Напоминание

Этические беседы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста


Автор: Корелина Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №27 "Центр развития ребёнка–детский сад "Малыш"
Населённый пункт: город Богданович, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Этические беседы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭТИЧЕСКИЕ

БЕСЕДЫ

ПО

НРАВСТВЕННОМУ

ВОСПИТАНИЮ

С

ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка.

Ориентиром для педагога при формировании индивидуального нравственного

сознания ребёнка служит мораль (форма общественного сознания). В ней находят

отражение

господствующие

в

обществе

идеалы,

нормы

и

правила,

которые

регулируют

поступки

людей.

Общественное

мнение

является

инструментом

оценивания,

одобрения

или

осуждения

тех

или

иных

действий

людей.

Внутренним

механизмом,

побуждающим

людей

к

общественно

одобряемым

поступкам, являются совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т.д.

Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий

значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт

общения

с

окружающими

служит

источником

как

положительных,

так

и

отрицательных

примеров

поведения.

Воспитатель

помогает

детям

увидеть

нравственную

ситуацию,

выделить

нравственную

сторону

явлений.

Подражательная способность детей помогает учить их нравственному поведению.

В конечном итоге нравственные поступки – всегда осознанный выбор, который

зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом

отношений

с

окружающими

и

опытом

собственного

поведения.

Все

это

формирует

нравственные

качества

личности,

вырабатывает

привычные

для

каждого человека форм поведения. Труднее всего выявить мотив поведения –

внутренний побудитель поступка. Нравственные и корыстные мотивы поведения

могут находить выражение в одних и тех же поступках (сделал добро, желая

добра другому; сделал добро, преследуя свой корыстный интерес).

Все это следует иметь в виду педагогу, реализующему систему нравственного

воспитания ребенка. При этом, конечно, надо учитывать общие особенности

психики ребенка и специфику его нравственного развития.

В

дошкольном

возрасте

источником

представлений

о

нравственной

стороне

жизни является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни,

общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова:

«так нужно», «так нельзя».

Каждый

возрастной

этап

в

жизни

дошкольника

имеет

свои

психические

особенности,

определяющие

специфику

нравственного

развития.

Так,

доминирование

восприятия

на

втором

году

жизни

определяет

привязанность

действия

к

конкретной

ситуации.

К

трем

годам

доминирующее

положение

начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда

на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность

обобщения накопленных фактов нравственного содержания. Наглядно – образный

характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них

сложные

проявления

нравственности.

Естественно,

что

развитие

мышления

невозможно

без

речевого

развития

ребенка,

которое

расширяет

возможности

общения с окружающими, позволяет педагогу разнообразить формы работы с

детьми

(больше

возможностей,

чтобы

сопровождать

показ

разъяснением,

убеждением, аргументировать оценки поведения детей).

Эмоциональность, свойственная дошкольникам, часто определяющая их поступки

мотивом

«я

хочу»,

постепенно

уравновешивается

развитием

произвольных

действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами.

Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных

вариантов развития. В нравственном развитии это особенно заметно: одни дети

очень чувствительны, проявляют нравственную одаренность, другие отличаются

нравственной черствостью (Н. Лейтес, Я. Корчак).

Деятельность

служит

педагогическим

инструментом

воспитания

и

развития

дошкольников.

Обучение,

тесно

связанное

с

деятельностью,

дает

для

нее

содержательный материал.

В дошкольный период развития ребенка ведущей является игровая деятельность.

Постепенно

благодаря

игре

ребенок

овладевает

разнообразными

видами

деятельности.

Нравственное

формирование

личности

дошкольника

требует

соблюдения

определенных педагогических условий:

· гуманного отношения взрослых (прежде всего родителей и педагогов) к ребенку;

· четкой постановки задач нравственного обучения и воспитания;

· создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности

ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

Отбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы

обучения

и

воспитания,

педагог

всегда

учитывает

место

каждой

обучающей

ситуации

и

каждого

метода

в

общей

системе

воспитания,

направленной

на

нравственной формирование личности дошкольника.

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей.

Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке –

право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо

знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Начиная

активно

пользоваться

правилами

поведения

в

быту,

игре,

другой

деятельности,

дети

усваивают

их,

а

понимание

смысла

помогает

ребенку

сознательно

управлять

своим

поведением,

эмоциями,

самостоятельно

регулировать их в разных жизненных ситуациях.

Наша задача через ролевые игры, занятия, эстетические беседы ввести детей в

«мир культуры», создать условия для становления у них осознанного отношения

и

поведения.

Именно

в

осознанности

своей

позиции,

своей

оценки,

своего

поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления,

поведения, что происходит в процессе игр.

На каждом занятии необходимо:

· знакомить с правилами этикета;

· формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

· учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться

от дурных привычек и способствовать формированию полезных;

·

научить

относиться

к

окружающим

с

заботой

и

терпением,

но

при

этом

проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;

· воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим

людям;

· воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;

·

формировать

любовь

к

природе,

родному

краю,

стремление

сохранять

и

приумножать его богатство; воспитывать сострадание ко всему живому.

Особое

значение

придается

игре,

она

занимает

важное

место

в

жизни

дошкольников.

В

процессе

игры

легче

усваиваются

понятия,

приобретаются

навыки.

Творческий

подход

к

проведению

занятий

позволит

использовать

или

придумывать игры на различные темы. Важно, чтобы дети сами устанавливали

правила игр, соотнося их с реальностью жизни: так не должно быть и как

исправить то, что есть, если оно противоречит нормам поведения.

В работе с детьми не следует увлекаться убеждениями и определениями в их

однозначном варианте. Все, что связано с человеком весьма многогранно. Важно

не просто знать и сформулировать (как надо), что такое культура, что такое

культурный человек и т.п.

Главное

дать

возможность

понимать

и

уметь

высказываться,

оценив

свое

поведение

и

окружающих,

задавать

вопросы

и

отвечать

при

обсуждении

различных этических ситуаций.

Необходимо

создать

среду

(специально

организованную,

педагогически

целесообразную

и

адаптированную

к

современным

детям),

в

которой

бы

формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения (пассивного

созерцания)

к

переживанию

пониманию

оценке

выбору

для

себя

установки.

Дети лучше чувствуют в человеке примеры «внешнего» расхождения, чем мы

взрослые. Можно иметь платье без пуговиц, неухоженные волосы или ногти, но

оставаться культурным человеком с чувством стыда, неловкости за временное

состояние своего внешнего вида. А можно жить в чистом, уютном доме, быть

абсолютно

аккуратным,

вежливым,

но

в

то

же

время

циником,

варваром,

жестоким человеком.

Результатом занятий должно быть не простое перечисление того, что хорошо и

что плохо, какое поведение считается культурным, поскольку не только из этого

складывается позиция воспитанного человека. Пусть дети в игре попробуют все

«роли», мы, взрослые, должны помочь им определить позицию к тем или иным

проявлениям человеческой жизни, «вырастить» в себе гибкость, терпимость по

отношению к разным людям, понять социокультурные нормы. Все оценочные

суждения должны быть корректны, но естественны.

Использование музыкального, фольклорного материала позволит сделать занятия

более интересными, содержательными и познавательными. В устном народном

творчестве заложена народная этика, мудрость, которую мы называем житейской

мудростью.

Необходимо, чтобы дети поняли, что этика – это очень древняя наука. Она

складывалась веками, поколениями.

Сказки-

кладезь

народной

мудрости.

В

них

высмеивались

и

осуждались

человеческие пороки и восхвалялись доброта, честность, верность и любовь к

ближним. Животных наделяли человеческими качествами и говорили: «Хитер как

лиса, глуп как баран, труслив как заяц, храбр как лев, могуч как медведь и т.д.»

На

народных

сказках,

прибаутках,

пословицах,

загадках

выросло

ни

одно

поколение. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в

любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить

в мире и согласии.

Будучи воспитателем старшей группы, а теперь подготовительной, в своей работе

большое внимание уделяю одной из форм обучения и воспитания дошкольников –

этической беседе, помогающей детям освоить нормы и правила нравственного

воспитания.

Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы педагог

не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует

стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между

собой можно говорить о диалоге участников беседы. К этому дожжен стремиться

педагог; организуя этическую беседу.

Диалог - это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого

возникают личностные отношения, такие как: принятия личности собеседника,

умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять

собеседника, умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счет:

·

постановки

понятных

детям

и

практически

важных

для

них

вопросов,

связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но

могут изменяться в зависимости от реакции детей;

· подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников,

привлечь внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные

произведения, примеры из жизни. Они помогают в яркой форме донести до

сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц

помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключенных в них

правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми

детям ситуациями;

· поощряя активность детей, их стремление принять участие в беседе (с этой

целью педагог корректирует высказывание ребенка, помогая адекватно выразить

мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие

аргументов).

Воспитатель

всегда

должен

чувствовать,

насколько

данная

форма

работы

обогащает и занимает детей.

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с

воспитателей, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на

вопросы и получая одобрение, особенно если педагог обрисовывает важность

обсуждаемых

проблем.

Если

воспитатель

не

поддерживает

эмоциональное

отношение детей к беседе, не говорит о ее важности, появляется опасность

формализации данного вида работы.

Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке

эффективности беседы, является активность детей, их желание высказываться,

спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и номы поведения с

образцами,

понятными

дошкольникам.

Частое

использование

общих

формулировок,

назидательность,

дидактизм

опасны

для

плодотворной,

действенной работы с детьми.

На

занятиях

по

развитию

речи,

ознакомлению

с

окружающим

миром,

изобразительной

деятельности

воспитатель

учит

дошкольников

наблюдать,

выделять

отдельные

признаки

предметов

и

явлений,

определяя

наиболее

существенные.

Дети

учатся

анализировать,

сравнивать,

обобщать,

дифференцировать и т.д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется

в процессе этической беседы, только материалом для них служит нравственные

ситуации.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека

(его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в

добрых

и

злых

поступках.

В

дошкольном

возрасте

все

эти

нравственные

категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и

хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам,

которые

нужно

знать

и

выполнять.

Мысль

о

необходимости

подчиняться

правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим

собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в

сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило; тот, кто помогает,

поступает

хорошо,

совершает

добрый

поступок.

Сделать

такое

обобщение

помогает

педагог,

направляя

высказывания

детей,

отвечающих

на

вопросы,

которые возникают в процессе беседы.

В беседе обсуждаемым фактам, событиям дается оценка. Положительная оценка

закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить

нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает

стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается.

Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать сказ, сказку, дать

название

произведению

и

т.п.

(

эти

задания

выполняются

по

желанию).

Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и

осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные

названия можно использовать в повседневной воспитательной работе, например,

выставка рисунков позволяет вспомнить то или иное правило. Ту же роль может

выполнять пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду

плохо»).

Часто

знания

дошкольников

о

правильном

поведении

и

сами

поступки

не

совпадают.

Это

естественно.

Дети

еще

плохо

ориентируются

в

различных

ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме

того, дети подвержены эмоциональным взрывам, не могут совладать со своими

желаниями («Я хочу»), иногда проявляют упрямство, протест и т.п. Но все эти

факты

не

основание

для

того,

чтобы

отрицать

значимость

«словесного»

воспитания.

Нравственное сознание – основа нравственного поведения. К этому и необходимо

повести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм

работы, которые их интересуют и будут способствовать нравственному развитию.

При этом надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы

воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается

с

разными

видами

практической,

игровой

деятельности

дошкольников,

упражнениями,

нацеленными

на

формирование

нравственного

сознания

и

поведения.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:

·

научить

детей

видеть

нравственную

сторону

воспринимаемых

действий,

событий, понимать их суть;

· дать представление о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь

на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

·

способствовать

накоплению

и

обобщению

эмоционально

положительного

отношения к образам добрых героев и их поступкам;

· формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других

людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»);

· учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Эти

задачи

берутся

на

вооружение

воспитателем

в

зависимости

от

уровня

развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач,

которые ставит перед ними педагог.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу

подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном

отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать

выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы,

которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей или иного возраста.

Продолжительность бесед с детьми 4 – 5 лет составляет 20 минут, с детьми 6 – 7

лет – 30 – 35 минут. Кроме того, воспитатель постоянно обращает внимание на

активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше

закончить ее раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким,

но интересным, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой

отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы

будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта

участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются

первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе

(каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить

товарищу

или

нет),

о

мотиве

поступка.

Также

дошкольники

овладевают

следующими умениями:

· умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

· умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;

·

правильно

используют

нравственные

понятия

(вежливый,

правдивый,

заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

·

могут

правильно

выбирать

слово

(из

предложенных),

наиболее

точно

характеризующее поступок героя;

· при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа

на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);

· объясняют смысл знакомых пословиц;

· могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они

лишь

накапливают

базовые

представления

о

нравственных

нормах,

которые

требуют дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.

В этических беседах затрагиваем такие понятия как: вежливость, семья, дружба,

взаимопомощь,

доброжелательность,

правда

неправда,

трудолюбие,

бережливость.

- Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех

родителей это получается.

Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливости. В ходе беседы

выясняется, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но

и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо

относиться

к

окружающим,

проявлять

к

ним

уважение

называется

воспитанностью.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются

первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе

(каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить

товарищу или нет), о мотиве поступка. Также дошкольники овладевают следующими

умениями:

• умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

• умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;

• правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый,

хороший товарищ и др.) и их противоположности;

• могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно

характеризующее поступок героя;

• при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на

положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);

• объясняют смысл знакомых пословиц;

• могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь

накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют

дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.



В раздел образования