Напоминание

"Развитие творчества старших дошкольников в различных видах деятельности по теме "Космос" на примере детской музыкальной сказки "Необыкновенная история"


Автор: Булычева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ лицей №1537 с.п. детский сад №2704
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: проект
Тема: "Развитие творчества старших дошкольников в различных видах деятельности по теме "Космос" на примере детской музыкальной сказки "Необыкновенная история"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект

Развитие творчества старших дошкольников в различных

видах деятельности по теме "Космос" на примере детской

музыкальной сказки "Необыкновенная история"

Проект разработала:
Булычева Ольга Викторовна, выполнили совместно с детьми и родителями старшей группы детского сада.
Содержание
1

Основные положения………………………………………………..………..…3

1.Теоретическое обоснование проекта…………………………………..…....6

2. Описание проекта…………………………………………………………... 8
2.1. Целевая аудитория………………………………..……………….…... 8 2.2. Описание проектируемого продукта…………………………….……..12 2.3. Материальное обеспечение продукта ……………………..……...……13 2.4. Организационно-методическое обеспечение проекта……..….…..…..14 2.5. Описание ожидаемых результатов…………………………….……….24
3. Реализация проекта………………………………………………….….…..25

Заключение…………………………………………………………………...…26

Литература………………………………………………………………...…….28

Основные положения.
2


На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная активность или познавательный интерес, который понимается как поиск информации, постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми сведениями об окружающем мире как самостоятельно, так и под тактичным руководством взрослого, осуществляемого на основе сотрудничества, сотворчества. Формирование познавательного интереса у детей можно наблюдать в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями (знакомство с окружающим миром), а также в процессе творчества. Окружающий мир с раннего возраста вызывает у человека любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать. Если ребёнок дорос до возраста «почемучки» и начинает засыпать вопросами о том, почему звёзды светятся, кто придумал лето, далеко ли до Солнца и что такое комета, самое время познакомить его с этими понятиями, рассказать об устройстве окружающего мира, поддержать познавательный интерес.

В настоящее время проблема изучения космоса и вселенной особенно
актуальна.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, пробуждает детскую фантазию. Недостаточность внимания со стороны взрослых, вечная занятость родителей не дают детям в полной мере найти ответы на свои вопросы. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием определенных знаний и умений ребёнка, а не формированием у него интереса к познанию окружающего мира. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности .
Объект:
развитие познавательного интересау детей 5-6 лет. 3

Предмет
: развитие познавательного интереса старших дошкольников в условиях организации и проведения музыкально-театрализованной деятельности.
Цель проекта:
развитие познавательных интересов у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром (приобщение детей к знаниям о космосе), раскрытие творческого потенциала детей.
Задачи проекта:
-проанализировать литературные источники; -изучить проблему познавательных интересов дошкольников 5-6 лет , -разработать проект, направленный на развитие познавательно-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, -выявить динамику познавательного интереса старших дошкольников в ходе проекта (что дети знают и что хотят узнать, что узнали). Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как можно найти ответ? На небе есть солнце и звезды. Что т ако е м л еч н ы й путь? Спросить у взрослых, в книгах, п о с м о т р е т ь познавательные передачи, мультфильмы на интересующую тему Космос- это высоко и далеко. К а к д о л е т е т ь д о космоса? В космосе есть планеты. Что такое чёрная дыра? В ко с м о с е л е т а ю т метеориты и кометы. Почему звезды разного цвета? 4

Методы
1. Анализ психологических и педагогических источников по проблеме исследования. 2. Исследование, направленное на выявление развития познавательного интереса посредством музыкально-театрализованной деятельности. 3. Методы качественного и количественного анализа полученных в процессе работы данных. 5

1.Теоретическое обоснование проблемы.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям». В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.). В педагогической науке главенствующее место по ознакомлению детей с миром космоса занимают работы И.Куликовской и Р.Чумичевой. Они обосновали понятие картины мира космоса, в том числе и у детей старшего дошкольного возраста, определили структуру этого психологического образования, предложили современную инновационную технологию и методологию, на концептуальные основы которой мы опиралась. В. Анисимова, разработала содержание знаний и представлений о Космосе для детей разных возрастных групп, систему занятий соответствующей тематики, требования к предметно-наглядному оборудованию. Н. Виноградова разработала систему практических задач на материале ознакомления с природой космоса, ставившие ребенка в ситуацию поиска связей и закономерностей в природе. Д. Петяева исследовала представления детей дошкольного возраста о живой природе в контексте становления основ их мировоззрения, на материалах ознакомления с природой космоса. Широко исследовали и проанализировали эту проблему К. Крутой и А. Каплуновская, создав в 2002 году программу и методические 6
рекомендации "Природа Космоса", где вниманию воспитателей и методистов были представлены задачи по ознакомлению детей разных возрастных групп с Космосом и оптимальные пути решения этих задач. В нашей работе мы затрагиваем музыкально-театрализованную деятельность, развитие творчества детей. Проанализировав примерную основную общеобразовательную программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении, нами было отмечено, что в ней не достаточно ярко представлен раздел по развитию первоначальных представлений о космосе. Изучив научно-методическую, художественную литературу по данной теме, практические и теоретические сведения о знакомстве дошкольников с космосом, были намечены этапы практического осуществления работы. 7

2.Описание проекта

2.1.Целевая аудитория
Данный проект разрабатывался и выполнялся для детей и с детьми старшей группы, возраст которых 5-6 лет. Этот возраст характеризуется следующими особенностями:
Социальная

ситуация

развития
ребенка 5-6 лет характеризуется появлением новой формы общения со взрослым: внеситуативно - личностной. Уже на предыдущем отрезке развития содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации, более теоретическим. А в течение 5-того года жизни взрослый становится не только источником знаний, но образцом социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности. Ребенок начинает задавать вопросы об отношениях, моральных нормах. Детям в этом возрасте очень важно соотнести свои переживания, суждения и оценки с мнением взрослого. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения сопереживание и взаимопонимание.
Сюжетно - ролевая игра в 5 - 6 лет
достигает своего расцвета. Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети формируют устойчивые игровые объединения из 3 - 4 человек. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя 8
динамичный длинный сюжет. Для детей в этом возрасте характерно стремление как можно больше узнать о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, кино- и мультфильмов, и самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место.
Произвольность

в

возрасте

5-6

лет
все больше определяет поведение ребенка. Благодаря коллективной игре с распределением ролей дети становятся способны планировать и выполнять сложные последовательности действий. Возникает способность сознательно определять свои действия. Детям становится доступно осознание правил действия скрытых в роли или поведении взрослых. Именно на этом возрастном отрезке произвольность становится центральной линией развития психики ребенка.
Мировоззренческие представления
. Дети 5-6 летнего возраста обладают рядом спонтанных житейских понятий об устройстве окружающего мира и самом себе. Житейские понятия это представления субъективно связанные со словами повседневного языка. Благодаря этому старшие дошкольники обладают своим взглядом на решение различных мировоззренческих вопросов. Благодаря внеситуативно - личностному общению и сюжетно- ролевой игре в данном возрасте бурно развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых. Развитие словесно - логического мышления делает некоторые из этих представлений абстрактными, сравнительно свободными от конкретно-образного содержания.
Мышление ребенка.
В возрасте 5- 6 лет происходит скачок в развитии словесно - логического мышления. Благодаря становлению словесно -логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Происходит постепенный отход от суждений, 9
обусловленных конкретными образами к логическим выводам, основанным на значении слов. Ребенок может устанавливать причинно- следственные отношения между событиями и явлениями. Развивается изобразительная деятельность детей. Это
возраст

наиболее

активного рисования.
В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование
характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой по стройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям
.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» 10
природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться
восприятие
цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. 11

2.2.Описание проектируемого продукта.
В ходе проекта был создан макет "Космическое путешествие". 12
а так же разработан и апробирован сценарий сказки «Необыкновенная история», который был показан для детей, родителей и воспитателей на празднике в ДОУ.
2.3.Материалы необходимые для создания продукта проектной

деятельности.
Для создания проекта были использованы следующие материалы: -для костюмов звездочек: легкая вуаль разных оттенков, резинка широкая и узкая; -для облаков и туманностей: полупрозрачный шифон; -для чёрной дыры: ткань чёрного цвета и резинка; -для кометы: картон, разноцветная фольга, конфетные фантики, мишура; -для звезд: картон, пенопласт, разноцветная фольга; -для непосредственно - образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) были использованы: цветной картон, цветная бумага, бросовый материал(пластиковые бутылки), пластилин, блёстки, фольга. А также было подобрано музыкальное сопровождение для танцевальных композиций и фонового звучания. 13

2.4
.
Организационно-методическое обеспечение проекта.

1 Подготовительный этап:
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.(Диагностика) 2. Информация родителей о предстоящей деятельности. 3. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов. 4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности. 5. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей. 6. Подбор музыки для прослушивания на тему космоса. 7. Конкурс на лучший необыкновенный рассказ , историю или сказку о космосе для родителей с детьми ,который будет разыгран по ролям. 8. Составление плана мероприятий.
2 . Организационный этап:
14
1. Проведение занятий по разработанному плану. 2. Работа с родителями по заданной теме. 3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр. 4.Обсуждение и прочтение конкурсной сказки. 5.Распределение ролей между детьми. 6.Подготовка костюмов и декораций.
3 . Заключительный этап
: 1. Выставка стенда детского творчества «Полёт космических ракет». 2. Выставка совместного творчества детей и родителей «Этот загадочный космос» 3. Викторина «Что? Где? Когда?» 4. Конкурс чтецов «Стихи о космосе» 5. Музыкально – тематический досуг, посвященный дню Космонавтики. 6. Создание макета "Космическое путешествие" 7. Постановка музыкально-театрализованного спектакля – сказки «Необыкновенная история».
1 этап- подготовительный
Деятельность Задачи воспитателя Задачи ребенка 1 Диагностика детей . Выявление первоначальных знаний детей о космосе. 2 Изучение, отбор литературы. Повышение профессиональной компетентности педагога. О т б о р с о д е р ж а н и я образовательного материала. Привлечение родителей к Принятие личностной задачи. М о т и в а ц и я н а в к л ю ч е н и е в творческую деятельность. 3 Отбор д и д а кт и ч е с ко го материала 4 Оформление групповой комнаты 5 Знакомство родителей с 15
проблемой решению проблемы.
2 этап – организационный

Познавательно-речевая деятельность
1 Беседы:  «Космос»  «Космическое пространство»  «Почему бывает зима и лето»  «Почему бывает день и ночь»  «Метеориты»  «Звездное небо»  «Солнце – большая звезда»  «Первые в космосе»  « Ка к н а з ы в а е т с я спутник Земли?»  «Что такое космос?»  Расширить представлений детей о многообразии космоса. Формировать п р е д с т а в л е н и я о б изменении освещенности в т е ч е н и е д н я , продолжительности дня и ночи, о смене времен года. Дать представление о Солнце, как о звезде. Сформировать у детей п о н я т и я « К о с м о с » , «Космическое п р о с т р а н с т в о » . Формировать чувство патриотизма. Получают недостающие з н а н и я ч е р е з ознакомление с познавательной литературой. Задают вопросы. Высказывают мнение о своих результатах. 2  Заучивание с т и х о т в о р е н и я « П о порядку все планеты»  Ч т е н и е с к а з к и «С ка зка о м а л е н ь ко м роботе»  Чтение албанской сказки «Как Солнце и Луна Развивать речь детей. Активизировать словарный запас по теме «Космос». Осуществлять с л о в а р н у ю р а б о т у , расширяя и у т оч н я я з н а н и я д е т е й о б окружающем. Заучивают стихи. Внимательно слушают произведения. Эмоционально откликаются на ситуацию. 16
друг к другу в го сти ходили»  Загадывание загадок «Космознайки»  Чтение р а с с ка зо в К.Булычёв «Девочка с З е м л и » , В . М е д в е д е в «З ве зд олё т Б р у н ь к а » , А . Ле о н о в « Ш а г и н а д п л а н е т о й » , Н . Н о с о в « Н е з н а й ка н а Л у н е » , «Можно ли проткнуть небо?»  « К о с м и ч е с к а я од и с с е я » , « С п а с е н и е улетающих» Р а з в и в а т ь п а м я т ь , внимание. Способствовать созданию благоприятного эмоционального климата. 3  Просмотр видеоматериала «Первый космонавт», «Земля из Космоса»  О р г а н и з а ц и я в самостоятельной деятельности конструирования «Ракета л е т и т к з в ё з д а м » , «Космодром» Расширить представлений детей о многообразии космоса. Дать представления об изменении освещенности в т е ч е н и е д н я ; продолжительности дня и ночи, о смене времен года. Дать представление о Солнце, как о звезде. Сформировать у детей п о н я т и е « К о с м о с » , «Космическое Получают недостающие з н а н и я ч е р е з ознакомление с познавательным видео. Задают вопросы. Высказывают мнение о своих результатах. Самостоятельно моделируют п о с т р о й к и п о тематике, 17
п р о с т р а н с т в о » . Формировать чувство патриотизма. Развивать ф а н т а з и ю , умение и с п ол ь з о ват ь п ол у ч е н н ы е з н а н и я . Воспитывать желание самостоятельно выполнять работу. выполняют коллективное моделирование. Используют полученные ранее з н а н и я в самостоятельной деятельности.
Игровая деятельность
Дидактическая игра  «Укрась слово»  « П л а н е т ы – п о местам»  Настольные игры «Солнечная с и с т е м а » , «Космическое лото»  Сюжетно-ролевые игры «Путеше ствие к звёздам», «Астронавты на Луне», « Ас т р о н о м ы » , «Космодром»  Подвижные игры: «Разведчики», «Звёздный путь», «Море волнуется», «Космодром». Закрепить знания детей о первом полёте в космос. Обогащать словарный запас детей по теме «Космос». Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с космосом. Делятся на группы п о ж е л а н и ю . Распределяют роли.
Продуктивная деятельность
Художественное творчество  Л е п к а « В е с ё л ы е У ч и т ь д е т е й д е л а т ь поделки на космическую тему. У ч а с т в у ю т в продуктивной деятельности. 18
инопланетяне», «В далёком Космосе»  Рисование «Путь к звёздам», «Космонавты и р а к е т ы » , « Л у н н ы й п е й з а ж » , « Г о л у б а я планета»  Аппликация «Космические пришельцы», «Звёздный коллаж»  Создание кол л е кт и в н о й р а б о т ы « И н о п л а н е т я н е и л е т а ю щ и е т а р е л к и » (силуэтное вырезывание)  Конструирование «Космический корабль», «Космодром» Труд  Р у ч н о й т р у д «Космический корабль», «Маски инопланетян» Развивать умение детей использовать свои знания на практике, в рисунке, а п п л и к а ц и и , л е п к е . Развивать творческую самостоятельность, индивидуальность. Содействовать обучению п р и е ма м н а гл я д н о г о моделирования. Показывают умение общаться со сверстниками в деятельности. Показывают умение у ч а с т в о в а т ь в коллективной работе, планировать деятельность.
Образовательная деятельность
1
Познание.

Познавательное

развитие. (формирование

целостной картины мира

и расширение кругозора)
« Го л у б а я п л а н е т а » , Расширение представлений детей о многообразии космоса. Дать представления об изменении освещенности в т е ч е н и е д н я ; Получают недостающие знания. Задают вопросы. Высказывают мнение о своих 19
«Покорение Ко смо с а», «Далёкая Вселенная». Наблюдение на прогулке за небом, звёздами в тёмное время суток. Эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь». продолжительности дня и ночи, о смене времен года. Дать представление о Солнце, как о звезде. сформировать у детей п о н я т и е « К о с м о с » , «Космическое п р о с т р а н с т в о » ; формировать чувство патриотизма. Развивать ф а н т а з и ю , умение и с п ол ь з о ват ь п ол у ч е н н ы е з н а н и я , воспитывать желание самостоятельно в ы п о л н я т ь р а б о т у . Закрепить знания детей о планетах; о б о г а щ ат ь словарный запас детей по т е м е « К о с м о с » . Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с космосом. результатах. Самостоятельно моделируют п о с т р о й к и п о тематике, выполняют коллективное моделирование. Используют полученные ранее з н а н и я в самостоятельной деятельности. 2
Познание ФЭМП
«Большое ко смиче ское путешествие» Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Совершенствуют навыки счёта в п р е д е л а х 1 0 . 20
У ч и т ь п о н и м а т ь отношения между рядом с т о я щ и м и ч и с л а м и . Р а з в и в а т ь у м е н и е ориентироваться на листе бумаги. Продолжать формировать у м е н и е в и д е т ь в окружающих предметах ф о р м у з н а к о м ы х геометрических фигур. Понимают отношения между рядом стоящими числами. Умеют видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. 3
Коммуникация:
«Ракета летит к звёздам», «Космос. Планета Земля» Р а з в и в а т ь н а в ы к и творческого рассказывания, умение придерживаться и з б р а н н о й л и н и и . У ч и т ь с т р о и т ь п р е д л о ж е н и я т и п а суждения, чётко и громко п р о и з н о с и т ь с л о в а , активизировать словарь ч е р е з г л а г о л ы , прилагательные, обстоятельства. Формировать навыки выражения собственного мнения. Развивают навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной линии. Учатся с т р о и т ь предложения типа суждения, чётко и громко произносить слова. Активизируют с л о в а р ь ч е р е з глаголы, прилагательные, обстоятельства. Формируют навыки выражения 21
собственного мнения.
Работа с родителями
 Изготовление поделок о космосе совместно с д е т ь м и ( с о с т а в л е н и е рассказов, подбор стихов, загадок, иллюстраций о космосе)  Про смот р в и д е о , фильмов о Космосе.  Чтение художественной литературы.  Консультации «Астрономия для детей», «Как рассказать ребёнку о Космосе?», «Космическая сказка», «Стихи и загадки о Космосе».  Объявление конкурса "Сочиним сказку вместе с ребенком" Привлекать б о л ь ш е е количество родителей к воспитательно- образовательному п р о ц е с с у в Д О У . С о з д а в а т ь е д и н о е образовательное пространство «Детский сад – семья» Организация Экскурсии в «Музей Космонавтики». Побуждать родителей б о л ь ш е в р е м е н и проводить с детьми. Ценить результаты с в о е г о т р у д а . Формировать чувство гордости своей семьей и родителями. Способствовать социализации детей.
3 этап — итоговый
1 Досуг, посвящённый дню космонавтики « Уд и в и т е л ь н ы й м и р космоса». Обобщить знания детей по теме «Космос». Получить общественное признание результатов своего труда. 22
2 Создание макета «Космическое путешествие». Стимулировать использование предметов изготовленные своими р у к а м и . Р а з в и в а т ь творческое воображение. Побуждать к проведению режиссёрских игр, игр- фант азий. Р а з в и в ат ь социально-личностные к а ч е с т в а к а ж д о г о ребёнка. Способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел. Умение работать в одной ком а н д е , сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща. 3 Музыкально- театрализованная сказки "Необыкновенная история" Стимулировать раскрытие творческого потенциала, эмоциональный отклик. Развивать воображение, речь, уверенность в себе Развивать социально- личностные кач е с т ва к а ж д о г о р е б ё н к а , музыкально-ритмические движения, навыки игры на детских музыкальных инструментах. Презентовать полученные результаты сверстникам. 23
4 Диагностика детей на конец проекта Выявление динамики полученных знаний
2.5.Описание ожидаемых результатов

Планируемый продукт проекта:

Для детей:
-книжки-самоделки «Мое созвездие», «Загадки о космосе». - конструирование ракеты из бумаги, из коробок, из бросового материала; - выставка продуктивного вида деятельности «В далеком небе, или звездное небо», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса». «Покорители космоса», «Знаки зодиака». - выставка поделок из бросового материала «Пришельцы их космоса»; - выставка книг о космосе; - создание макета «космическое путешествие». - театрализация сказки.
Для педагогов:
-разработка тематического проекта по теме: «Космос» для детей и взрослых; - создание банка компьютерных презентаций; - пополнение библиотеки группы книгами о космосе; - формирование материала для родителей: папки-раскладки, фотогазеты; - разработка рекомендаций для родителей по прочтению литературы с 24
детьми; - изготовление картотеки подвижных игр, физкультминуток, динамических пауз по теме; -изготовление атрибутов для театрализации.
Для родителей:
-Родители получат возможность проявить творческую активность при создании: папки-раскладки о космонавтах, информационных стендов и газет, посвященных Дню космонавтики, костюмов для театрализации. -Смогут посмотреть выставки художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности; -Посетить познавательно – тематический праздник "Загадочный космос".
Перспективное планирование по данной проблеме:
- Знакомство с историей развития космонавтики, космонавтах. - Систематизация понятий и представлений о планетах, звёздах, космических аппаратах, вселенной. В результате у детей формируются: интерес к Российской космонавтике, начальные и общие представления о космосе; эмоционально-ценностное отношение к людям, работа которых связана с о своением ко смо са и ко смиче ского п р о с т р а н с т ва . - Активизация и обогащение словаря старших дошкольников.
3.Реализация проекта:

Место реализации проекта:
проект был представлен в ГБОУ лицее №1537 (структурном подразделении детский сад №2704).
Срок реализации проекта –
апрель-май 2015года. 25

Заключение.
В начале проекта мы провели диагностику на выявление первичных знаний о космосе у детей старшей группы. В обследовании участвовали 25 детей. Данные обследования показали: - 8 детей имеют высокий уровень знаний; -17 детей имеют низкий уровень знаний. На момент окончания проекта мы повторили диагностику. Данные обследования показали: -20 детей имеют высокий уровень первичных знаний; -5 детей имеют низкий уровень первичных знаний о космосе. В результате анализа данных двух обследований мы сделали вывод, что в ходе проекта представления у детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности , в ходе постановки сказки. Значительно расширился кругозор детей. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Работа над данным проектом имела большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний у детей сформировалось целостное видение картины космического мира. В основе данного проекта лежит неподдельный интерес дошкольников к познанию мира космоса, стремление к новым открытиям, потребность в умственных впечатлениях. Мы пришли к выводу, что реализация данной темы позволила сформировать у детей представление о космосе, об истории его освоения, о том, что в нем находится, о Земле, о Солнце, о спутниках, о звездах. Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных условий, использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне 26
доступно овладели представлениями о космическом мире, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей. Ознакомление с космосом играет большую познавательную и воспитательную роль в жизни дошкольников, раскрывает творческий потенциал детей, укрепляет сотрудничество детского сада и родителей. Исходя из вышеперечисленного, можно сказать ,что поставленные нами задачи реализованы, а поставленная цель достигнута.Первые представления о космосе можно и нужно давать детям в старшей группе. 27

Литература.
1. Ашикова Т., Ашиков С. Природа, творчество и красота:[Занятия в форме театрализованной игры]/Дошкольное воспитание.–2002.– № 7.– С.2–8.–(Воспитание и обучение). 2. Веракса Н.Е
.
Работа над проектами в детском саду/Современное дошкольное образование.– 2008. 3. Донина О.И., Хамидуллина Л.А. «Путешествие по Вселенной. Занятия по формированию у дошкольников естественно-научной картины мира». – Издательство: АРКТИ, 2009г 4. Кнушевицкая Н.А. «Стихи и речевые упражнения по теме «Космос».- Издательство «Гном», 2010. 5. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. М., 2003 6. Космос: Энциклопедия юного ученого. Звезды и планеты. Космические полеты. Реактивные самолеты. Телевидение/пер. с англ. Е. В. Комисарова. – М.: РОСМЭН, 2001. 7. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. М.: Педагогика, 1986 8. Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи./ Управление Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3 9. Нищеева Н.В., «Раз планета, два комета…» С-Петербург, 2008. 10.Обухова Л. Как мальчик стал космонавтом. – М., 2000. 11.От рождения до школы. "Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 304 с. Белая К. Ю Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004. 28
12.Паникова Е.А., Инкина В.В. «Беседы о космосе. Методическое пособие». – М.: ТЦ Сфера, 2010г 13.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М, Ось-89, 2006. 14.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса». – М.: ООО «Изд-во «Скрипторий», 2005. 15.Тятюшкина Н.Н., Ермак О.А. «Тропинками Вселенной: методические рекомендации по формированию элементарных астрономических знаний у старших дошкольников». – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006г 16.Шорыгина Т.А. О космосе - М.: Книголюб, 2005 17.Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина (отв.-ред.) М.: ТЦ Сфера, 2001. 18.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. 29


В раздел образования