Напоминание

Всё поем от "до"


Автор: Жданова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств с.Тирлянский
Населённый пункт: РБ Белорецкий район с.Тирлянский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Всё поем от "до"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств с.Тирлянский муниципального района

Белорецкий район Республики Башкортостан

«Все поем от до»

Методическая разработка по сольфеджио

Преподаватель теоретических

дисциплин МБУ ДО ДШИ

с. Тирлянский

Ждановой Ольги Николаевны

2019г.

Современная музыкознание выделяет два основных компонента музыкального мышления:

репродуктивный (связанный с восприятием и анализом существующей музыке) и продуктивный –

лежащий в основе создания новой музыки. Восприятие и анализ музыке – наиболее всеобъемлющая

музыкальная деятельность. Она важна и как самостоятельная деятельность слушания и постижения

музыки, и как составная часть любого музицирования.

Музыкальное

восприятие-это

сложный

эмоционально-окрашенный

процесс

включая

восприятие и анализ того, что учащийся в ходе всего курса обучения прошел , то есть обучился за все

годы и теперь должен осмыслить и завершить все свои умозаключения потому что прошел в эти

годы. По итогам экзамена будет видно как ребенок все это воспринял , осмыслил , понял. Сложность

этого процесса и является , по –видимому, причиной того, что до сих пор ни в музыкознании, ни в

музыкальной

психологии

нет

единого

термина

для

его

обозначения.

Называют

же

его

«музыкальным восприятием», «интеллектуальным восприятием».

Наиболее адекватным может быть предложенный В.В Медушевским термин «музыкальное

восприятия-мышления», который более точно отражает специфику этого процесса. Е.А. Назайкинский

писал : « музыкальное восприятие направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми

обладает музыка как искусство».

Музыкальное восприятие-это мышление, которое наиболее прямо и эффектно развивается в

ходе работы с учащимися путем слушания и запоминания, даже скажем музыкального натаскивания

детей , то есть повторение теоретических правил, построения, слушания. В этом виде деятельности

дети получают самый большой объем разнообразных впечатлений и знаний. Любому педагогу-

музыканту в своей практике приходится иметь дело с двумя факторами:

1.Музыкой

как таковой

2. Личностью

ребенка,

его

особенностями,

устремлениями.

Способностями.

В

основу

современного

учебно-

воспитательного процесса положена концепция развивающего обучения.

В комплексе у детей

должны развиться- музыкальный слух, ритмическое чувство, ладовое чувство, память (музыкальное),

да и не только музыкально-образное мышление, воображение , ассоциации, фантазия.

Как же всего этого достичь? Каким путем?

У меня сложилась своя может не совсем точная , но по моим меркам более приемлемая

методика. Основная цель пение от «до»- четко отразить основополагающие знания по раздела:

Метроритм

Лад

Тональность

Интервалика

Аккордика

Музыкальные формы

С чем все связано? Дело все в том, что процесс идет так, как будто дети начинают изучать в

последнем классе музыкальной школы все правила теории заново, то есть сначала. Музыкальное

восприятие- мышление становится другим , более глубоким, серьезным, так как правила которые они

учили несколько лет назад воспринимались по другому, то есть с высоты того возраста. Теперь же все

поменялось и ребенок и его мироощущение.

Так есть начать сначала и повторять все правила, а затем пропевать все от «до» , то

получится , что теория будет сравниваться с практикой сольфеджио , когда ребенок учит не только

правила, но и поет , естественно , хочет от того или нет, но проигрывает, то есть запоминает это все в

разных формах. И тем чаще он это будет делать , тем его мозг будет быстрее запоминать, то есть

анализировать что он пропел, проиграл.

Пройдя интервалы - простые, тритоны, характерные , энгармонически равные, составные,

обращение интервалов, учащиеся сами строят их от «до» затем все проверяется, а затем поется ,

играется из урока в урок.Всё это повторяется.

Так

же

происходит

с

трезвучиями,

септаккордами,

ладами.

По

истечении

некоторого

времени, когда начинаешь работать с этой темой, то учащиеся не вольно узнают лады, интервалы,

трезвучие, септаккорды в своих произведениях по специальности , даже есть они и построены не от

«до». Но заучивание и повторение дает хороший результат дети которые более серьезно относятся к

урокам к концу учебного года достигают хорошего результата не только по слуховому анализу , но и

по музыкальному диктанту и по пению всех правил на экзамене. Дети могут все это построить от

любого звука и в любой тональности.



В раздел образования