"Развитие творчества старших дошкольников в различных видах деятельности по теме "Космос" на примере детской музыкальной сказки "Необыкновенная история"
Автор: Булычева Ольга Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ лицей №1537 с.п. детский сад №2704 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: проект Тема: "Развитие творчества старших дошкольников в различных видах деятельности по теме "Космос" на примере детской музыкальной сказки "Необыкновенная история" Раздел: дошкольное образование
2. Описание проекта…………………………………………………………... 8
2.1. Целевая аудитория………………………………..……………….…... 8
2.2. Описание проектируемого продукта…………………………….……..12
2.3. Материальное обеспечение продукта ……………………..……...……13
2.4. Организационно-методическое обеспечение проекта……..….…..…..14
2.5. Описание ожидаемых результатов…………………………….……….24
3. Реализация проекта………………………………………………….….…..25
Заключение…………………………………………………………………...…26
Литература………………………………………………………………...…….28
Основные положения.
2
На
протяжении
всего
дошкольного
детства,
наряду
с
игровой
деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка
имеет
познавательная активность или познавательный интерес, который понимается
как поиск информации, постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение
этого опыта новыми сведениями об окружающем мире как самостоятельно,
так и под тактичным руководством взрослого, осуществляемого на основе
сотрудничества,
сотворчества.
Формирование
познавательного
интереса
у
детей можно наблюдать в разных формах деятельности, в том числе в играх,
экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями (знакомство
с окружающим миром), а также в процессе творчества. Окружающий мир с
раннего возраста вызывает у человека любопытство, живой интерес, желание
войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать.
Если ребёнок
дорос до возраста «почемучки» и начинает засыпать вопросами о том, почему
звёзды светятся, кто придумал лето, далеко ли до Солнца и что такое комета,
самое время познакомить его с этими понятиями, рассказать об устройстве
окружающего мира, поддержать познавательный интерес.
В настоящее время проблема изучения космоса и вселенной особенно
актуальна. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе,
звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное,
недоступное
глазу,
пробуждает
детскую
фантазию.
Недостаточность
внимания со стороны взрослых, вечная занятость родителей не дают детям в
полной мере найти ответы на свои вопросы. Педагоги и родители, как
правило, озабочены развитием определенных знаний и умений ребёнка, а не
формированием
у него интереса к познанию окружающего мира. Данный
проект
поможет
детям
научиться
добывать
информацию
из
различных
источников,
систематизировать
полученные
знания,
применить
их
в
различных видах детской деятельности
.
Объект: развитие познавательного интересау детей 5-6 лет.
3
Предмет : развитие познавательного интереса старших дошкольников в
условиях
организации
и
проведения
музыкально-театрализованной
деятельности.
Цель проекта: развитие познавательных интересов у детей 5-6 лет в
процессе ознакомления с окружающим миром (приобщение детей к знаниям
о космосе), раскрытие творческого потенциала детей.
Задачи проекта:
-проанализировать литературные источники;
-изучить проблему познавательных интересов дошкольников 5-6 лет ,
-разработать проект, направленный на развитие познавательно-творческого
потенциала детей старшего дошкольного возраста,
-выявить динамику познавательного интереса старших дошкольников в ходе
проекта (что дети знают и что хотят узнать, что узнали).
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как можно найти ответ?
На небе есть солнце и
звезды.
Что
т ако е
м л еч н ы й
путь?
Спросить у взрослых, в
книгах,
п о с м о т р е т ь
познавательные
передачи,
мультфильмы
на интересующую тему
Космос-
это
высоко
и
далеко.
К а к
д о л е т е т ь
д о
космоса?
В космосе есть планеты.
Что такое чёрная дыра?
В
ко с м о с е
л е т а ю т
метеориты и кометы.
Почему
звезды
разного
цвета?
4
Методы
1.
Анализ
психологических
и
педагогических
источников
по
проблеме
исследования.
2. Исследование, направленное на
выявление развития познавательного
интереса посредством музыкально-театрализованной деятельности.
3. Методы качественного и количественного анализа полученных в процессе
работы данных.
5
1.Теоретическое обоснование проблемы.
Важным средством познания окружающего мира является не только
окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает
внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы
чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и
восприятие.
И.Г.Песталоцци
отмечал,
что
окружающий
мир
ребенка
–
источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных
восприятий к четким понятиям». В работах многих отечественных педагогов
говорится
о
необходимости
включения
дошкольников
в
осмысленную
деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все
новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении
им
возможности
приобретать
знания
самостоятельно
(Г.М.Лямина,
А.П.Усова, Е.А.Панько и др.). В педагогической науке главенствующее место
по ознакомлению детей с миром космоса занимают работы И.Куликовской и
Р.Чумичевой. Они обосновали понятие картины мира космоса, в том числе и
у
детей
старшего
дошкольного
возраста,
определили
структуру
этого
психологического
образования,
предложили
современную
инновационную
технологию
и
методологию,
на
концептуальные
основы
которой
мы
опиралась. В. Анисимова, разработала содержание знаний и представлений о
Космосе
для
детей
разных
возрастных
групп,
систему
занятий
соответствующей
тематики,
требования
к
предметно-наглядному
оборудованию. Н. Виноградова разработала систему практических задач на
материале ознакомления с природой космоса, ставившие ребенка в ситуацию
поиска
связей
и
закономерностей
в
природе.
Д.
Петяева
исследовала
представления детей дошкольного возраста о живой природе в контексте
становления
основ
их
мировоззрения,
на
материалах
ознакомления
с
природой космоса. Широко исследовали и проанализировали эту проблему К.
Крутой и А. Каплуновская, создав в 2002 году программу и методические
6
рекомендации "Природа Космоса", где вниманию воспитателей и методистов
были представлены задачи по ознакомлению детей разных возрастных групп
с Космосом и оптимальные пути решения этих задач. В нашей работе мы
затрагиваем
музыкально-театрализованную
деятельность,
развитие
творчества детей.
Проанализировав
примерную
основную
общеобразовательную
программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»
под
редакцией
Н.Е.
Вераксы,
Т.С.
Комаровой,
М.А.
Васильевой, которая
реализуется в нашем дошкольном учреждении, нами было отмечено, что в
ней не достаточно ярко представлен раздел по развитию первоначальных
представлений
о
космосе.
Изучив
научно-методическую,
художественную
литературу
по
данной
теме,
практические
и
теоретические
сведения
о
знакомстве дошкольников с космосом, были намечены этапы практического
осуществления работы.
7
2.Описание проекта
2.1.Целевая аудитория
Данный проект разрабатывался и выполнялся для детей и с детьми старшей
группы, возраст которых 5-6 лет. Этот возраст характеризуется следующими
особенностями:
Социальная
ситуация
развития
ребенка
5-6
лет
характеризуется
появлением
новой
формы
общения
со
взрослым:
внеситуативно
-
личностной.
Уже
на
предыдущем
отрезке
развития
содержание
общения
становится
внеситуативным,
т.е.
выходящим
за
рамки
непосредственно
данной
ситуации,
более
теоретическим.
А
в
течение
5-того
года
жизни
взрослый становится не только источником знаний, но образцом социальных
отношений,
источником
знаний
о
смысле
и
нормах
человеческой
деятельности.
Ребенок
начинает
задавать
вопросы
об
отношениях,
моральных
нормах.
Детям
в
этом
возрасте
очень
важно
соотнести
свои
переживания,
суждения
и
оценки
с
мнением
взрослого.
Это
происходит
потому,
что
ведущий
мотив
такого
общения
сопереживание
и
взаимопонимание.
Сюжетно - ролевая игра в 5 - 6 лет достигает своего расцвета. Содержанием
игры
становятся
отношения
между
людьми,
дети
создают
модели
этих
отношений. Дети формируют устойчивые игровые объединения из 3 - 4
человек.
В
игре
много
действий,
которые
передают
ролевые
отношения
ребенка
к
другим
участникам
игры.
Роль
в
игре
не
только
называется,
присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам
игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Таким
образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в
игре
свернутые,
короткие,
одно
действие
сменяется
другим,
образуя
8
динамичный
длинный
сюжет.
Для
детей
в
этом
возрасте
характерно
стремление как можно больше узнать о том, во что они играют. Эпизоды из
сказок,
кино-
и
мультфильмов,
и
самое
главное,
общественные
сюжеты
занимают в игре основное место.
Произвольность
в
возрасте
5-6
лет все
больше
определяет
поведение
ребенка.
Благодаря
коллективной
игре
с
распределением
ролей
дети
становятся способны планировать и выполнять сложные последовательности
действий.
Возникает
способность
сознательно
определять
свои
действия.
Детям становится доступно осознание правил действия скрытых в роли или
поведении взрослых. Именно на этом возрастном отрезке произвольность
становится центральной линией развития психики ребенка.
Мировоззренческие представления . Дети 5-6 летнего возраста обладают
рядом спонтанных житейских понятий об устройстве окружающего мира и
самом себе. Житейские понятия это представления субъективно связанные со
словами
повседневного
языка.
Благодаря
этому
старшие
дошкольники
обладают
своим
взглядом
на
решение
различных
мировоззренческих
вопросов. Благодаря
внеситуативно - личностному общению и сюжетно-
ролевой
игре
в
данном
возрасте
бурно
развиваются
представления
о
социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых. Развитие словесно -
логического
мышления
делает
некоторые
из
этих
представлений
абстрактными,
сравнительно
свободными
от
конкретно-образного
содержания.
Мышление ребенка. В возрасте 5- 6 лет происходит скачок в развитии
словесно
-
логического
мышления.
Благодаря
становлению
словесно
-логического
мышления
ребенок
становится
способен
понимать
связи
предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме.
Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в
непосредственном
опыте.
Происходит
постепенный
отход
от
суждений,
9
обусловленных конкретными образами к логическим выводам, основанным
на значении слов. Ребенок может устанавливать причинно- следственные
отношения между событиями и явлениями.
Развивается
изобразительная
деятельность
детей.
Это возраст
наиболее
активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч
рисунков.
Рисунки
могут
быть
самыми
разными
по
содержанию:
это
и
жизненные впечатления детей, и воображаемые
ситуации,
и
иллюстрации
к
фильмам
и
книгам.
Обычно
рисунки
представляют
собой
схематические
изображения
различных
объектов,
но
могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать
статичные
и
динамичные
отношения.
Рисунки
приобретают
сюжетный
характер;
достаточно
часто
встречаются
многократно
повторяющиеся
сюжеты
с
небольшими
или,
напротив,
существенными
изменениями.
Изображение
человека
становится
более
детализированным
и
пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование
характеризуется
умением
анализировать
условия,
в
которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные
детали
деревянного
конструктора.
Могут
заменить
детали
постройки
в
зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом
обследования
образца. Дети
способны
выделять
основные
части
предполагаемой
по стройки. Конструктивная
деятельность
может
осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям .
Появляется
конструирование
в
ходе
совместной
деятельности.
Дети
могут
конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть
сгибаний);
из
природного
материала.
Они
осваивают
два
способа
конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в
этом случае ребенок «достраивает»
10
природный
материал
до
целостного
образа,
дополняя
его
различными
деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом
случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить
образ).
Продолжает
совершенствоваться восприятие цвета,
формы
и
величины,
строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют
не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые
оттенки;
форму
прямоугольников,
овалов,
треугольников.
Воспринимают
величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию
или убыванию — до 10 различных предметов.
В
старшем
дошкольном
возрасте
продолжает
развиваться
образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить
преобразования
объекта,
указать,
в
какой
последовательности
объекты вступят во взаимодействие.
11
2.2.Описание проектируемого продукта.
В ходе проекта был создан макет "Космическое путешествие".
12
а
так
же
разработан
и
апробирован
сценарий
сказки
«Необыкновенная
история»,
который был показан для детей, родителей и воспитателей на
празднике в ДОУ.
2.3.Материалы необходимые для создания продукта проектной
деятельности.
Для создания проекта были использованы следующие материалы:
-для костюмов звездочек: легкая вуаль разных оттенков, резинка широкая и
узкая;
-для облаков и туманностей: полупрозрачный шифон;
-для чёрной дыры: ткань чёрного цвета и резинка;
-для кометы: картон, разноцветная фольга, конфетные фантики, мишура;
-для звезд: картон, пенопласт, разноцветная фольга;
-для
непосредственно
-
образовательной
деятельности
(рисование,
лепка,
аппликация, конструирование) были использованы: цветной картон, цветная
бумага,
бросовый
материал(пластиковые
бутылки),
пластилин,
блёстки,
фольга.
А также было подобрано музыкальное сопровождение для танцевальных
композиций и фонового звучания.
13
2.4 . Организационно-методическое обеспечение проекта.
1 Подготовительный этап:
1.
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.(Диагностика)
2.
Информация родителей о предстоящей деятельности.
3.
Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.
4.
Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной
деятельности.
5.
Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности
детей.
6.
Подбор музыки для прослушивания на тему космоса.
7.
Конкурс на лучший необыкновенный рассказ , историю или сказку о
космосе для родителей с детьми ,который будет разыгран по ролям.
8.
Составление плана мероприятий.
2 . Организационный этап:
14
1. Проведение занятий по разработанному плану.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
4.Обсуждение и прочтение конкурсной сказки.
5.Распределение ролей между детьми.
6.Подготовка костюмов и декораций.
3 . Заключительный этап :
1. Выставка стенда детского творчества «Полёт космических ракет».
2. Выставка совместного творчества детей и родителей «Этот загадочный
космос»
3. Викторина «Что? Где? Когда?»
4. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»
5. Музыкально – тематический досуг, посвященный дню Космонавтики.
6. Создание макета "Космическое путешествие"
7.
Постановка
музыкально-театрализованного
спектакля
–
сказки
«Необыкновенная история».
1 этап- подготовительный
Деятельность
Задачи воспитателя
Задачи ребенка
1
Диагностика детей .
Выявление
первоначальных
знаний
детей о космосе.
2
Изучение, отбор
литературы.
Повышение
профессиональной
компетентности педагога.
О т б о р
с о д е р ж а н и я
образовательного
материала.
Привлечение родителей к
Принятие
личностной
задачи.
М о т и в а ц и я
н а
в к л ю ч е н и е
в
творческую
деятельность.
3
Отбор
д и д а кт и ч е с ко го
материала
4
Оформление
групповой
комнаты
5
Знакомство
родителей
с
15
проблемой
решению проблемы.
2 этап – организационный
Познавательно-речевая деятельность
1
Беседы:
«Космос»
«Космическое
пространство»
«Почему
бывает
зима и лето»
«Почему бывает день
и ночь»
«Метеориты»
«Звездное небо»
«Солнце
–
большая
звезда»
«Первые в космосе»
« Ка к
н а з ы в а е т с я
спутник Земли?»
«Что такое космос?»
Расширить
представлений
детей
о
многообразии
космоса.
Формировать
п р е д с т а в л е н и я
о б
изменении освещенности
в
т е ч е н и е
д н я ,
продолжительности дня и
ночи,
о
смене
времен
года.
Дать
представление
о
Солнце,
как
о
звезде.
Сформировать
у
детей
п о н я т и я
« К о с м о с » ,
«Космическое
п р о с т р а н с т в о » .
Формировать
чувство
патриотизма.
Получают
недостающие
з н а н и я
ч е р е з
ознакомление
с
познавательной
литературой.
Задают
вопросы.
Высказывают
мнение
о
своих
результатах.
2
Заучивание
с т и х о т в о р е н и я
« П о
порядку все планеты»
Ч т е н и е
с к а з к и
«С ка зка
о
м а л е н ь ко м
роботе»
Чтение
албанской
сказки «Как Солнце и Луна
Развивать
речь
детей.
Активизировать
словарный запас по теме
«Космос».
Осуществлять
с л о в а р н у ю
р а б о т у ,
расширяя
и
у т оч н я я
з н а н и я
д е т е й
о б
окружающем.
Заучивают
стихи.
Внимательно
слушают
произведения.
Эмоционально
откликаются
на
ситуацию.
16
друг
к
другу
в
го сти
ходили»
Загадывание
загадок
«Космознайки»
Чтение
р а с с ка зо в
К.Булычёв
«Девочка
с
З е м л и » ,
В . М е д в е д е в
«З ве зд олё т
Б р у н ь к а » ,
А . Ле о н о в
« Ш а г и
н а д
п л а н е т о й » ,
Н . Н о с о в
« Н е з н а й ка
н а
Л у н е » ,
«Можно
ли
проткнуть
небо?»
« К о с м и ч е с к а я
од и с с е я » ,
« С п а с е н и е
улетающих»
Р а з в и в а т ь
п а м я т ь ,
внимание.
Способствовать созданию
благоприятного
эмоционального климата.
3
Просмотр
видеоматериала
«Первый
космонавт»,
«Земля
из
Космоса»
О р г а н и з а ц и я
в
самостоятельной
деятельности
конструирования
«Ракета
л е т и т
к
з в ё з д а м » ,
«Космодром»
Расширить
представлений
детей
о
многообразии
космоса.
Дать
представления
об
изменении освещенности
в
т е ч е н и е
д н я ;
продолжительности дня и
ночи,
о
смене
времен
года.
Дать
представление
о
Солнце,
как
о
звезде.
Сформировать
у
детей
п о н я т и е
« К о с м о с » ,
«Космическое
Получают
недостающие
з н а н и я
ч е р е з
ознакомление
с
познавательным
видео.
Задают
вопросы.
Высказывают
мнение
о
своих
результатах.
Самостоятельно
моделируют
п о с т р о й к и
п о
тематике,
17
п р о с т р а н с т в о » .
Формировать
чувство
патриотизма.
Развивать
ф а н т а з и ю ,
умение
и с п ол ь з о ват ь
п ол у ч е н н ы е
з н а н и я .
Воспитывать
желание
самостоятельно
выполнять работу.
выполняют
коллективное
моделирование.
Используют
полученные
ранее
з н а н и я
в
самостоятельной
деятельности.
Игровая деятельность
Дидактическая игра
«Укрась слово»
« П л а н е т ы
–
п о
местам»
Настольные
игры
«Солнечная
с и с т е м а » ,
«Космическое лото»
Сюжетно-ролевые
игры
«Путеше ствие
к
звёздам»,
«Астронавты
на
Луне»,
« Ас т р о н о м ы » ,
«Космодром»
Подвижные
игры:
«Разведчики»,
«Звёздный
путь»,
«Море
волнуется»,
«Космодром».
Закрепить знания детей о
первом полёте в космос.
Обогащать
словарный
запас
детей
по
теме
«Космос».
Сформировать
эмоциональное,
ценностное отношение к
людям,
работа
которых
связана с космосом.
Делятся на группы
п о
ж е л а н и ю .
Распределяют
роли.
Продуктивная деятельность
Художественное
творчество
Л е п к а
« В е с ё л ы е
У ч и т ь
д е т е й
д е л а т ь
поделки на космическую
тему.
У ч а с т в у ю т
в
продуктивной
деятельности.
18
инопланетяне», «В далёком
Космосе»
Рисование
«Путь
к
звёздам»,
«Космонавты
и
р а к е т ы » ,
« Л у н н ы й
п е й з а ж » ,
« Г о л у б а я
планета»
Аппликация
«Космические
пришельцы»,
«Звёздный
коллаж»
Создание
кол л е кт и в н о й
р а б о т ы
« И н о п л а н е т я н е
и
л е т а ю щ и е
т а р е л к и »
(силуэтное вырезывание)
Конструирование
«Космический
корабль»,
«Космодром»
Труд
Р у ч н о й
т р у д
«Космический
корабль»,
«Маски инопланетян»
Развивать
умение
детей
использовать свои знания
на
практике,
в
рисунке,
а п п л и к а ц и и ,
л е п к е .
Развивать
творческую
самостоятельность,
индивидуальность.
Содействовать
обучению
п р и е ма м
н а гл я д н о г о
моделирования.
Показывают
умение
общаться
со сверстниками в
деятельности.
Показывают
умение
у ч а с т в о в а т ь
в
коллективной
работе,
планировать
деятельность.
Образовательная деятельность
1
Познание.
Познавательное
развитие. (формирование
целостной картины мира
и расширение кругозора)
« Го л у б а я
п л а н е т а » ,
Расширение
представлений
детей
о
многообразии
космоса.
Дать
представления
об
изменении освещенности
в
т е ч е н и е
д н я ;
Получают
недостающие
знания.
Задают
вопросы.
Высказывают
мнение
о
своих
19
«Покорение
Ко смо с а»,
«Далёкая Вселенная».
Наблюдение на прогулке за
небом, звёздами в тёмное
время суток. Эксперимент
с глобусом и лампой «День
и ночь».
продолжительности дня и
ночи,
о
смене
времен
года.
Дать
представление
о
Солнце,
как
о
звезде.
сформировать
у
детей
п о н я т и е
« К о с м о с » ,
«Космическое
п р о с т р а н с т в о »
;
формировать
чувство
патриотизма.
Развивать
ф а н т а з и ю ,
умение
и с п ол ь з о ват ь
п ол у ч е н н ы е
з н а н и я ,
воспитывать
желание
самостоятельно
в ы п о л н я т ь
р а б о т у .
Закрепить знания детей о
планетах;
о б о г а щ ат ь
словарный запас детей по
т е м е
« К о с м о с » .
Сформировать
эмоциональное,
ценностное отношение к
людям,
работа
которых
связана с космосом.
результатах.
Самостоятельно
моделируют
п о с т р о й к и
п о
тематике,
выполняют
коллективное
моделирование.
Используют
полученные
ранее
з н а н и я
в
самостоятельной
деятельности.
2
Познание ФЭМП
«Большое
ко смиче ское
путешествие»
Совершенствовать
навыки счёта в пределах
10.
Совершенствуют
навыки
счёта
в
п р е д е л а х
1 0 .
20
У ч и т ь
п о н и м а т ь
отношения между рядом
с т о я щ и м и
ч и с л а м и .
Р а з в и в а т ь
у м е н и е
ориентироваться на листе
бумаги.
Продолжать формировать
у м е н и е
в и д е т ь
в
окружающих
предметах
ф о р м у
з н а к о м ы х
геометрических фигур.
Понимают
отношения
между
рядом
стоящими
числами.
Умеют
видеть
в
окружающих
предметах
форму
знакомых
геометрических
фигур.
3
Коммуникация:
«Ракета летит к звёздам»,
«Космос. Планета Земля»
Р а з в и в а т ь
н а в ы к и
творческого
рассказывания,
умение
придерживаться
и з б р а н н о й
л и н и и .
У ч и т ь
с т р о и т ь
п р е д л о ж е н и я
т и п а
суждения, чётко и громко
п р о и з н о с и т ь
с л о в а ,
активизировать
словарь
ч е р е з
г л а г о л ы ,
прилагательные,
обстоятельства.
Формировать
навыки
выражения
собственного
мнения.
Развивают
навыки
творческого
рассказывания,
умение
придерживаться
избранной
линии.
Учатся
с т р о и т ь
предложения
типа
суждения, чётко и
громко
произносить
слова.
Активизируют
с л о в а р ь
ч е р е з
глаголы,
прилагательные,
обстоятельства.
Формируют
навыки выражения
21
собственного
мнения.
Работа с родителями
Изготовление
поделок
о
космосе
совместно
с
д е т ь м и
( с о с т а в л е н и е
рассказов,
подбор
стихов,
загадок,
иллюстраций
о
космосе)
Про смот р
в и д е о ,
фильмов о Космосе.
Чтение
художественной
литературы.
Консультации
«Астрономия
для
детей»,
«Как рассказать ребёнку о
Космосе?»,
«Космическая
сказка», «Стихи и загадки
о Космосе».
Объявление конкурса
"Сочиним сказку вместе с
ребенком"
Привлекать
б о л ь ш е е
количество
родителей
к
воспитательно-
образовательному
п р о ц е с с у
в
Д О У .
С о з д а в а т ь
е д и н о е
образовательное
пространство
«Детский сад – семья»
Организация Экскурсии в
«Музей Космонавтики».
Побуждать
родителей
б о л ь ш е
в р е м е н и
проводить с детьми.
Ценить результаты
с в о е г о
т р у д а .
Формировать
чувство
гордости
своей
семьей
и
родителями.
Способствовать
социализации
детей.
3 этап — итоговый
1
Досуг,
посвящённый
дню
космонавтики
« Уд и в и т е л ь н ы й
м и р
космоса».
Обобщить
знания
детей
по теме «Космос».
Получить
общественное
признание
результатов своего
труда.
22
2
Создание макета
«Космическое
путешествие».
Стимулировать
использование предметов
изготовленные
своими
р у к а м и .
Р а з в и в а т ь
творческое
воображение.
Побуждать к проведению
режиссёрских
игр,
игр-
фант азий.
Р а з в и в ат ь
социально-личностные
к а ч е с т в а
к а ж д о г о
ребёнка.
Способность
совместно
развёртывать игру,
согласовывая
собственный
игровой замысел.
Умение работать в
одной
ком а н д е ,
сопереживать
и
радоваться успеху,
решать
проблему
сообща.
3
Музыкально-
театрализованная
сказки
"Необыкновенная история"
Стимулировать
раскрытие
творческого
потенциала,
эмоциональный
отклик.
Развивать
воображение,
речь, уверенность в себе
Развивать
социально-
личностные
кач е с т ва
к а ж д о г о
р е б ё н к а ,
музыкально-ритмические
движения,
навыки
игры
на детских музыкальных
инструментах.
Презентовать
полученные
результаты
сверстникам.
23
4
Диагностика
детей
на
конец проекта
Выявление
динамики
полученных знаний
2.5.Описание ожидаемых результатов
Планируемый продукт проекта:
Для детей:
-книжки-самоделки «Мое созвездие», «Загадки о космосе».
- конструирование ракеты из бумаги, из коробок, из бросового материала;
- выставка продуктивного вида деятельности «В далеком небе, или звездное
небо», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса». «Покорители
космоса», «Знаки зодиака».
- выставка поделок из бросового материала «Пришельцы их космоса»;
- выставка книг о космосе;
- создание макета «космическое путешествие».
- театрализация сказки.
Для педагогов:
-разработка тематического проекта по теме: «Космос» для детей и взрослых;
- создание банка компьютерных презентаций;
- пополнение библиотеки группы книгами о космосе;
- формирование материала для родителей: папки-раскладки, фотогазеты;
- разработка рекомендаций для родителей по прочтению литературы с
24
детьми;
- изготовление картотеки подвижных игр, физкультминуток, динамических
пауз по теме;
-изготовление атрибутов для театрализации.
Для родителей:
-Родители
получат
возможность
проявить
творческую
активность
при
создании:
папки-раскладки
о
космонавтах,
информационных
стендов
и
газет, посвященных Дню космонавтики, костюмов для театрализации.
-Смогут
посмотреть
выставки
художественных
работ
и
поделок,
выполненных
детьми
в
самостоятельной
и
совместной
с
родителями
деятельности;
-Посетить познавательно – тематический праздник "Загадочный космос".
Перспективное планирование по данной проблеме:
-
Знакомство
с
историей
развития
космонавтики,
космонавтах.
-
Систематизация
понятий
и
представлений
о
планетах,
звёздах,
космических
аппаратах,
вселенной.
В
результате
у
детей
формируются:
интерес к Российской космонавтике, начальные
и общие представления о
космосе; эмоционально-ценностное
отношение к людям, работа которых
связана
с
о своением
ко смо са
и
ко смиче ского
п р о с т р а н с т ва .
- Активизация и обогащение словаря старших дошкольников.
3.Реализация проекта:
Место реализации проекта: проект был представлен в ГБОУ лицее №1537
(структурном подразделении детский сад №2704).
Срок реализации проекта – апрель-май 2015года.
25
Заключение.
В начале проекта мы провели диагностику на выявление первичных
знаний о космосе у детей старшей группы. В обследовании участвовали 25
детей. Данные обследования показали:
- 8 детей имеют высокий уровень знаний;
-17 детей имеют низкий уровень знаний.
На
момент
окончания
проекта
мы
повторили
диагностику.
Данные
обследования показали:
-20 детей имеют высокий уровень первичных знаний;
-5 детей имеют низкий уровень первичных знаний о космосе.
В результате анализа данных двух обследований мы сделали вывод,
что в ходе проекта
представления у детей о космическом пространстве и об
освоении
космоса
людьми
систематизировались,
обогатился
активный
словарь
за
счет
введения
новых
слов
на
познавательных
занятиях
и
употребления
их
в
других
видах
деятельности:
в
играх,
обсуждении
иллюстраций,
продуктивной
деятельности
,
в
ходе
постановки
сказки.
Значительно расширился кругозор детей. Дети увидели, насколько проблема
освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к
ней.
Работа над данным проектом имела большое значение для развития
познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей
знаний у детей сформировалось целостное видение картины космического
мира. В основе данного проекта лежит неподдельный интерес дошкольников
к познанию мира космоса, стремление к новым открытиям, потребность в
умственных впечатлениях.
Мы пришли к выводу, что реализация данной
темы позволила сформировать у детей представление о космосе, об истории
его освоения, о том, что в нем находится, о Земле, о Солнце, о спутниках, о
звездах.
Таким
образом,
дети
дошкольного
возраста
при
создании
определенных условий, использовании различных форм, методов работы и
заинтересованности
всех
участников
педагогического
процесса
вполне
26
доступно овладели представлениями о космическом мире, в результате чего
происходит формирование представлений об окружающем мире, который
является источником познания и умственного развития детей. Ознакомление
с космосом играет большую познавательную и воспитательную роль в жизни
дошкольников,
раскрывает
творческий
потенциал
детей,
укрепляет
сотрудничество детского сада и родителей.
Исходя из вышеперечисленного, можно сказать ,что поставленные нами
задачи реализованы, а поставленная цель достигнута.Первые представления
о космосе можно и нужно давать детям в старшей группе.
27
Литература.
1.
Ашикова Т., Ашиков С. Природа, творчество и красота:[Занятия
в
форме театрализованной игры]/Дошкольное воспитание.–2002.– № 7.–
С.2–8.–(Воспитание и обучение).
2.
Веракса
Н.Е .
Работа
над
проектами
в
детском
саду/Современное
дошкольное образование.– 2008.
3.
Донина О.И., Хамидуллина Л.А. «Путешествие по Вселенной. Занятия
по
формированию
у
дошкольников
естественно-научной
картины
мира». – Издательство: АРКТИ, 2009г
4.
Кнушевицкая Н.А. «Стихи и речевые упражнения по теме «Космос».-
Издательство «Гном», 2010.
5.
Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.
М., 2003
6.
Космос: Энциклопедия юного ученого. Звезды и планеты. Космические
полеты. Реактивные самолеты. Телевидение/пер. с англ. Е. В.
Комисарова. – М.: РОСМЭН, 2001.
7.
Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. М.: Педагогика, 1986
8.
Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи./ Управление
Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3
9.
Нищеева Н.В., «Раз планета, два комета…» С-Петербург, 2008.
10.Обухова Л. Как мальчик стал космонавтом. – М., 2000.
11.От рождения до школы. "Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
А. Васильевой. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 304 с.
Белая К. Ю Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое
пособие. – М., 2004.
28
12.Паникова Е.А., Инкина В.В. «Беседы о космосе. Методическое
пособие». – М.: ТЦ Сфера, 2010г
13.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к
обучению. М, Ось-89, 2006.
14.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по
теме «Покорение космоса». – М.: ООО «Изд-во «Скрипторий», 2005.
15.Тятюшкина Н.Н., Ермак О.А. «Тропинками Вселенной: методические
рекомендации по формированию элементарных астрономических
знаний у старших дошкольников». – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер»,
2006г
16.Шорыгина Т.А. О космосе - М.: Книголюб, 2005
17.Щетинина
В.В.
Неизведанное
рядом:
Занимательные
опыты
и
эксперименты
для
дошкольников/
О.В.
Дыбина
(отв.-ред.)
М.:
ТЦ
Сфера, 2001.
18.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в
учебном процессе. М.: Просвещение, 2009.
29