Напоминание

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


Автор: Петрова Анна Викторовна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГБОУ ВО СГПИ
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Раздел: дополнительное образование





Назад




А.В. Петрова, г. Ставрополь, ГБОУ ВО СГПИ

Научный руководитель: профессор Хагай В.С.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно

в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального

олимпийского движений.

Исходя

из

концепции

И.М.

Быховской

[2,с.10]

рассмотревшей

проблемы человеческой телесности в социокультурном измерении, именно

адаптивный

спорт,

с

обязательным

участием

инвалидов

в

учебно-

тренировочном процессе и системе различных (включая международные)

соревнований,

создает

наиболее

подходящие

условия

именно

для

культурного бытия их телесности, важнейшим атрибутом которого является

общение, участие в диалоге двух "я" [5,с.219].

Адаптивная

физическая

культура.

Содержание

адаптивной

физической

культуры

направлено

на

активизацию,

поддержание

или

восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-

либо

вида

деятельности

(труд,

учеба,

спорт

и

др.),

на

профилактику

утомления,

развлечение,

интересное

проведение

досуга

и

вообще

на

оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости

через удовольствие или с удовольствием. [4,с.64]

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры

неразрывно

связан

с

повышенной

физической

активностью,

усилением

функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Учение

Р.

Могендовича

о

моторно-висцеральных

рефлексах

показло

взаимосвязь

деятельности

двигательного

аппарата,

скелетных

мышц

и

вегетативных

органов.

В

результате

недостаточной

двигательной

активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи,

заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического

труда,

что

приводит

к

расстройству

регуляции

деятельно сти

сердечнососудистой

и

других

систем,

нарушению

обмена

веществ

и

развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). [6,с.131]

Для

нормального

функционирования

человеческого

организма

и

сохранения

здоровья

необходима

определенная

«доза»

двигательной

активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной

двигательной

активности,

т.

е.

деятельности,

выполняемой

в

процессе

повседневного

профессионального

труда

и

в

быту.

В

экономически

развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как

генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз,

что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность. В связи

с

этим

для

компенсации

недостатка

энергозатрат

в

процессе

трудовой

деятельности современному человеку необходимо выполнять физические

упражнения с расходом энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или 2000--

3000 ккал в неделю). [10,с.127]

По

данным

Беккера,

в

настоящее

время

только

20

%

населения

экономически

развитых

стран

занимаются

достаточно

интенсивной

физической

тренировкой,

обеспечивающей

необходимый

минимум

энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже

уровня,

необходимого

для

поддержания

стабильного

здоровья.

Резкое

ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к

снижению

функциональных

возможностей

людей

среднего

возраста.

[7,с.332]

Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений

заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы,

в

среднем

составляющие

40

%

массы

тела

мужчин),

генетически

запрограммированы

природой

на

тяжелую

физическую

работу.

«Двигательная

активность

принадлежит

к

числу

основных

факторов,

определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его

костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем», - писал академик В. В.

Парин (1969).

Организация занятий физической культурой и спортом инвалидов,

подготовка кадров, методическое, медицинское обеспечение и врачебный

контроль

за

занятиями

физической

культурой

и

спортом

инвалидов

возлагаются на органы образования, здравоохранения, социальной защиты

населения, физической культуры и спорта.

Местные исполнительные органы обеспечивают инвалидам условия

для доступа к спортивным сооружениям для занятия физической культурой

и спортом, предоставление специального спортивного инвентаря. [3,с.6]

Наибольший эффект от адаптивной физической культуры, основная

идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и

заинтересованности

занимающихся

за

счет

полной

свободы

выбора

средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения

оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Адаптивная

двигательная

реабилитация.

Содержание

адаптивной

двигательной реабилитации направлено на восстановление у инвалидов

временно

утраченных

или

нарушенных

функций

(помимо

тех,

которые

утрачены

или

разрушены

на

длительный

срок

в

связи

с

основным

заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения

различных

заболеваний,

травм,

физиче ских

и

п с и х и ч е с к и х

перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности

или тех или иных жизненных обстоятельств. [8,с.120]

Основная

задача

адаптивной

двигательной

реабилитации

заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов

на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных,

экологически

оправданных

средств,

стимулирующих

скорейшее

восстановление

организма;

в

обучении

их

умениям

использовать

соответствующие

комплексы

физических

упражнений,

приемы

гидро-

вибро-массажа и само-массажа, закаливающие и термические процедуры и

другие средства [9,с.10]

Таким

образом,

очень

кратко

рассмотрены

содержание

и

задачи

основных видов адаптивной физической культуры. Занятия физической

культурой должны быть систематическими и регулярными. Только в этом

случае можно рассчитывать на максимальный положительный эффект. При

этом необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровня

тренированности

и

рекомендации

лечащего

врача.

Они

раскрывают

потенциал

возможностей

средств

и

методов

адаптивной

физической

культуры,

каждый

из

которых,

имея

специфическую

направленность,

способствует в той или иной мере не только максимально возможному

увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию

личности,

обретению

самостоятельности,

социальной,

бытовой,

психической

активности

и

независимости,

совершенствованию

в

профессиональной

деятельности

и

вообще

достижению

выдающихся

результатов в жизни.

Список литературы

1.

Брехман

И.И.

Валеология

-

наука

о

здоровье

/2-е

изд.,

доп.,

перераб. - М.: ФиС, 1990. - 208 с.

2.

Быховская

И.М.

Человеческая

телесность

в

социокультурном

измерении: традиции и современность. - М.: ГЦОЛИФК, ОС РАН, 1993. -

179 с.

3.

Выдрин

В.М.

Методические

проблемы

теории

физической

культуры //Теория и практика физической культуры, 1984, № 6, с. 10-12.

4. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической

культуры /Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК. - 133 с.

5. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -

М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

6. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной

антропологии. - М.: ФОН, 1995. - 174 с.

7.

Лечебная

физкультура

в

системе

медицинской

реабилитации:

Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. - М.:

Медицина, 1995. - 400 с.

8. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн.

пос. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1983. - 128 с.

9.

Петленко

В.П.

Актуальные

проблемы

валеологии

/Вестник

Балтийской академии, 1966, вып. 9, с. 7-15.

10. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту

инвалидов

(Ред.

и

сост.

В.С.

Дмитриев,

А.В.

Сахно).

Т

I

и

II.

-

М.:

МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292 с.



В раздел образования