Автор: Черткоти Дареджан Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГОУДО "Центр Развития творчества детей и юношества "Заря""
Населённый пункт: РСО-Алания . г. Владикавказ
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Образ осетинского народа в творчестве скульптора С. Едзиева"
Раздел: дополнительное образование
Министерство образования и науки РСО-А
Центр развития творчества детей и юношества «Заря»
Методический доклад
Образ осетинского народа в творчестве скульптора
С. Едзиева
Составитель
Педагога дополнительного образования
Черткоти Д.С
Владикавказ 2017 г.
Истоки творчества Сосланбека Едзиева
История скульптуры Осетии берёт начало в глубине веков.
Самые
ранние
объёмные
бронзовые
изделия
были
обнаружены
в
могильниках возле аула Кобан, к северу от Казбека, и по месту нахождения
названы
"кобанскими".
Сотворенный
Богом
мир
представал
в
этих
пластических произведениях одухотворённым и целостным.
Служа
утилитарным
целям,
кобанская
бронза
являлась
также
божеством, тотемом, оберегом, одновременно подобием и знаком реальности,
увековечивающим не случайные, а сущностные её черты. Каждый предмет
что-то изображал и при этом говорил языком пластических ритмов, объёмов,
сплетающихся в узоры линий...
В Средние века и позже осетины славились как резчики по дереву,
кости и камню и создавали в этих материалах образы, во многом схожие с
кобанской
бронзой.
На
рубеже XIX
и XX
веков
расцвело
творчество
Сосланбека
Едзиева.
Современник
грузина
Пиросмани,
талантливый
скульптор-самоучка вырезал из дерева посохи, украшенные изображениями
людей и животных. Одновременно он активно работал в камне - создавал
надгробные рельефы, статуи и портреты, изваял большой ансамбль в честь
Уастыржи, осетинского святого Георгия (его Едзиев, подобно Пиросмани,
считал своим небесным покровителем). Принадлежа уже новой эпохе, Едзиев
сохранял
религиозно-мифологическое
сознание;
люди,
животные,
ангелы
показывались в его работах изнутри, как духовные существа и как часть
мирового целого.
У каждого народа есть достойные представители, которыми по праву
гордятся и называют славой нации. И вовсе не обязательно, чтобы они
представляли элиту и были образцово образованы. Талант имеет природную,
а не социальную основу, поэтому нередко проявляется неожиданно,
спонтанно, зачастую нарушая каноны, и, видимо, потому не всегда бывает по
достоинству оценен, или даже воспринят окружающими.
Обладателей природным даром, в чем бы он ни проявился - будь то
наука, искусство, литература, изобретательство, военное дело или еще что-
либо иное - называют самородками.
Таковыми они на деле и являются, потрясая в теле однородной массы
масштабом и блеском граней.
Свои самородки были и есть и у нашего народа. Среди них, конечно же,
многие поколения сказителей и интерпретаторов, донесших и сохранивших
для человечества великий нартовский эпос...
Истинным самородком, вне всякого сомнения, был и Сосланбек Едзиев,
о
ком,
собственно,
и
пойдет
сегодня
речь.
Егоназывают
художником-
примитивистом,
талантливым
скульптором-самоучкой,
искусство
которого
было близко народу. Но это во многом однобокая и поверхностная оценка
данной личности.
Биография и становление скульптора С. Едзиева
Сосланбек Едзиев - сын горца-осетина. Родился он в горном селе Ход в
1865 году, отец его был каменщиком. Вокруг села было множество камней.
Люди часто обращались к отцу с просьбой вырубить что-нибудь из камня.
Ребенком Сосланбек обучался в школе писать свое имя и фамилию,
юношей уехал в Садон. Здесь он довольно долго работал каменщиком и
штукатуром.
В
свободное
от
работы
время
выполнял
заказы
сельчан,
надгробные стелы.
Осетины, как правило, просили запечатлеть на надгробиях мужчин в
боевых доспехах, а женщины в окружении бытовых вещей. Эту новую для
себя работу Сосланбек и стал осваивать.
Автора замечательных скульптурных работ и целой серии надгробных
памятников
Сосланбека
Едзиева
трудно
назвать
скульптором;
создателя
единственных в своем роде деревянных палок и национальных чаш, его
трудно
назвать
резчиком
по
дереву;
автора
уникального
проекта
двухэтажного
каменного
дома
и
его
строителя,
его
трудно
назвать
архитектором;
трудно,
как
трудно
назвать
его
мастером-каменщиком,
музыкантом-исполнителем, танцовщиком, хотя одинаково мастерски он мог и
обтесывать камни, и танцевать, и играть на осетинской гармонике.
Правильнее будет отметить безграничную влюбленность в жизнь этого
невысокого, крепкого человека с жилистыми руками и с лицом усталым, но
сосредоточенным и твердым.
"Самое
главное
для
художника -быть
взволнованным,
любить,
надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком и только потом
-художником" (Роден). В таком смысле и в такой последовательности Едзиев
был и тем, и другим - и человеком, и художником. Его творчество -результат
упоения жизнью, богатством и красотой ее оттенков, результат могучей,
всепобеждающей силы человека-труженика.
Образы осетинского народа в творчествеС. Едзиева
Едзиев связывает свою деятельность творца с традициями народного
искусства,
с
тем,
что
оставили
в
наследство
прошлые
века,
ибо
своим
здоровым крестьянским умом понимает, что ничто не возникает на пустом
месте
и
без
изучения
прошлого
создать
ничего
нельзя.
В
народном
осетинском искусстве, в его необозримых просторах и бездонных глубинах и
следует искать истоки творчества Сосланбека Едзиева.
Творческие
интересы
Сосланбека
Едзиева
(1865(79)-1953)
были
не
менее разнообразны, чем у Хетагурова или Туганова. Но их универсализм
выражался по-разному. И если Коста был поэтом, публицистом, драматургом,
художником, Туганов - живописцем, графиком, литератором, этнографом, то
Едзиев был, говоря словами, начертанными на его надгробии, "рабочим-
каменщиком,
строителем
домов,
народным
скульптором,
архитектором,
прекрасным гармонистом и танцором". Т.е. не художником в современном
смысле этого понятия, а мастером-творцом, умельцем, к которому применима
не современная форма языка "художник" - ныфганаг (осет.), а - дасны (осет.),
которая предполагает не только умение и мастерство, но еще и знахарство,
волшебство. Мастер (дасны) в традиционном обществе выступает носителем
знания, он ближе других стоит к миру трансцедентного, иррационального,
именно ему готовы были открыться тайная суть явлений и скрытый смысл
вещей, он был связующим звеном - мостом из мира рационального в мир
мистический.
Не случайно творчество его овеяно легендами.
Одна из наиболее поэтичных - история создания мастером рельефа
Уастырджи
(Св.
Георгий).
Только
такому
человеку
могла
быть
доверена
задача высечь рельеф на священном камне, у которого, по преданию, отдыхал
сам Уастырджи. «Получив задание вырубить в камне Уастырджи, художник
долго не мог найти решение будущей композиции. Каждый день немолодой
уже мастер взбирался на склон горы и здесь, в полном уединении, обдумывал
предстоящую работу... Художник извелся муками и сомнениями, и когда руки
его уже готовы были опуститься, увидел во сне Уастырджи, который и указал
путь решения". ( Дзантиев А.А) Традиционное общество как бы наделяет
мастера функцией посредника между миром реальным и трансцендентным.
Не
случайно
значительная
часть
наследия
С.Едзиева
-
это
мемориальная
пластика.
Его
обоснованно
считают
реформатором
жанра.
Едзиев
был
одним
из
первых
художников,
заменивших
традиционный
каменный
обелиск
-
сырт
-
на,
условно
говоря,
портретное
надгробие.
Надгробия
Едзиева
портретны.
Его
персонажи
-
это
конкретные
люди,
явленные
нам
в
особенностях
своих
психологических
характеристик.
Онииндивидуальны, характерны, но вместе с тем их образы наделены особой
внутренней
значимостью
и
цельностью,
они
принципиально
статичны.
Статичность, внутренняя наполненность образа в творчестве Едзиева столь
последовательны, что могут считаться особенностью его художественного
мышления.
С к у л ь п т у р а
ж е
Е д з и е в а
р о ж д а л а с ь
п о с т е п е н н о ,
и з
поступательногодвижения,
от
невысокого
раскрашенного
рельефа
к
трехмернойобъемнойформе. Резец мастера последовательно проявлял форму,
извлекая ее изкаменной глыбы. Его скульптура еще как бы ни утратила
генетической связис каменной породой, в ней есть сила и плотность ее
материи. Подобная
"непреодоленность"
материала,
использование
его
природных
свойств
враскрытии образа - есть отражение пантеистических представлений осетин.
И х
т р а д и ц и о н н о й
э т н и ч е с ко й
р е л и г и и
п р и с у щ а
и д е я
святости,одушевленности природы. Бог - природа - человек - есть единство,
определяющее
целостность
осетинского
мироощущения.
Примером
цельности, свободы и зрелости такого мышления может служить работа
Едзиева "Баран со змеей". Монументальное, сакральное звучание композиции
придает именно "жизнь" материала и в подобном завышенном звучании
борьба барана - как универсального символа благодати, солнца и змеи -
воплощающей
силыхолода
и
зимы,
воспринимается
как
образ
вечного
единоборства полярных начал мироздания.
Скульптура Едзиева - это, безусловно, уникальное явление, как для
своего времени, так и для последующих времен. Ему непостижимым образом
удалось привнести в новый пластический язык традиционное понимание
формы и цвета. Его скульптура генетически связана с пластикой малых форм,
традиционных осетинских ремесел. Скульптура, бывшая до того "привязана"
к
предметам
прикладного
искусства,
становится
самостоятельным
видом
творчества.
Едзиев
же
в
создании
нового
пластического
языка
объединяет
различные
элементы
традиционной
культуры,
и
это
единство
у
него
гармонично. Сосланбеку Едзиеву - удивительному осетинскому художнику,
народному мастеру, удалось создать новый пластический язык, не разрушая
традицию, язык этот был в равной мере и отражением его неповторимой
творческой
индивидуальности
и
новой
формой
национального
художественного мышления.
Вместе с тем, архаические мировоззренческие представления осетин не
выпадали из этого нового искусства, они оставались его почвенной основой.
Именно
его
творчество
является
центральной
темой
переосмысления
в
осетинском искусстве рубежа XX-XXI веков.
Список литературы:
1.Союз художников РСО-Алания [Изоматериал] : 70 лет : 1939-2009 : живопись,
скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство. –Владикавказ, Ростов-на-
Дону : Аркол, 2009. – С. 7 – 8.
2. Художники Осетии [Изоматериал] = Ossetian artists / Союз художников РСО-
Алания
;
Региональное
отделение
ВТОО
«Союз
художников
России».
–
Владикавказ, Ростов-на-Дону : Веста, 2014. – С. 9. – Текст на русск. и англ. яз.
3.
Биарзати,
К.
К.
Сосланбек
Едзиев
/
К.
К.
Биарзати,
Л.
В.
Бязрова.
–
Дзауаджикау : Веста, 2013. – 73 с. : ил.
4.Галазов, Р. Великий / Р. Галазов // Вечные Донкихоты : литературные портреты
художников Осетии. – Владикавказ : Ир, 2012. – С. 84 – 88.
5. Дзантиев, А. Сосланбек Едзиев / А. Дзантиев. – Л. : Художник РСФСР, 1979. –
37 с. : фот.
6.Дзантиев,
А.
Народный
художник
Сосланбек
Едзиев
/
А.
Дзантиев
//
Декоративное искусство СССР. – 1975. - № 6. – С. 14 – 16 : ил.
7.Криденер, А. Кентавры и кони Ахсара Есенова / А. Криденер // Национальный
колорит. – 2007. – № 2. – С. 10 – 11 : ил.
8.Цагараев, В. Мастер. Жизнь и творчество Сосланбека Едзиева / В. Цагараев //
Искусство
и
время
:
очерки
по
истории
визуальной
культуры
алан-осетин.
–
Владикавказ : Ир, 2003. – С. 257 – 313 : ил.
Edziev, S. // Wold Encyclopedia of Nfive Art. – Belgrade, 1984. – P. 220.