Автор: Петрова Анна Викторовна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГБОУ ВО СГПИ
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Раздел: дополнительное образование
А.В. Петрова, г. Ставрополь, ГБОУ ВО СГПИ
Научный руководитель: профессор Хагай В.С.
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно
в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального
олимпийского движений.
Исходя
из
концепции
И.М.
Быховской
[2,с.10]
рассмотревшей
проблемы человеческой телесности в социокультурном измерении, именно
адаптивный
спорт,
с
обязательным
участием
инвалидов
в
учебно-
тренировочном процессе и системе различных (включая международные)
соревнований,
создает
наиболее
подходящие
условия
именно
для
культурного бытия их телесности, важнейшим атрибутом которого является
общение, участие в диалоге двух "я" [5,с.219].
Адаптивная
физическая
культура.
Содержание
адаптивной
физической
культуры
направлено
на
активизацию,
поддержание
или
восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-
либо
вида
деятельности
(труд,
учеба,
спорт
и
др.),
на
профилактику
утомления,
развлечение,
интересное
проведение
досуга
и
вообще
на
оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости
через удовольствие или с удовольствием. [4,с.64]
Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры
неразрывно
связан
с
повышенной
физической
активностью,
усилением
функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.
Учение
Р.
Могендовича
о
моторно-висцеральных
рефлексах
показло
взаимосвязь
деятельности
двигательного
аппарата,
скелетных
мышц
и
вегетативных
органов.
В
результате
недостаточной
двигательной
активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи,
заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического
труда,
что
приводит
к
расстройству
регуляции
деятельно сти
сердечнососудистой
и
других
систем,
нарушению
обмена
веществ
и
развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). [6,с.131]
Для
нормального
функционирования
человеческого
организма
и
сохранения
здоровья
необходима
определенная
«доза»
двигательной
активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной
двигательной
активности,
т.
е.
деятельности,
выполняемой
в
процессе
повседневного
профессионального
труда
и
в
быту.
В
экономически
развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как
генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз,
что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность. В связи
с
этим
для
компенсации
недостатка
энергозатрат
в
процессе
трудовой
деятельности современному человеку необходимо выполнять физические
упражнения с расходом энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или 2000--
3000 ккал в неделю). [10,с.127]
По
данным
Беккера,
в
настоящее
время
только
20
%
населения
экономически
развитых
стран
занимаются
достаточно
интенсивной
физической
тренировкой,
обеспечивающей
необходимый
минимум
энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже
уровня,
необходимого
для
поддержания
стабильного
здоровья.
Резкое
ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к
снижению
функциональных
возможностей
людей
среднего
возраста.
[7,с.332]
Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений
заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы,
в
среднем
составляющие
40
%
массы
тела
(у
мужчин),
генетически
запрограммированы
природой
на
тяжелую
физическую
работу.
«Двигательная
активность
принадлежит
к
числу
основных
факторов,
определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его
костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем», - писал академик В. В.
Парин (1969).
Организация занятий физической культурой и спортом инвалидов,
подготовка кадров, методическое, медицинское обеспечение и врачебный
контроль
за
занятиями
физической
культурой
и
спортом
инвалидов
возлагаются на органы образования, здравоохранения, социальной защиты
населения, физической культуры и спорта.
Местные исполнительные органы обеспечивают инвалидам условия
для доступа к спортивным сооружениям для занятия физической культурой
и спортом, предоставление специального спортивного инвентаря. [3,с.6]
Наибольший эффект от адаптивной физической культуры, основная
идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и
заинтересованности
занимающихся
за
счет
полной
свободы
выбора
средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения
оздоровительными технологиями профилактической медицины.
Адаптивная
двигательная
реабилитация.
Содержание
адаптивной
двигательной реабилитации направлено на восстановление у инвалидов
временно
утраченных
или
нарушенных
функций
(помимо
тех,
которые
утрачены
или
разрушены
на
длительный
срок
в
связи
с
основным
заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения
различных
заболеваний,
травм,
физиче ских
и
п с и х и ч е с к и х
перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности
или тех или иных жизненных обстоятельств. [8,с.120]
Основная
задача
адаптивной
двигательной
реабилитации
заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов
на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных,
экологически
оправданных
средств,
стимулирующих
скорейшее
восстановление
организма;
в
обучении
их
умениям
использовать
соответствующие
комплексы
физических
упражнений,
приемы
гидро-
вибро-массажа и само-массажа, закаливающие и термические процедуры и
другие средства [9,с.10]
Таким
образом,
очень
кратко
рассмотрены
содержание
и
задачи
основных видов адаптивной физической культуры. Занятия физической
культурой должны быть систематическими и регулярными. Только в этом
случае можно рассчитывать на максимальный положительный эффект. При
этом необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровня
тренированности
и
рекомендации
лечащего
врача.
Они
раскрывают
потенциал
возможностей
средств
и
методов
адаптивной
физической
культуры,
каждый
из
которых,
имея
специфическую
направленность,
способствует в той или иной мере не только максимально возможному
увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию
личности,
обретению
самостоятельности,
социальной,
бытовой,
психической
активности
и
независимости,
совершенствованию
в
профессиональной
деятельности
и
вообще
достижению
выдающихся
результатов в жизни.
Список литературы
1.
Брехман
И.И.
Валеология
-
наука
о
здоровье
/2-е
изд.,
доп.,
перераб. - М.: ФиС, 1990. - 208 с.
2.
Быховская
И.М.
Человеческая
телесность
в
социокультурном
измерении: традиции и современность. - М.: ГЦОЛИФК, ОС РАН, 1993. -
179 с.
3.
Выдрин
В.М.
Методические
проблемы
теории
физической
культуры //Теория и практика физической культуры, 1984, № 6, с. 10-12.
4. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической
культуры /Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК. - 133 с.
5. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -
М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
6. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной
антропологии. - М.: ФОН, 1995. - 174 с.
7.
Лечебная
физкультура
в
системе
медицинской
реабилитации:
Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. - М.:
Медицина, 1995. - 400 с.
8. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн.
пос. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1983. - 128 с.
9.
Петленко
В.П.
Актуальные
проблемы
валеологии
/Вестник
Балтийской академии, 1966, вып. 9, с. 7-15.
10. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту
инвалидов
(Ред.
и
сост.
В.С.
Дмитриев,
А.В.
Сахно).
Т
I
и
II.
-
М.:
МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292 с.