Автор: Ашихмина Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель теории музыки фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Чойская ДШИ"
Населённый пункт: с. Чоя р–ка Алтай
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методы активизации работы учащихся в курсе музыкальной литературы в ДШИ и ДМШ
Раздел: дополнительное образование
«Методы активизации работы учащихся
в курсе музыкальной литературы
в ДШИ и ДМШ»
Методические рекомендации
Ашихмина Т.В. – преподаватель теоретических дисциплин высшей
категории МБУДО «Чойская ДШИ»
2019г.
Данные методические рекомендации посвящены методике
организации активной работы на уроках музыкальной литературы в
музыкальных школах, школах искусств и предназначены
преподавателям теоретических дисциплин. В основу рекомендаций
положен опыт ведущих советских музыковедов Анисимовой Т.А,
Лагутина А.И., а также собственный практический опыт.
Содержание:
1.
Пояснительная записка.
2.
Методы и формы обучения, применяемые на уроках
музыкальной литературы.
3. Способы активизации работы учащихся в процессе проверки
знаний.
4.
Практические методы и способы активизации работы
учащихся.
5.
Обобщение.
6.
Список литературы.
7.
Приложения.
1.
Пояснительная записка.
Музыкальная литература – один из основополагающих предметов обучения в
музыкальной школе, наряду с такими как специальность, сольфеджио,
элементарная теория музыки, хор, оркестр и другие. Но в процессе обучения
для многих учащихся он станет главным предметом на всю жизнь, так как
любовь к музыке для каждого из них в дальнейшем будет значимой частицей
их внутреннего мира, источником радости и вдохновения.
Если учащийся, в силу разных обстоятельств, недостаточно хорошо овладел
основами игры на инструменте, не очень бойко научился писать диктанты –
это плохо, но полбеды. Но, если у него в памяти сохранилось мало примеров
классической и народной музыки, то такую учебу можно считать
нерезультативной.
Проблемы,
связанные
с
активизацией
учебной
деятельности
учащегося,
привлекают
внимание
методистов,
преподавателей,
у ч и т е л е й
общеобразовательных школ, учёных, психологов. Как обеспечить активность
каждого учащегося в классе? Данная проблема усложняется с каждым годом,
так
как
информационные
потоки
возрастают
и
становятся
всё
более
насыщенными.
Всем
известна
истина,
что
преподаватель,
как
субъект,
для
достижения
желаемого результата у учащихся должен быть активным. На уроке он и
сценарист,
и
режиссёр,
и
актёр,
и
зритель-слушатель.
Но
такой
односторонней активности для успеха в обучении недостаточно, необходима
активность
самих
учащихся.
Активность
детей
в
учёбе
не
позволяет
развиваться
лени,
пассивному
времяпрепровождению
в
классе,
которые
способствуют
утомляемости
обучающихся.
Поэтому
преподавателю
приходится постоянно искать и находить всё новые и новые способы и
методы активизации учебного процесса.
Активность учащихся на уроках музыкальной литературы имеет
специфические проявления. Восприятие музыки, анализ её выразительных
средств, работа с нотным текстом невозможны без напряжённого слухового
внимания, без мобилизации ресурсов музыкальной памяти и мышления.
Таким образом, полноценное эстетическое восприятие музыки – это активная
деятельность, которой следует обучать, как и всякой другой; вне активного
восприятия не могут возникнуть яркие художественные впечатления.
Цель данной работы - оказание помощи преподавателям в выработке
решений, направленных на формирование у учащихся установки на
активную учебную деятельность.
2.
Методы и формы обучения, применяемые на уроках музыкальной
литературы.
Достичь результативной работы на уроках музыкальной литературы
возможно при концентрации и интенсивной деятельности слухового
внимания, а также при подключении ресурсов музыкальной памяти.
Следовательно, уроки музыкальной литературы должны быть насыщенными
разными методами обучения для активизации умственной деятельности
учащихся. Для достижения эффективности урока музыкальной литературы
преподавателю важно помнить, что настоящий урок – это творчество и доля
импровизации. Атмосфера активной внимательности учащихся является
залогом успеха.
Важную роль в осуществлении какой-либо деятельности играетналичие
внутренней мотивации. Внутренняя мотивация придаёт деятельности ребёнка
целенаправленность, энергию, оптимизм.
При подготовке к урокам преподавателю приходится постоянно думать о том,
как сделать учебную ситуацию действительно мотивирующей к учению. В
поисках способов решения проблемы мотивации можно идти по такому пути
– усиливать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию
обучающихся: интересность учебного материала, разнообразие заданий,
психологический комфорт, возможность самореализации ребят с самыми
различными способностями, конкретность и очевидность конечного
результата. При выполнении данных условий дети становятся активными
исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией,
осмысливать ее и делать необходимые выводы.
Преподавание музыкальной литературы всегда традиционно опиралось на
репродуктивный и информационно-рецептивный (объяснительно-
иллюстративный) методы обучения. Вызвать и сохранить учебную
активность учащихся на протяжении урока музыкальной литературы
значительно сложнее, чем в классах сольфеджио или специального
инструмента, где ученики практически осваивают и закрепляют музыкальные
навыки, что предопределяет их активность. Следовательно, путь к
активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках
музыкальной литературы – насыщение обучения практическими заданиями,
стимулирующими детей к самостоятельным действиям, в том числе – в
создании проблемных ситуаций.
Проблемное обучение (основные формы которого – проблемное изложение,
исследовательская деятельность, частично-поисковая деятельность,
дидактическая игра) направлено на формирование творческого мышления,
творческих способностей и активизирует учебную деятельность учащихся.
Методисты советуют преподавателю чаще применять частично-поисковый
метод: обращённые к классу вопросы стимулируют учащихся включиться в
процесс поиска, объяснить факт, послушать произведение до его анализа, а
затем вести беседу по поводу прослушанного. Можно спросить ученика,
почему, к примеру, С. Рахманинов (И. Стравинский), проведя большую часть
жизни за рубежом, в США, всю жизнь оставался истинно русским
человеком? Учащиеся должны знать простой ответ: композитор был глубоко
привязан к своей Родине, он искренне любил свой народ и его национальную
культуру, на основе которой развивалось его гениальное творчество.
Приёмы проблемного обучения можно широко применять в практике
преподавания музыкальной литературы, однако следует помнить, что,
несмотря наего бесспорные достоинства, хороших результатов можно
достичь лишь при комплексном использовании различных методов и
приёмов.
Большие требования предъявляются преподавателю при изложении нового
материала. От того, как он построит объяснение, зависит многое. Иногда, в
целях воспитания самостоятельности, которая особенно необходима при
выполнении домашних заданий, преподаватель может не объяснять новый
материал, а записать тему на доске, дать вопросы, посоветовать, как лучше
использовать учебник. Самостоятельная работа всегда тренирует и
развивает познавательные способности.
При объяснении нового материала следует учитывать психологическое
состояние учащихся, уметь активизировать их внимание приемами
ораторского искусства, которыми элементарно должен владеть каждый
преподаватель музыкальной литературы.Преподаватели предлагают два
общеизвестных метода, которые следует чередовать.
Дедуктивный метод – от общего к частному. К примеру, музыку Л. Бетховена
называют героической, и преподаватель приводит в пример подтверждающие
тому
факты.
Или:
М.А.
Балакирев
–
выдающийся
русский
композитор,
крупный
общественный
деятель
19-го
века,
имевший
непререкаемый
авторитет и неотразимое влияние на музыкантов своего времени. Он не
только
писал
музыку;
по
его
инициативе
в
1862
году
была
открыта
Бесплатная
музыкальная
школа;
он
организовал
творческое
содружество
русских композиторов «Могучая кучка», помогая, поддерживая их в трудные
минуты, вселяя в них веру в свои силы, в свой талант, так как сам Балакирев
был глубоко заинтересован русской музыкальной культурой.
Индуктивный
метод – от
частного
к
общему,
от
фактов
–
к
выводу.
К
примеру, рассказывая о последнем периоде жизни и творчества Ф. Шуберта
(П. Чайковского), о его лишениях и страданиях, преподаватель делает вывод,
что в итоге последние произведения наполнены глубоким драматизмом: цикл
песен «Зимний путь», который автор назвал «Лебединой песней» (Шестая
симфония).
При изложении новой темы преподаватель должен не просто пересказывать,
к
примеру,
биографию
композитор
С.
Прокофьева
«…родился
в
селе
Сонцовка Екатеринославского уезда тогда ещё Донецкой области…» и т.д.
Было бы интереснее сказать так: «В конце 19 века в украинском селе с ярким
названием Сонцовка (от слова «солнце») в дружной семье агронома родился
очень талантливый и любознательный мальчик Серёжа Прокофьев, характер
которого соответствовал названию села. Всю жизнь Сергей Сергеевич был
жизнерадостным
оптимистом,
и
музыку
он
писал
очень
талантливую
и
солнечную» и т.д. Затем продемонстрировать репродукции с картинками и
фотографиями.
О детстве композитора можно сказать сухо: «В девять лет он написал оперу
«Великан»,
но
эмоциональнее:
«Сохранилась
интересная
фотография:
у
пианино сидит девятилетний белокурый мальчик, а на пюпитре стоят ноты с
подписью
«Серёжа
Прокофьев,
опера
«Великан»
(продемонстрировать
репродукцию фото)».
На
уроках
биографического
типа
иногда
можно
использовать
эффект
присутствия
преподавателя
на
описываемом
историческом
событии.
Например, «… 1941 год. В самом разгаре Великая Отечественная война.
Представьте себе блокадный Ленинград (ныне Санкт-Петербург), который
окружён
врагами.
Люди
страдают
от
холода
и
голода,
от
бесконечных
бомбёжек немцев. Смерть сопровождает людей повсюду. И вот в этом городе
в страшных условиях живёт и пишет свою бессмертную «Ленинградскую
симфонию» композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Пишет летопись
о войне, которая несёт людям ужас и смерть. Но, кроме музыки, композитор
выполняет те же работы, что и все ленинградцы: помогает раненым, гасит
снаряды и тушит пожары. Он даже записался в пожарную команду (показать
фото, на котором Шостакович запечатлён в противопожарном костюме), а его
бессмертная симфония помогает всем переносить тяжёлые страдания и горе,
поднимая дух людей, вселяя в них надежду и веру в победу».
Для стимулирования работы мысли учащихся можно использовать сравнения.
К примеру, творчество И.С. Баха и Л. Бетховена, а затем сделать вывод, в чём
разница творчества двух великих немецких композиторов. Это и влияние
эпохи, и стиль, и средства выразительности, и характер музыкального языка.
Можно
также
сопоставить
по
сходству
жизненный
путь
и
творчество,
например, Й. Гайдна и В. Моцарта. Оба находились в зависимом положении у
знатных
представителей;
в
изложении
музыкального
языка
также
много
общего: необыкновенная грациозность, галантность, изящество, лаконизм,
стройность
формы;
но
существуют
и
отличительные
черты.
Способы
сопоставлений
и
сравнений
помогают
учащимся
закрепить
предыдущий
материал, лучше усвоить новую тему.
Иногда можно использовать приём рассуждения, размышления вслух. Это
постановка вопроса и ответа на него, например, « Композиторы Щедрин,
Стравинский,
Свиридов
и
другие
часто
используют
в
своём
творчестве
элементы русского фольклора. Как вы думаете, почему?»
Любому преподавателю известна постановка вопросов двумя способами:
1.
Риторический вопрос – для мобилизации внимания на определённом
моменте рассказа; это вопрос и ответ самого преподавателя. Такой
приём используется при рассуждении.
2.
Прямой вопрос задаёт преподаватель и получает ответ от учащегося.
Характер такого вопроса должен быть доступным, чтобы учащиеся
могли лаконично на него ответить «да» или «нет». Приём прямого
вопроса
методисты
часто
называют
методом
разрядки
после
напряжённого внимания, например, после прослушивания сложного
произведения. К примеру, после прослушивания 1-й симфонии П.И.
Чайковского
(или
одной
из
частей)
можно
обратиться
к
классу
с
вопросами:
«Удалось
ли
композитору
передать
в
музыке
образы
русской природы?»; «Спокойно ли эмоциональное состояние героя?» и
т. д.
Для
активизации
внимания
учащихся
рекомендуется
часто
использовать
способы
подчёркивания
мысли:
обращение
внимания
учащихся
на
серьёзность, сложность темы; важный момент или факт можно подчеркнуть,
повторить, но в ином варианте; предлагается использование затруднительной
ситуации: «Представьте себе, что …»; важный момент может подчеркнуть
соответствующий
жест,
пауза,
интонация
голоса,
мимика,
риторический
вопрос и т.д.
3.
Способы
активизации
работы
учащихся
в
процессе
проверки
знаний.
Проверяя знания учащихся по музыкальной литературе, преподаватель, как
правило,
просит
рассказать
заданный
материал.
В
это
время
остальные
учащиеся в лучшем случае слушают ответ товарища, чаще же всего скучают
и томительно ждут, когда же закончится опрос. Происходит это от того что
во время опроса преподаватели не стремятся активизировать работу мысли
всего класса. Когда на уроке «высказываются» лишь двое-трое, остальные на
первых порах испытывают разочарование. Если же учащихся не спросили
несколько
уроков
подряд,
наступает
безразличие,
интерес
постепенно
начинает
угасать,
исчезает
желание
учить
задание
к
каждому
уроку.
Преподаватель должен дать возможность выразить себя на каждом уроке
каждому
ученику.
У
тех,
кто
не
отличается
любознательностью
и
трудолюбием,
такой
систематический
контроль
преподавателя
повысит
ответственность, приучит постоянно готовиться к уроку.
Существуют
следующие
формы
опроса:
индивидуальный,
устный,
фронтальный, различные виды письменного опроса. Всегда нужно помнить,
что устная проверка знаний должна носить не только контрольный, но и
обучающий характер и проводиться на основе активной работы всего класса.
Большие
возможности
дает
фронтальная
проверка
знаний,
позволяющая
вовлечь
в
работу
всю
группу
путем
постановки
большого
количества
вопросов, требующих кратких ответов, а в целом помогающая повторить и
закрепить пройденный материал. При оценке знаний в этом случае следует
использовать суммирующий поурочный балл, учитывая активность, точность
ответов учащихся. Для фронтального опроса можно использовать вопросы и
задания,
предлагаемые
в
конце
каждого
раздела
учебника
музыкальной
литературы.
Коллективные формы проверки знаний следует чередовать с выполнением
индивидуальных заданий по теме, во время которого используются ответы по
билетам,
карточки
с
заданиями,
кроссворды,
задания
с
элементами
занимательности. Такая форма хороша тем, что позволяет подходить к опросу
дифференцировано. Если это заключительный урок по теме или разделу
учебной программы, индивидуальные задания получают все (Приложение
№1).
При
устном
сообщении
учащегося
(преподавателя)
можно
рекомендовать
следующий приём: один учащийся читает доклад (сообщение, презентацию),
остальные составляют план либо вопросники по ходу изложения. По ходу
урока учащиеся могут задавать друг другу вопросы. Этот приём особенно
благоприятно сказывается на мобилизации внимания. При такой совместной
работе
учащиеся
учатся
отбирать
из
прослушанного
текста
главное,
«фильтровать» материал.
Действенной формой активизации служит приём «столкновения контрастов»
(русская народная песня – джаз); «сдвиги», «неожиданности», например,
беседу о Л. Бетховене можно начать с рассказа о гибели «Титаника» в 1912
году, о роли оркестра, выступившего на палубе с музыкой Бетховена.
Активизации
мыслительной
деятельности
учащихся
способствует
установление тесной взаимосвязи музыки, литературы, искусства живописи.
На уроках музыкальной литературы почти всегда должны присутствовать
литературные произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя,
В.А. Жуковского, Ф. Шиллера, И.В. Гёте и др., а также репродукции картин
великих
художников.
Рассказывая,
к
примеру,
о
М.П.
Мусоргском,
необходимо ознакомить либо напомнить учащимся о творчестве В.Г. Перова,
В.И. Сурикова. Также провести параллель между А.С. Даргомыжским и Н.В.
Гоголем, А.С.Даргомыжским и художником П.А. Федотовым, между С.С.
Прокофьевым и некоторыми произведениями так советских (отечественных)
живописцев и т.д. с демонстрацией репродукций
Старшеклассникам
можно
предложить
так
называемую
журналистскую
работу: подготовить «статьи для местных СМИ», тематические рефераты,
электронные презентации с последующим обсуждением, провести лекции-
концерты к юбилейным датам. Такие задания способствуют формированию
навыков музыковедческой деятельности. С целью грамотного прослушивания
филармонических
концертов
преподавателю
необходимо
проводить
анонсирование
перед
концертом,
а
после,
на
уроке
проводить
беседу
с
небольшим анализом.
Преподаватель
должен
следовать
к
своей
цели
разными
методами
и
способами.
В
его
методическом
диапазоне
могут
быть
разнообразные
находки:
теоретические,
музыкальные,
устные
и
письменные
видео-
викторины,
зрелищно-развлекательные
виды
уроков,
которые
помогут
учащимся проявить свою индивидуальность.
И все же, основополагающим в курсе музыкальной литературе, должно быть
знание музыкального материала. Именно музыка должна формировать
у
учащихся
определенные
выводы,
учить
их
мыслить,
анализировать,
сопоставлять,
чувствовать
дух
эпохи.
Поэтому
проверку
знания
музыкального материала следует органично вплетать во все виды опроса. Это
может быть требование воспроизведения музыкальных тем посредством игры
на инструменте, показ учеником музыкальных тем в нотах, определение
произведения на слух или по нотам и затем последующий рассказ о нем.
4.
Практические методы и способы активизации работы учащихся.
Рассмотрим подробнее некоторые методы (в том числе проблемные),
которые способствуют развитию творческих способностей,
познавательной деятельности и, следовательно, развитию активизации
работы учащихся.
Письменный разбор незнакомого произведения – удобная форма
группового контроля, которая позволяет преподавателю оценить уровень
слуховой активности и концентрации внимания каждого ученика. Она
применима на протяжении всего периода обучения. Кроме того, такая
форма контроля даёт преподавателю возможность выявить недостатки в
собственной работе, что тоже немаловажно. Письменная форма работы,
требующая от ребят элементов поисковой деятельности, очень увлекает
их, она развивает творческий потенциал и самостоятельность. Кроме того,
музыкально-выразительные средства, пройденные на первом году
обучения, активно используются при систематическом слуховом анализе и
закрепляются в сознании как наиболее важные композиторские
инструменты, используемые для создания необходимого художественного
образа. Данной формой работы следует заниматься систематически в
течение всех 4-х лет изучения музыкальной литературы. По мере
необходимости она может использоваться на обычных текущих уроках, но
также может быть предложена в промежуточном контроле.
Условия, выполнение которых обязательно для преподавателя:
- произведение должно быть небольшим – 3-5 минут звучания;
- продолжительность работы – 30-40 минут;
- количество прослушиваний – 3.
- критерии отбора музыкального произведения: яркая образность,
доступность для восприятия, жанровая определённость, ясность формы,
чёткое членение.
- произведение должно быть инструментальным, так как при
прослушивании вокального сочинения обучающиеся всё своё внимание
уделяют поэтическому тексту. Задача же подобных работ – научить
слушать именно музыку. Если сочинение исполняется оркестром, оно
должно отличаться яркой и выразительной оркестровкой.
Обучающимся предлагается план ответа, которым они могут пользоваться.
(Приложение 2)
Дидактическая игра «Рисуем музыку на бумаге». Этот приём применяется
как подготовительный этап к заданию «Письменный разбор незнакомого
произведения» и используется в работе только в I полугодии 1-го года
обучения.
Суть данного приёма заключается в следующем: преподаватель 2-3 раза
исполняет произведение в форме периода, простой двухчастной или
трёхчастной форме. Обучающиеся во время звучания произведения на
альбомном листе с помощью цветных карандашей изображают
мелодические линии, динамику, темп, штрихи, указывают регистр, тембр,
тип фактур, т.е. по заданию преподавателя осуществляют слуховой поиск
выразительных элементов звучащей музыки. Затем рисунки обсуждаются
в классе. Обсуждение этих абстрактных рисунков позволяет не только
осознать, насколько индивидуально «слышание» музыки, но и даёт
практику словесного описания процесса.
Дидактическая игра «Угадай танец». Такая игра позволяет в
занимательной форме вовлечь детей, особенно младшего и среднего
возраста, в активную познавательную деятельность. Она предоставляет
большие возможности для практического применения приобретённых
знаний в новой ситуации. Игра проводится в качестве контрольного урока
по темам «Сюита» и «Танцы» (1-й год обучения). Преподаватель
заготавливает карточки с описанием отдельных признаков какого-либо
изученного танца. Класс делится на две команды, каждая из них выбирает
себе карточки «вслепую» (поровну). Первая команда зачитывает по
карточке признаки танца, вторая команда узнаёт его и добавляет о нём
сведения, которых нет в карточке. Игру следует проводить до конца –
продолжать «поиск» с помощью наводящих вопросов даже при
возникновении каких-либо затруднений у детей, чтобы в конечном итоге
танец был назван верно. Результаты определяются по двум критериям: 1)
насколько точно и исчерпывающе был дан ответ, 2) насколько быстро.
(Приложение 3)
«Зрительные» викторины. Со 2-го по 4-й год обучения наряду с
музыкальными викторинами, в качестве контрольных заданий на знание
музыкального материала, можно применять «зрительные» викторины,
основанные на внутрислуховых представлениях обучающихся.
Варианты «зрительных» викторин:
- определение названия записанной музыкальной темы;
- подбор соответствующих слов к нотному тексту;
- составление таблиц-конспектов по биографиям композиторов,
изложенных в учебнике.
Данное практическое задание нацелено на активное добывание знаний
учащимися с опорой на ранее приобретённые навыки такой деятельности.
Оно стимулирует детей к самостоятельным действиям, а, следовательно,
способствует познавательной деятельности обучающихся. При
составлении таблиц учащиеся проявляют сообразительность и
находчивость, самостоятельность. Данное задание ввиду большого объёма
целесообразно задавать на дом.
Образец таблицы - конспекта :даты, события жизни, произведения.
Тестовый контроль. Среди способов проверки знаний, умений и навыков
тестовый контроль занимает особое место. Данный метод демонстрирует
очевидность конечного результата, что способствует активизации
обучения. Тестовый контроль отличает:
- объективность результатов проверки (благодаря наличию эталона
каждый проверяющий приходит к одному и тому же результату по
проверяемой работе обучающихся);
- возможность автоматизации проверки и уменьшения времени
выполнения обучающимися самих операций контроля приводит к
снижению времени, затраченного на проверку знаний, что даёт
возможность увеличить частоту и регулярность контроля;
- сопоставление знаний, проявленных в одинаковых условиях, даёт
преподавателю немало ценных сведений об учащихся, полезных для
индивидуализации обучения.
Такие работы оказываются весьма практичными не только по своим
контрольным, но и по обучающим функциям, так как сопровождающие их
процессы припоминания и узнавания, размышления и поиска хорошо
закрепляют знания и учат их применять самостоятельно и даже творчески.
Применение средств наглядности. На уроках музыкальной литературы
наглядность как принцип обучения – один из основополагающих.
Применение на уроке умело подобранных изобразительных иллюстраций,
значительно повышает активность восприятия учебного материала.
Наглядные средства, а именно, просмотр репродукций картин, портретов
композиторов, а тем более, мультимедийных презентаций, являются
дополнительными источниками информации, расширяющими
представления обучающихся об окружающем музыкальном мире.
Создание учащимися презентаций с последующей демонстрацией на
уроке можно использовать как одну из разновидностей домашних заданий.
Написание мини-сочинений как ответ на проблемный вопрос. Как уже
было сказано выше, проблемное обучение, а именно, исследовательская
деятельность и частично-поисковая деятельность, направлено на
формирование творческого мышления, творческих способностей и
активизации учебной деятельности учащихся. Ниже приведены некоторые
темы для мини-сочинений:
Как вы думаете, почему В. А. Моцарт смог так рано проявить свои
музыкальные способности?
Как вы думаете, как сложилась бы жизнь А. П. Бородина, если бы он
прожил на 15-20 лет дольше?
Почему во все времена были так популярны произведения на текст
молитвы «Ave Maria»?
5. Обобщение
Подводя итог разговору об активизации обучения учащихся, следует
выделить основные моменты:
- динамика урока;
- положительная обратная связь;
- задания с очевидным результатом;
- возможность действовать самостоятельно при условии
сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся;
- преподаватель должен продумать «изюминку» урока (что вызовет
удивление, изумление, восторг учеников)
Поскольку мотивация – это движущая сила действий и поступков
личности, преподавателю необходимо постоянно возбуждать эту силу,
управлять ею, учитывать её в построении учебного процесса, достигая
необходимой активизации обучающихся. Активное учебное поведение
детей на уроках музыкальной литературы (чему способствуют методы,
показанные в практической части) исключает пассивную
созерцательность, механическое запоминание, а значит, способствует
интенсивному усвоению материала урока.
6.Список литературы.
Анисимова Т.А. Методы активизации работы учащихся в курсе
музыкальной литературы на музыкальном отделении детской школы
искусств и в детской музыкальной школе. ЦНМК г. Москва 2006г.
Ермолаева М. Г., Современный урок: анализ, тенденции, возможности.
Учебно-методическое пособие. Из-во «КАРО», С-Петербург, 2011 г.
Лагутин А., Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ.
Издательство «Музыка», Москва, 1982 г.
Первозванская Т., Мир музыки. Учебное пособие «Слушаем музыку».
Издательство «Композитор», С-Петербург, 2004 г.
Тихонова А., Как преподавать музыкальную литературу. Издательский дом
«Классика-XXI», Москва, 2007 г.
7. Приложения.
Приложение 1
Задание №1.
Карточки с названиями танцев(краковяк, полонез, мазурка, менуэт, гавот,
полька, тарантелла, чардаш) разложи в конверты с надписями
соответствующих стран (Польша, Венгрия, Франция, Чехия, Италия).
Задание №2.
В конверте находятся карточки с фрагментами музыкальной темы.
Сложить фрагменты, назвать тему, расскажи о ней. (Пример: в конверте
находятся 8 квадратиков с фрагментами темы главной партии 40-ой
симфонии Моцарта В.А.).
Приложение 2.
План проведения письменной работы (2- е полугодие I года обучения).
1. Первое прослушивание без нот незнакомого музыкального
произведения (название произведения не объявляется).
Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- первое впечатление от произведения, его жанр;
- форма пьесы (в общем плане).
2. Во время второго и третьего прослушиваний с нотами нужно
определить особенности основной темы:
- характер мелодии, её вид (кантилена или речитатив);
- лад, тональность;
- наличие и местоположение кульминации;
- приёмы развития, которые встречаются в мелодии.
3. Определить:
- тип фактуры;
- отметить изменения, произошедшие в среднем разделе, репризе – в
зависимости от формы сочинения;
- сравнить части формы;
- дать название произведению.
План проведения письменной работы (2 и 3 годы обучения).
1. Во время первого прослушивания без нот ученикам нужно определить:
- общее настроение и характер произведения;
- наличие одного или нескольких образов и дать их общую
характеристику;
- жанр пьесы.
2. Во время второго и третьего прослушиваний с нотами следует
определить:
- форму произведения;
- соотношение частей, наличие вступления и заключения
тип развития (в каждой части формы).
3. По окончании прослушивания провести анализ музыкальных
выразительных средств: мелодии, гармонии, темпа, ритма, динамики,
тембра, фактуры, регистра;
- дать название произведению.
План проведения письменной работы (4 год обучения).
1. Во время первого прослушивания без нот ученикам нужно определить:
- наличие одного или нескольких образов, их характер;
- жанровую характеристику произведения и его частей (при
необходимости);
- соотношение частей, наличие вступления и заключения.
2. За время второго и третьего прослушиваний с нотами следует
определить:
- форму произведения;
- тип развития тематизма;
- провести анализ музыкально-выразительных средств: мелодии,
гармонии, темпа, ритма, динамики, тембра, фактуры, регистра.
3. По окончании прослушивания по возможности определить стиль, эпоху
создания произведения и назвать композитора;
- дать название произведению.
Приложение 3.
Задание №1.
Карточки для дидактической игры «Угадай танец в сюите».
Триольное движение в размере 6/8, 12/8 или 3/8.
Номер три в классической сюите.
Плавные движения, гордые повороты, поклоны.
Номер один в классической сюите.
В переводе с французского – «текущая, бегущая».
Ответы: жига сарабанда, павана. аллеманда, , гальярда.
Задание№2
Карточки для дидактической игры «Угадай танец»
Бальный танец-шествие.
Трёхдольный размер с пунктирным ритмом и синкопами.
Танец-соревнование в ловкости и силе.
Чёткая мелодия с яркими акцентами, размер 6/8.
Родина этого танца – Вена.
Этот танец переводится как «половинка», «полшага».
Белорусская народная песня-танец.
Плавный, скользящий шаг, реверансы и поклоны.
Ответ: менуэт, бульба, полька, полонез, гопак, лезгинка, вальс, мазурка.