Напоминание

"Декоративный натюрморт" в графике. Методические приемы ведения работы.


Автор: Коротких Татьяна Игоревна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская художественная школа"
Населённый пункт: г.Полевской, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Декоративный натюрморт" в графике. Методические приемы ведения работы.
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Декоративный натюрморт» в графике.

Методические приемы ведения работы.

Преподаватель ДХШ: Коротких Т.И.

В

рамках

реализации дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программы

в

области

изобразительного

искусства

«Живопись» учащиеся 2 класса изучают основы композиции и знакомятся с

понятием «декоративная композиция», осваивают методы и приемы работы.

В изучении раздела «Декоративная композиция» большое внимание

уделяется задачам построения декоративной композиции, используя при этом

различные материалы и техники рисования.

Пройдя путь от монокомпозиции к трансформации и стилизации

различных

предметов,

учащиеся

подходят

к

изучению

декоративной

композиции

натюрморта.

Натюрморт

многообразен

в

плане

изучения

стилизации. Ему характерны: условное изображение реальной постановки,

также

исключаются

задачи

реалистического

изображения:

передача

материальности, воздушного пространства, плановости изображения.

Существуют

различные

способы

достижения

выразительности

в

декоративной композиции натюрморта. Если выполняется цветовой вариант,

большее

внимание

следует

уделять

цветовым

и

тональным

отношениям

между изобразительными элементами и фоном. Линейный декор играет в

таком

случае

меньшую

роль,

чем

цвет.

В

графическом

изображении

натюрморта важное значение имеют различные графические средства, такие

как линия, штрих, точка и образованные с их помощью виды декоративной

обработки поверхности. Стилизация дает направление учащимся на поиски

своего особого способа изображения.

Приступая к работе над графическим декоративным натюрмортом, сначала

происходит

визуальное

восприятие

предметов.

Необходимо

обратить

внимание

учащихся

на

наиболее

важные,

привлекающие

зрение

участки

объекта. Оригинальность изображения будет заключается в индивидуальном

способе отображения увиденного. Даже попадая под стилизацию, любой

предмет должен быть понятен и легко узнаваем.

Важно, чтобы все предметы одной композиции трактовались в едином

стиле. Пластика линий и декора должна соответствовать пластике объектов.

Система плавных обтекаемых форм изображаемых предметов требует такого

же

рода

линий

контура

и

мягкости

наносимого

декора.

Для

более

абстрактных,

жестких,

угловатых

форм

линяя

и

декор

должны

иметь

соответствующий

геометрический

или

абстрактных

характер.

Важно

помнить, что объекты, более сложные по пластике и крупных размеров, могут

активнее насыщаться ажуром, а мелкие – соответственно быть проще по

форме и декоративной обработке.

Большую роль при выполнении декоративной композиции натюрморта

играет натурная постановка. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был

понятен,

имел

свою

характерную

особенность,

композиционную

зацепку,

повод или мотив для переработки и стилизации.

На первом этапе творческого процесса необходимо проанализировать

натюрморт.

Выполняется

зарисовку

в

один

сеанс.

На

этом

этапе

предполагается освоение принципов художественно- эстетического видения

натуры и определения перехода к ее стилизации. Потом можно перейти к

выполнению натюрморта за несколько сеансов с использованием принципов

стилизации

и

трансформации.

В

зависимости

от

выбранного

стилевого

направления складываются декоративные приемы стилизации натуры.

Основные цели данного этапа: отработка умения найти точные мотивы

декоративности

форм

и

орнаментов,

соответствия

пластического

и

геометрического начал; определение стиля

Рассмотрим некоторые трансформации формы натурной постановки.

Любой

объект

натюрморта

может

быть

переработан

фантазией

и

способностью

подметить

характерное;

можно

преувеличивать

природную

форму, доведя ее до максимальной остроты, например, сильно округлить и

без того круглую вазу, еще больше вытянуть удлиненную форму какого-либо

предмета,

подчеркнув

их

пластику

нанесением

декоративного

рисунка.

Важно

при

этом

исходить

из

особенностей

конкретного

объекта,

нецелесообразно,

например,

круглую

форму

заменять

на

квадратную

и

наоборот.

Возможно изменение соотношений пропорций как внутри одного

предмета, так и между несколькими.

Допускаются различного рода условности: предметы можно подвешивать

в воздухе, преломлять их форму, изгибая и наклоняя в стороны, устанавливая

их на мнимой, условной плоскости. Один и тот же объект в композиции

может

восприниматься

с

нескольких

точек

зрения,

например,

основание

кувшина изображается фронтально, а горлышко – развернуть, как будто на

него смотрят сверху.

Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами,

увеличивать

или

уменьшать

их

количество,

вводить

дополнительные

объекты, добавлять недостающие драпировки или фрукты для заполнения

пространства, но главное – сохранить суть и узнаваемость постановки.

Если композиция выполняется из форм, тяготеющих к наклонным линиям

или

острым

углам,

то

имеет

смысл

применить

динамический

способ

равновесия, утвердив общую идею. Возможно, также членение плоскости на

равные части.

Если в композиции участвуют формы строгих очертаний, лучше

использовать

статику,

симметрию,

если

есть

необходимость,

выполнить

членение композиционной плоскости на равные части [2].

Таким образом, создание декоративной композиции натюрморта – это

творческий

переход

от

натуры

к

решению

композиции

и

создание

ее

в

различных

графических

материалах.

В

работе

над

декоративным

натюрмортом

можно

научиться

средствами

ритма

линий,

пятен,

декора

объединять

разные

предметы,

видеть

не

только

отдельную

вещь

на

изолированном фоне, а предметы в их взаимосвязи.

Список литературы

1.

Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция /К.Т. Даглдиян. − Ростов н∕Д:

Феникс, 2008. – 312 с: ил.

2.

Логвиненко,

Т.М.

Декоративная

композиция:

учеб.

пособие

для

студентов вузов, обучающихся по специальности 030800, Изобразительное

искусство / Г.М. Логвиненко. − М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

-144 с.: ил.

Работы по теме: «Декоративный натюрморт. Графика», выполненные

учащимися 2 класса.

Шевко Ольга, 13 лет

Первухина Руслана, 13 лет

Панасенко

Екатерина, 12 лет

Дубровская Анастасия, 13 лет



В раздел образования