Автор: Клюшник Елена Викторовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКОУ "Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского"
Населённый пункт: Кабардино - Балкарская Республика, Майский район, с. Новоивановское
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных инновационных технологий в обучении изобразительному искусству"
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»
Майский муниципальный район
Кабардино-Кабардино Республики
Учитель ИЗО
Клюшник Е.В.
2018 год
Использование современных инновационных технологий
в обучении изобразительному искусству
"Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не
известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с
картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку
очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную
картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно
добиться слова (а таких классов у нас не надо искать), начните показывать картинки, и
класс заговорит, а главное, заговорит свободно".
К.Д. Ушинский
Изобразительное искусство - сложный предмет, который содержит в себе знания о
композиции, о пропорциях, о перспективе и т.д. Задача современной школы - формировать
способность
действовать
и
быть
успешным
в
условиях
динамично
развивающегося
современного общества. Моя педагогическая деятельность направлена на формирования
устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям,
воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы
и творческого потенциала. Свою задачу, как учитель, я вижу в том, чтобы формировать
духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям,
овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное
воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение
передавать свое отношение к нему. В обучении изобразительному искусству использую
системно-деятельностный
метод.
Эти
уроки
способствуют
формированию
метапредметных знаний. Большое внимание уделяю формированию и совершенствованию
универсальных учебных действий, направленных на достижение высоких личностных
образовательных результатов учащимися, на своих уроках применяю различные формы
обучения: деловые игры, уроки обобщения, уроки-путешествия, уроки индивидуальной и
коллективной творческой деятельности учащихся, беседы, экскурсии.
В связи с модернизацией российского образования одной из главных задач является
обеспечение современного качества образования, где сохраняется его базовая основа, но,
которая должна соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности,
общества и государства. В педагогике понятие «компетентности» рассматривают как опыт
различной
деятельности,
результатом
которой
становятся
умения,
способности
и
личностные ориентиры учащихся. Сформировать комплекс компетентностей позволяют
современные
педагогические
технологии,
которые
приходят
на
смену
традиционным
методам. Особо актуальными новые педагогические технологии становятся на уроках
ИЗО, где у учащиеся формируется целый комплекс компетентностей: интеллектуальной,
коммуникационной, информационной, общекультурной.
Что такое инновация в образовании? Инновационные процессы в сегодняшнем
образовании не являются чем-то модным и придуманным. Под инновациями мы понимаем
внедрение
в
учебный
процесс новых
современных
методик,
разработок,
программ:
здоровье сберегающие, информационные, личностно-ориентированные и многие другие,
которые позволяют повысить качество знаний школьников.
Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение
педагогической практики, повышение качества обучения. Для решения этих задач на
уроках в школе применяю многочисленные инновационные технологии:
обучение
в
сотрудничестве
(обучение
в
сотрудничестве
–
это
совместное
(поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают
вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания);
д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о е
о б у ч е н и е
( ц е л ь дифференцированного
обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей
личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть
индивидуальность
ученика
и
сохранить
ее,
помочь
ребёнку
поверить
в
свои
силы,
обеспечить его максимальное развитие.);
технологии личностно-ориентированного обучения (личностно-ориентированное
обучение — это такое
обучение,
где
во
главу
угла
ставится
личность
ребенка,
ее
самобытность, самоценность.);
игровые технологии;
активные
методы
обучения
(методы,
позволяющие
активизировать
учебный
процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является
обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его
индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие
теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий
изучаемых моделей;
технология
интегрированного
обучения
(интегрированное
обучение
подразумевает
и
проведение
бинарных
уроков
и
уроков
с
широким
использованием
межпредметных связей. Типы и формы этих уроков: урок-лекция; урок-путешествие; урок-
экспедиция;
урок-исследование;
урок-инсценировка;
учебная
конференция;
урок-
экскурсия; мультимедиа- урок; проблемный урок.
метод
учебного
проекта
(учебный
творческий
проект
-
это
самостоятельно
разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи
до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный
под контролем и при консультации учителя.);
разноуровневое
обучение
(разноуровневое обучение —
э т о педагогическая
технология организации
учебного
процесса,
в
рамках
которого
предполагается
разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того
же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому
ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы
на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и
индивидуальных особенностей личности каждого учащегося);
проблемное
обучение
(обучение,
при
котором
учитель,
опираясь
на
знание
закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет
работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей
учеников в процессе обучения: 1) объяснительный метод – состоит из системы приемов,
включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и
объяснение;
2) репродуктивный
метод
–
применяется
для
осмысления
усвоения
теоретических
знаний,
для
обработки
умений
и
навыков,
для
заучивания
учебного
материала
и
т. д.;
3) практический
метод
–
является
сочетанием
приемов
обработки
навыков
практических
действий
по
изготовлению
предметов,
их
обработки
с
целью
совершенствования,
предполагает
деятельность,
связанную
с
техническим
моделированием
и
конструированием;
4) частично-поисковый
метод
–
является
сочетанием
восприятия
объяснений
учителя
учеником
с
его
собственной
поисковой
деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех
этапов познавательного процесса; 5) исследовательский метод – представляет умственные
действия по формулировке проблемы и нахождения путей ее решения.);
технология развивающего обучения (В системе Л. В. Занкова урок имеет гибкую
структуру, включающую дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному
искусству, дидактические игры, интенсивную самостоятельную деятельность учащихся,
коллективный
поиск
на
основе
наблюдения,
сравнения,
группировки,
классификации,
выяснения
закономерностей,
самостоятельной
формулировки
выводов.
Система
направлена на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.
Развивающее обучение в системе Эльконина-Давыдова должно формировать у школьников
теоретическое мышление, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание
фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. В
данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться во процессе
формирования универсальных
учебных
действий,
развития
теоретического
мышления,
аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания
от абстрактного к конкретному.);
информационные технологии обучения.
Немного подробнее об информационных технологиях обучения.
В
первую
очередь,
методические
инновации
в
современном
образовании
связаны
с
внедрением в педагогику информационных компьютерных технологий. В соответствии с
Законом РФ "Об образовании и требованиями к системе образования", возникает острая
необходимость
в
новых
подходах
к
преподаванию
изобразительного
искусства
в
общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной
культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента.
ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения,
повышающих
качество
образования.
Создание
мультимедийных
уроков
развивает
познавательную активность и творческий потенциал учащихся, повышает статус предмета.
Преимущества
использования
компьютерных
технологий
на
уроках
изобразительного
искусства очевидны:
возможность обеспечить визуальное восприятие информации;
обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность
рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
обозначенные
на
экране
этапы
практической
работы
в
течение
всего
времени
позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс
и заинтересовать детей.
Современный
ученик
–
это
постоянный
пользователь
персонального
компьютера.
К
сожалению,
подобного
рода
увлечения
не
редко
пагубно
влияют
на
образ
жизни
учащегося:
его
успеваемость
в
школе,
социальную
адаптацию.
Задача
педагогов
и
родителей грамотно дозировать использование ребенком ПК, потому как исключить это
невозможно,
да
и
не
нужно.
Появилась
возможность
совмещать
теоретический
и
демонстрационный
материал
(слайды,
фильмы,
видеоролики,
музыка,
презентации
к
урокам).
Так
как
уроки
изобразительного
искусства
построены
на
зрительном
ряде,
использование
возможностей
мультимедийного
оборудования
облегчает
подготовку
учителя к уроку, где используется наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в
роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой
детям не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не может заменить учителя,
а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается
учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в
которой и развивается личность учащегося.
В
результате
можно
определить
формы
применения
компьютера
на
уроках
изобразительного искусства и МХК:
как источник информации и новых знаний;
поддержка целей и задач урока, поставленных учителем;
организация проектной деятельности учащихся.
В зависимости от типологии урока используются различные фильмы- презентации, слайд-
фильмы или тестовые задания.
Фильм-презентация - может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве,
вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями учителя.
При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы,
делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.
Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на
уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-
урочной системы.
Слайд-фильм - используется на всех уроках, его можно включать в любой этап урока. При
просмотре слайд-фильма учащиеся включаются в работу, как правило, сразу. Идеально
подходит на уроках поэтапного рисования или тестовых заданий.
Компьютер также может использовать и сам учащийся в качестве выполнения домашнего
задания. Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности - творческий.