Автор: Аглямова Гульназ Ирнусовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Башкирского педагогического университета им. М. Акмуллы
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа
Наименование материала: татья
Тема: "Содержание деятельности социального педагога общеобразовательной организации по развитию коллективизма у младших школьников"
Раздел: начальное образование
Содержание деятельности социального
педагога общеобразовательной организации по развитию
коллективизма у младших школьников
Г.И. Аглямова
Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
Научный руководитель: ст. преп., О.В. Вечканова
Во
все
времена
коллективизм
понимался
как
процесс
создания
необходимых
условий
для
существования
и
развития
человека,
объединенных совместными целями, интересами и деятельностью, и как
ч е р т а
м о р а л и
п р е д с т а в л я ю щ и й
в е л и ч а й ш у ю
с о ц и а л ь н у ю
и нравственную ц е н н о с т ь .
К о л л е к т и в и з м
о б ъ е д и н я е т
л ю д е й
индивидуальными, личными узами на основе определенных нравственных
н о р м
и
п р а в и л .
О р и е н т а ц и я
с о в р е м е н н о й
н а у к и
н а
ценности общечеловеческого и
национального
характера
определяет
актуальность
исследования
отечественного
педагогического
наследия,
в
котором теория воспитания коллективизма у младших школьников занимает
одно из приоритетных мест.
Коллективизм
–
воззрение
и
практика
организации
общественной
жизни, ставящая во главу угла коллектив, кооперированные действия людей,
основанные на общности основных интересов, солидарности, взаимопомощи
и ответственности [1]. Коллективизм – это понятие широкое, взяв несколько
источников,
мы
найдем
разные
определения,
каждое
из
которых
будет
представлять
определенную
точку
зрения.
По
отношению
к
молодому
поколению, коллективизм – это не только объединение людей общей целью и
деятельностью, а прежде всего, это правильный шаг на пути к развитию у
подрастающего
поколения
моральных
чувств
и
нравственных
качеств,
в
процессе взаимодействия личности с внешним миром. В нашем обществе
явной формой проявления коллективизма, который так активно развивался в
прошлом
столетии,
является
движение
волонтёров,
а
также
вновь
восстановленная работа Российских Студенческих Отрядов. На их примере
мы можем увидеть, как объемно и всесторонне развивается личность внутри
коллектива.
Приоритетная
роль
в
воспитании
личности
ребенка
принадлежит
общеобразовательной школе, особенно – начальному звену. Именно младший
школьный
возраст
является
наиболее
сензитивным
периодом
для
формирования и развития моральных чувств и нравственных качеств внутри
коллектива.
Их
доверчивость,
податливость
и
известная
внушаемость,
склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется педагог,
создают
благоприятные
предпосылки
для
успешного
решения
данной
проблемы.
На сегодняшний день в программу образования в целом включают
различные конкурсы, соревнования и прочую деятельность, которая требует
коллективного
взаимодействия.
В
общеобразовательных
организациях
проводится много классных часов, слетов, которые направлены на сплочение
коллектива и работу в команде.
Работа социального педагога в общеобразовательной организации - это
многоплановая
деятельность,
которая
заключается
в
удовлетворении
потребностей
детей,
развитии
школьников,
социально-психологической
адаптации к среде [2, с.34]. Кроме того, он и сам должен уметь педагогически
правильно построить воспитательную, социально - педагогическую работу с
отдельными учениками, различными группами школьников, их родителями,
учителями.
Содержание
деятельности
социального
педагога
по
развитию
коллективизма
у
младших
школьников
представляет
собой
соединение
нескольких
приемов
взаимодействия.
Сюда
относятся
диагностические
методики на выявление способностей младших школьников, на определение
состояния
коллектива
в
целом.
Тренинги,
направленные
на
знакомство
обучающихся друг с другом и развития чувства доверия и симпатии между
детьми. Коллективно творческие дела, которые предполагают совместный
поиск наилучших решений жизненно важных задач, который осуществляется
сообща
в
коллективе.
Через
коллективную
творческую
деятельность
происходит
развитие
самостоятельности,
инициативы
ре бя т,
самоуправления,
коллективистских
основ
жизни,
активного
гражданского
отношения
к
другим
людям,
миру.
Такая
деятельность
сплачивает
их,
облегчая процесс активной социализации молодого поколения.
Кроме
того,
для создания здорового климата в школьном коллективе социальный педагог
используют различные формы работы, такие как организация и проведение
общественных мероприятий, беседы, групповые занятия, дискуссии, игры,
состязания, походы, экскурсии, ролевые игры, конкурсы.
Социальный
педагог
как
специалист,
который
постоянно
работает
именно с детьми, обязан использовать все медиа разработки современного
мира,
поэтому
все
беседы
и
взаимодействия
проходят
в
интерактивном
режиме. Сейчас
достаточно
видеороликов,
музыкальных
композиций,
способствующих
наиболее
глубокому
восприятию
и
усвоению
новой
информации.
К примеру, на тему дружбы к просмотру предлагается фильм о ней,
затем разбор ситуаций, которые также представлены визуально на экране, а
затем
предлагается
коллективно-творческое
дело,
которое
выполняется
непосредственно в классе с применением подручных средств. Примером
таких дел могут быть актерские сценки, стенгазеты, творческие номера.
Таким образом, взгляды на коллективизм меняются вместе с развитием
общества, но суть остается одна. В современном мире, где индивидуализм
преобладает,
необходимо
развивать
коллективизм.
Именно
младший
школьный возраст является самым благоприятным периодом
для данной
цели,
потому
что
именно
в
этом
возрасте
формируются
все
базовые
потребности, стиль и манера общения и взаимодействия с окружающим
миром.
Литература
1. Куличкина, М.И. Психологические особенности детского коллектива и формирование
коллективистических качеств личности детей школьных возрастов [Текст] / М.И.
Куличкина // Соврем. гуман. исслед. — 2008. — №1. — С. 297-300.
2. Мариновкская, Т.Д. Психология развития [Текст] : Т. Д. Маринковской // Учебник для
студ. вузов. - Москва: «Академия», 2001 - 352 с.