Напоминание

Проект "Логоритмика для малышей"


Автор: Коврова Светлана Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №28 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г.Котлас, п.Вычегодский, Архангельская область
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: Проект "Логоритмика для малышей"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28 «Золотой ключик»

Проект по логоритмике для детей 3-4 лет


«Логоритмика для малышей»

Учитель-дефектолог: Коврова Светлана Александровна

Тема проекта :
Система занятий по логопедической ритмике, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Актуальность.
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицит коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений. Главной особенностью у детей с задержкой речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых». Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности работы в занятия по развитию произносительной стороны речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.
Логопедическая ритмика
– это методика обучения и воспитания лиц с речевой патологией средствами движения, музыки и слова. Виды упражнений логопедической ритмики:  ходьба, прыжки;  упражнения на развитие дыхания, голоса;  упражнения, регулирующие мышечный тонус;  упражнения, активизирующие внимание и память;  счетные упражнения;  упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;  речевые подвижные и пальчиковые игры. Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас. Такой вид работы способствует:
 созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;  преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия. Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат работы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей. Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром. Логопедическая ритмика - наиболее доступная и универсальная форма развития и коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения. Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.
Цель проекта
: развитие, коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логопедической ритмики В соответствии с целью проекта были поставлены следующие
задачи:
 Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста через использование элементов логопедической ритмики.  Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.  Преодолеть речевой негативизм.  Повысить уровень развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с помощью использования элементов логопедической ритмики.  Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексами артикуляционной, пальчиковой гимнастики, упражнениями и играми.  Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.
Целевая группа:
дети дошкольного возраста (3-4 года ) с задержкой развития речи
Участниками проекта являются:
воспитатели; родители.
Тип проекта
– краткосрочный (январь-май)
Этапы реализации
. Проект будет реализован в три этапа. I. Подготовительный (январь):  определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;  изучение научно – методической литературы по данной проблеме;  создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов
артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;  составление перспективного и календарно – тематического планов работы. II. Основной (февраль-май). 1. Содержание деятельности учителя-дефектолога:  проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в соответствии с тематическим планированием 2.Содержание деятельности воспитателя:  проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;  закрепление изученного материала. 3. Содержание деятельности родителей:  участие в занятиях по развитию лексического строя речи;  закрепление изученного материала по заданию воспитателя в процессе повседневного общения с ребенком;  проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях. III. Заключительный (май):  проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;  подведение итогов реализации проекта;  презентация проекта.
Ресурсное обеспечение
. Материально – техническое обеспечение: 1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски. 2. Наглядный материал: комплексы артикуляционной, пальчиковой гимнастики, карточки с изображением эмоций, картинный материал.
Методическое обеспечение:
1. Комплексы артикуляционной гимнастики. 2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры. 3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр
Новизна проекта.
В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход.
Практическая значимость.
Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования лексического строя речи.

Ожидаемые результаты.
Проект будет способствовать: 1. Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми. 2. Преодолению речевого негативизма. 3. Развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата. 4. Активизации словарного запаса детей. 5. Развитию наблюдательности, подражательности, активности. 6. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире; 7. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр. 8. Развитию личности ребенка в целом. Литература: 1. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи». М., 2004. 2. Картюшина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005. 3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., 1999. 4. Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002. 5. Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006. 6. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002.


В раздел образования