Напоминание

"Убеждая-побеждать"


Автор: Бурякова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №64"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Убеждая-побеждать"
Дата публикации: 11.02.2019
Раздел: начальное образование





Назад




«Убеждая-побеждать»

Бурякова Ольга Александровна

Зачем,

О смертные мы всем другим наукам

Стараемся учиться так усердно,

А речь, единую царицу мира,

Мы забываем? Вот кому служить

Должны мы все, за плату дорогую

Учителей сводя, чтоб, тайну слова

Познавши, убеждая - побеждать!

Еврипид

Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и

письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо

каждому. А сегодня, к сожалению, приходится констатировать что, несмотря

на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в

последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в ко-

торой растёт ребёнок, не всегда устраивает школу, и обучение речи имеет

свои недостатки.

Актуальность речевого развития младших школьников подтверждается

и государственными документами. Как во всех областях интеллекта, так и

в речи, начальные классы закладывают фундамент.

От того, хорошо ли заложен этот фундамент, в огромной степени зави-

сят все дальнейшие успехи и неудачи ребёнка.

Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правиль-

но научить слушать, говорить, сочинять, писать. Кроме того, речевое разви-

тие ребенка - один из показателей общего развития его личности.

Вопросы развития речи с давних пор являются предметом научных

исследований. Работы Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского убе-

ждают в том, что развитие речи уже в

XIX веке представлялось крайне

важной задачей. Но если в трудах того времени развитие речи связывалось

с изучением грамматики, то современная методика преподавания обращает

внимание на развитие личностных особенностей и способностей каждого

учащегося. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освеще-

ние в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого.

Так

Ф. И. Буслаев впервые ввёл в школьный курс русского языка

изучение таких лексических понятий, как ономастика ( изучение первона-

чального значения слов, переносного значения слов ), синонимика, архаизмы,

заимствованные слова, диалектные слова.

По мнению Ф. И. Буслаева, суть процесса обучения языку заключает-

ся в единстве всех его составных частей - чтения, письма, развития речи,

грамматики, лексики.

И. И. Срезневский выделял как одну из главных задач обучения родно-

му языку - обогащение словарного запаса школьников. Без знания значений

слов, называющих новые понятия, ученик не может свобод выражать свои

мысли.

И. И. Срезневский считал, что при объяснении значения слов и выра-

жений необходимо идти постепенно от простого к сложному, брать для

усвоения только необходимые знания.

Но во второй половине

XIX - XX веков доминировал схоластический

подход в преподавании русского языка в школе. Господствующие в школь-

ной практике обучения правила

<< меньше думай и больше слушай >>, << не рассуждай, а исполняй

>> порождали зубрёжку школьниками грамматических правил, воспроизве-

дение их наизусть или близко к тексту, грамматический разбор и письмо

под диктовку.

В наше время учебная деятельность школьника проходит в сотрудни-

честве со взрослыми, когда ребенок не получает готовых знаний, а напряга-

ет свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной

деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникших проблем.

Практически все авторы пособий выделяют 4 уровня работы по фор-

мированию речевой деятельности: произносительный, лексический, граммати-

ческий и работа над связной речью.

Я также придерживаюсь этих уровней в работе, и каждому из них в

моей практике соответствуют задания и упражнения.

1. Произносительный уровень.

Все из нас сталкиваются с тем, что многие дети приходят в

школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения, труд-

ности артикуляции. Поэтому часто на уроке использую дыхательную

гимнастику:

в 1 классе на каждом уроке, а далее по мере необходимости.

Развитию правильного звукопроизношения способствуют чи-

стоговорки и скороговорки.

2. Лексический уровень.

Бедный запас слов - это проблема для младших школьников.

На этом уровне проводится работа, направленная на обогащение сло-

варного запаса. Обогащение словарного запаса осуществляется через

следующее.

Скудный словарный запас ученика мешает его успешной ра-

боты. Поэтому моя задача - не просто познакомить ребят с новым сло-

вом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюде-

ния, анализа, стараться правильно употреблять его в новой ситуации.

3. Грамматический уровень.

На этом уровне работы на первое место выдвигается меха-

низм

построения

синтаксических

конструкций: словосочетания

и

предложения. Формированию грамматических навыков правильной речи

у детей мне помогают следующие упражнения.

Готовя детей к умению полно и грамматически правильно вы -

ражать свою мысль, я тем самым подвожу их к работе над связной

речью.

4. Работа над связной речью.

При этом важнейшим условием работы должно быть созда-

ние специальных коммуникативных ситуаций, так называемая речевая

ситуация, которая ставит школьника перед необходимостью речевых

высказываний, вызывает у него интерес и желание поделиться чем - то,

рассказать о чем - то.

Некоторые методы и приёмы работы.

Следует помнить, что развитие мелкой моторики детей тесно связано

с речевой деятельностью. Развитие речи детей тесно связано с состоянием

мелкой моторики рук. Современные ученные доказали, что уровень разви-

тия речи детей находится в прямой зависимости от степени сформиро-

ванности тонких движений пальцев рук. Ещё В. Сухомлинский писал "

Истоки способностей и дарований детей - в кончиках их пальцев ". А ве-

ликий немецкий мыслитель И. Кант сравнивал руку с " как бы вышедшем

наружу головным мозгом ". Необходимо обязательно стимулировать рече-

вое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Следователь-

но, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем разви-

тие его речи. Поэтому очень широко на уроках я используя пальчиковую

гимнастику ( пример ).

" Цветные рассказы "

Полоска бумаги, состоящая из 8-10 квадратиков различных цветов, рас-

положенных в два ряда, на основе которых придумывается история.

Детям предъявляется цветная полоска, указывают на верхний крайний

квадрат и спрашивают:

" На что он похож? Что бывает такого цвета?"

Например: детям предъявлена полоска, состоящая из квадратов: зелёно-

го, голубого, жёлтого, белого.

Рассказ м.б. таким

Зеленый лес улыбается солнцу. На голубом небе

светит ярко - жёлтое солнце. На ветке белой берёзы

сидит птичка.

Составление кластера

Этим приёмом я пользуюсь давно и часто, т.к. он всегда результати-

вен. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать

мыслительные процессы наглядными. Последовательность действий проста

и логична:

1. Посередине чистого листа ( классной доски ) написано ключевое

слово или предложение, которое является "сердцем" идеи, темы.

2. Вокруг собрать слова или предложения, выражающие идеи, фак-

ты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появляющиеся слова соединяются прямыми ли-

ниями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши

размышления.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

- не бояться записывать всё, что приходит на ум. Давать волю вообра-

жению и интуиции;

- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

- постараться построить как можно больше связей.

Учитывая то, что письменная речь ребёнка беднее, чем устная, при ре -

гулярном использовании такого приёма эта разница пропадает.

" Синквейн "

Наблюдение последних лет показали, что дети 6 - 7 лет, поступающие в

1 класс часто имеют нарушение речи, бедный словарный запас, наблюдается

сужение значения слов. Частично эти проблемы можно решить, применяя

уже в 1 классе одну из очень эффективных форм работу по созданию син-

квейнов.

Слово " синквейн " происходит от французского " пять ". Это стихотво-

рение из 5-и строк, которое строится по правилам.

1 строчка - называется тема ( обычно это сущ. )

2 строчка - описание темы в двух словах ( прил. )

3 строчка - описание действия в рамках этой темы (три глагола )

4 строчка - это фраза из 4-х слов, показывающая отноше-

ние к теме.

5 строка - это синоним из одного слова, которое повторяет

суть темы.

Это задание для наиболее сильных учеников, владеющих достаточным

словарным запасом, очень полезно для активизации словарного запаса де-

тей. Но, как показывает практика, через определенное время все учащиеся

овладевают технологией его создания и очень любят выполнять это зада-

ние.

Врач

Умный, добрый

Лечит, спасает, помогает

Спасибо ему за работу!

Доктор

Результаты работы по развитию речи учащихся.

Таким образом задачи учителя заключаются в следующем:

а) обеспечить хорошую речевую среду для учащихся: восприятие

речи взрослых, чтение книг, слушание радио и т.д.;

б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию

собственной речи учащихся, обеспечить речевую практику для учащихся;

в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексиче-

ского запаса, грамматических форм, построение конструкций, формирова-

ние конкретных умений в области развития речи;

г) вести постоянную работу по развитию речи, связывая её с урока -

ми русского языка, чтения и др.;

д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за

выполнение требований к хорошей речи.



В раздел образования