Автор: Баулина Анна Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДМШ № 2 им. Е. Ф. Светланова
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Повышение психологического комфорта учащихся во время концертных выступлений через работу с процессом сознания. Практические упражнения.
Раздел: дополнительное образование
Повышение
психологического
комфорта
учащихся
во
время
концертных выступлений через работу с процессом сознания.
Практические упражнения.
Наиболее распространенными препятствиями на пути к сценическому
успеху являются страхи и негативные внутренние установки. Предлагаю
вашему вниманию несколько упражнений, которые окажут существенную
помощь в повышении качества концертной деятельности юного музыканта
через
позитивный
внутренний
настрой
процесса
сознания
и
повышение
психологического комфорта во время выступления.
Публикуя
отрывок
из
своей
методической
разработки,
реализую
намерение
поделиться
с
коллегами
надежными,
проверенными
временем
техниками
от
ведущих
практикующих
психологов,
которые
позволят
существенно повысить качество сценических выступлений учеников.
О природе возникновения страхов.
Множество
проблем
в
нашей
жизни
создается
ничем
иным
как
страхами. Мы не можем решить их просто потому, что боимся приступать к
их решению. Научиться справляться со страхом – это значит устранить те
проблемы, беды и неприятности, без которых вполне можно обойтись.
Согласно замыслу природы, страх должен выполнять функцию защиты.
Эта встроенная система самосохранения оберегает человека от совершения
поступков, угрожающих его жизни и здоровью. Такой страх естественен и
нормален,
и
он
легко
преодолевается
действием.
В
этом
случае
страх
помогает нам – мобилизует все наши силы и позволяет найти наилучший
выход в опасной ситуации. Но, если непосредственной угрозы в данный
момент
нет,
а
вы
все
равно
боитесь,
представляя
себе
такую
угрозу
в
будущем, - вот такой страх уже совершенно не оправдан, он неестественен,
он иррационален. То есть, не имеет под собой реальных оснований.
Психиатры и психологи всего мира пристально изучают эти страхи,
распределяют по группам, присваивают названия и ищут им обоснования.
У возникновения и живучести подобных страхов обычно одна из двух
причин.
1.
Когда-то
полученный
негативный
опыт
закрепил
в
подсознании
связанные
с
ним
эмоции.
И
человек
боится
попадать
в
аналогичные
ситуации, хотя на самом деле ему уже ничего не грозит.
2.
Негативные предположения о самом себе или своих возможностях не
позволяют действовать эффективно и успешно в определенных ситуациях, и
человек боится в них попадать.
Некоторые
страхи
могут
быть
сформированы
у
человека
в
самом
раннем детстве. Ребенок пытается делать что-то сам, но, поскольку навыка и
опыта еще нет, делает это не очень удачно, или делает слишком медленно и
слышит
от
родителей:
«Копуша!»
и
т.
п.
Достаточно
нескольких
таких
неудачных попыток, чтобы у ребенка навсегда пропало желание пытаться
что-то делать самому.
Поэтому, можно уверенно утверждать, что в основе множества страхов
лежат переживания негативного опыта в прошлом.
Что
же
делать?
Перепрограммировать
подсознание,
чтобы
оно
перестало выдавать сигнал опасности там, где для этого нет оснований.
Чтобы
перепрограммировать
подсознание
и
избавиться
от
страха,
нужно
вспомнить
ту,
первую
ситуацию,
где
вы
испытывали
страх
из-за
реальной опасности, или потерпели какую-то неудачу. Затем переосмыслить
ее – обнаружив в ней позитивный смысл, и найти из нее лучший выход. Даже
если вы не воспользовались тогда этим лучшим выходом – вы можете найти и
показать
своему
подсознанию,
что
он
существует
через
работу
с
воображением. Тогда в вашем подсознании закрепятся другие, позитивные
выводы из той ситуации, и страх отступит. Мысленно переиграв ту ситуацию,
вы
извлечете
из
нее
нужный
урок.
А
он
всегда
в
том,
чтобы
найти
позитивный смысл и наилучший выход из любой ситуации.
Основная техника преодоления любого страха
1
.
Перепрограммировать
страх
необходимо,
но
это
еще
не
все.
Остаточный страх может присутствовать, даже когда причина устранена.
Особенно велика вероятность, что он вернется, если вы опять попадете в
аналогичную
ситуацию.
Чтобы
этого
не
произошло,
нужно
в
своем
воображении пройти через страх. Проживите мысленно все то, чего вы
боитесь, - и обязательно завершите это в своем воображении самым лучшим
образом.
Упражнение.
Останьтесь
в
одиночестве.
Расслабьтесь
любым
удобным
для
вас
способом.
Подумайте
о
том,
чего
вы
боитесь.
Например,
если
вы
боитесь
сценического провала – представьте, как вы располагаетесь на сцене со своим
инструментом
и
спокойно
доигрываете
свою
программу
выступления
до
конца.
Шаг
первый: представьте
себе
здание,
где
располагается
зал
для
вашего выступления и ваше прибытие туда. Если обычно перед концертом
суетливая,
взволнованная
обстановка,
то
сейчас
представьте
себя
состоявшимся знаменитым музыкантом.
Вас встречают на входе в здание
специальные
помощники
и
отводят
в
отдельную,
уютно
оборудованную
артистическую комнату, где можно с комфортом дождаться приглашения на
выступление. Создайте свой сценарий ожидания выхода на сцену. Примерьте
1
Упражнения
Джозефа
Мерфи – философа, писателя, преподавателя. Родился в городе Баллидехоб,
Ирландия. Получил образование в Англии и Ирландии. Эмигрировал в США. Читал лекции и обучал сотни
тысяч людей по всему миру на протяжении более 50 лет на тему возможностей подсознания
.
на себя любую роль – от заграничного жителя, имеющего на своей вилле
концертный зал до российского концертирующего музыканта состоящего в
дружеских
отношениях
с
президентом
страны
и
ставшего
лауреатом
крупнейших международных конкурсов.
Шаг второй: вы за кулисами. Что вы видите вокруг себя? Представьте
хорошо
освещенный
уютный
зал.
Взгляните
в
доброжелательные
лица
публики. Ощутите, как они ждут первых звуков вашего выступления, чтобы в
очередной
раз
получить
огромное
удовольствие
от
вашей
игры.
Фантазируйте. Придумывайте свое воображаемое «кино».
Шаг
третий:
перед
самым
выходом
на
сцену.
К
вам
подходит
организатор концерта (или конкурса) и выражает свою признательность за то,
что вы почтили своим присутствием это мероприятие. Объясняет, что вся
публика
и
все
члены
жюри
настроены
на
ваше
выступление
очень
благожелательно.
Все
мелкие
помарки
в
вашей
игре
вам
уже
заранее
прощены, их даже никто не будет учитывать. Все с теплым расположением в
сердце ждут вашего выступления.
Шаг четвертый: само ваше выступление. Если в позитивную картину
врываются переживания и вместо того, чтобы мысленно наслаждаться игрой
на
инструменте,
вы
представляете
неудачу,
текстовые
потери
и
другие
негативные
варианты
развития
событий,
повторите
про
себя:
«Все
происходит так, как хочу я. Я и только я решаю, как будут развиваться
события». Вернитесь снова к проживанию своего удачного выступления. Как
можно подробней представьте, насколько вам комфортно. Как вы купаетесь в
прекрасных звуках играемой вами музыки и наслаждаетесь умиротворенной
атмосферой самого концерта.
Когда вы в полной мере мысленно сможете представить пугающую вас
ситуацию
в
другом,
лучшем
свете,
зафиксируйте
это
ощущение,
сказав:
«Только это и есть правда! Благодаря подсознанию это воплотится в
реальность. Это закон!»
Повторяйте упражнение 3-4 раза в день, пока оно не будет даваться вам
без напряжения.
Сделайте то, чего вы боитесь!
Если вы хотите победить страх окончательно, то, перепрограммировав
его причину и пройдя через него в воображении, сделайте это и в реальности.
Для начала создайте настрой на преодоление страха и победу над ним,
используя
технику
аффирмаций
2
.
Примите
определенное
сознательное
решение, и вы сможете высвободить всю мощь своего подсознания.
Следующий этап – перейти к действию. Сделайте то, чего вы боялись.
Убедитесь, что вы можете это!
Упражнение «Иди через страх».
2
Аффирмация – написанная в настоящем времени, короткая, емкая по содержанию, утверждающая
необходимый победный настрой фраза (или несколько ярких, образных фраз).
Сформулируйте аффирмацию, направленную на преодоление вашего
страха.
Например,
если
вы
боитесь
провала
на
сцене,
сформулируйте
позитивную
фразу: «Я
уверенно
и
спокойно
чувствую
себя
в
момент
выступления
на
сцене.
Мне
очень
нравится
играть
для
людей,
я
испытываю при этом красивые окрыляющие чувства».
Повторяйте ее пока не почувствуете спокойствие, уверенность и силы
оказаться в ранее некомфортной ситуации. Не торопитесь, но спланируйте
примерный срок.
Сознательно создайте ситуацию, в которой вы встретитесь со своим
страхом.
Например,
начните
регулярно
обыгрывать
своим
друзьям
и
знакомым новые концертные произведения.
Не выбирайте сразу глобальный страх в полном объеме, проработайте
сначала свои страхи в уменьшенном масштабе.
Разбейте
выполнение
задания
на
несколько
подходов.
Согласно
основной
технике
преодоления
страха,
изложенной
в
предыдущем
упражнении, продумайте каждый этап: вот вы оповещаете своих друзей о
вашем намерении сыграть перед ними у себя дома, вот они приезжают к вам
в
гости,
вы
рассаживаете
их
по
местам,
играете
перед
ними,
а
после
выступления вы общаетесь на разные отвлеченные темы как ни в чем ни
бывало так, будто бы никакого вашего напряжения, никаких страхов в момент
игры и быть не могло.
Прокручивайте в голове весь процесс как мысленное кино не менее
трех раз в день.
Назначьте точный срок встречи со своим страхом.
В назначенный день спокойно и уверенно сделайте то, чего боялись
раньше. Пригласите на свой концерт хороших друзей или тех людей, которые
оказывают вам поддержку. Это придаст вам дополнительную уверенность в
себе.
Научитесь смеяться над страхами.
Хороший способ преодолеть страх – посмеяться над ним.
Страх и смех – несовместимые явления. Мы не можем бояться того,
что кажется нам смешным. Так устроена наша психика.
А
чтобы
страшные
вещи
оказались
смешными,
используйте
проверенный метод – доведите страх до абсурда.
Упражнение.
Останьтесь
в
одиночестве,
расслабьтесь
и
успокойтесь.
Мысленно
воссоздайте ситуацию, в которой испытываете страх. Усугубляйте ее так,
словно вы снимаете кинокомедию, доводя любой эпизод до абсурда.
Не прекращайте упражнение, даже если страх усиливается, если вы все
делаете
правильно
и
настойчиво,
в
какой-то
момент
вам
должно
стать
смешно.
Например, вы боитесь провала при выступлении на сцене, даже если
играете перед хорошо знакомыми людьми и на сцене вам давно известной.
Позвольте
представить
себе,
как
вы
сели,
например,
за
рояль,
а
банкетка
настолько
высока,
что
вы
ощущаете
себя
сидящим
на
кочке.
Представьте, что эту банкетку невозможно опустить ниже, потому что на ней
нет необходимого крутящегося механизма. Вы оглядываете сцену в целях
увидеть
какой-нибудь
другой
стул,
но
обнаруживаете,
что
его
нет.
Вас
посещает
мысль,
что
придется
играть
при
таких
условиях,
которые
сложились.
Вы, дополнительно разволновавшись еще и по этому поводу,
приступаете к игре. В этот момент дверь зала громко раскрывается и входит
шумная группа студентов. Внимание комиссии привлечено к их появлению и
отвлечено, таким образом, от вашей игры. У вас добавляется волнение из-за
того, что к вам проявили такое «неуважение» ваши же однокурсники. Но вот,
обстановка в зале выровнялась. Вас начинают внимательно слушать и вы,
чувствуя это повышенное к себе внимание, начинаете допускать ошибку за
ошибкой: то звуки не те зацепили, то на кульминацию «не вышли». От
количества допущенных ошибок у вас появляется стойкое чувство стыда. Вы,
все
еще
продолжая
играть,
размышляете
о
том,
что
со
стороны
ваше
выступление может выглядеть так, что окружающие могли бы заподозрить,
что вы только вчера, в общем-то, научились играть. Тут у некоторых зрителей
закончилось терпение. Однокурсники и дети, присутствующие на концерте
начинают громко выражать свое недовольство по поводу вашей игры. Кто-то,
окончательно распоясавшись, позволил себе запустить в вас огрызком яблока.
Да, да! Прямо по лбу прилетело. Еще звук такой смешной сопровождал эту
встречу огрызка с вашим лбом. В зале раздаются смешки.
Вас посещает
мысль,
что
в
целях
самосохранения
надо
спасаться
бегством.
Вы,
прикрываясь подручными средствами (нотами, например) в спешке убегаете
со сцены…
Фантазируйте, придумывая настолько абсурдные и смешные ситуации,
после которых вам искренне захочется сказать: «Нет, это бред, такого со
мной точно не может случиться!»
Позвольте себе смеяться столько, сколько хотите. Всякий раз, когда вас
снова одолевает страх, вспоминайте, как однажды смеялись над ним. Таким
образом, вы снизите важность страха и сможете преодолеть его.
Вы можете также изобразить свой страх в виде смешного, нелепого
существа, изобразить его любым приемлемым для вас способом.
Упражнение «Устранение препятствий»
3
.
Упражнение посвящено поиску и перепрограммированию внутренних
негативных установок, которые существенно понижают состояние комфорта
во время игры и, как следствие, качество сценических выступлений.
3
Упражнение
Синельникова Валерия Владимировича - врача-терапевта, гомеопата, психотерапевта,
писателя, автора нескольких открытий в сфере медицинской психологии, основателя благотворительного
фонда «Школа Здоровья и Радости»
Для
выполнения
этого
упражнения
нужно
найти
спокойное
место,
остаться наедине с собой и погрузиться в состояние легкой расслабленности
и ответить для себя на следующие вопросы:
Что может помешать мне осуществить мое Намерение?
Какие могут возникнуть препятствия на моем пути?
Какие мысли нужно поменять, создать новые, чтобы приблизиться к
цели?
Что
может
произойти
неблагоприятного
для
меня,
если
мое
Намерение осуществится?
Возможные препятствия:
Недостаток умений и навыков;
Негативное отношение, негативные предубеждения;
Вредные привычки;
Внутренние сомнения;
Страхи.
Свои
неконструктивные
мысли,
которые,
как
вам
кажется,
препятствуют успешному осуществлению вашего Намерения, запишите в
левой половине таблицы. А справа, заменяющие их позитивные установки.
Причем,
продолжайте
писать
их
до
тех
пор,
пока
не
почувствуете,
что
напряжение
в
ваших
мыслях
и
чувствах
ни
окажется
полностью
нейтрализованным и замененным позитивным внутренним состоянием.
Поработайте
со
своими
мыслями,
блокирующими
благополучное
осуществление вашего Намерения. Для этого поменяйте старые, негативные
убеждения и установки и создайте новые, которые приблизят вас к цели.
После
этого,
ножницами
отрежьте
левую
колонку
текста
с
негативными
убеждениями и уничтожьте ее, разорвав на мелкие кусочки (или любым
другим
способом).
А
правую
колонку
оставьте
себе
для
ежедневного
прочитывания этих новых позитивных установок, чтобы они укрепились
сначала в вашем сознании, а затем, и в подсознании.
В таблице приведены примеры возможных негативных установок и
варианты их нейтрализации и перепрограммирования.
Старые негативные
убеждения, мысли -
блоки
Новые позитивные программы
Боюсь, что будут шуметь
во время моего
выступления и помешают
мне этим хорошо сыграть
Я хорошо умею различать главное и
несущественное. Главное – это я сам и мое
выступление. Поэтому, какие бы звуки ни
раздавались в зале, я полностью сосредоточен
на своей игре. Я глубоко погружен в процесс.
Поэтому, все отвлекающие внешние звуки мне
безразличны. Обвиняет в своих неудачах
внешние обстоятельства – «жертва». А я –
хозяин своей жизни. Я в ней главный, а не кто-
то там, шумящий в зале. Я это понимаю. Мои
беспокойства по поводу шума в зале во время
моей игры растворились.
Боюсь допустить ошибки
во время игры
Мой учитель напомнил мне о «золотом
правиле»: на сцене не ошибается только тот,
кто на ней не играет. И вообще, главное – это
представить произведение в целом, правильно
передать характер, оставить хорошим общее
впечатление от него. И еще, я понимаю
разницу между «ошибкой» и «помаркой».
«Помарка – это когда зацепил не ту клавишу и,
не привлекая к этому внимания, удерживая
победное состояние духа, как ни в чем ни
бывало, продолжаешь играть дальше, сохраняя
общее впечатление от произведения на
высоком уровне. А «ошибка» - это когда
споткнулся и начал крутиться на одном месте,
переигрывая его и привлекая к нему внимание
слушателя. Я понимаю разницу в этом моменте
и поэтому я уверен в себе и спокоен.
Боюсь, что «провалюсь»
во время выступления и
мама расстроится
Перед концертом, я провел беседу с мамой. Я
объяснил ей, что уже взрослый и сам несу
ответственность за качество исполнения своих
произведений. У меня есть некоторые
«заготовки» способов реагирования на разные
ситуации. Я знаю, как правильно относиться к
помаркам во время игры и смогу достойно
выйти из любой ситуации, я умею правильно
настраиваться перед игрой и сохранять
приподнятое состояние духа в течение всего
выступления, понимаю, что во время моей
игры, главный – я сам и знаю, как правильно
реагировать на посторонние звуки в зале. Я
спокоен и уверен в себе. Поэтому, я предложил
маме просто наслаждаться моим выступлением
и наблюдать, как я с достоинством выхожу из
возможных некомфортных ситуаций на сцене.
Боюсь, что после моего
«провала» надо мной
будут все смеяться
Я знаю что, на сцене не ошибается только
тот, кто на ней не играет. Поэтому, я старюсь
формировать у себя правильное отношение к
каким бы то ни было неудачам. «Провал» или
«не провал» – это, в первую очередь, мой
бесценный опыт. Мне теперь даже интересно
понаблюдать за собой, как я выйду из сложной
ситуации, что я почувствую в ней, какие потом
сделаю для себя выводы. А по поводу смеха?
Мои настоящие друзья поддержат меня, а
остальные – покажут «свое лицо». Я
принимаю любую ситуацию. Я спокоен.
Боюсь, что после неудачи,
я разочаруюсь сам в себе
Я уважаю себя! Все проявления моего опыта:
удачи и неудачи, блестящие и посредственные
выступления. Все это – бесценный опыт моего
уникального пути. Я наблюдаю за собой как
бы «со стороны», восхищаюсь некоторыми
своими проявлениями, печалюсь, радуюсь,
надеюсь и с благодарностью вбираю их. Я
ценю каждое проявление моей личности. Я
принимаю все проявления моего опыта. Я
спокоен и пребываю в состоянии равновесия.
Боюсь, что на новой
концертной площадке
будет плохой рояль, и я не
смогу хорошо передать
все звуковые нюансы,
которые я хотел бы
показать
Я намеренно перед выступлением репетирую в
разных кабинетах, на разных инструментах.
Ставлю перед собой задачу: чутко реагировать
на особенности строя имеющегося
инструмента и с первых нот передавать все
нюансы звуковой палитры исполняемых
произведений. Я добился того, чтобы у меня
это получалось. Я уверен в себе, Я спокоен.
Боюсь, что перед
концертом будет слишком
нервозная обстановка и
меня не вовремя пригласят
на сцену, я разволнуюсь и
от этого могу плохо
сыграть
Я спокоен и погружен «в себя». Я совершенно
спокойно отношусь к предконцертной суете. Я
могу настраиваться прямо на сцене, мне
хватает нескольких секунд времени, чтобы
полностью погрузиться в состояние
необходимое для правильной передачи
характера исполняемого произведения. Я
учился этому на каждом занятии, и, благодаря
регулярным повторениям, обрел навык
вхождения в нужное состояние за несколько
мгновений, пока сижу на банкетке у рояля. Я
спокоен и уверен в своих силах.
Беспокоюсь, что если я
плохо сыграю, то учитель
рассердится на меня и
отругает, чего я очень
боюсь
Я знаю, что каждый человек реагирует на
стрессовые ситуации в силу своего характера
или привычек. Я знаю, что мой преподаватель
- очень эмоциональный человек. Я играю на
сцене как только могу хорошо на сегодняшний
день. Недовольство своего преподавателя я
отношу к тому, что он постоянно требует от
меня большего. Он ориентирует меня на то,
что нет пределов совершенству и постоянно
много со мной работает. Поэтому, я без обид
отношусь к его постоянной критике (пусть
даже она мне порядком надоела). Без сомнения
– он стремится сделать из меня «звезду». Меня
это очень веселит. И я, заведомо прощаю ему
эти проявления его личности. Я воодушевлен
своим веселым расположением духа. Я
бесстрашен и весел!
Боюсь, что после
«провала» буду постоянно
бояться выступать на
сцене
Если вдруг по какой-то причине, я неудачно
выступлю на сцене. Первое, что я сделаю
после того, как эмоции от неудачи отступят –
это произведу трезвый анализ своего
выступления. «Докопаюсь» до причины
случившегося, признаю ее. Если у меня
возникнет чувство страха перед дальнейшими
выступлениями, то постараюсь представить
себе этот страх в виде важного, раздутого, но
смешного существа. Весело посмеюсь над ним
и, тем самым, уменьшу его «важность». После
этого, при помощи упражнений переиграю в
своем воображении эту же ситуацию, но уже с
положительным исходом. Сделаю
необходимые выводы. Настроюсь, что я
прощаю, принимаю и отпускаю такой опыт.
В предложенных упражнениях предоставлена информация, используя
которую появляется возможность высвободить энергию, заблокированную
страхами
и
негативными
установками.
Тогда
у
нас
появляется
дополнительный энергетический ресурс для повышения качества концертной
деятельности.
С учащимися своего класса практикую все предложенные
здесь упражнения. Отмечаю, что например, после работы по устранению
негативных
установок,
у
детей
наблюдается
большой
прилив
сил,
они
откровенно радуются, освободившись от груза связывающих и подавляющих
их
установок.
Эта
реакция
проявляется
во
время
написания
текста
упражнения
и
окрыляющее
состояние
остается
у
них
еще
надолго.
Предлагаю
вам,
коллеги,
начать
использовать
эти
техники
в
своей
педагогической практике. Результаты от их применения вам понравятся.