Напоминание

"Развитие воображения, художественно - творческих способностей детей посредством музыкального сопровождения на занятиях хореографии"


Автор: Михайлов Виктор Михайлович
Должность: концертмейстер, преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. А.С. Розанова"
Населённый пункт: город Кировск, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие воображения, художественно - творческих способностей детей посредством музыкального сопровождения на занятиях хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени Александра Семеновича Розанова»

Методическая разработка на тему:

«Развитие воображения, художественно – творческих способностей детей

посредством музыкального сопровождения на занятиях хореографии»

Автор: преподаватель, концертмейстер

Михайлов Виктор Михайлович

город Кировск

2019 год

2

Хореография, хореографическое искусство (от греч. choreo -- танцую) -

танцевальное

искусство.

Искусство

хореографии

основано

на

музыкально-

организованных,

условных,

образно-выразительных

движениях

человеческого

тела.

Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего

развития детей и подростков. Продуктивность художественного воспитания детей

средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии,

которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и

пластику движений.

В

искусстве

хореографии

как

раз

и

заложены

многие

формы

художественного

воспитания

детей.

Именно

хореографическое

искусство

успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм

чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление

и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности ребенка.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания является

хореография.

Ещё

в

древние

времена

танец

был

одним

из

первых

языков,

которым люди могли выразить свои чувства. Танец хранит в себе огромное

богатство

для

успешного

художественного

и

нравственного

воспитания.

Он

сочетает

в

себе

не

только

эмоциональную

сторону

искусства,

он

приносит

радость, как исполнителю, так и зрителю.

Музыку

можно

с

полной

уверенностью

считать

душой

танца.

В

ней

закреплен его эмоциональный строй, художественно-образная выразительность,

ритмом

подчеркивается

характер,

а

в

мелодическом

складе

содержится

пластический

рисунок

танца.

Чем

изобретательнее

развивается

типичная для

данного танца ритмическая формула, чем свободнее дышит «обволакивающая» ее

мелодия,

тем

содержательнее

эта музыка

и

тем

более

высокое

эстетическое

наслаждение

она

доставляет.

Так

музыка

становится

важнейшим

драматургическим компонентом хореографического произведения.

В ходе создания хореографического произведения единство музыки и танца

проявляется,

главным

образом,

в

соответствии

структур

музыкального

и

хореографического языка. Необходимо также понимать, что хореография – не

3

просто производное от музыки, не пересказ или иллюстрация, а претворение ее

эмоционального содержания (музыки) в иную образную сферу – пластическую.

Таким образом, музыка помогает хореографии обрести самое дорогое для нее –

эмоциональную интенсивность, психологическую глубину и сложность. Исходя

из

этого,

будущий

артист

балета

с

помощью

яркой

выразительной

игры

концертмейстера

должен

понимать

и

воспринимать

музыку

как

источник

вдохновения, живую ткань, отражение всех движений в музыке и наоборот –

отражение музыки в движениях.

Концертмейстер

должен

понимать,

что

в

музыкальном

воспитании

хореографов

существуют

свои

особенности:

просто

слышать

музыку

недостаточно, ее должны «слышать» мышцы (П. Пестов). Тогда и возникает то

неповторимое обаяние танца, что присуще искусству хореографии.

Музыкальность

это

одно

из

первых

и

непременных

условий

и

требований при занятиях хореографией. Музыкальность – это свойство человека

тонко чувствовать и понимать музыку. Без нее немыслима работа ни одного

работника, связанного с хореографией: будь то артист балета или балетмейстер-

постановщик, репетитор и концертмейстер.

Признаком

музыкальности

является

способность

чувствовать

характер,

настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять

эмоциональное

отношение,

понимать

музыкальный

образ.

Музыка

волнует

слушателя,

вызывает

ответные

реакции,

знакомит

с

жизненными

явлениями,

рождает ассоциации. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее

яркие

и

понятные

музыкальные

явления.

Все

это

требует

элементарной

музыкально-слуховой

культуры,

произвольного

слухового

внимания,

направленного на различные средства выразительности.

Слушая музыку, каждый человек по-своему представляет художественный образ,

передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные

движения, характерные для подвижных зайцев, бодро марширующих ребят, и т.д.

Знакомые

танцевальные

движения

применяются

в

новых

комбинациях

и

вариантах.

С

развитием

общей

музыкальности

появляется

эмоциональное

отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

4

Музыкальность

в

отношении

учащегося

будущего

танцовщика,

можно

рассматривать как взаимосвязь трех исполнительских компонентов:

Первый

компонент

-

это

способность

согласовывать

свои

действия

с

музыкальным ритмом. Известно, что каждое музыкальное произведение имеет

свой ритм, средствами измерения и сознания которого является метр и темп, что

каждое танцевальное произведение всегда строго следует ритму музыкального

произведения,

а

это

во

многом

определяет

динамику

развития

и

характер

сценического действия. Поэтому, концертмейстеру необходимо обращать особое

внимание на то, чтобы музыкальный ритм воспринимался учащимися не как

простой

механически

точный

счет

долей

времени,

а

как

выразительный

компонент танца. Вначале учащиеся должны освоить простейшие музыкальные и

хореографические ритмы на 2/4 и 4/4, затем более сложные, на 3/4, 6/8 и т.д.,

постепенно переходя от медленных темпов к быстрым, что будет способствовать

воспитанию более чуткой, художественно верной связи музыки и танца.

Второй компонент музыкальности - это умение учащихся сознательно и

творчески увлеченно воспринимать тему - мелодию, художественно воплощать ее

в

танце.

Известно,

что

содержания

каждого

музыкального

произведения

распознается

по

теме

мелодии,

которая

способна

своим

выразительным

звучанием

передать

самые

различные

образы

и

состояния,

обладающие

интонационными,

ритмическими, динамически и

тембровыми

особенностями.

Каждый танец стремится раскрыть тему музыкального произведения, определяя

тем

самым

образ,

характер

и

суть

сценического

действия.

Следовательно,

музыкальная

тема

должна

восприниматься

учащимися

не

отвлеченно

и

параллельно, а художественно, как единое целое. Способность внимательно и

верно чувствовать музыку, увлекаться ее содержанием необходимо воспитывать с

первого года обучения, как только ученики твердо встанут на ноги, хорошо

усвоят исполнительские приемы своих экзерсисов как у станка, так и на середине

зала. Работу эту надо развивать и развиваться постепенно, но не вообще, а в самой

теснейшей связи с освоением техники танца. Умение слушать музыкальную тему

во время сильнейшего физического и нервного напряжения свидетельствует об

истинном мастерстве танцовщика. Прервать внутреннюю связь с музыкальной

5

темой - значит уйти от осмысленного действия только в технику. Уходя с урока,

ученик должен отчетливо понимать не только хореографию, но и музыкальные

темы, которые давали ему внутреннюю увлеченность, действительность (пусть

даже

самую

малую)

и

тоже

помогали

развивать

технику

музыкального

мастерства.

Третий

компонент

музыкальности

-

это

умение

учащихся

внимательно

вслушиваться в интонацию музыкальной темы, стремясь технически верно и

творчески увлеченно воплотить их звучание в пластике танца. Словом, музыка и

хореография должны стать для ученика единым объектом его внимания во всех

отношениях. Необходимо ежеурочно и неустанно прививать учащимся умение

техники

танца

и

творчески

воспринимать

содержание

музыки

как

художественного

компонента

танца,

как

живое

творческое

начало,

актерское

вдохновение.

Таким

образом,

задачей

концертмейстера

является

развитие

«музыкальности» танцевальных движений.

Без

указанных

основных

музыкальных

способностей,

по

мнению

Б.М.Теплова,

любая

музыкальная

деятельность

невозможна

в

принципе.

Важность

развития

музыкальности

заключается

не

столько

в

изучении

теоретических основ музыкального языка, сколько в возможно большем общении

с

музыкой.

Повседневные

занятия

хореографией

развивают

музыкальность

значительно быстрее и полнее, чем изолированное освоение отдельных элементов

музыкального языка. Чем талантливее композитор, тем более ярко, глубоко и

своеобразно говорит он о явлениях жизни языком музыки.

Поэтому

выбор

репертуара

концертмейстером,

на

котором

происходит

развитие музыкального чувства, имеет особое значение.

Как и во всех случаях, доступность понимания и постепенность усложнения

репертуара является существенным моментом развития музыкальности. Важно,

чтобы музыка всегда была понятной и вызывала определенные представления,

образы действительности. Тогда музыкальные мысли произведения не являются

чужеродными, а

превращаются

в своеобразный

язык танца. Если музыка

не

вызывает определенных образов, представлений, не говорит о переживаниях, она

становится для танцора непонятной.

6

Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным,

четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное

развитие учащихся.

Под

музыкальным

оформлением

урока

подразумевается

музыкальная

композиция,

облеченная

в

законченную

форму,

построенную

по

характеру,

фразировке,

ритмическому

рисунку,

динамике

в

полном

соответствии

с

танцевальным

движением

и

объединяющееся

в

одно

целое.

Эта

композиция

должна

подчеркивать

все

особенности

данного

танцевального

движения

средствами музыкальной характеристики его и тем самым, помогать ученику,

творчески повысить качество своего выступления.

Музыкальное

оформление

урока

должно

помочь

учащимся

овладевать

техническими навыками хореографии и в то же время прививать им осознанное

отношение

к

конструктивным

особенностям

музыкального

произведения

умение

отличать

музыкальную

фразу,

предложение,

период.

Приучать

ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, в динамике, агогике

музыки.

Развивать

все

эти

свойства

и

стороны

музыкальности

учащегося

необходимо с разъяснением их прямого соответствия танцевальным фразам и

движениям. Осознание конструктивной основы музыкального произведения и

соответствие его структуре движений в танце помогут учащимся разбираться в

общности смыслового значения музыки и танца. Это – необходимая предпосылка

для достижения свободы движения в музыке.

В

младших

классах

по

содержанию

своему

музыкальное

оформление

должно

быть

элементарным

и

простым.

Но

даже

в

элементарном

виде

музыкальное

сопровождение

должно

сохранить

свою

сопряженность

с

движением.

Следует

остерегаться

снижение

музыкального

исполнения

до

простого отбивания такта – счета. Последнее не только не будет способствовать

музыкальному развитию учащегося, но, наоборот, станет тормозить его.

В последующих классах, при постепенном усложнении приемов движений и

танцевальных

комбинаций,

обогащается

и

музыкальное

оформление,

разнообразится голосоведение, рисунок, гармонии и т.д.

7

Концертмейстеру

приходится

работать

с

детьми

разного

возраста

-

от

начинающих школьников до выпускников. Наполнить музыкой каждое занятие, в

соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и

танцевальным

направлением,

не

просто.

Путь

один

постоянное

совершенствование, серьезный творческий подход к работе.

Так,

например,

у

младшего

возраста

детей

превалирует

наглядное

мышление.

Через

танцевальные

движения

у

ребёнка

развивается

не

только

художественный вкус и творческое воображение, но и формируется богатый

внутренний мир. Поэтому для них нужна музыка с чёткими, простыми ритмами,

несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определённостью:

хоровод,

полька

и

др.

На

простые

комбинации

следует

давать

простые

музыкальные фрагменты с ясной мелодией, в простом размере, с несложным

ритмическим

рисунком.

Музыкальный

материал

на

каждом

году

обучения

постепенно усложняется. В подростковом возрасте у детей происходит осознание

своих

возможностей.

Значит

необходимо

повышать

уровень

музыкального

репертуара.

На

занятиях

хореографии

учащиеся

приобщаются

к

лучшим

образцам

народной, классической и современной музыки, и таким образом формируется их

музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление,

которые

помогают

при

постановочной

работе

воспринимать

музыку

и

хореографию

в единстве.

Концертмейстер ненавязчиво

учит

детей отличать

произведения разных эпох, стилей, жанров.

Таким

образом,

задачей

концертмейстера

является

развитие

«музыкальности» танцевальных движений, для этого музыкальное сопровождение

и исполнение всегда должно быть ярким и эмоциональным.

Концертмейстер

должен

научить

детей

слышать

и

слушать

музыку,

понимать ее и любить, развивать эмоциональную выразительность детей, тем

самым

помогать

и

содействовать

творческой

работе

педагога-хореографа,

развивать

музыкальные

способности

детей

посредством

аккомпанемента,

содействовать

всестороннему

развитию

личности

учащихся

средствами

8

аккомпанемента. С развитием общей музыкальности появляется эмоциональное

отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Существует

еще

одна

необходимая

составляющая

для

успешной

профессиональной работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии.

Он должен любить танец. Любить его всей душой и вместе с педагогом

хореографом создавать творческую атмосферу. Балетный класс – это особый мир.

Начиная

от

деревянных

полов,

зеркал

и

станка

и

заканчивая

таинственным

языком балетных терминов, которые понимают только посвященные. В этом мире

должны

царить

доброжелательность

и

взаимопонимание.

Хороший

концертмейстер понимает педагога-хореографа еще до того, как тот произнес

changement de pieds (перемена ног) и сыграет лишние такты между периодами. Он

дышит вместе с классом, держит в поле своего зрения всех и всегда готов помочь

акцентом, замедлением или просто исполнением веселой зажигательной польки,

чтобы снять усталость. Можно сказать, что концертмейстер хореографического

класса, полноценно существующий в своей профессии – это особый пианист,

который научился работать в уникальной сфере, где посредством соединения

различных пластических движений, словно контрапунктирующих с музыкальным

сопровождением, создаются неповторимые образы и сюжеты.

Список используемой литературы:

1.

Базаров Н.П. Азбука классического танца / Н.П. Базаров, В.П. Мей. – М.:

Москва, 1964.

2.

Барышникова Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова. – Сп-б.: Респекс-

Люкси, 1996.

3.

Бахрах

И.И.

Физическое

развитие

школьников

8-17

лет

в

связи

с

индивидуальными темпами роста и формирования организма / И.И. Бахрах, Р.Н.

Дорохов. – Смоленск: Смоленск, 1975.

4.

Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных

заведениях / Л. Бондаренко. – Киев: Музычна Украина, 1985.

5.

Курнаева

Н.В.

Хореография

для

дошкольников

/

Н.В.

Курнаева.

Ульяновск: Изд-во УИПК ПРО, 2001.

9

6.

Кыштымова Н.И. Методическое пособие по классическому танцу / Н.И.

Кыштымова.- Ульяновск: Изд-во училища культуры, 2006.

7.

Учебно-воспитательная

и

творческая

работа

в

самодеятельном

хореографическом коллективе: методические рекомендации. – Курск: Областной

научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной

работы, 1985г. – 27с.

8.

Хайкина Т.Я. Задачи концертмейстера-пианиста хореографического класса.

Итоги смотра методических работ преподавателей учебных заведений культуры

и искусства за 1995-96 учебный год. – Тамбов, 1997. – С. 110-112.



В раздел образования