Напоминание

"Использование современных инновационных технологий в обучении изобразительному искусству"


Автор: Клюшник Елена Викторовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКОУ "Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского"
Населённый пункт: Кабардино - Балкарская Республика, Майский район, с. Новоивановское
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных инновационных технологий в обучении изобразительному искусству"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»

Майский муниципальный район

Кабардино-Кабардино Республики

Учитель ИЗО

Клюшник Е.В.

2018 год

Использование современных инновационных технологий

в обучении изобразительному искусству

"Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не

известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с

картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку

очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную

картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно

добиться слова (а таких классов у нас не надо искать), начните показывать картинки, и

класс заговорит, а главное, заговорит свободно".

К.Д. Ушинский

Изобразительное искусство - сложный предмет, который содержит в себе знания о

композиции, о пропорциях, о перспективе и т.д. Задача современной школы - формировать

способность

действовать

и

быть

успешным

в

условиях

динамично

развивающегося

современного общества. Моя педагогическая деятельность направлена на формирования

устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям,

воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы

и творческого потенциала. Свою задачу, как учитель, я вижу в том, чтобы формировать

духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям,

овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное

воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение

передавать свое отношение к нему. В обучении изобразительному искусству использую

системно-деятельностный

метод.

Эти

уроки

способствуют

формированию

метапредметных знаний. Большое внимание уделяю формированию и совершенствованию

универсальных учебных действий, направленных на достижение высоких личностных

образовательных результатов учащимися, на своих уроках применяю различные формы

обучения: деловые игры, уроки обобщения, уроки-путешествия, уроки индивидуальной и

коллективной творческой деятельности учащихся, беседы, экскурсии.

В связи с модернизацией российского образования одной из главных задач является

обеспечение современного качества образования, где сохраняется его базовая основа, но,

которая должна соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности,

общества и государства. В педагогике понятие «компетентности» рассматривают как опыт

различной

деятельности,

результатом

которой

становятся

умения,

способности

и

личностные ориентиры учащихся. Сформировать комплекс компетентностей позволяют

современные

педагогические

технологии,

которые

приходят

на

смену

традиционным

методам. Особо актуальными новые педагогические технологии становятся на уроках

ИЗО, где у учащиеся формируется целый комплекс компетентностей: интеллектуальной,

коммуникационной, информационной, общекультурной.

Что такое инновация в образовании? Инновационные процессы в сегодняшнем

образовании не являются чем-то модным и придуманным. Под инновациями мы понимаем

внедрение

в

учебный

процесс новых

современных

методик,

разработок,

программ:

здоровье сберегающие, информационные, личностно-ориентированные и многие другие,

которые позволяют повысить качество знаний школьников.

Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение

педагогической практики, повышение качества обучения. Для решения этих задач на

уроках в школе применяю многочисленные инновационные технологии:

обучение

в

сотрудничестве

(обучение

в

сотрудничестве

это

совместное

(поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают

вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания);

д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о е

о б у ч е н и е

( ц е л ь дифференцированного

обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей

личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть

индивидуальность

ученика

и

сохранить

ее,

помочь

ребёнку

поверить

в

свои

силы,

обеспечить его максимальное развитие.);

технологии личностно-ориентированного обучения (личностно-ориентированное

обучение — это такое

обучение,

где

во

главу

угла

ставится

личность

ребенка,

ее

самобытность, самоценность.);

игровые технологии;

активные

методы

обучения

(методы,

позволяющие

активизировать

учебный

процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является

обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его

индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие

теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий

изучаемых моделей;

технология

интегрированного

обучения

(интегрированное

обучение

подразумевает

и

проведение

бинарных

уроков

и

уроков

с

широким

использованием

межпредметных связей. Типы и формы этих уроков: урок-лекция; урок-путешествие; урок-

экспедиция;

урок-исследование;

урок-инсценировка;

учебная

конференция;

урок-

экскурсия; мультимедиа- урок; проблемный урок.

метод

учебного

проекта

(учебный

творческий

проект

-

это

самостоятельно

разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи

до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный

под контролем и при консультации учителя.);

разноуровневое

обучение

(разноуровневое обучение —

э т о педагогическая

технология организации

учебного

процесса,

в

рамках

которого

предполагается

разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того

же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому

ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы

на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и

индивидуальных особенностей личности каждого учащегося);

проблемное

обучение

(обучение,

при

котором

учитель,

опираясь

на

знание

закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет

работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей

учеников в процессе обучения: 1) объяснительный метод – состоит из системы приемов,

включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и

объяснение;

2) репродуктивный

метод

применяется

для

осмысления

усвоения

теоретических

знаний,

для

обработки

умений

и

навыков,

для

заучивания

учебного

материала

и

т. д.;

3) практический

метод

является

сочетанием

приемов

обработки

навыков

практических

действий

по

изготовлению

предметов,

их

обработки

с

целью

совершенствования,

предполагает

деятельность,

связанную

с

техническим

моделированием

и

конструированием;

4) частично-поисковый

метод

является

сочетанием

восприятия

объяснений

учителя

учеником

с

его

собственной

поисковой

деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех

этапов познавательного процесса; 5) исследовательский метод – представляет умственные

действия по формулировке проблемы и нахождения путей ее решения.);

технология развивающего обучения (В системе Л. В. Занкова урок имеет гибкую

структуру, включающую дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному

искусству, дидактические игры, интенсивную самостоятельную деятельность учащихся,

коллективный

поиск

на

основе

наблюдения,

сравнения,

группировки,

классификации,

выяснения

закономерностей,

самостоятельной

формулировки

выводов.

Система

направлена на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.

Развивающее обучение в системе Эльконина-Давыдова должно формировать у школьников

теоретическое мышление, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание

фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. В

данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться во процессе

формирования универсальных

учебных

действий,

развития

теоретического

мышления,

аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания

от абстрактного к конкретному.);

информационные технологии обучения.

Немного подробнее об информационных технологиях обучения.

В

первую

очередь,

методические

инновации

в

современном

образовании

связаны

с

внедрением в педагогику информационных компьютерных технологий. В соответствии с

Законом РФ "Об образовании и требованиями к системе образования", возникает острая

необходимость

в

новых

подходах

к

преподаванию

изобразительного

искусства

в

общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной

культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента.

ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения,

повышающих

качество

образования.

Создание

мультимедийных

уроков

развивает

познавательную активность и творческий потенциал учащихся, повышает статус предмета.

Преимущества

использования

компьютерных

технологий

на

уроках

изобразительного

искусства очевидны:

возможность обеспечить визуальное восприятие информации;

обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность

рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

обозначенные

на

экране

этапы

практической

работы

в

течение

всего

времени

позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;

применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс

и заинтересовать детей.

Современный

ученик

это

постоянный

пользователь

персонального

компьютера.

К

сожалению,

подобного

рода

увлечения

не

редко

пагубно

влияют

на

образ

жизни

учащегося:

его

успеваемость

в

школе,

социальную

адаптацию.

Задача

педагогов

и

родителей грамотно дозировать использование ребенком ПК, потому как исключить это

невозможно,

да

и

не

нужно.

Появилась

возможность

совмещать

теоретический

и

демонстрационный

материал

(слайды,

фильмы,

видеоролики,

музыка,

презентации

к

урокам).

Так

как

уроки

изобразительного

искусства

построены

на

зрительном

ряде,

использование

возможностей

мультимедийного

оборудования

облегчает

подготовку

учителя к уроку, где используется наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в

роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой

детям не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не может заменить учителя,

а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается

учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в

которой и развивается личность учащегося.

В

результате

можно

определить

формы

применения

компьютера

на

уроках

изобразительного искусства и МХК:

как источник информации и новых знаний;

поддержка целей и задач урока, поставленных учителем;

организация проектной деятельности учащихся.

В зависимости от типологии урока используются различные фильмы- презентации, слайд-

фильмы или тестовые задания.

Фильм-презентация - может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве,

вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями учителя.

При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы,

делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.

Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на

уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-

урочной системы.

Слайд-фильм - используется на всех уроках, его можно включать в любой этап урока. При

просмотре слайд-фильма учащиеся включаются в работу, как правило, сразу. Идеально

подходит на уроках поэтапного рисования или тестовых заданий.

Компьютер также может использовать и сам учащийся в качестве выполнения домашнего

задания. Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности - творческий.



В раздел образования