Напоминание

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ на тему: «Стихи и поэмы Ольги Бергольц»


Автор: Неклюдова Любовь Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: "УСО ПНИ № 10"
Населённый пункт: г.Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ на тему: «Стихи и поэмы Ольги Бергольц»
Раздел: дополнительное образование





Назад




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ № 10» ИМЕНИ В. Г. ГОРДЕНЧУКА

Согласовано:

Старший воспитатель

_____________ С.П. Смирнова

«___»________ 2018г.

Конспект открытого мероприятия:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

на тему:

«Стихи и поэмы Ольги Бергольц»

Автор – составитель:

воспитатель Л.В. Неклюдова

Дата проведения: 27.01. 2018г

Проверено методистом:

____________________Л.Н. Рыжова

«_____»____________________2018г.

Санкт – Петербург

2018

Мероприятие рассчитано на 60 минут

Количество реабилитантов в группах сопровождения-34человека (10 участников)

Тип мероприятия: комбинированное

Место проведения занятия- холл 2 поста 5 отделения

Цель: познакомить с творчеством Ольги Бергольц в блокадном Ленинграде.

Задачи:

Образовательные:

-выявить знания об исторических событиях Великой отечественной войны-блокады

Ленинграда

-дать элементарные представления о роли искусства в годы Блокады Ленинграда на примере

творчества \Ольги Бергольц

- активизировать словарный запас реабилитантов словами по теме: Блокада, город – герой,

буржуйки добровольцы, монумент, мемориал.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы: создавать на материале

мероприятия ситуации удивления, восхищения сочувствия, сопереживания. А так же

способствовать коррекции навыков самоконтроля-усидчивости, выдержки, адекватности

выражения эмоций

-способствовать развитию мотивации к участию в мероприятиях отделения, общественной

жизни. Как одного из факторов формирования коллектива

Воспитательные:

-воспитывать интерес к совместной организованной досуговой деятельности

-воспитывать интерес к поэзии на примере творчества Ольги Бергольц

Предварительная работа:

1.

Чтение художественных произведений по теме.

2.

Подбор и разучивание стихов.

3.

Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам

города.

4.

Рассматривание фотоальбома «Город – герой», картин о войне.

5.

Прослушивание песен и музыки военных лет.

6.

Конкурс рисунков «Блокада Ленинграда»

7.

Подбор музыкального и видео- сопровождения.

8.

Экскурсия по микрорайону к памятнику «Журавли»

9.

Подготовка и оформление выставки «Защитникам и жителям блокадного Ленинграда»

10. Оформление холла.

Оборудование:

Телевизор

Флэш-карта

Фотографии Ольги Бергольц

Иллюстрациями блокадного Ленинграда

Звуковой ряд: звуки войны: сирена, метроном

Записи:

-О. Бергольц рассказывает о блокадном городе

-Ю. Левитан объявляет о начале войны

-Песня «В далеком тревожном военном году»

муз. И. Шварца

сл. В. Коростылева

Ход мероприятия

Организационный момент:

Приветствие реабилитантов и гостей.

(Звучит Песня «В далеком тревожном военном году»

муз. И. Шварца

сл. В. Коростылева)

В далеком, тревожном военном году,

Под гром батарей у страны на виду.

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь

Не выпало им дописать, дочитать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой.

Им было всего лишь двенадцать

Но были они ленинградцы

Основная часть

Вводная беседа:

Воспитатель: -О чём говорится в песне, которую вы только что слушали?

Реабилитанты: -О войне, о Блокаде Ленинграда.

Воспитатель: -Обратите внимание на иллюстрации!

- О чём они вам напоминают?

Реабилитанты: -О войне, о Блокаде Ленинграда.

Воспитатель: - Какой город так назывался?

Реабилитанты: - Так назывался наш город Санкт-Петербург.

Воспитатель: -Какая это была война?

Реабилитанты: - Великая отечественная.

Воспитатель: -Что вы знаете о Блокаде Ленинграда?

Реабилитанты: - Окружение нашего города фашистскими захватчиками.

Воспитатель: -А кто узнал эту женщину на портрете?

Реабилитанты: - Это Ольга Бергольц, русская поэтесса, которая проживала в блокадном

Ленинграде

.

Воспитатель: -Этой удивительной женщине, Музе Блокадного Ленинграда, мы посвящаем

наше мероприятие

(Звучит голос Ю. Левитана-объявление начала войны)

Беседа-обобщение (повторение пройденного)

Воспитатель: -Великая отечественная война началась 22 июня. А вначале сентября фашисты

окружили Ленинград. Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941г по27 января 1944г. 900

дней и ночей город был в окружении фашистов. Гитлер поставил перед своей армией цель:

захватить и уничтожить город.

(звучит песня «Священная война

музыка А. Александрова

слова В. Лебедева-Кумача)

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идёт война народная,

Священная война!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идёт война народная,

Священная война!

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идёт война народная,

Священная война!

Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать,

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идёт война народная,

Священная война!

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отродью человечества

Сколотим крепкий гроб!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идёт война народная,

Священная война!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идёт война народная,

Священная война!

Воспитатель: -А что вы знаете о Великой Отечественной войне?

Реабилитанты: (рассказы о родственниках, знакомых блокадниках и воевавших на фронте)

Воспитатель: В нашем интернате работали воспитатели- дети блокадного Ленинграда

Ружинский Б.А. и Павлюк Т.В. Помните их? Послушайте что рассказывали они, вспоминая

тяжёлые дни блокады:

«В Ленинграде находились: крупнейшие военные предприятия, которые делали военную

технику, оружие и отправляли на фронт из крупнейшего морского порта, на поездах и

машинах. Поэтому Гитлер его и хотел разрушить. Вражеские самолеты и артиллерия

ежедневно бомбили город. Дороги захвачены фашистами. Но город продолжает

сопротивление, стоит насмерть.

Связь с городом только по Ладожскому озеру. По Льду Ладожского озера проходила Дорога

жизни. Стариков, женщин и детей частично эвакуировали. Но многие от эвакуации

отказались. Кому-то надо было работать на заводах и фабриках. Все мужчины ушли на фронт.

На заводах работали вместо мужчин женщины и дети. В насквозь простреленных цехах, при

тусклом свете ламп, старые кадровики наспех обучали домохозяек, школьников и школьниц

приемам заводского труда - и все вместе перевыполняли напряженный план, создавая оружие

для фронта. Потому что все знали - Ленинград сдавать нельзя. Для города начались поистине

тяжелейшие дни. Наступила зима. Отопление, свет, воду отключили. Воду брали прямо из

Невы под обстрелом. «Буржуйки» топили книгами, мебелью, на них кипятили воду. Когда

фашистам в город ворваться не удалось, решили взять измором. В начале блокады городские

склады с продовольствием разрушили. С продуктами питания очень тяжело. Норму хлеба все

уменьшали и уменьшали Жители получали по карточкам так мало хлеба (обратить внимание

на иллюстрацию (215г-125г), что люди начали умирать. Для города начались поистине

тяжелейшие дни. Необходимо было спасти огромное количество архитектурных памятников,

великолепных дворцов произведения искусства. Все было замаскировано: маскировочные

сетки, пустые мешки, мешки с песком, деревянные щиты. Часть произведений искусства была

спрятана в подвалах. Истощенные люди стояли у станков, выпускали военную продукцию.

Ленинградцы в те дни приветствовали друг друга:

-Держишься?

-Держусь!

И в этом, было все. Держаться - значит жить. И стар и млад- все кто мог трудиться,

умирающие в своих нетопленых жилищах, по первому зову поднимались и шли, упрямо шли

по тропинкам среди сугробов безлюдных улиц на родной завод, куда привозили с фронта

подбитые танки и орудия, становились к станкам и возвращали технику в бой. Положение

катастрофическое! Но Ленинград жил и творил!»

(звучат звуки метронома

)

Воспитатель: - Узнали эти звуки?

Реабилитанты: -Это звуки метронома.

Стихотворение «Ленинградский метроном» Витя Б…….

Мы съели хлеб, что был отложен на день,

в один платок закутались вдвоем,

и тихо-тихо стало в Ленинграде,

Один, стуча, трудился метроном.

И стыли ноги, и томилась свечка...

Вокруг ее слепого огонька

образовалось лунное колечко,

похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады

рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то армия рвала кольцо блокады,

вела огонь по нашему врагу.

Воспитатель: -Радио работало всегда. Дикторы сообщали о начале бомбёжек, делали

различного рода объявления. А в перерывах – звуки метронома. Работающее радио означало,

что еще не все кончено, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук

работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то нужно и

дальше держаться, и не оставлять надежду. Простой звук метронома, немного успокаивал

людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность.

Ольга Бергольц - блокадная муза Ленинграда

Воспитатель: - Ольга Фёдоровна Бергольц родилась 3 мая 1910г в Петербурге в семье врача.

Она подобно тысячам ленинградцев, стойко переживала Блокаду, и сумела выразить чувства и

свои и многих ленинградцев в своих стихах. Ленинград её город, её любовь. Она его муза, его

поэтесса. В своём домике на Невской заставе, она родилась и росла. Здесь она много работала,

писала стихи и пьесы. Сегодня мы открываем книгу жизни и поэзии Ольги Бергольц,

повествующую о днях Блокады Ленинграда. Мы услышим голос самой поэтессы, её стихи,

воспоминания, страницы дневников.

(Звучит запись голоса О. Бергольц)

Ольгу Фёдоровну должны были эвакуировать вместе с мужем, но в 1941 году муж,

Николай

Молчанов, умирает, и Ольга Федоровна принимает решение остаться.

Она почти ежедневно выступала по радио, обращалась к жителям осажденного города. Ее

негромкий певучий голос, в котором слилась боль, страдания и героизм защитников

Ленинграда, говорил правду о городе, ничего не сглаживая, не украшая. И вся страна знала,

что Ленинград и в кольце блокады продолжает жить и бороться.

Именно на радио Бергольц и стала знаменита. Ее голоса ждали измученные и голодные, но

непокоренные ленинградцы. Ее голос стал голосом Ленинграда. Именно Бергольц

принадлежит знаменитые слова: «Никто не забыт, и ничто не забыто».

Бергольц не только выступала по радио, часто вместе с бригадой артистов она выбиралась на

фронт, который проходил совсем рядом с городом, читала свои стихи бойцам, защищавшим

Ленинград.

Ее стихи – настоящий блокадный дневник.

Игорь Р…….

Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом - смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой.

(Григорий Б….)

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады -

мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

и дети нам патроны поднесут,

и надо всеми нами зацветут

старинные знамена Петрограда.

(Сергей Р….)

Руками сжав обугленное сердце,

такое обещание даю

я, горожанка, мать красноармейца,

погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,

мы одолеем бешеных зверей,

мы победим, клянусь тебе, Россия,

от имени российских матерей.

( Сергей И…… )

Спасибо. Спасибо, родная страна

Спасибо. Спасибо, родная страна,

за помощь любовью и силой.

Спасибо за письма, за крылья для нас,

за варежки тоже спасибо.

Спасибо тебе за тревогу твою -

она нам дороже награды.

О ней не забудут в осаде, в бою

защитники Ленинграда.

Мы знаем - нам горькие выпали дни,

грозят небывалые беды.

Но Родина с нами, и мы не одни,

и нашею будет победа.

(Дмитрий м….)

Из февральского дневника

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача, рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

я тоже — ленинградская вдова.

Мы съели хлеб,

что был отложен на день,

в один платок закутались вдвоем,

и тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, трудился метроном...

И стыли ноги, и томилась свечка.

Вокруг ее слепого огонька

образовалось лунное колечко,

похожее на радугу слегка.

(Лёша К)

Когда немного посветлело небо,

мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады

рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то Армия рвала кольцо блокады,

вела огонь по нашему врагу.

Воспитатель: -Ежедневно умирали ленинградцы от голода и холода, и хоронили на

Пискарёвском кладбище.

(На экране изображение Пискарёвского кладбища)

(Миша С….)

Здесь лежат ленинградцы,

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы…

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции,

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем:

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт, и ничто не забыто!”

Воспитатель: Из дневника Ольги Бергольц

«Дорогой жизни шел к нам хлеб

Дорогой дружбы многих к многим

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги»

Из дневника Ольги Бергольц (Звучит песня «Ладога)

ПЕСНЯ О ЛАДОГЕ

Музыка Л. Шенберга и П. Краубнера

Слова П. Богданова

Сквозь ветры, штормы, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети!

Дорога здесь пробита сквозь блокаду,

Другой дороги не найти.

Припев:

Эх, Ладога, родная Ладога!

Метель и штормы, грозная волна.

Недаром Ладога родная

«Дорогой жизни» названа.

Пусть ветер Ладоги поведает народу,

Как летом баржу за баржой

Грузили мы и в зной, и в непогоду,

Забыв про отдых и покой.

Припев:

Зимой машины мчались вереницей,

И лед на Ладоге трещал.

Возили хлеб для северной столицы,

И Ленинград нас радостно встречал.

Припев:

И знаем мы, кровавая блокада

Исчезнет скоро, словно тень:

Растут и крепнут силы Ленинграда,

Растут и крепнут каждый день!

Припев:

Когда пройдут года войны суровой,

Залечит раны город мой,

Народ вздохнёт и песню с силой новой

Споёт о Ладоге родной.

Припев:

Эх, Ладога, родная Ладога!

Метели, штормы, грозная волна...

Недаром Ладога родная

"Дорогой жизни" названа.

Недаром Ладога родная

"Дорогой жизни" названа.

(слова и музыка - декабрь 1942)

Заключительная часть.

Воспитатель: -На этом мы с вами заканчиваем наше мероприятие..

-О чём и о ком вы узнали?

( о Блокаде Ленинграда и поэтессе, Ольге Бергольц)

Воспитатель: - О ком писала О. Бергольц в своих стихотворениях?

(о блокаде Ленинграда во время В.О.В, о стойкости. Чести и мужестве ленинградцев,

народной трагедии и силе духа защитников нашей Родины в годы ВОВ)

Воспитатель: Почему голос Ольги Бергольц стал голосом Ленинграда?

(Она выступала по радио, выезжала на фронт, читая свои стихи. Её голос помогал жителям

и защитникам города, держаться и продолжать бороться за город. А страна, слушая радио

знала, что Ленинград продолжает жить)

Воспитатель: Какие чувства вызывают у вас стихотворения Ольг Бергольц?

(чувство гордости и благодарности всем защитникам родины в годы ВОВ)

Воспитатель: -Ее называли ленинградской Мадонной. Ольга Бергольц стала одним из

символов блокады, ее стихи подчеркнули стойкость ленинградцев и их любовь к своему

городу.



В раздел образования