Напоминание

"Образ осетинского народа в творчестве скульптора С. Едзиева"


Автор: Черткоти Дареджан Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГОУДО "Центр Развития творчества детей и юношества "Заря""
Населённый пункт: РСО-Алания . г. Владикавказ
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Образ осетинского народа в творчестве скульптора С. Едзиева"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство образования и науки РСО-А

Центр развития творчества детей и юношества «Заря»

Методический доклад

Образ осетинского народа в творчестве скульптора

С. Едзиева

Составитель

Педагога дополнительного образования

Черткоти Д.С

Владикавказ 2017 г.

Истоки творчества Сосланбека Едзиева

История скульптуры Осетии берёт начало в глубине веков.

Самые

ранние

объёмные

бронзовые

изделия

были

обнаружены

в

могильниках возле аула Кобан, к северу от Казбека, и по месту нахождения

названы

"кобанскими".

Сотворенный

Богом

мир

представал

в

этих

пластических произведениях одухотворённым и целостным.

Служа

утилитарным

целям,

кобанская

бронза

являлась

также

божеством, тотемом, оберегом, одновременно подобием и знаком реальности,

увековечивающим не случайные, а сущностные её черты. Каждый предмет

что-то изображал и при этом говорил языком пластических ритмов, объёмов,

сплетающихся в узоры линий...

В Средние века и позже осетины славились как резчики по дереву,

кости и камню и создавали в этих материалах образы, во многом схожие с

кобанской

бронзой.

На

рубеже XIX

и XX

веков

расцвело

творчество

Сосланбека

Едзиева.

Современник

грузина

Пиросмани,

талантливый

скульптор-самоучка вырезал из дерева посохи, украшенные изображениями

людей и животных. Одновременно он активно работал в камне - создавал

надгробные рельефы, статуи и портреты, изваял большой ансамбль в честь

Уастыржи, осетинского святого Георгия (его Едзиев, подобно Пиросмани,

считал своим небесным покровителем). Принадлежа уже новой эпохе, Едзиев

сохранял

религиозно-мифологическое

сознание;

люди,

животные,

ангелы

показывались в его работах изнутри, как духовные существа и как часть

мирового целого.

У каждого народа есть достойные представители, которыми по праву

гордятся и называют славой нации. И вовсе не обязательно, чтобы они

представляли элиту и были образцово образованы. Талант имеет природную,

а не социальную основу, поэтому нередко проявляется неожиданно,

спонтанно, зачастую нарушая каноны, и, видимо, потому не всегда бывает по

достоинству оценен, или даже воспринят окружающими.

Обладателей природным даром, в чем бы он ни проявился - будь то

наука, искусство, литература, изобретательство, военное дело или еще что-

либо иное - называют самородками.

Таковыми они на деле и являются, потрясая в теле однородной массы

масштабом и блеском граней.

Свои самородки были и есть и у нашего народа. Среди них, конечно же,

многие поколения сказителей и интерпретаторов, донесших и сохранивших

для человечества великий нартовский эпос...

Истинным самородком, вне всякого сомнения, был и Сосланбек Едзиев,

о

ком,

собственно,

и

пойдет

сегодня

речь.

Егоназывают

художником-

примитивистом,

талантливым

скульптором-самоучкой,

искусство

которого

было близко народу. Но это во многом однобокая и поверхностная оценка

данной личности.

Биография и становление скульптора С. Едзиева

Сосланбек Едзиев - сын горца-осетина. Родился он в горном селе Ход в

1865 году, отец его был каменщиком. Вокруг села было множество камней.

Люди часто обращались к отцу с просьбой вырубить что-нибудь из камня.

Ребенком Сосланбек обучался в школе писать свое имя и фамилию,

юношей уехал в Садон. Здесь он довольно долго работал каменщиком и

штукатуром.

В

свободное

от

работы

время

выполнял

заказы

сельчан,

надгробные стелы.

Осетины, как правило, просили запечатлеть на надгробиях мужчин в

боевых доспехах, а женщины в окружении бытовых вещей. Эту новую для

себя работу Сосланбек и стал осваивать.

Автора замечательных скульптурных работ и целой серии надгробных

памятников

Сосланбека

Едзиева

трудно

назвать

скульптором;

создателя

единственных в своем роде деревянных палок и национальных чаш, его

трудно

назвать

резчиком

по

дереву;

автора

уникального

проекта

двухэтажного

каменного

дома

и

его

строителя,

его

трудно

назвать

архитектором;

трудно,

как

трудно

назвать

его

мастером-каменщиком,

музыкантом-исполнителем, танцовщиком, хотя одинаково мастерски он мог и

обтесывать камни, и танцевать, и играть на осетинской гармонике.

Правильнее будет отметить безграничную влюбленность в жизнь этого

невысокого, крепкого человека с жилистыми руками и с лицом усталым, но

сосредоточенным и твердым.

"Самое

главное

для

художника -быть

взволнованным,

любить,

надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком и только потом

-художником" (Роден). В таком смысле и в такой последовательности Едзиев

был и тем, и другим - и человеком, и художником. Его творчество -результат

упоения жизнью, богатством и красотой ее оттенков, результат могучей,

всепобеждающей силы человека-труженика.

Образы осетинского народа в творчествеС. Едзиева

Едзиев связывает свою деятельность творца с традициями народного

искусства,

с

тем,

что

оставили

в

наследство

прошлые

века,

ибо

своим

здоровым крестьянским умом понимает, что ничто не возникает на пустом

месте

и

без

изучения

прошлого

создать

ничего

нельзя.

В

народном

осетинском искусстве, в его необозримых просторах и бездонных глубинах и

следует искать истоки творчества Сосланбека Едзиева.

Творческие

интересы

Сосланбека

Едзиева

(1865(79)-1953)

были

не

менее разнообразны, чем у Хетагурова или Туганова. Но их универсализм

выражался по-разному. И если Коста был поэтом, публицистом, драматургом,

художником, Туганов - живописцем, графиком, литератором, этнографом, то

Едзиев был, говоря словами, начертанными на его надгробии, "рабочим-

каменщиком,

строителем

домов,

народным

скульптором,

архитектором,

прекрасным гармонистом и танцором". Т.е. не художником в современном

смысле этого понятия, а мастером-творцом, умельцем, к которому применима

не современная форма языка "художник" - ныфганаг (осет.), а - дасны (осет.),

которая предполагает не только умение и мастерство, но еще и знахарство,

волшебство. Мастер (дасны) в традиционном обществе выступает носителем

знания, он ближе других стоит к миру трансцедентного, иррационального,

именно ему готовы были открыться тайная суть явлений и скрытый смысл

вещей, он был связующим звеном - мостом из мира рационального в мир

мистический.

Не случайно творчество его овеяно легендами.

Одна из наиболее поэтичных - история создания мастером рельефа

Уастырджи

(Св.

Георгий).

Только

такому

человеку

могла

быть

доверена

задача высечь рельеф на священном камне, у которого, по преданию, отдыхал

сам Уастырджи. «Получив задание вырубить в камне Уастырджи, художник

долго не мог найти решение будущей композиции. Каждый день немолодой

уже мастер взбирался на склон горы и здесь, в полном уединении, обдумывал

предстоящую работу... Художник извелся муками и сомнениями, и когда руки

его уже готовы были опуститься, увидел во сне Уастырджи, который и указал

путь решения". ( Дзантиев А.А) Традиционное общество как бы наделяет

мастера функцией посредника между миром реальным и трансцендентным.

Не

случайно

значительная

часть

наследия

С.Едзиева

-

это

мемориальная

пластика.

Его

обоснованно

считают

реформатором

жанра.

Едзиев

был

одним

из

первых

художников,

заменивших

традиционный

каменный

обелиск

-

сырт

-

на,

условно

говоря,

портретное

надгробие.

Надгробия

Едзиева

портретны.

Его

персонажи

-

это

конкретные

люди,

явленные

нам

в

особенностях

своих

психологических

характеристик.

Онииндивидуальны, характерны, но вместе с тем их образы наделены особой

внутренней

значимостью

и

цельностью,

они

принципиально

статичны.

Статичность, внутренняя наполненность образа в творчестве Едзиева столь

последовательны, что могут считаться особенностью его художественного

мышления.

С к у л ь п т у р а

ж е

Е д з и е в а

р о ж д а л а с ь

п о с т е п е н н о ,

и з

поступательногодвижения,

от

невысокого

раскрашенного

рельефа

к

трехмернойобъемнойформе. Резец мастера последовательно проявлял форму,

извлекая ее изкаменной глыбы. Его скульптура еще как бы ни утратила

генетической связис каменной породой, в ней есть сила и плотность ее

материи. Подобная

"непреодоленность"

материала,

использование

его

природных

свойств

враскрытии образа - есть отражение пантеистических представлений осетин.

И х

т р а д и ц и о н н о й

э т н и ч е с ко й

р е л и г и и

п р и с у щ а

и д е я

святости,одушевленности природы. Бог - природа - человек - есть единство,

определяющее

целостность

осетинского

мироощущения.

Примером

цельности, свободы и зрелости такого мышления может служить работа

Едзиева "Баран со змеей". Монументальное, сакральное звучание композиции

придает именно "жизнь" материала и в подобном завышенном звучании

борьба барана - как универсального символа благодати, солнца и змеи -

воплощающей

силыхолода

и

зимы,

воспринимается

как

образ

вечного

единоборства полярных начал мироздания.

Скульптура Едзиева - это, безусловно, уникальное явление, как для

своего времени, так и для последующих времен. Ему непостижимым образом

удалось привнести в новый пластический язык традиционное понимание

формы и цвета. Его скульптура генетически связана с пластикой малых форм,

традиционных осетинских ремесел. Скульптура, бывшая до того "привязана"

к

предметам

прикладного

искусства,

становится

самостоятельным

видом

творчества.

Едзиев

же

в

создании

нового

пластического

языка

объединяет

различные

элементы

традиционной

культуры,

и

это

единство

у

него

гармонично. Сосланбеку Едзиеву - удивительному осетинскому художнику,

народному мастеру, удалось создать новый пластический язык, не разрушая

традицию, язык этот был в равной мере и отражением его неповторимой

творческой

индивидуальности

и

новой

формой

национального

художественного мышления.

Вместе с тем, архаические мировоззренческие представления осетин не

выпадали из этого нового искусства, они оставались его почвенной основой.

Именно

его

творчество

является

центральной

темой

переосмысления

в

осетинском искусстве рубежа XX-XXI веков.

Список литературы:

1.Союз художников РСО-Алания [Изоматериал] : 70 лет : 1939-2009 : живопись,

скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство. –Владикавказ, Ростов-на-

Дону : Аркол, 2009. – С. 7 – 8.

2. Художники Осетии [Изоматериал] = Ossetian artists / Союз художников РСО-

Алания

;

Региональное

отделение

ВТОО

«Союз

художников

России».

Владикавказ, Ростов-на-Дону : Веста, 2014. – С. 9. – Текст на русск. и англ. яз.

3.

Биарзати,

К.

К.

Сосланбек

Едзиев

/

К.

К.

Биарзати,

Л.

В.

Бязрова.

Дзауаджикау : Веста, 2013. – 73 с. : ил.

4.Галазов, Р. Великий / Р. Галазов // Вечные Донкихоты : литературные портреты

художников Осетии. – Владикавказ : Ир, 2012. – С. 84 – 88.

5. Дзантиев, А. Сосланбек Едзиев / А. Дзантиев. – Л. : Художник РСФСР, 1979. –

37 с. : фот.

6.Дзантиев,

А.

Народный

художник

Сосланбек

Едзиев

/

А.

Дзантиев

//

Декоративное искусство СССР. – 1975. - № 6. – С. 14 – 16 : ил.

7.Криденер, А. Кентавры и кони Ахсара Есенова / А. Криденер // Национальный

колорит. – 2007. – № 2. – С. 10 – 11 : ил.

8.Цагараев, В. Мастер. Жизнь и творчество Сосланбека Едзиева / В. Цагараев //

Искусство

и

время

:

очерки

по

истории

визуальной

культуры

алан-осетин.

Владикавказ : Ир, 2003. – С. 257 – 313 : ил.

Edziev, S. // Wold Encyclopedia of Nfive Art. – Belgrade, 1984. – P. 220.



В раздел образования