Автор: Коротких Татьяна Игоревна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская художественная школа"
Населённый пункт: г.Полевской, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Декоративный натюрморт" в графике. Методические приемы ведения работы.
Раздел: дополнительное образование
«Декоративный натюрморт» в графике.
Методические приемы ведения работы.
Преподаватель ДХШ: Коротких Т.И.
В
рамках
реализации дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
изобразительного
искусства
«Живопись» учащиеся 2 класса изучают основы композиции и знакомятся с
понятием «декоративная композиция», осваивают методы и приемы работы.
В изучении раздела «Декоративная композиция» большое внимание
уделяется задачам построения декоративной композиции, используя при этом
различные материалы и техники рисования.
Пройдя путь от монокомпозиции к трансформации и стилизации
различных
предметов,
учащиеся
подходят
к
изучению
декоративной
композиции
натюрморта.
Натюрморт
многообразен
в
плане
изучения
стилизации. Ему характерны: условное изображение реальной постановки,
также
исключаются
задачи
реалистического
изображения:
передача
материальности, воздушного пространства, плановости изображения.
Существуют
различные
способы
достижения
выразительности
в
декоративной композиции натюрморта. Если выполняется цветовой вариант,
большее
внимание
следует
уделять
цветовым
и
тональным
отношениям
между изобразительными элементами и фоном. Линейный декор играет в
таком
случае
меньшую
роль,
чем
цвет.
В
графическом
изображении
натюрморта важное значение имеют различные графические средства, такие
как линия, штрих, точка и образованные с их помощью виды декоративной
обработки поверхности. Стилизация дает направление учащимся на поиски
своего особого способа изображения.
Приступая к работе над графическим декоративным натюрмортом, сначала
происходит
визуальное
восприятие
предметов.
Необходимо
обратить
внимание
учащихся
на
наиболее
важные,
привлекающие
зрение
участки
объекта. Оригинальность изображения будет заключается в индивидуальном
способе отображения увиденного. Даже попадая под стилизацию, любой
предмет должен быть понятен и легко узнаваем.
Важно, чтобы все предметы одной композиции трактовались в едином
стиле. Пластика линий и декора должна соответствовать пластике объектов.
Система плавных обтекаемых форм изображаемых предметов требует такого
же
рода
линий
контура
и
мягкости
наносимого
декора.
Для
более
абстрактных,
жестких,
угловатых
форм
линяя
и
декор
должны
иметь
соответствующий
геометрический
или
абстрактных
характер.
Важно
помнить, что объекты, более сложные по пластике и крупных размеров, могут
активнее насыщаться ажуром, а мелкие – соответственно быть проще по
форме и декоративной обработке.
Большую роль при выполнении декоративной композиции натюрморта
играет натурная постановка. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был
понятен,
имел
свою
характерную
особенность,
композиционную
зацепку,
повод или мотив для переработки и стилизации.
На первом этапе творческого процесса необходимо проанализировать
натюрморт.
Выполняется
зарисовку
в
один
сеанс.
На
этом
этапе
предполагается освоение принципов художественно- эстетического видения
натуры и определения перехода к ее стилизации. Потом можно перейти к
выполнению натюрморта за несколько сеансов с использованием принципов
стилизации
и
трансформации.
В
зависимости
от
выбранного
стилевого
направления складываются декоративные приемы стилизации натуры.
Основные цели данного этапа: отработка умения найти точные мотивы
декоративности
форм
и
орнаментов,
соответствия
пластического
и
геометрического начал; определение стиля
Рассмотрим некоторые трансформации формы натурной постановки.
Любой
объект
натюрморта
может
быть
переработан
фантазией
и
способностью
подметить
характерное;
можно
преувеличивать
природную
форму, доведя ее до максимальной остроты, например, сильно округлить и
без того круглую вазу, еще больше вытянуть удлиненную форму какого-либо
предмета,
подчеркнув
их
пластику
нанесением
декоративного
рисунка.
Важно
при
этом
исходить
из
особенностей
конкретного
объекта,
нецелесообразно,
например,
круглую
форму
заменять
на
квадратную
и
наоборот.
Возможно изменение соотношений пропорций как внутри одного
предмета, так и между несколькими.
Допускаются различного рода условности: предметы можно подвешивать
в воздухе, преломлять их форму, изгибая и наклоняя в стороны, устанавливая
их на мнимой, условной плоскости. Один и тот же объект в композиции
может
восприниматься
с
нескольких
точек
зрения,
например,
основание
кувшина изображается фронтально, а горлышко – развернуть, как будто на
него смотрят сверху.
Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами,
увеличивать
или
уменьшать
их
количество,
вводить
дополнительные
объекты, добавлять недостающие драпировки или фрукты для заполнения
пространства, но главное – сохранить суть и узнаваемость постановки.
Если композиция выполняется из форм, тяготеющих к наклонным линиям
или
острым
углам,
то
имеет
смысл
применить
динамический
способ
равновесия, утвердив общую идею. Возможно, также членение плоскости на
равные части.
Если в композиции участвуют формы строгих очертаний, лучше
использовать
статику,
симметрию,
если
есть
необходимость,
выполнить
членение композиционной плоскости на равные части [2].
Таким образом, создание декоративной композиции натюрморта – это
творческий
переход
от
натуры
к
решению
композиции
и
создание
ее
в
различных
графических
материалах.
В
работе
над
декоративным
натюрмортом
можно
научиться
средствами
ритма
линий,
пятен,
декора
объединять
разные
предметы,
видеть
не
только
отдельную
вещь
на
изолированном фоне, а предметы в их взаимосвязи.
Список литературы
1.
Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция /К.Т. Даглдиян. − Ростов н∕Д:
Феникс, 2008. – 312 с: ил.
2.
Логвиненко,
Т.М.
Декоративная
композиция:
учеб.
пособие
для
студентов вузов, обучающихся по специальности 030800, Изобразительное
искусство / Г.М. Логвиненко. − М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
-144 с.: ил.
Работы по теме: «Декоративный натюрморт. Графика», выполненные
учащимися 2 класса.
Шевко Ольга, 13 лет
Первухина Руслана, 13 лет
Панасенко
Екатерина, 12 лет
Дубровская Анастасия, 13 лет