Напоминание

"Содержание деятельности социального педагога общеобразовательной организации по развитию коллективизма у младших школьников"


Автор: Аглямова Гульназ Ирнусовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Башкирского педагогического университета им. М. Акмуллы
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа
Наименование материала: татья
Тема: "Содержание деятельности социального педагога общеобразовательной организации по развитию коллективизма у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Содержание деятельности социального

педагога общеобразовательной организации по развитию

коллективизма у младших школьников

Г.И. Аглямова

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Научный руководитель: ст. преп., О.В. Вечканова

Во

все

времена

коллективизм

понимался

как

процесс

создания

необходимых

условий

для

существования

и

развития

человека,

объединенных совместными целями, интересами и деятельностью, и как

ч е р т а

м о р а л и

п р е д с т а в л я ю щ и й

в е л и ч а й ш у ю

с о ц и а л ь н у ю

и нравственную ц е н н о с т ь .

К о л л е к т и в и з м

о б ъ е д и н я е т

л ю д е й

индивидуальными, личными узами на основе определенных нравственных

н о р м

и

п р а в и л .

О р и е н т а ц и я

с о в р е м е н н о й

н а у к и

н а

ценности общечеловеческого и

национального

характера

определяет

актуальность

исследования

отечественного

педагогического

наследия,

в

котором теория воспитания коллективизма у младших школьников занимает

одно из приоритетных мест.

Коллективизм

воззрение

и

практика

организации

общественной

жизни, ставящая во главу угла коллектив, кооперированные действия людей,

основанные на общности основных интересов, солидарности, взаимопомощи

и ответственности [1]. Коллективизм – это понятие широкое, взяв несколько

источников,

мы

найдем

разные

определения,

каждое

из

которых

будет

представлять

определенную

точку

зрения.

По

отношению

к

молодому

поколению, коллективизм – это не только объединение людей общей целью и

деятельностью, а прежде всего, это правильный шаг на пути к развитию у

подрастающего

поколения

моральных

чувств

и

нравственных

качеств,

в

процессе взаимодействия личности с внешним миром. В нашем обществе

явной формой проявления коллективизма, который так активно развивался в

прошлом

столетии,

является

движение

волонтёров,

а

также

вновь

восстановленная работа Российских Студенческих Отрядов. На их примере

мы можем увидеть, как объемно и всесторонне развивается личность внутри

коллектива.

Приоритетная

роль

в

воспитании

личности

ребенка

принадлежит

общеобразовательной школе, особенно – начальному звену. Именно младший

школьный

возраст

является

наиболее

сензитивным

периодом

для

формирования и развития моральных чувств и нравственных качеств внутри

коллектива.

Их

доверчивость,

податливость

и

известная

внушаемость,

склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется педагог,

создают

благоприятные

предпосылки

для

успешного

решения

данной

проблемы.

На сегодняшний день в программу образования в целом включают

различные конкурсы, соревнования и прочую деятельность, которая требует

коллективного

взаимодействия.

В

общеобразовательных

организациях

проводится много классных часов, слетов, которые направлены на сплочение

коллектива и работу в команде.

Работа социального педагога в общеобразовательной организации - это

многоплановая

деятельность,

которая

заключается

в

удовлетворении

потребностей

детей,

развитии

школьников,

социально-психологической

адаптации к среде [2, с.34]. Кроме того, он и сам должен уметь педагогически

правильно построить воспитательную, социально - педагогическую работу с

отдельными учениками, различными группами школьников, их родителями,

учителями.

Содержание

деятельности

социального

педагога

по

развитию

коллективизма

у

младших

школьников

представляет

собой

соединение

нескольких

приемов

взаимодействия.

Сюда

относятся

диагностические

методики на выявление способностей младших школьников, на определение

состояния

коллектива

в

целом.

Тренинги,

направленные

на

знакомство

обучающихся друг с другом и развития чувства доверия и симпатии между

детьми. Коллективно творческие дела, которые предполагают совместный

поиск наилучших решений жизненно важных задач, который осуществляется

сообща

в

коллективе.

Через

коллективную

творческую

деятельность

происходит

развитие

самостоятельности,

инициативы

ре бя т,

самоуправления,

коллективистских

основ

жизни,

активного

гражданского

отношения

к

другим

людям,

миру.

Такая

деятельность

сплачивает

их,

облегчая процесс активной социализации молодого поколения.

Кроме

того,

для создания здорового климата в школьном коллективе социальный педагог

используют различные формы работы, такие как организация и проведение

общественных мероприятий, беседы, групповые занятия, дискуссии, игры,

состязания, походы, экскурсии, ролевые игры, конкурсы.

Социальный

педагог

как

специалист,

который

постоянно

работает

именно с детьми, обязан использовать все медиа разработки современного

мира,

поэтому

все

беседы

и

взаимодействия

проходят

в

интерактивном

режиме. Сейчас

достаточно

видеороликов,

музыкальных

композиций,

способствующих

наиболее

глубокому

восприятию

и

усвоению

новой

информации.

К примеру, на тему дружбы к просмотру предлагается фильм о ней,

затем разбор ситуаций, которые также представлены визуально на экране, а

затем

предлагается

коллективно-творческое

дело,

которое

выполняется

непосредственно в классе с применением подручных средств. Примером

таких дел могут быть актерские сценки, стенгазеты, творческие номера.

Таким образом, взгляды на коллективизм меняются вместе с развитием

общества, но суть остается одна. В современном мире, где индивидуализм

преобладает,

необходимо

развивать

коллективизм.

Именно

младший

школьный возраст является самым благоприятным периодом

для данной

цели,

потому

что

именно

в

этом

возрасте

формируются

все

базовые

потребности, стиль и манера общения и взаимодействия с окружающим

миром.

Литература

1. Куличкина, М.И. Психологические особенности детского коллектива и формирование

коллективистических качеств личности детей школьных возрастов [Текст] / М.И.

Куличкина // Соврем. гуман. исслед. — 2008. — №1. — С. 297-300.

2. Мариновкская, Т.Д. Психология развития [Текст] : Т. Д. Маринковской // Учебник для

студ. вузов. - Москва: «Академия», 2001 - 352 с.



В раздел образования