Автор: Хатагова Лиана Казбековна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО ЦЭВД "Творчество"
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: Доклад к методическому совету «Концертная деятельность обучающихся как форма повышения эффективности образовательного процесса»
Тема: Концертная деятельность
Раздел: дополнительное образование
Доклад
к методическому совету
«Концертная деятельность обучающихся как форма
повышения эффективности образовательного процесса»
Докладчик
Хатагова Лиана Казбековна
Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслажде-
ния. Она сопровождает человека на протяжении всей его жизни, вызывает
эмоциональный
отклик,
взволнованность,
сопереживание.
Именно
эта
способность музыкального искусства сделала его активно востребованным на
протяжении всей истории цивилизации. Следует отметить, что не только
разнообразная
по
своему
содержанию
музыка
может
оказывать
разное
воздействие на индивида. Одно и то же музыкальное произведение часто
влияет
по-разному
на
человека
при
неодинаковых
условиях
реализации
слушания.
Безусловно,
во
многом
это
зависит
и
от
подготовленности
индивида к восприятию музыки, от уровня объема его слухового опыта,
развития
умения
слушать
музыкальный
материал,
эстетического
вкуса,
общей культуры.
В данном контексте является важным влияние музыкальной среды на
формирование
указанных
качеств
людей.
Современное
музыкальное
наполнение социума характеризуется насыщенностью, разнообразием видов
и форм трансляции данной информации, но одновременно и засильем легкого
жанра,
представленного
зачастую
произведениями
весьма
низкого
художественного
уровня.
Такая
ситуация
не
способствует
выполнению
социальных
запросов
в
сфере
музыкального
становления
подрастающего
поколения, которое завтра будет определять уровень культуры общества. Это
ведет
к
культурной
деградации
и
повышению
требований,
а,
значит,
и
усложнению
задач
в
области
дополнительного
образования,
призванного
обеспечить формирование всестороннее развитие обучающихся, в том числе
и в сфере музыкальной культуры.
Формирование
музыкальной
культуры
позволяет
обучающемуся,
опираясь на приобретенные знания и умения, научиться понимать музыку,
испытывать потребность в общении с ней и самовыражаться в данном виде
искусства.
Не
случайно
Д.
Б.
Кабалевский
видел
на
первом
месте
в
музыкальной культуре обучающихся «способность воспринимать музыку как
живое,
образное
искусство».
Именно
развитость
умения
слушать
(воспринимать)
музыку
лежит
в
основе
и
представляет
собой
условие
освоения всех других видов музыкальной деятельности. Поэтому слушание
музыки является ведущей развиваемой способностью обучающихся.
Учитывая,
что
только
через
выполнение
учебно-музыкальной
деятельности
можно
музыкально
развивать
и
формировать
музыкальную
культуру
личности
обучающегося,
для
музыкально-образовательного
процесса
становится
актуальным
выбор
оптимальных
видов
данного
функционирования обучающихся. Относительно восприятия музыки таковой
является
деятельность
слушателя,
обеспечивающая
совершенствование
сушательской
культуры
обучающегося.
Изучение
указанного
аспекта
музыкального
образования,
позволило
выявить
эффективные
условия
освоения слушательских действий, экспериментальная апробация которых
доказала их продуктивность, что дало основания сформулировать следующие
методические
рекомендации
по
осуществлению
процесса
формирования
слушательской
культуры
обучающихся
посредством
концертной
деятельности.
Концертная
деятельность
трактуется
нами
как
действия
и
взаимодействия
ролевых
субъектов
учебного
концерта
(исполнителя,
слушателя,
организатора,
педагога),
обеспечивающие
его
реализацию.
Концерт – это интегративная организационная форма, обобщающая «периоды
подготовки выступления, его осуществления и совершенствования опыта».
Следовательно
центральным
этапом
концерта
является
выступление,
в
котором
через
публичное
исполнение
и
восприятие
репертуарно-
организованного
музыкального
и
иного
учебного
материала
происходит
непосредственное
«художественно-обучающее
общение
обучающихся
концерта…, приводящее к решению поставленных задач»
Подразделение обучающихся на разные категории ролевых субъектов,
комплексная
реализация
ими
своих
публично
совершаемых
действий
и
последовательное осуществление этапов подготовки учебного выступления,
его реализации, а также фазы закрепления и распространения полученного
опыта, все это в совокупности ставит концерт на высшую ступень в иерархии
организационных форм обучения музыке и общения с ней. Соответствующие
характеристики
приобретает
и
функционирование
ролевых
субъектов,
в
частности, восприятие содержания концерта слушателями.
При
участии
обучающихся
в
учебном
концерте,
моделируется
организация восприятия музыки во время концертов вне образовательного
процесса,
что
облегчает
социальную
адаптацию
учащихся
и
их
самоактуализацию в обществе. Учащийся усваивает последовательность и
содержание действий, выполняемых слушателем, за счет чего в концертах
для него начинают более активно работать учебно-воспитательные функции.
Являясь
педагогической
технологией,
учебный
концерт
способен
гарантированно обеспечить повышение эффективности процесса освоения
реализуемого в нем учебно-концертного функционирования. Для достижения
этого необходимо выполнение ряда методических требований, в частности,
относящихся к слушательской деятельности обучающихся, формирующей их
слушательскую культуру. Так, планировать включение в образовательный
процесс
концертной
деятельности
и
определять
задачи
его
ролевых
участников
педагогу
надо
заранее.
Учащийся
должен
быть
способен
воспринять
музыкальную
и
немузыкальную
информацию.
Это
подразумевает: ее понимание и встраивание в существующую у него систему
знаний; адекватную чувственно-психологическую оценку воспринимаемого и
реакцию на него; способность без больших усилий совершать слушательские
действия, согласно принятым правилам поведения в данных условиях, через
их знание и наличие базовых умений.