работа

Преподаватель МБУ ДО ДШИ № 4

Шероватова Татьяна Рэмовна

Волгоград 2019

Музыкальная память и её виды

Проблемы памяти давно и активно исследовались в психологии,

биологии, медицине, генетике и других науках. Но и по сей день эта

проблема не изучена до конца. Музыкальная память – это самая

неисследованная область музыкальной психологии и педагогики. В то же

время, знание о музыкальной памяти и ее развитии необходимо каждому

преподавателю музыки. Психологами даже был предложен ряд методик

для развития памяти и качества запоминания материала. Но они носят

сугубо общий характер и не касаются непосредственно проблемы

развития музыкальной памяти. У музыканта-исполнителя о знании

памяти и ее видов, о значении игры наизусть существовало и существует

много различный мнений.

В XIX веке игра по памяти не была общепринятой. Более того, игра

по нотам не вызывала никаких протестов ни у публики, ни у критиков.

Исполнение без нот рассматривали как «нарушение традиций»,

«ненужный риск» и даже «шарлатанство». Учителя прошлого не только

не поощряли игру на память, но и категорически запрещали её. Если

ученик позволял своим глазам отвлечься от нотного текста – сразу

следовало строгое замечание: «Смотри в ноты».

Игра по памяти вошла в моду со времён Ф. Листа. Выдающийся

итальянский пианист Ферручо Бузони писал: «Я, старый концертант,

пришел к убеждению, что игра на память придает несравненно большую

свободу исполнению».

XIX век – это время рассвета фортепианного исполнительства.

Именно тогда возникла и стала утверждаться тенденция исполнения

музыкальных произведений без нот. В последнем десятилетии XIX века

публичное исполнение наизусть стало эстетической нормой. И в

настоящее время, чтобы чувствовать себя на сцене, выступая перед

публикой легко и свободно, желательно знать произведение наизусть.

Согласно психологическому словарю, память – это психический

процесс, позволяющий сохранять, узнавать и воспроизводить

информацию.

В педагогической практике нередко возникают вопросы, связанные

с заучиванием музыкального произведения и исполнения его по памяти.

Проблема выучивания нотного текста наизусть – одна из самых

болезненных тем в ДМШ. Многие дети не умеют учить наизусть, тратят

много времени и сил, чтобы подготовиться к уроку, поэтому часто

интерес к музыкальным занятиям снижается. Одни ученики обладают

цепкой и прочной памятью, другие схватывают «на лету», но

запоминают произведение неточно, а третьи с трудом продвигаются по

этому направлению. Поэтому задача заинтересованного педагога

заключается в том, чтобы помочь учащемуся сэкономить время,

предотвратить усталость, помочь ему освоить приёмы заучивания

наизусть с наименьшими затратами. Учитель должен знать не только то,

«что» учат ученики, но и «как». Правильные занятия будут

способствовать укреплению веры в память, той веры, которая способна

открыть путь на эстраду без страха и боязни.

Сила памяти больше всего зависит от привычки учить. Давно

известно, что для сохранения молодости мозг нужно тренировать

ежедневно, как и мускулы. (Есть некая теория, согласно которой память

ухудшается уже после 25-летнего возраста. И многие, в том числе и

музыканты, убеждены, что после 35-40 лет вообще бесполезно пытаться

учить наизусть что-нибудь новое. С этой теорией мы не будем ни

спорить, ни соглашаться. Это просто такая информация).

Когда мы говорим о музыкальных способностях учащегося, мы в

первую очередь подразумеваем у него наличие трёх составляющих:

музыкального слуха, ритма и музыкальной памяти. Как какого-то

особого вида памяти – музыкальной памяти не существует. Она

представляет собой совокупность, синтез различных видов памяти,

которыми обладает каждый нормальный человек, – это память уха, глаза,

прикосновения и движения. Иными словами, это комплекс таких видов

памяти, как зрительная, логическая, тактильная, моторная (или

двигательная), эмоциональная и слуховая. Хорошая музыкальная память

– это быстрое запоминание музыкального произведения, прочное

сохранение его в памяти и воспроизведение даже по истечении долгого

времени.

Что можно сказать об этих видах памяти?

Зрительной памятью обладают хорошо читающие с листа. Но не все

имеют одинаковую способность видеть: один мысленно видит страницу

нотного текста в мельчайших подробностях; другой ту же страницу

представляет весьма туманно; третий вообще не умеет видеть

внутренним взором.

Для логической памяти большое значение имеет предварительный

анализ произведения. Очень важно ученика приучать к осмыслению

нотного текста и анализу. Только то, что отмечено сознательно, можно

впоследствии припомнить по собственной воле.

Тактильная память – это чисто техническое чувство, возникающее

как память ощущений, прикосновений. Лучше всего этот вид памяти

развивается при игре с закрытыми глазами или в темноте. Этот приём

игры приучает исполнителя более внимательно слушать себя и

контролировать ощущения кончиков пальцев.

Профессиональная техника невозможна без хорошо развитой

двигательной (или моторной) памяти. Эта память включает в себя и

чувство направления. Улучшению моторной памяти всегда способствуют

только крепкие, а не вялые, ничего не запоминающие пальцы.

Эмоциональная память проявляет себя во время сценического

выступления. Для неё необходимы анализ, точность и искренность

высказывания, мера чувств и правильное, логичное интонирование.

Слуховая память универсальна. Её мы можем видеть в запоминании

ритма, мелодии, гармонии. Значительному развитию слуховой памяти

способствуют уроки сольфеджио и хора. Надо отметить, что этот вид

памяти развивается вместе с общим музыкальным развитием учащихся.

Конечно, два типа памяти – двигательная и тактильная – фактически

неотделимы друг от друга. Но в процессе заучивания наизусть должны

быть включены по крайней мере три вида: слуховая, тактильная и

двигательная. Зрительная память лишь дополняет этот «квартет».

Бесспорно, в запоминании наизусть важную роль играет

сосредоточенность внимания. Нужно постоянно поощрять серьёзный

подход учащихся к работе, стремиться увеличивать время

сосредоточенной работы над пьесой, добиваться правильной домашней

работы, с обязательным чередованием труда и отдыха. Устойчивость

внимания зависит от физического состояния. Тот, кто устал или только

что оправился после болезни, должен проявлять терпение. Вместо того,

чтобы заставлять себя работать против воли, он должен дать себе отдых,

читая с листа или проигрывая старые пьесы для души. Пассивное

внимание менее утомительно, чем его активная форма. (Также важен и

интерес к учёбе, желание посещать уроки музыки, радость от общения с

учителем.)

В педагогической деятельности часто возникает вопрос: «Как

работать над произведением?» – «доводить» его, заучив сразу на память,

или работать над ним по нотам до тех пор, пока оно само не «выграется»

в пальцы, в движения рук.

Подход к выучиванию музыкального произведения у разных

музыкантов различен. В методике выучивания музыкального

произведения на память существует два пути, каждый из которых не

исключает другого.

Один из путей – это непроизвольное запоминание, когда само

запоминание происходит независимо от воли и усилий учащегося, т.е.

произведение само собой запоминается в результате многократных

повторений (механически). В процессе заучивания большое значение

придают моторной памяти, предлагая выучивать произведение путем

многократного повторения до сильной усталости. При таком заучивании

нет полного осмысления текста, нет четкого понятия обо всех штрихах,

оттенках, аппликатуре. Большинство обучающихся в ДМШ и ДШИ,

выучивая произведение лишь двигательной памятью, часто подвержен

срывам во время публичных выступлений. Объясняется это тем, что

двигательный вид памяти больше всего склонен к сбою в результате

волнения музыканта. Иными словами, можно уверенно сказать, что при

таком способе запоминания исполнитель не знает произведения

наизусть. Доказательством тому служит тот факт, что ученик не может

начать произведение с любого места, а только опять сначала.

(Сторонники этого метода – Г.Г. Нейгауз, К.Н. Игумнов, С.Т. Рихтер,

Д.Ф. Ойстрах).

Второй путь – это произвольное запоминание, когда ставится цель

сознательно запомнить произведение. (Сторонники этого метода – А.Б.

Гольденвейзер, Л. Маккиннон, С.И. Савшинский, Н.И. Голубовская).

Н.И. Голубовская подчеркивала, что нужно всячески препятствовать

тому, чтобы произведение заучивалось в первую очередь моторной

памятью. Сначала разобрать произведение по нотам, проиграть его, а

затем заучивать наизусть, используя логически-слуховую память. Т.е.

сначала, по ее мнению, нужно пропустить музыкальный текст через

сознание. Оба эти метода имеют право на существование. Всё зависит от

личностного склада ученика, от его индивидуальных особенностей.

Я – сторонник этого метода произвольного запоминания текста.

Убеждена, что важнейшим условием для успешного выучивания

произведения наизусть является осознанная установка на запоминание.

В тех случаях, когда такой установки нет, даже многократное

исполнение произведения не может привести к его запоминанию. Только

так, целенаправленно, постепенно, не дожидаясь того «счастливого»

мгновения, когда все само собой сложится. Это ощущение может быть

ложным.

Опыт показывает, что значительная часть обыкновенных учащихся

строит свои повседневные занятия на основе многократных,

однообразных, стереотипных повторений разучиваемого произведения.

В результате, выученное наизусть в значительной мере лишено

осмысленности и художественности, и учащийся играет одни ноты.

Таким образом, проблема запоминания музыки заключается в том, чтобы

как можно более рационализировать, повысить продуктивность и

качество запоминания. Поэтому, современная педагогика считает, что

запоминание, идущее от понимания материала, его осмысленного

усвоения при всех обстоятельствах превосходит в качественном

отношении запоминание, в той или иной мере оторванное от понимания.

Приступая к какой бы то ни было работе, нужно, говоря словами

Н.К. Метнера, всегда знать: над чем работаешь, что именно делаешь,

какую имеешь цель, т.е. при работе всегда думать! Заучивать наизусть

следует только после того, как произведение тщательно разобрано.

Немного коснемся целесообразности метода разбора музыкального

произведения вначале без инструмента, сидя за столом.

1.

Внимательно пропеть все произведение внутренним слухом.

2.

Внимательно всматриваясь в ноты, подключать зрительную память.

3.

Простучать ритмический рисунок (особенно сложные места).

4.

Просмотреть штрихи, динамику, особенно – аппликатуру.

5.

Внимательно определить настроение произведения и музыкальную

форму.

Все эти действия необходимо выполнять при четком внимании и

сосредоточенности. Если же внимание притупилось и наступила

усталость, следует на время отложить занятие, чтобы продолжить затем

при более ясном сознании. После грамотного разбора следует так же

целенаправленно выучивать произведение наизусть. Учить вдумчиво,

медленно. Предварительно лучше разделить произведение на части

(делать пометки в нотах карандашом). Запоминать схожий или

одинаковый нотный текст, секвенционное развитие, похожий или

одинаковый ритмический рисунок. Т.е. обязательно анализировать

музыкальный материал, гармонию. Это сокращает время заучивания

текста и не утомляет, как при непроизвольном запоминании.

При выучивании наизусть помогают такие приёмы, как

соревновательность с другим учащимся (кто быстрее выучит),

соревновательность с самим собой (как быстро я могу выучить), также

помогает и стимуляция поощрением (хорошая оценка) и даже

«наградой» ( например, конфетка).

Конечно, при заучивании на память, преподаватель должен

учитывать возрастные особенности ученика. Младшие школьники

заучивают наизусть путем зубрежки, редко понимая до конца, что они

учат. Такова психология этого возраста. Подростки же начинают вникать

в заучиваемый материал, их психология приближается к психологии

взрослых людей. И тем и другим всегда для хорошего запоминания

необходимо прежде всего понять изучаемый материал, осознать его до

конца.

При заучивании важно помнить про то, какое время суток

оптимально для запоминания, а какое – для повторения. Для заучивания

нового материала лучше всего использовать утренние и ранние дневные

часы. А вот для повторения лучше подойдут вечерние часы. Наилучшее

время для повторения – перед сном, т.к. эта информация

перерабатывается качественнее и откладывается в долговременную

память. Однако, бывают и исключения. Возможно, для кого-то

эффективны для заучивания вечерние часы, а для повторения –

утренние. При утомлённом внимании степень запоминания значительно

снижается. Трудные и неинтересные места (отрывки) нельзя учить

подолгу – так может пропасть интерес к работе. Полезно учить их 10-15

минут в день. За это время они не успеют надоесть.

Я практикую в своём классе практически со всеми учениками

следующее: мы просчитываем количество тактов в произведении,

разбиваем на 1 – 2 такта (или по небольшим фразам) – и ставим цель

каждый день выучивать их наизусть (например: 16 тактов – за сколько

дней можно выучить. Ученик сам решает такую «математику».

Обязательное условие – ежедневное занятие, такой маленький шажок).

Особенно хорошо такой приём работает с младшими школьниками –

возникает спортивный интерес, загораются глаза…

Конечно, можно и нужно для каждого ученика подобрать

необходимый именно ему способ запоминания музыкального

произведения, учитывая возрастные особенности, усидчивость, объём

его памяти. Полная сосредоточенность в течение целого дня

невозможна. Даже очень дисциплинированный ум время от времени

должен отвлекаться. Работающий немного, но сосредоточенно, может в

итоге сделать больше.

Используя свою многолетнюю практику, отмечу три этапа в

технологии разучивания музыкального произведения:

1)

Освоение нотного материала;

2)

Запоминание текста;

3)

Закрепление изученного.

1.

Освоение – т.е. играть по нотам, анализировать, проверять

правильность аппликатуры, текста, штрихов. Проработать

ритмическую точность, музыкальную фразировку и наметить

динамику.

2.

Запоминание – углубление анализа, динамики. Можно

подглядывать в ноты, но всё-таки стараясь играть по памяти.

Учить фрагментами – по тактам, фразам.

3.

Закрепление – убираются ноты и ученик старается играть по

памяти. При возможных заминках – опять ставятся ноты и ещё

раз анализируется то место, которое вызвало определённую

сложность.

При выучивании наизусть небольшими эпизодами целесообразно

уделять особое внимание местам стыковок эпизодов, чтобы избежать

заминок в этих местах. Таким образом, разбив на небольшие куски и, по

возможности, упростив нотный текст, можно запомнить быстро нотный

материал, с дальнейшей более детальной проработкой динамики,

интонации, характера и темпа.

При игре без нот нужно следить, чтобы ученик не был скован, т.е.

сам мог контролировать свою мышечную свободу (поза, выражение

лица, удобство). Мышечная и психологическая свобода очень связаны

между собой. Выученную пьесу необходимо обыгрывать дома, в кругу

близких людей, друзьям. Я очень поощряю желание детей выступать и

направляю их с выученными пьесами в детские сады для того, чтобы

они приобрели опыт, учились сценической выдержке. Дома, на уроке, на

концертах в детских садах – каждый раз меняются слушатели,

обстановка, инструмент (который порой бывает расстроенным).

Выучив наизусть пьесу, уверенно её исполняя, ученик уже не

должен задумываться о текстовых трудностях. Здесь уже внимание его

должно быть направлено на выразительность, музыкальность

исполнения, на характер и настроение пьесы. Нужно постоянно

удерживать музыку в сфере своего внимания. Обычно здесь я сравниваю

музыканта, как человека, совмещающего в себе две функции:

исполнителя и слушателя. И обязательно после каждого исполнения я

прошу ученика проанализировать, что было хорошо, а что не удалось,

над чем ещё нужно работать. Т.е. критическое отношение к своему

исполнению присутствует всегда. Как, впрочем, и похвала.

Бывают ситуации, когда уже хорошо выученное произведение,

давно и долго исполняемое, вдруг начинает давать сбой, начинает

«сыпаться», вылетают целые куски… Подобное может произойти по

одной из простых причин:

1.

Просто «заболталось» от того, что всегда играется в быстром

темпе и картинка в мозгу затуманилась (или как я ещё говорю

– «ухо замылилось»);

2.

Долго не повторялось по нотам.

Какой в данном случае выписываем «рецепт»? Правильно –

открываем ноты и как бы заново начинаем в медленном темпе изучать

пьесу. Чтобы хорошо играть быстрые пьесы, их надо много раз играть

медленно. Этот рецепт всем известен. Даже великие мастера, отыграв

концерт и придя домой, проигрывают только что исполненные

произведения медленно, чтобы не утерять наработанный навык. Об этом

всегда надо напоминать учащимся.

В заключение хочу сказать, что музыкальная память – это великое

благо, дарованное нам природой. Это одна из трёх важнейших

составляющих музыкальных способностей ребёнка. Музыкальная

память – это сложный комплекс различных видов памяти. Но два из них

– слуховой и моторный – являются для нее самым важным. На

вступительных экзаменах в ДМШ и ДШИ одним из основных

испытаний для поступающего бывает именно проверка музыкальной

памяти. И от её развития зависит прогресс ученика в освоении

музыкального инструмента. Необходимо развивать память, укреплять её,

воспитывать волю и бороться с эмоциями перед выступлением. Не всем

дана от природы хорошая память. Исполнение наизусть является

истинной проверкой знания произведения. И поэтому, чем больше

стараться думать во время изучения, тем меньше приходится думать во

время исполнения. Чем больше стараешься увидеть в нотах во время

занятий, тем меньше впоследствии нуждаешься в том, чтобы смотреть в

них. И задача заинтересованного педагога состоит в том, чтобы всеми

доступными средствами способствовать развитию музыкальной памяти.

Важно помнить, что чем интенсивнее интерес, чем больше ярких

моментов на уроке и в домашней работе, т.е. чем ярче восприятие, тем

крепче запоминаются нотный текст и игровые движения.

Список литературы:

1.

Голубовская Н.И. Работа пианиста. Статья. М., 1994.

2.

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1988.

3.

Лапп Д. Искусство помнить и забывать. Перевод с англ. М. Куренная.

СПб.: Питер, 1995.

4.

Лёзер Ф. Тренировка памяти. Перевод с нем. К. М. Шоломия / Под

ред. Н.К. Корсаковой. М.: Мир, 1979.

5.

Маккиннон Л. Игра наизусть. М.: Классика – XXI, 2004.

6.

Метнер Н.К. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.

7.

Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для

студентов и преподавателей. М.: Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС, 1997.

8.

Рогов Е.И. Общая психология. М.: Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС, 2001.

9.

Руденко В.И. Вопросы музыкальной педагогики. М., 1983.

10.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1978.



В раздел образования