Автор: Коврова Светлана Александровна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №28 "Золотой ключик" Населённый пункт: г.Котлас, п.Вычегодский, Архангельская область Наименование материала: обобщение опыта Тема: Проект "Логоритмика для малышей" Раздел: дошкольное образование
Тема проекта :
Система занятий по логопедической ритмике, как средство развития речи у детей младшего
дошкольного возраста
Актуальность.
Проблема
изучения
развития
речевых
возможностей
детей
не
теряет
своей
актуальности
на
протяжении
многих
лет,
поскольку
речь,
являясь
средством
общения
и
орудием
мышления,
возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе
очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации
познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном
общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная
зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицит
коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению
социальных контактов и искажению межличностных отношений.
Главной особенностью у детей с задержкой речи является более значительное, чем в норме,
расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен
обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных
слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения
многих слов.
Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с
большим трудом идут на контакт.
Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность
в
общении,
проявляется
незаинтересованность
в
контакте.
Такие
дети
оказываются
«непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не
приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для
эффективности
работы
в
занятия
по
развитию
произносительной
стороны
речи
включаются
элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному
сохранению интереса.
Логопедическая ритмика – это методика обучения и воспитания лиц с речевой
патологией средствами движения, музыки и слова.
Виды упражнений логопедической ритмики:
ходьба, прыжки;
упражнения на развитие дыхания, голоса;
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
упражнения, активизирующие внимание и память;
счетные упражнения;
упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
речевые подвижные и пальчиковые игры.
Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем
понимания
речи,
а
в
последующем
благодаря
доступному
речевому
материалу
развивается
активный словарный запас.
Такой вид работы способствует:
созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям
взрослого, активно участвовать в процессе занятия.
Чем
больше
в
работе
задействовано
анализаторов
(зрительный,
слуховой,
двигательный,
речедвигательный), тем успешнее будет результат работы.
Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и
моторного развития детей.
Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно
через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним,
выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают
важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным
миром.
Логопедическая ритмика - наиболее доступная и универсальная форма развития
и коррекции
речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является
актуальной задачей, требующей своего решения.
Все
упражнения
проводятся
на
определенном
стихотворном
материале
и
направлены
на
формирование, развитие и активизацию словарного запаса.
Цель проекта : развитие, коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного
возраста путем проведения логопедической ритмики
В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:
Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития произносительной
стороны
речи
у
детей
дошкольного
возраста
через
использование
элементов
логопедической ритмики.
Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.
Преодолеть речевой негативизм.
Повысить уровень развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста
с помощью использования элементов логопедической ритмики.
Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексами артикуляционной,
пальчиковой гимнастики, упражнениями и играми.
Проверить
эффективность
влияния
элементов
логопедической
ритмики
на
развитие
произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.
Целевая группа:
дети дошкольного возраста (3-4 года ) с задержкой развития речи
Участниками проекта являются:
воспитатели;
родители.
Тип проекта – краткосрочный (январь-май)
Этапы реализации .
Проект будет реализован в три этапа.
I.
Подготовительный (январь):
определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
создание
условий
для
реализации
проекта:
подготовка
и
изготовление
наглядного
материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов
артикуляционного
аппарата,
мимической
мускулатуры,
создание
сборников
речевых
подвижных и пальчиковых игр;
составление перспективного и календарно – тематического планов работы.
II. Основной (февраль-май).
1. Содержание деятельности учителя-дефектолога:
проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в соответствии с тематическим
планированием
2.Содержание деятельности воспитателя:
проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время
проведения режимных моментов;
закрепление изученного материала.
3. Содержание деятельности родителей:
участие в занятиях по развитию лексического строя речи;
закрепление изученного материала по заданию воспитателя в процессе повседневного
общения с ребенком;
проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.
III. Заключительный (май):
проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;
подведение итогов реализации проекта;
презентация проекта.
Ресурсное обеспечение .
Материально – техническое обеспечение:
1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски.
2. Наглядный материал: комплексы артикуляционной, пальчиковой гимнастики, карточки с
изображением эмоций, картинный материал.
Методическое обеспечение:
1. Комплексы артикуляционной гимнастики.
2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.
3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр
Новизна проекта.
В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: логоритмика,
мультимедийные презентации, дифференцированный подход.
Практическая значимость.
Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования
лексического строя речи.
Ожидаемые результаты.
Проект будет способствовать:
1.
Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми.
2.
Преодолению речевого негативизма.
3.
Развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
4.
Активизации словарного запаса детей.
5.
Развитию наблюдательности, подражательности, активности.
6.
Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;
7.
Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях:
использованию методов и приемов работы, выбору игр.
8.
Развитию личности ребенка в целом.
Литература:
1. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями
речи». М., 2004.
2. Картюшина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб.,
1999.
4. Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002.
5. Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006.
6. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002.