Напоминание

История рождение свирели


Автор: Орлова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель музыкального искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1
Населённый пункт: с. Ногир, РСО–Алания
Наименование материала: Методическое пособие для учителей музыкального искусства
Тема: История рождение свирели
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ СОШ №1 с. Ногир им.Д Хугаева

Методическое пособие для учителей

общеобразовательных школ

«Музыкального искусства» во внеурочной

деятельности:

«История рождение свирели»

(1часть – История рождения музыкального

инструмента;

2 часть – Программа обучения игры на музыкальном

инструменте).

Автор пособия: учитель музыкального искусства

Орлова Татьяна Геннадьевна

«Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном,

величественном , прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе». В.

А. Сухомлинский:

В детстве мы все очень любили читать сказки. Чудесный мир

волшебных историй изначально учил нас добру и справедливости. А

захватывающие приключения героев, которые всегда достигали

поставленной цели, несмотря на то, что попадали в нереальные ситуации с

невероятным количеством различных препятствий, оптимистически

настраивали на веру в успех во всех жизненных начинаниях. А еще сказки

нам нравились потому, что там очень часто встречались волшебные вещи,

которые могли творить удивительные чудеса. Например, ковер - самолет,

переносивший героя туда, куда он пожелает, живая вода, способная оживить

умершего, или волшебная свирель, при звуках которой все начинали плясать

и не могли остановиться. Если мы откроем сборник сказок, то наверняка в

оглавлении найдем сказку, в названии которой встречается имя этого

чудесного инструмента: «волшебная свирель», «пастушья свирель» или

просто «свирель». Что же это за чудесный музыкальный инструмент,

наделявшийся такими волшебными свойствами?

Время появления первого инструмента, который мог бы быть

прародителем свирели, сейчас точно никто сказать не может. Возможно - это

было тогда, когда древний человек срезал тростник, проделал в нем

дырочки, приложил к губам и сыграл на нем первые звуки. Инструменты,

подобные свирели, были у многих народов в разных уголках земли, и

существует даже такая вероятность, что они появились независимо друг от

друга: башкиры называют его кураем, узбеки – наем, белорусы – дудкой,

молдоване – флуэром, грузины – саламури, украинцы – сопилкой, осетины –

уадындз.

В разных странах для изготовления инструментов, похожих на свирель,

применяли не только различные сорта деревьев, но и такие материалы, как

глина, серебро, кость, фарфор и даже хрусталь.

«Фольклорный», насыщенный обертонами, но в то же время очень нежный

и пасторальный голос свирели легко узнаваем. Он немного сиповатый в

нижнем регистре, зато в верхнем, который обычно и используется

исполнителями, звучит ярко и светло.

Музицирование на свирели особой сложности не представляет, чтобы

сыграть на инструменте звукоряд просто нужно снизу вверх по очереди

открывать звуковые отверстия.

Строй свирели диатонический, но при неполном перекрытии звуковых

отверстий на инструменте возможно извлечение хроматических звуков.

Диапазон, при применении особого способа звукоизвлечения, который у

музыкантов-духовиков называется передуванием, может достигать двух

октав от «ми» первой октавы до «ми» третьей октавы.

Свирель в своих стихах воспевали великие русские поэты, такие как

Александр Блок, Бела Ахмадулина, Валерий Брюсов и многие другие.

Искусствоведы предполагают, что инструмент на русскую землю попал из

Древней Греции. Существование свирели у русичей насчитывает многие

сотни лет, но первые сведения о музыкальных инструментах мы получили

только из «Повести временных лет», самой ранней дошедшей до нас русской

летописи, составленной Нестором, монахом Киевско - Печерского монастыря

в двенадцатом веке. А более точное представление о древней свирели, на

которой играли наши предки, мы приобрели только в результате находок

научной археологической экспедиции, проводимой в районе древних

городов Новгорода и Пскова, в середине прошлого века. Было найдено два

инструмента: один, относящийся к концу одиннадцатого века, имел 22,5 см в

длину и четыре звуковых отверстия. Второй, несколько меньший по размеру

и датируемый пятнадцатым веком, имел всего три звуковых отверстия и

длину 19 см. Однако следует также заметить, что на Смоленщине бытовала

ещё одна особая разновидность свирели, которая представляла собой

парный, двуствольный инструмент, состоящий из двух трубок одного типа, но

разной длины. Большую трубку держали в правой руке, а меньшую - в левой.

На таком инструменте, возможно, было исполнение двухголосных мелодий.

Конструкция современной свирели очень проста и состоит из трубки, на

конце которой располагается свистковое устройство. Трубка диаметром 1,5

см имеет длину от 35 до 40 см. На стволе инструмента просверливаются 6

или 7 звуковых отверстий. Свистковое устройство имеет форму клюва или

просто косой срез по стволу инструмента. Оно включает в себя голосовую

щель с ползунком и косым срезом, называемым «зубом».

В настоящее время для изготовления свирели применяют бамбук или

древесину с мягкой сердцевиной: бузину, орешник, крушину, клен, иву, ясень

и черемуху.

Свирель была любимым инструментом пастухов и скоморохов. Скоморохи в

XVII веке из-за своих нападок на церковную и светскую власть попали под

опалу и по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона отправлялись

в ссылку, а их инструменты, в том числе и свирели, безжалостно

уничтожались. В результате такой расправы инструмент сохранился только в

глухих деревнях у пастухов, и за ним даже закрепилось название «пастушья

свирель».

Сейчас я хочу вас познакомить с одной из древнейших легенд об этом

инструменте:

Жил в одном ауле 90-летний мудрый аксакал. Он был хромым. Несмотря на

это, он всю свою долгую жизнь чабанил, резво бегал по горам за отарами

овец и коз. В обеденное время, отдыхая под деревом, он отечески давал нам,

детям, добрые наставления, рассказывая какую-нибудь историю из своей

жизни или интересную легенду. А мы слушали, затаив дыхание.

–« Слушайте, мои дорогие дети,» - говорил аксакал.

-« Мы живём в мире, где идет вечная борьба между добром и злом, между

правдою и ложью, между любовью и ненавистью, старайтесь жить по -

человечески честно, правдиво и благородно. Будьте всегда на стороне тех, кто

прав и справедлив. Никакой туман не устоит против лучей правды. В жизни,

конечно, доказать правду, справедливость всегда трудно. Ведь недаром

говорят:

скажешь правду – голове больно, не скажешь – сердцу. Но помните: правда и

в воде не тонет, и в огне не горит, она всё равно когда-нибудь всплывет на

поверхность».

И начал рассказывать…

- Жил в одном царстве царь: царь, который всё время издевался над своими

людьми, всё время заставлял воевать их между собой. У него был личный

парикмахер, который брил его бороду и голову при занавешенных окнах и

плотно закрытых дверей, чтоб ни одна душа не видела голову царя, точнее

царских ушей.

Шли годы. Люди стали замечать, что царский парикмахер сохнет на глазах,

становится словно тень. Он задумчив и у него в душе тайна, которую боится

кому-либо открыть. Жителям было интересно, что же с ним происходило и

почему он в таком состоянии, но парикмахер ничего не мог сказать им в

ответ. Только пожимал плечами. В конце концов, он решил обратиться к

одному мудрому знахарю.

Хотя парикмахер не открыл ему тайну, но мудрец понял, в чем дело и сказал

ему: «Ты пойди в дремучий лес, вырой там глубокую яму, спустись в неё и

кричи там о своей тайне сколько душе угодно». Так парикмахер и сделал. На

душе сразу стало легко, и очень скоро он пошёл на поправку.

Прошло время. Однажды сюда, где была вырыта яма, забрёл один чабан.

Увидев толстые камыши, он срезал себе несколько штук и изготовил из

одного свирель. Хотел сыграть, но вместе мелодичных звуков из него

выходили слова: « У нашего царя ослиные уши».

Узнав об этом чуде, дети тоже смастерили себе такие же дудочки из

тростника. Что удивительно, и эти свирели повторяли слова « у нашего царя

ослиные уши». Разгневанный царь вызвал к себе дрожащего от страха

парикмахера и сказал:

- Я тебя предупреждал, чтоб ты никому и никогда не рассказывал о нашей

тайне. Был уговор, если ты нарушишь, то я отсеку тебе твою дурную голову.

Вот теперь настало время».

– Я ни в чем не виноват,- отвечал парикмахер.

– Кто же тогда виноват, если кроме тебя моих ушей никто не видел? – кричал

всемогущий царь. И парикмахер рассказал царю всё, как было.

-« Что же делать? Судьба! »- решил царь.

Тайна раскрылась, и тогда пришлось царю бежать от позора.

Так, благодаря маленькой свирели, наступил долгожданный мир. Вот

какую силу имела свирель.

Как пастушеский инструмент свирель прочно засвидетельствован в

величественном памятнике эпического творчества осетин - Сказаниях

о Нартах.

В музыкальном обиходе осетин есть одна из разновидностей

продольной открытой флейты – уадындз. Сведения об этом мы

находим в работах С.В.Кокиева, Д.И.Аракишвили, Г.Ф.Чурсина,

Т.Я.Кокойти, Б.А.Гаглоева, Б.А.Калоева, А.Х.Магометова,

К.Г.Цхурбаевой и многих других авторов.

Важное место уделено в эпосе песням, игре на музыкальных

инструментах и танцам. Непосредственно или косвенно с музыкой

связаны почти все главные герои Нартов - Урызмаг, Сослан

(Созырыко), Батрадз, Сырдон, не говоря уже об Ацамазе, этом Орфее

осетинской мифологии. Как пишет выдающийся советский

исследователь Нартовского эпоса В.И.Абаев, «сочетание грубой и

жестокой воинственности с какой-то особой привязанностью к музыке,

песням и пляскам составляет одну из характерных особенностей

нартовских героев. Меч и фӕндыр - это как бы двойной символ

нартовского народа.

В цикле сказаний об Ацамазе наибольший интерес для нас

представляет сказание о женитьбе его на неприступной красавице

Агунде, дочери Сайнаг Алдара, в котором игра героя на свирели

пробуждает природу, дарит свет и жизнь, творит добро и радость на

земле:

«Как опьяненный, целые недели

Играл в лесу на золотой свирели

Над черною вершиною горы

Светлело небо от его игры...

Под переливы золотой свирели

В глухом лесу раздались птичьи трели.

Ветвистые рога закинув вверх.

Олени в пляс пустились раньше всех.

За ними следом серн пугливых стаи

Пустились в пляс, над скалами взлетая,

И черные козлы, покинув бор, спустились к турам круторогим с гор

И в симд стремительный пустились с ними.

Проворней пляски не было доныне...

Играет нарт, пленяет всех игрой.

И звук его свирели золотой достиг

Полночных гор, в берлогах теплых

Медведей разбудил нерасторопных.

И ничего не оставалось им,

Как заплясать свой неуклюжий симд.

Цветы, что были лучше всех и краше,

Раскрыли солнцу девственные чаши.

Из дальних ульев утренней порою

Летели пчелы к ним жужжащим роем.

И бабочки, вкушая сладкий сок,

Кружась, с цветка порхали на цветок.

И облака, чудесным звукам внемля,

Роняли слезы теплые на землю.

Крутые горы, а за ними море,

Чудесным звукам стали вторить вскоре.

И песни их со звуками свирели

До ледников высоких долетели.

Лед, обогретый вешними лучами,

Вниз устремился бурными ручьями».

Еще в 1939 году, в одной из своих работ В.И.Абаев писал: «Песнь об

Ацамазе занимает в эпосе особое место. ...Она чужда зловещей идее

рока, которая бросает свою мрачную тень на важнейшие эпизоды

истории Нартов. Пронизанная с начала до конца солнцем, радостью,

песня, отличающаяся, несмотря на свой мифологический характер,

яркостью и рельефностью психологических характеристик и живостью

бытовых сцен, полная образности, соединенной с непогрешимым

чувством, изящно простая по содержанию и совершенная по форме,

может быть названа по праву одной из жемчужин осетинской поэзии».

Вчитываясь в описание действия, которое производит игра Ацамаза на

окружающую природу, мы видим, что речь идет не просто о чудесной,

магической, волшебной песне, имеющей природу солнца. В самом

деле, от этой песни начинают таять вековые глетчеры; реки выходят

из берегов; обнаженные склоны покрываются зеленым ковром; на

лугах появляются цветочки, среди них порхают бабочки и пчелы;

медведи пробуждаются от зимней спячки и выходят из своих берлог и

т.д. Перед нами мастерски нарисованная картина весны. Весну

приносит песня героя. Она имеет силу и действие солнца».

Трудно сказать, чем именно было вызвано присвоение звукам

уадындза сверхъестественных свойств, равно как и объяснить

возвышение его в художественном сознании осетинского народа.

Возможно тем, что он был связан с именем Ацамаза - одного из

любимых героев, олицетворяющего самые светлые, добрые и, вместе с

тем, дорогие и близкие народу понятия о рождении новой жизни,

любви, света и пр. Характерно и то, что в сказаниях уадындз Ацамаза

дается с определением «сыгъзӕрин» («золотой»), тогда как в

сказаниях о других героях обычно упоминается иной материал,

использованный для его изготовления. Чаще всего сказителями

называется тростник или какой-нибудь металл, но не золотой.

Хотелось бы также обратить внимание на то, что в сказании об

Ацамазе его уадындз почти всегда сочетается с такими словами, как

«ӕнусон», («вечный») и «сауӕфтыд» («черноинкрустированный»):

«Ацӕйы фырт чысыл Ацӕмӕз рахаста йӕ фыды хӕзна, ӕнусон

сыгъзӕрин сауӕфтыд уадындз. Схызти Caу Хохмӕ. Бӕрзонддӕр

къӕдзӕхыл ӕрбадти ӕмӕ зарынтӕ байдыдта уадындзӕй» // «Сын

Аца, маленький Ацамаз, взял сокровище своего отца - вечный золотой

черноинкрустированный уадындз. Взошел на Черную Гору. Сел на

скалу, которая повыше, и запел на уадындзе».

Вопрос музыкального инструментария нартовского общества столь же

велик, сколь велико отношение Нартов к музыке и место её в их быту.

Музыкальный инструментарий Нартов, их песни, пляски и, даже

возведенные в культ пиршества и походы , являются составными

частями одного целого, называемого «МИРОМ НАРТОВ». Изучение

этого огромного «МИРА», вобравшего в себя широкий круг

сложнейших художественно-эстетических, морально-этических,

общественно-мировоззренческих и других проблем, составляют

идеологическую основу организации нартовского общества .

Осетинский уадындз есть во многих музеях нашей страны, в том числе

в Государственном музее этнографии народов СССР, в Музее

музыкальных инструментов Ленинградского Государственного

Института театра, музыки и кинематографии, в Государственном музее

краеведения Северной Осетии, и др.

Сегодня свирель не относится к разряду востребованных инструментов,

поэтому диапазон её применения весьма ограничен. В основном её

используют в ансамблях, исполняющих народную музыку, а также оркестрах

народных инструментов.

В конце XIX века по инициативе русского дворянина, патриота и знатока

народного творчества, создателя первого оркестра русских народных

инструментов В.В. Андреева свирель была усовершенствована и введена в

состав народного оркестра.

Однако следует заметить, что в настоящее время её стали применять на

начальном этапе музыкального образования детей, которые впоследствии

серьезно хотели бы заниматься вокалом. Это способствует развитию

дыхания и голосовых навыков ребенка, развивает его музыкальный слух и

музыкальную память ,мелкую моторику рук ,активизирует работу правого

головного полушария, способствует развитию интереса и любви к

национальной музыке своего народа, формированию интереса к

музицированию, к сольному исполнению, а также улучшает речь ребенка.

Приложил к губам я трубку —

Полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется

На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве искусства и

науки занимала одно из основных мест в системе формирования социально –

ценностных, созидательных параметров личности. Испокон веков наша Земля

была гигантской музыкальной мастерской. Музыка рассматривалась как часть

мировоззрения, подчиненная всеобщим законам Вселенной: « Законы

Вселенной – законы музыки» (Маркетто Падуанский). Накопленный

многовековый опыт показывает, что этот вид искусства должен вновь стать

неотъемлемым фактором в художественно – творческом познании

существующей реальности. « Без музыки ни одно учение не может считаться

совершенным» (З.Кодаи)

Начиная с первых музыкальных занятий нужно стремиться развивать в каждом

ученике собственное восприятие мира. Создание проблемных ситуаций,

фантастических предположений, и как результат, их решения – позволяют детям

почувствовать радость открытия. Когда у ребенка возникает чувство « я – сам»,

то можно уже считать, что процесс осознания себя как «человека разумного»

произошел.

Причастность к самостоятельному ( индивидуальному и коллективному )

творчеству создает условия, включающие особые психологические механизмы,

которые обеспечивают в будущем реализацию специфически человеческого

качества – способности к преобразовательной деятельности. «Личность не

может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо

предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает

границ» (А.Леонтьев).

Острая проблема современности связана с ранней

компьютеризацией: зарубежные ученые констатируют, что

школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают

образное мышление и творческие способности, с чем и связан на

западе гуманитарный бум – искусство и художественное

творчество внедряются во все сферы обучения. Возникла острая

потребность сделать массовое образование творческим.

Акцентировать в нем духовно-нравственное начало и

ориентировать на современные проблемы выживания

человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей

самоистребления и так называемых «черных дыр», которые

засасывает человека физически и духовно? Во все времена об

этом проповедовало высокое искусство, в котором самым

сильным среди его видов по прямому эмоциональному

воздействию была и остается музыка.

Данная программа творческого объединения «Волшебная свирель»

составлена на основе программы Э.Я.Смеловой (

Научно-

методическое руководство игры на свирели

) – Курск: Изд-во КГПИ, 1994.

В своей школе, а это МБОУ СОШ №1 с.Ногир им. Д Хугаева,РСО –Алания, я

использую пластмассовый инструмент с шестью отверстиями и отдельным

мундштуком, такой инструмент идентичен продольной флейте по

звукообразованию и строю.

Приобщение детей к игре на этом инструменте благотворно влияет на

воспитание, на формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир

никогда не поздно в любом возрасте, однако, результативнее, как показывает

опыт, проводить обучение в младшем школьном возрасте, в возрасте 6-12 лет.

Цель занятий:

Развивать музыкальную культуру школьников, их творческие способности;

Задачи:

- овладевать навыками игры на свирели;

- развивать интерес к музицированию;

- формировать музыкальный вкус;

- развивать музыкальный слух;

- вовлекать в активную творческую деятельность учащихся творческого

объединения.

2. Общая характеристика программы.

Занятия с детьми этого возраста предполагают развитие творческих

способностей детей через обучение на русском народном музыкальном

инструменте. Научиться играть на свирели самому, погрузиться в мир звуков,

познать этот неведомый и прекрасный мир музыки возможно на уроках

музыки и во внеурочное время в обычной общеобразовательной школе.

Через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие

интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать

развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое

развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других,

поддерживать интерес к учению.

Основная цель работы по приобщению детей к исполнению музыки –

раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Трудно не

согласиться со словами Карла Эрнста о том, что “наша цивилизация… украла

у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами. Дети

захвачены чувствами. Они рождаются с желанием изучать их. Обучая музыке

маленьких детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств с

помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний”.

Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со

звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать,

непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным

инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, используя

в работе методику, разработанную Э.Я. Смеловой. Она выделяет три задачи,

которые возможно решать, работая с детьми по развитию навыков игры на

свирели: оздоровление, общение, познание.

3. Ценностные ориентиры содержания программы.

Эти занятия способствуют сплочению детей в коллективе, созданию

обстановки доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи среди

детей. Ребята становятся увереннее в себе не только на занятиях творческого

объединения, но и на уроках, они гораздо чище интонируют, повышается

мотивация к предмету, благодаря этим занятиям успешно реализуется важная

культурологическая задача – развитие творческих способностей ребенка.

Благодаря занятиям устанавливаются прочные отношения творческого

сотрудничества между учителем и учениками. Возможности использования

занятий свирелью на уроках очень велики. Ученики могут проиграть мелодии

тех песен, которые разучиваются на уроке. Ребята смогут самостоятельно

исполнить фрагменты тех музыкальных произведений, которые звучали на

уроке, а значит “пропустив” через себя, смогут лучше прочувствовать музыку

и глубже ее понять и запомнить.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и

дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой.

Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому

занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим

предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного

внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к

умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

В ходе этих занятий улучшается климат в коллективе: дети переживают,

радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее

эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим –

через это решаются многие задачи формирования коммуникативной

культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится

добрее, дружнее, интереснее.

Распахнуть перед детьми мир музыки, дать почувствовать себя в нём не в

гостях, а создателем и творцом – это радость для педагога! Благодаря

свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения

ребенка, что далеко выходит за рамки простого исполнительства, ведь

проблема значительного преобладания потребителей над творцами – одна из

острейших проблем особенно в наше время. Известно, что творческие

задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою

деятельность. Очень важно, что главная задача – приобщить детей к

исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми

и доступными для детей средствами.

4. Содержание программы

Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно:

сначала происходит формирование навыков игры на свирели на простых

мелодиях, затем на материале большей сложности и далее на материале

повышенной сложности.

Возможно обучение детей в течение 2-4 лет, один раз в неделю, наиболее

эффективны занятия с детьми 6-12 лет. Основной принцип прохождения

материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и

повторения пройденного. От простых мелодий до 2-х голосных

произведений; от лёгких пьес, до сложных концертных произведений.

Занятия могут включать в себя кроме непосредственной работы со свирелью,

вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по

развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всё это пригодится для

развития навыков игры. Возможным разделом занятий (особенно первого

года обучения) могут быть сведения о нотной грамоте (лад, размер, ритм,

фразы, мотивы и т.д.). Это необходимо для развития музыкальной памяти,

слуха, а так же для осмысленного исполнения произведений. Это не только

усвоение необходимого теоретического материала, но и музыкально-

ритмические игры, упражнения, слуховые диктанты. Наряду с групповой

(основной) формой занятий могут быть использованы приемы

индивидуальной работы, игровые упражнения, предполагаются разные типы

заданий для учащихся: самостоятельный разбор мелодий, ритмическое

озвучивание, сольфеджирование, пропевание по цифровкам, самостоятельное

сочинение мелодий к заданному ритму, умение импровизировать (как тип

самостоятельных творческих занятий) и т.д.

Знакомство с инструментом, организация занятий включает в себя:

знакомство с правилами обращения со свирелью, гигиенический уход за

инструментом, правильную постановку рук и положение рта, а так же

постановка целей и задач обучения.

Вокально-хоровая работа: включает вокальную работу над каждым

произведением, пропевание трудных интонаций, выработка чистой вокальной

интонации. Работа над дыханием: включает объяснение правильного

дыхания, развитие правильного исполнительского дыхания, работу над

освоением приема “передувания”. Ритмическое развитие предполагает

работу над ритмической грамотностью, знакомство с длительностями,

отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для

развития чувства ритма. Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий,

узнавание мелодий на слух, работа над чистой интонацией, над унисоном и 2-

голосьем .Одновременно необходимо проводить работу по усвоению средств

музыкальной выразительности (лад, мелодия, темп, ритм, длительность,

размер и т.д.) Работа над развитием музыкальной памяти включает

упражнения для развития музыкальной памяти, приемы быстрого

запоминания. Необходимо работать над изучением музыкальной грамоты.

Дети овладевают цифровой и нотной записью мелодий, учатся исполнять

красивым и напевным звуком. Следующий уровень предполагает, что

учащиеся научатся понимать принцип исполнения мелодий “каноном”,

овладеют более сложными приемами звукоизвлечения, освоят навык

кантиленной игры, научатся объяснять элементарные понятия теории

музыки, научаться умению играть “в ансамбле”, обогатят свой духовный мир

произведениями классической, народной, джазовой и популярной музыки.

Дальнейшая работа предполагает формирование умения подобрать знакомую

мелодию и умение самостоятельно импровизировать.

5. Результативность.

Удивительна область применения результатов этих занятий во внеурочной

деятельности. В нашей школе есть класс учащихся начальной школы,

занимающихся обучением игре на инструменте в системе внеурочной

занятости. Во внеклассной работе наши достижения по освоению свирели

очень востребованы. Выступления учеников украшают не только школьные

мероприятия, но и выступают на Республиканском уровне ( конкурс Хоровых

коллективов , где аккомпанировали поющим) .

Несомненно, что вся работа по освоению этих инструментов и развития

навыков игры на них направлена на развитие личности ребенка,

формированию его музыкальной культуры. Удивительно, что дети, используя

все то, чему научились на занятиях, начинают проявлять творческую

самостоятельность: они на слух подбирают любимые произведения,

перенимают друг от друга музыкальный материал, с удовольствием учатся

импровизировать.

Деятельность по освоению игры на свирели во внеурочное время в

общеобразовательной школе – это непростая задача, требующая от учителя

системной, творческой и кропотливой работы.

6. Практическая часть.

Чтобы ускорить практическую часть на первом, до нотном периоде мы

играем по цифровым обозначениям, уделяя большее внимание работе над

ритмом, знакомимся с размером и длительностями. Цифры на нотах в

приведенных примерах обозначают количество закрытых отверстий на

свирели. Дети очень быстро осваивают этот способ прочтения мелодии. На

уроках мы также знакомимся с правилами обращения со свирелью, работаем

над правильной постановкой рук и положением рта.

Дети проявляют огромный интерес к инструменту, поэтому иногда

приходится стараться по возможности включать игру на свирели в уроки

музыки, этот вид деятельности стал для нас таким же важным как вокально-

хоровая работа, слушание и анализ музыкальных произведений. Приведу

примеры использования свирели на уроках музыки.

Тема урока: КОЛЫБЕЛЬНЫЕ.

Участники кружка на уроке музыки исполняют колыбельную “Спят усталые

игрушки” А. Островского, сл. З. Петровой. Слушание и исполнение вместе с

детьми знакомой песни. Возможно исполнение мелодии песни учителем на

свирели.

Колыбельная” Неизвестный автор. Исполнение под фонограмму.

“Колыбельная медведицы” Е. Крылатов, сл. Ю.Яковлева Разучивание

песни, исполнение мелодии песни на свирели

Тема урока: ГОДЫ СТРАНСТВИЙ. М.И.Глинка.

М.И.Глинка “Венецианская ночь”. Слушание, разбор музыкального

произведения. Рассказ об Италии, М.И.Глинке. Определение жанра

“баркарола”. Исполнение группой учеников.

Тема урока: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

“Во поле береза стояла”, русская народная песня. Хороводные песни.

Исполнение мелодии на свирели, работа над фразировкой и правильным

дыханием.

“Во кузнице”, русская народная песня. Трудовые песни. Разучивание мелодии

на свирели. Индивидуальное исполнение, работа в ансамбле. Исполнение

отдельных фраз разными группами.

Игра на свирели оживляет не только уроки музыки, но и пробуждает детей к

творчеству и развитию. Закладываются первые исполнительские навыки –

это самое плодотворное время для развития музыкальных способностей

детей

.

Распределение часов в учебном плане:

Занятия творческого объединения «Волшебная свирель» проводятся 1 раз в

неделю, всего за год 32часа.

Тематическое планирование.

1-год обучения (32часа)

1.

Прослушивание детей для занятий в объединении «Волшебная

свирель». Подбор музыкального репертуара. -2часа

2.

Вводное занятие. Знакомство с инструментом. Устройство свирели.

Левая – правая рука. -2часа

3.

Знакомство с ритмической записью звуков. Долгие и короткие звуки.

-2часа

4.

Отверстия 1-2-3. Способ извлечения звуков. Игра по ритмической

записи. «Уж как шла лиса» р.н.п. -2часа

5.

Игра левой рукой. «Уж как шла лиса», «У кота – воркота», «Ходит зайка

по саду» - р.н.п. -2часа

6.

Игра левой и правой рукой. «Цыплята» муз. А.Филиппенко. Отверстия

4-5-6 – игра по ритмической записи. -2часа

7.

Диапазон 6-0. Ритмическая запись песен в тетради. «Во саду ли, в

огороде», «Со вьюном я хожу» - р.н.п. -2часа

8.

Диапазон 6-0. «Колыбельная медведицы» муз. Е.Крылатова.

Закрепление репертуара. -2часа

9.

Исполнение музыкального репертуара. Мини концерт. -2часа

10.Играем под фонограмму. «Баркарола» Ж.Оффенбах – работа над

ритмом. -2часа

11.«Рэгги вальс» - развитие чувства ритма, работа над пунктирным

ритмом. -2часа

12.«Love me tender» Э.Пресли – знакомство с композицией, разучивание

по ритмической записи. Исполнение под фонограмму. -2часа

13.«Баркарола» Ж.Оффенбах, «Рэгги вальс», «Love me tender» Э.Пресли –

закрепление музыкального репертуара. -2часа

14.Генеральная репетиция к концерту, повторение основных приёмов игры

и репертуара. Техническая отработка музыкального репертуара. -2часа

15.Заключительный концерт. -2часа

16.Подбор репертуара на 2-й год обучения -2часа

2-й год обучения (32часа)

1. Многоголосие. Развитие навыка игры по своей партитуре. «Чарльстон»

(американский танец) – знакомство, разучивание. -2часа

2. Многоголосие. Приём канона. «Пастушья песня» (французская нар-я

песня) – разучивание каноном. «Чарльстон» - закрепление. -2часа

3.Знакомство со знаками альтерации. «Amazing grace» - разучивание.

Запись партитуры в тетради. -2часа

4.Знакомство с приёмом «передувание». «Полянка» р.н.п. – разучивание.

Закрепление навыка правильной атаки звука. -2часа

5. Закрепление чистоты многоголосия в произведении «Чарльстон». -2часа

6. Концертная деятельность. Генеральная репетиция к выступлению.

Исполнение композиции «Love me tender» Э.Пресли. -2часа

7. Закрепление чистоты многоголосия в произведении «Рэгги вальс».

-2часа

8. Концертная деятельность -2часа

9. «Катюша» М.Блантер – знакомство. Разучивание сольной партии. Игра в

ансамбле с ф-но. -2часа

10.Закрепление песни «Катюша». Работа над приёмом «передувание» (f5,

f6) -2часа

11. «Весенняя песенка» - разучивание. Работа над двухголосием. -2часа

12. «Утро» Э.Григ. Отработка плавности звуковедения. Работа над

дыханием. -2часа

13. Синкопа. «Много пятёрок в дневнике» Роул – разучивание. Работа над

синкопированным ритмом. -2часа

14. Отработка основных приёмов игры на свирели. Закрепление

музыкального репертуара. -2часа

15. Обобщающее занятие. Закрепление пройденного. -2часа

16. Генеральная репетиция и концертное выступление.. -2часа

Список литературы, использованной для разработки программы

и организации образовательного процесса

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей

. 3. Программы дополнительного художесвенно-эстетического образования

детей. - М.Просвещение. 2006.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные

классы.- М. Просвещение. 2002

. 5. Абрамян Г. Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М., 1985.

6. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные

статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2 – Л., 1973.

7. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся

старших классов. – М., 1989. 6

8. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1981.

9. Э. Смелова. Свирель поет. Приложение к журналу «Хоровод». – М., 1980.

10. А. И. Конч. Играем на свирели, рисуем и поем.Тетради №1,2. – М., 2005.

11. Евтух Е.В. Вместе с Октавиком. – Санкт=Петербург, 2001.

12. Конч А.И., Трифоненкова Е. А., Хлад Ю. И.. Я играю на свирели, рисую и

пою. Рабочая тетрадь №3. – М., 2003.

13. Струве Г. А. Хоровое сольфеджио. –М., ЦСДК.1994.

14. Соколов В.Г. Школа хорового пения. –М., Музыка. 1978.

15. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика.- М., 1995.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся и родителей

1. Абрамян Г. Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М., 1985.

2. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи

о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2 – Л., 1973.

3. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся

старших классов. – М., 1989.

4. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1981.

5. Э. Смелова. Свирель поет. Приложение к журналу «Хоровод». – М., 1980.

6. А. И. Конч. Играем на свирели, рисуем и поем. Тетради №1,2. – М., 2005.

7. Евтух Е.В. Вместе с Октавиком. – Санкт-Петербург, 2001.

8. Конч А.И., Трифоненкова Е. А., Хлад Ю. И.. Я играю на свирели, рисую и

пою. Рабочая тетрадь №3. – М., 2003.

Приложение

Музыкальный материал Эдельвена Смелова. «Свирель поет». 1-я и

2-я тетради, А.Н.Конч «Играем на свирели, рисуем и поем».

Предполагаемые концертные произведения в разное время года

:

«Как под горкой под горой» Русская народная.

«Василек» Русская народная.

«Вальс» В.Тиличеевой.

«Во поле береза стояла» Русская народная.

«Сорока» Русская народная.

«Во саду ли в огороде» Русская народная.

«Как пошли наши подружки» Русская народная

«Коровушка» Русская народная

«Пастушья» Французская народная.

«Дружат дети всей земли».

«Мы на луг ходили» Русская народная.

«А мы просо сеяли» Русская народная.

«Маленький вальс» Муз. М.Тиличеевой.

«Как у наших у ворот» Русская народная.

«Выйди солнышко» Муз. Р.Паулса.

«Колыбельная Умки» Муз. Е.Крылатова.

«Каравай» Русская народная.

«Колокольчики» Английская народная песня



В раздел образования