Напоминание

Методическая разработка "Башкорт балы"


Автор: Кутлумухаметова Фархана Мухтаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: с. Инзер, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка "Башкорт балы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» с. Инзер

Методическая разработка игровой

программы

БАШ:ОРТ БАЛЫ

Преподаватель высшей категории МАУ ДО

«Детская школа искусств» с. Инзер.

2019г. Кутлумухаметова Ф. М.

Пояснительная записка

У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие

корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который

служит им для укрепления и усовершенствования духовно-морального

общинного строя. Башкиры в этом плане не являются исключением. На данное

время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи,

но наша культура и праздники не утрачены, не забыты. Народные игры

чередуются с загадками, частушками, дразнилками, считалками и другими

видами устного народного творчества. Праздник- это и развлечение и

творческая деятельность, базирующаяся на процессах восприятия, образного

мышления, воображения, эмоциональных отношений, так как имеют огромное

значение в духовном становлении личности. Формируя личность ребенка

необходимо развивать его эмоции и чувства и в этом неоценимое значение

приобретает знакомство и участие в праздниках .

Цель программы.

1. Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления

с бытом и жизнью народов нашей Республики.

2.Ознакомление детей с башкирскими традициями игровой культуры.

Задачи.

1. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству через игровую

деятельность.

2. Формировать положительные эмоции, благоприятный психологический

климат в процессе игры.

3. Развивать творческие способности детей.

Методические советы на подготовительный период.

Данный сценарий игровой программы «БАШКОРТ БАЛЫ » рассчитана на

25 участников, из них 11 исполняют роли, а 15 задействованы в играх.

Необходимо заранее детям раздать слова, распределить обязанности среди

подростков и педагогов, определить кто за что отвечает.

Для проведения игровой программы следует подготовить зал или любую

просторную комнату. Летом можно провести игру-спектакль на открытом

воздухе.

Для исполнителей ролей необходимо подобрать костюмы, привлечь

родителей к изготовлению декораций, продумать музыкальное сопровождение.

Это может быть как живая музыка, так и аудиозаписи.

Участники игровой программы должны очень хорошо знать текст. Для того,

чтобы утвердить того или иного ребёнка на роль, нужно сначала попробовать

нескольких, посмотреть, кому какая роль лучше подходит.

Все роли были исполнены учащимися фольклорного класса, а текст написан

автором этой методической разработки.

Использование данной игровой программы не только знакомит детей с

устным народным творчеством, но и развивает творческие способности детей,

способствует формированию положительных эмоций.

Для подготовки игровой программы достаточно 3-4 недели.

Байрамда 6атнашалар

:

!бей, Бабай, Бал 6орттары, Айыу, Егетт1р, Балалар-

25

у6ыусы

Сценарий8а 6улланыл7ан йыр8ар

:

«Матур ялан»-В.М19летов к2й2, !.Килм2х1м1това 398

«Бал 6орто»-Р. Ура6сина 398, !. Зиннурова к2й2.

«Та6ма6тар» 1йтеше9.

«Й1шел с1ск1»-Ф.Баширова 398,М.Солтанова к2й2

Уйындар

«:ап6алы» уйыны,

«Т951р1к уйыны».

Бейе981р

Баш6орт халы6 бейеуе

Егетт1р бейе9е

«Бал :орттары» бейе9е.

(кис

1

-тамаша).

Максат: 1.

У6ыусылар8ы

халы

6

– ауы

8

ижады, милли традициялар,хал

6ыбы88ы5 шаян

йыр8ары, уйындары мен1н таныштырыу

мен

таныштыру.

2. Улар

8ы5 телд1рен хал6ыбы88ы5 тылсымлы, а6ыллы 39881ре мен1н байытыу.

3. Укысыларга фольклор аша

хал6ыбы88ы5 72р2ф- 71881тт1рен1 м2х1бб1т т1рби1л19

.

Кис1не5 барышы

:

(

Кис1 башланыр

алдыннан “Бал

6орто”

йыры магнитафон

я8ма3ында

й1ки

баянда

башкарыла).

Алып барыусы:

:18ерле 6уна6тар, у6ыусылар, ду4тар.

Кис1бе88е башлап еб1р1бе8.

С1хн1л1 матур т1би71т к9ренеше.

!бей мен1н бабай 6уна6тар к2т1. Бына балалар 8а килеп ет1, и41нл1ш1л1р,

ултырышалар.

!бей. Балалар, 3е8 1ки1т ярата3ы7ы8мы

?

Мин х18ер 3е8г1 бик матур 1ки1т 32йл1йем. Ул «Баш6орт балы» тип атала.

…Борон-борон заманда Бер Баш6орт ауылында й1ш1г1н ти 2с берту7ан егет.

Улар8ы5 тормоштары бик ауыр бул7ан, с2нки 2с23ене5 д1 3аулы7ы булма7ан.

С1с1 л1 ура ла алма7ан ти, улар8ы5 хатта 3унар7а й2р2рг1 л1 м2мкинлеге булма7ан.

Бына улар 94еп етк1н, 2йл1нер ва6ыттары етк1н. Л1кин ауыл 6ы88арыны5 бере3е л1

улар7а 6арамай ик1н. Бик ны6 6ай7ыр7ан егетт1р. Шунан 3у5 тыу7ан ауылын ташлап,

б1хет э8л1рг1 сит ер81рг1 сы7ып китк1нд1р.

(

С1хн1г1 егетт1р килеп сы7а, улар бик ны6 ары7андар.)

1

-се егет. Бик ны6 арыным мин, ту7андарым. Тыу7ан ауылыбы88ан ките9г1 бик ны6

9кен1м.

2

-се егет. !й81ге8 ту7андарым, тыу7ан ауылыбы87а кире 1йл1неп 6айтайы6.

3

-се егет. Бер а8 ял итеп, тама6 ял7ап алайы6, унан 3у5 тыу7ан ауылыбы87а 6айтыр юл

э8л1рбе8.

(

Шул ва6ыт егетт1р8е бал 6орттары сорнап ала)

Бал 6орттары.Зин3ар 2с2н ашы7ы7ы8

!

Бе8г1 яр8ам итеге8

!

Егет. Бал 6орттары, ашы6ма7ы8,

Айырым – айырым а5латы7ы8

!

1-

се бал 6орто. Айыу умартаны тапты, уны бо8а башланы.

2

-се бал 6орто.Балды ашап б2т2р1с1к,

Бе88е 2й328 6алдыраса6

!

Егет. !й81ге8, бал 6орттарына яр8ам ит1йек, айыу8ы 6ыуып еб1р1йек

!

Урман буйлап айыу кил1, ул им1н а7асында7ы умартаны таба.

Айыу. Мин хуш е4ле бал таптым,

Мин бит бик ны6 асы6тым.

Бал 6орттары 6айткансы,

Ашап б2т2р1м мин балды.

(

Бал 6орттары мен1н егетт1р ялан7а килеп сы7а.)

Егет. Кит бынан, тейм1 бал7а,

№ин бит балды йыйманы5,

! ашар7а килг1н3е5

?

(

Айыу 6асып кит1.)

Бал 6орттары егетт1р8е бал мен1н 3ыйлай8ар, р1хм1т 1йт1л1р.

1-

се бал 6орто. Яр8ам итте7е8, 8ур р1хм1т

!

№е88е бал мен1н 3ыйлайбы8,

3е8г1 и41нлек тел1йбе8

!

2

-се бал 6орто. Бе88е5 бал бит шифалы,

Ул бит бик ны6 фай8алы

!

3

-се бал 6орто.Сиреге88е онотор3о7о8,

Шат 31м б1хетле булыр3ы7ы8

!

Баш6а балалар кер1.

Бейеу - бал 6орттары баш6ара.

(

Был ва6ытта егетт1р 24к2 кейемд1рен ти8 ген1 3алып, бик матур кейемд1 6алалар.)

1-

се егет. Ту7андарым, т2шм2 был

?

№е88е танырлы6 тугел

?!

2-

се егет. А7ай8арым, мин к9р1м-

№ары 6ояш, й1шел си81м

!

3

-се егет. Ая6тарым 3ы8ламай,

(881ре бейерг1 3орай

!

!й81ге8, бейеп алабы8

Ярат6ан та6ма7ым,

Балалар шатлы7ына

!

(

Егетт1р бейеп ала. ! бал 6орттары балалар7а к9п итеп бал алып кил1, балалар8ы

3ыйлай8ар.)

Бабай. Егетт1р, ауылы7ы87а ашы6ма7ы8 1ле. Бе88е5 балалар мен1н уйнап, йырлап, бейеп

алы7ы8.

!бей.

(

балалар7а) Баш6орт балы – бик шифалы

!

Баш6орт балы - ны6 фай8алы

Баш6орт балын аша3а7ы8 -

Бал 6орттары. *ур булып 94еп китер3еге8

!

!бей. Баш6орт балын ярат3а7ы8 -

Бал 6орттары. Сирл1м143еге8, ны6 булыр3ыгы8

!

!бей.Р1хм1т, бал 6орттары, 3е8 81 бе88е5 байрамда 6алы7ы8

!

Бе88е5 балалар мен1н к95ел

асып алыр3ы7ы8

!

Байрам башлана.

1-се 6ы8 Эй уйнайбы8, уйнайбы8,

Уйнап, к2л2п туймайбы8.

Байрамыбы8 г2рл1п тор3он -

Бейейбе8 81 йырлайбы8.

Б2т13е

:

!й81 Денислам йырлап ал3ын.

«

Матур ялан

»

йыры баш6арыла

2-се 6ы8 !й81ге8 уйын уйнап алайы6.

Б2т13е

:

!й81ге8, 1й81ге8

«:ап6алы» уйыны 9тк1рел1.

2-

се егет Бе8 йыйылды6, ду4тар,

Байрам к2н2 берг1.

Йырламайса хис т1

М2мкин тугел бе8г1.

«Та6ма6тар

»

баш6арыла.

3-

се егет №айрат, №айрат гармуны5ды,

Бейе3енд1р й1ш 6ы88ар.

Бе88е5 6ы88ар нурлы й28л2,

!йтер3е5 д1 йондо88ар

!

Баш6орт халы6 бейеуе баш6арыла.

Грузинский с1й с1йн9кт1,

24т1лд1 Баш6орт балы,

Яныма балалар йыйыл7ан,

Ми51 кем к1р1к та7ы

?

!бей мен1н бабай балалар8ы баллап с1й эсерг1 са6ыралар.

4-се 6ы8 Баш6орт балыны5 т1мен

Кем ашамай, шул белм1й.

Б2т1 сит ил к1нфитт1рен,

«Марс» тар8ы 31м «Сникерс» тар8ы

Алмаштырам бал7а мин

!

Йыр «Й1шел с1ск1».

4- се егет:

К95ел елкенеп ките бит

!й81ге8 «Т951р1к уйынын» бейеп алайы6.

Эх,281 ба4ыу8ары.

2- се егет

Кис т2ш2п кил1,

!й81ге8 6айтайы6,2й81 ю7алт6андар8ыр

4-се 6ы8 !й81ге8, йондо8 3анар7а.

Б2т13е

:

!й81ге8,1й81ге8.

Заключение

Таким образом, наиболее массовой, доступной и естественной формой

реализации программы остается обрядово-праздничная культура, народный

праздник, фольклор, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо.

Поэтому проблема приобщения детей к культурному богатству родного края,

поиск более приемлемых, эффективных путей его познания, духовное

формирование личности ребенка остается одной из самых важных и

актуальных проблем современных школ.

А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования

народных культурных традиций в деятельности руководителей

театрализованных представлений и праздников.

Библиографический список литератур :

1.

Абсалямова А.Г. Детское творчество и народная сказка. - М., 1998.

2.

Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 1995. – С. 5

3.

Баллер Э.А. Приемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1969

4.

Бапбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л., 1989. С.

5.

Галяутдинов И.Г. Балалар фоль клоры. У.,1994.

6.

Кубагушов, А. :ояш апай сы6, сы6.- У.,1994.

7.

Сулейманов Р. Башкирское народное музыкальное искусство.-Уфа.,2005.

8.

Ураксина Р. Балалар 2с2н йола уйындары. –У.,1994.

9.

Хасаншин Д.Балалар 2с2н йыр8ар.-Уфа,.2006.



В раздел образования