Напоминание

АЛГОРИТМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОПЕРАТИВНО–ДЕЖУРНЫХ СМЕН ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС РОССИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ КОСМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ПОЖАРООПАСНЫЙ ПЕРИОД


Автор: Катаева Яна Николаевна
Должность: студент магистратуры
Учебное заведение: Воронежского института – филиала ФГБОУ ВО Ивановская пожарно спасательная академия ГПС МЧС России
Населённый пункт: Иваново
Наименование материала: научная статья
Тема: АЛГОРИТМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОПЕРАТИВНО–ДЕЖУРНЫХ СМЕН ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС РОССИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ КОСМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ПОЖАРООПАСНЫЙ ПЕРИОД
Раздел: дополнительное образование





Назад




УДК 614.841

Я.Н. Катаева

Студент магистратуры

Воронежского института - филиала

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно спасательная академия

ГПС МЧС России

К ВОПРОСУ АЛГОРИТМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ОПЕРАТИВНО-ДЕЖУРНЫХ СМЕН ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС РОССИИ

ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ

КОСМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ПОЖАРООПАСНЫЙ ПЕРИОД

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДДЗЗ ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ

КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ МЧС РОССИИПО ПРЕМСКОМУ

КРАЮ В ПОЖАРООПАСНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация

Актуальность

данной

темы

заключается

в

том,

что

программа

востребована на текущий момент и может быть сопряжена с внедряемой в

МЧС России автоматизированную базу данных (АИУС РСЧС – 2030).

Цель исследования:

разработка информационной системы поддержки

принятия решения оперативно – дежурной смены ЦУКС МЧС России по

Пермскому краю в условиях чрезвычайных ситуаций.

Методы, используемые при написании научной статьи: аналитический

и статистический обзор, метод анализа.

В статье рассматривается вопрос по оценке обеспечения пожарной

безопасности общественных зданий путем определения расчетных величин

пожарного риска.

Ключевые слова

Интегрированная информационная база, информационная система

Организация

комплекса

мероприятий

по

выявлению

и

контролю

обстановки с природными пожарами, реагированию на вновь выявленные

очаги пожаров (термические точки), организация ликвидации очагов горения

После

приема

оперативных

данных

с

космических

аппаратов

проводится

их

тематическая

обработка,

по

результатам

которой

рассчитываются

координаты

местонахождения

тепловых

аномалий

(термические точки).

Данные по

термоточкам

накладываются на данные

ИСДМ

Рослесхоз

в

целях

выявления

действующих

очагов

природных

пожаров

на

территории

Российской

Федерации.

Табличные

данные

о

местонахождении термических точек доводятся до: органов управления МЧС

России,

заинтересованных

органов

повседневного

управления

РСЧС,

заинтересованных органов государственной власти, собственников земель

(территорий) на которых обнаружена термическая точка.

Термические аномалии, не подтвердившиеся как действующие очаги

природных пожаров (на основании данных ИСДМ Рослесхоз) накладываются

на реестр собственников земель и по линии оперативных дежурных смен

органов повседневного управления, информация доводится до собственников

земель, на территории которых выявлены термические точки.

Зоны покрытия территории РФ спутником TERRA и AQUA, 1000м.

ОДС ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ осуществляет:

разработку

карточки

защиты

населенного

пункта,

находящегося

в

угрожаемой зоне (5 км) от очага природного пожара и проведение анализа

складывающейся

наиболее

неблагоприятной

лесопожарной

обстановки

в

непосредственной

близости

(5

км)

от

населенных

пунктов,

объектов

экономики и инфраструктуры. Полученные сведения и анализ обстановки

направляется в ОДС ЦУКС РЦ;

доведение

информации

о

местонахождении

очагов

природных

пожаров, (термических точках) до ЕДДС, органов повседневного управления

ФОИВ

(руководителей)

регионального

уровня,

находящихся

на

подконтрольной

территории

субъекта

Российской

Федерации,

органов

местного самоуправления;

контроль доведения информации о термических точках от ЕДДС до

конечных потребителей;

организацию взаимодействия и обмена информацией с органами

исполнительной власти в области лесных отношений по субъектам РФ,

РДС

субъекта

РФ,

дирекцией

особо охраняемых

природных

территорий

(далее – ООПТ) (ООПТ, находящихся на территории субъекта) по вопросам

выявления и контроля обстановки по

природным пожарам, в том числе

торфяным, применения сил и средств для ликвидации природных пожаров,

уточнения данных по статистической отчетности по природным пожарам;

организацию

и

проведение

оценки

обстановки,

прогнозирование

возможного

развития

ситуации

с

учетом

особенностей

подстилающей

поверхности,

метеорологических

данных

в

районах

нахождения

очагов

природных пожаров, в том числе торфяных (термических точек);

осуществляет оповещение и обеспечение работы КЧС и ОПБ в случае

возникновения

ЧС,

вызванными

природными

пожарами,

в

том

числе

торфяными (угрозе возникновения ЧС, вызванными природными пожарами);

координация деятельности межведомственных оперативных групп на

территории муниципальных районов;

направляет в районы природных пожаров, в том числе торфяных, ОГ

МГПО (при угрозе населенным пунктам);

организацию

работы

ОГ

по

выявлению

обстановки

по

природным

пожарам,

в

том

числе

торфяным

(подтверждению

термических

точек),

высылаемых

от

ГУ

МЧС

России

по

субъектам

РФ

и

территориальных

подсистем

РСЧС,

контроль

за

работой

ОГ,

собственников

(территорий,

участков и т.д.), администраций муниципальных образований;

подготовку предложений по применению аэромобильных групп;

выявление категорий земель и собственников территорий, на которых

выявлены

действующие

очаги

природных

пожаров

(термические

точки),

доведение

до

них

информации,

контроль

выполнения

мероприятий

по

ликвидации очагов природных пожаров, в том числе торфяных;

организацию

применения сил

и

средств

РСЧС

том

числе

МЧС

России),

привлекаемых

к

ликвидации

природных

пожаров,

в

том

числе

торфяных, контроль за тушением пожаров;

контроль

применения

авиации

РСЧС

том

числе

МЧС

России),

привлекаемой

для

проведения

воздушной

разведки,

переброски

сил

и

средств, применения водосливных устройств;

сбор и обобщение информации об очагах природных пожаров, в том

числе торфяных (результатов подтверждений по термическим точкам) от

ЕДДС, ОГ, органов повседневного управления ФОИВ, РДС по субъектам

РФ;

предоставление информации об обстановке по природным пожарам, в

том числе торфяным (термическим точкам) в ОДС ЦУКС РЦ (в соответствии

с установленными формами).

С получением информации ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС

России приступает к расчету по термическим точкам, находящимся в 5-ти

километровой

зоне

от

населенных

пунктов

с

использованием

«Автоматизированной

системы

расчета

времени

достижения

фронтом

пожара

населенных

пунктов»,

которая

предназначена

для

отработки

информации по термическим аномалиям (термическим точкам).

По каждой термической точке, находящейся в 5-ти километровой зоне

от

населенных

пунктов,

готовится

прогноз

(модель)

развития

пожаров

(расчёт времени достижения верховых и низовых пожаров с учетом скорости

и направления ветра, населённых пунктов и объектов экономики).

Прогноз (модель) развития пожара, на основе данных по термоточке. (ГИС МЧС России

«ГРАНИТ»)

На основе полученных данных по термическим точкам, находящимся в

5-ти

км

зоне

от

населенных

пунктов

(потенциально-опасных

объектов,

ООПТ) и

представляющих

реальную угрозу,

а

также

данных

паспортов

территорий, информационного слоя кадастрового деления территории РФ в

внутреннем

геоинформационном

портале

МЧС

России

«Космоплан»

и

других

документов,

определяют

собственников

территорий,

на

которых

обнаружены термические точки.

Исходя из имеющейся информации, данные по термическим точкам

доводятся до диспетчера ЕДДС муниципального района. Диспетчер ЕДДС,

получив данные по термическим точкам, находящимся в 5-ти км зоне от

населенных

пунктов,

доводит

информацию

до

пожарных

гарнизонов

(частей),

председателей

КЧС

и

ОПБ

муниципальных

образований,

глав

администраций,

а

также

заинтересованных

подразделений

ФОИВ,

находящихся

на

территории

муниципального

образования.

Остальные

термические

точки

проверяются

диспетчером

через

организованный

на

территории обмен информацией с лесничествами.

ГИС по лесным пожарам КОСМОПЛАН МЧС России.

«КАСКАД» - геоинформационная система Красноярского филиала ФКУ НЦУКС

(Красноярский каскад)

Опыт применения ДДЗЗ центра управления кризисными ситуациями

МЧС России по Пермскому краю в пожароопасный период.

На

территории

Лысьвенского

муниципального

района

12.05.2014г.

вблизи населённого пункта д. Кормовище, была детектирована термоточка в

системах ГИС КАСКАД и КОСМОПЛАН МЧС России, в ходе проверки

было выявлено сжигание древесных отходов (горбыль, бытовые отходы) на

свалке.

Детектированная термоточка в ГИС КАСКАД и в ГИС КОСМОПЛАН МЧС России.

Фото ОГ МГПО: сжигание древесных отходов (горбыль, бытовые отходы) на свалке.

13.05.2014г.

в

Гайнском

муниципальном

районе

используя

данные

космомониторинга был выявлен незарегистрированный очаг возгорания в

квартале

№50

Вурланского

лесничества,

по

приезду

на

место

предполагаемого возгорания, факт лесного пожара подтвердился, площадь

возгорания составила 12 гектар. Благодаря своевременному обнаружению

лесного пожара, удалось предотвратить распространение огня до больших

площадей и ликвидировать очаги возгорания.

Обнаруженные незарегистрированные очаги возгорания по данным космомониторинга

МЧС России. Гайнский МР. (ГИС КАСКАД)

17.07-19.07.10 на

границе первого

и второго

квартала Веслянского

лесничества Гайнского района и Республики Коми произошел лесной пожар.

Орган исполнительной власти Республики Коми обратились в Генеральную

прокуратуру РФ с просьбой дать оценку действиям властей Пермского края

по тушению лесных пожаров на прилегающих к Республике территорий. В

своем

обращении

Республика

Коми

мотивировала

тем

что

пожары

на

границе Пермского края не тушатся. В ходе проверки было установлено, что

первоначально очаг возгорания произошел на территории Республики Коми

и распространялся на территорию Пермского края. По данным спутниковой

съемки

очаги

возгорания

возникли

на

территории

Республики

Коми

и

распространялись

на

территорию

Пермского

края.

В

результате

пожаротушения распространение лесного пожара на территории Пермского

края

было

приостановлено

и

ликвидировано.

Благодаря

спутниковым

снимкам удалось доказать, что первоначально пожар возник на территории

Республики Коми с распространением на территорию Пермского края.

Очаг возгорания на границе с Республикой Коми. (ГИС КАСКАД)

05.03.2014 г. по данным специалиста по космическому мониторингу

ОДС

ЦУКС

Приволжского

РЦ

на

территории

Пермского

края

зарегистрирована

1

термическая

точка.

По

координатам

термоточки

установлено,

что

в

данном

квадрате

водная

поверхность

Камского

водохранилища. По информации полученной из ЕДДС Добрянского МР там

расположена

незамерзающая

полынья,

от

сбрасывания

теплой

воды

Добрянской ГРЭС.

Незамерзающая полынья от сбрасывания теплой воды Добрянской ГРЭС.

Использование

данных

дистанционного

зондирования

Земли

из

космоса

в

пожароопасный

период

позволило

повысить

эффективность

работы

сил

и

средств

РСЧС

по

предупреждению

и

ликвидации

очагов

природных пожаров.

Всего

с

начала

пожароопасного

периода

2014

года

на

территории

Пермского края возникло 109

очагов природных пожаров (по сравнению с

аналогичным периодом прошлого года – 224 очага, снижение на 51,3 %) на

общей площади 352,35 га (по сравнению с аналогичным периодом прошлого

года – 733,33 га, снижение на 51,9 %).

Список литературы

1.

Методические

рекомендации

по

разработке

Плана

предупреждения

и

ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период

возникновения

природных пожаров на территории субъекта Российской Федерации. Москва

2013.

2.

Методические рекомендации от 19.06.2012 «Методические рекомендации по

организации работы органов управления РСЧС в пожароопасный период»,

утвержденных

заместителем

Министра

Российской

Федерации

по

делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий генерал-полковником П.А. Поповым.

3.

Методические

рекомендации

от

17.10.2011

«О

порядке

получения,

обработки,

предоставления

и

использования

данных

дистанционного

зондирования

Земли

из

космоса

в

системе

Министерства

Российской

Федерации

по

делам

гражданской

обороны,

чрезвычайным

ситуациям

и

ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденных заместителем

Министра

Российской

Федерации

по

делам

гражданской

обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

генерал-полковником П.А. Поповым.

4.

Методические рекомендации Рослесхоза от 2013 г «Инструментальный замер

площади лесного пожара»

5.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г.

N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций"

6.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и

территорий

от

чрезвычайных

ситуаций

природного

и

техногенного

характера".



В раздел образования