Автор: Бурякова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №64"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Убеждая-побеждать"
Раздел: начальное образование
«Убеждая-побеждать»
Бурякова Ольга Александровна
Зачем,
О смертные мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая - побеждать!
Еврипид
Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и
письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо
каждому. А сегодня, к сожалению, приходится констатировать что, несмотря
на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в
последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в ко-
торой растёт ребёнок, не всегда устраивает школу, и обучение речи имеет
свои недостатки.
Актуальность речевого развития младших школьников подтверждается
и государственными документами. Как во всех областях интеллекта, так и
в речи, начальные классы закладывают фундамент.
От того, хорошо ли заложен этот фундамент, в огромной степени зави-
сят все дальнейшие успехи и неудачи ребёнка.
Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правиль-
но научить слушать, говорить, сочинять, писать. Кроме того, речевое разви-
тие ребенка - один из показателей общего развития его личности.
Вопросы развития речи с давних пор являются предметом научных
исследований. Работы Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского убе-
ждают в том, что развитие речи уже в
XIX веке представлялось крайне
важной задачей. Но если в трудах того времени развитие речи связывалось
с изучением грамматики, то современная методика преподавания обращает
внимание на развитие личностных особенностей и способностей каждого
учащегося. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освеще-
ние в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого.
Так
Ф. И. Буслаев впервые ввёл в школьный курс русского языка
изучение таких лексических понятий, как ономастика ( изучение первона-
чального значения слов, переносного значения слов ), синонимика, архаизмы,
заимствованные слова, диалектные слова.
По мнению Ф. И. Буслаева, суть процесса обучения языку заключает-
ся в единстве всех его составных частей - чтения, письма, развития речи,
грамматики, лексики.
И. И. Срезневский выделял как одну из главных задач обучения родно-
му языку - обогащение словарного запаса школьников. Без знания значений
слов, называющих новые понятия, ученик не может свобод выражать свои
мысли.
И. И. Срезневский считал, что при объяснении значения слов и выра-
жений необходимо идти постепенно от простого к сложному, брать для
усвоения только необходимые знания.
Но во второй половине
XIX - XX веков доминировал схоластический
подход в преподавании русского языка в школе. Господствующие в школь-
ной практике обучения правила
<< меньше думай и больше слушай >>, << не рассуждай, а исполняй
>> порождали зубрёжку школьниками грамматических правил, воспроизве-
дение их наизусть или близко к тексту, грамматический разбор и письмо
под диктовку.
В наше время учебная деятельность школьника проходит в сотрудни-
честве со взрослыми, когда ребенок не получает готовых знаний, а напряга-
ет свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной
деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникших проблем.
Практически все авторы пособий выделяют 4 уровня работы по фор-
мированию речевой деятельности: произносительный, лексический, граммати-
ческий и работа над связной речью.
Я также придерживаюсь этих уровней в работе, и каждому из них в
моей практике соответствуют задания и упражнения.
1. Произносительный уровень.
Все из нас сталкиваются с тем, что многие дети приходят в
школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения, труд-
ности артикуляции. Поэтому часто на уроке использую дыхательную
гимнастику:
в 1 классе на каждом уроке, а далее по мере необходимости.
Развитию правильного звукопроизношения способствуют чи-
стоговорки и скороговорки.
2. Лексический уровень.
Бедный запас слов - это проблема для младших школьников.
На этом уровне проводится работа, направленная на обогащение сло-
варного запаса. Обогащение словарного запаса осуществляется через
следующее.
Скудный словарный запас ученика мешает его успешной ра-
боты. Поэтому моя задача - не просто познакомить ребят с новым сло-
вом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюде-
ния, анализа, стараться правильно употреблять его в новой ситуации.
3. Грамматический уровень.
На этом уровне работы на первое место выдвигается меха-
низм
построения
синтаксических
конструкций: словосочетания
и
предложения. Формированию грамматических навыков правильной речи
у детей мне помогают следующие упражнения.
Готовя детей к умению полно и грамматически правильно вы -
ражать свою мысль, я тем самым подвожу их к работе над связной
речью.
4. Работа над связной речью.
При этом важнейшим условием работы должно быть созда-
ние специальных коммуникативных ситуаций, так называемая речевая
ситуация, которая ставит школьника перед необходимостью речевых
высказываний, вызывает у него интерес и желание поделиться чем - то,
рассказать о чем - то.
Некоторые методы и приёмы работы.
Следует помнить, что развитие мелкой моторики детей тесно связано
с речевой деятельностью. Развитие речи детей тесно связано с состоянием
мелкой моторики рук. Современные ученные доказали, что уровень разви-
тия речи детей находится в прямой зависимости от степени сформиро-
ванности тонких движений пальцев рук. Ещё В. Сухомлинский писал "
Истоки способностей и дарований детей - в кончиках их пальцев ". А ве-
ликий немецкий мыслитель И. Кант сравнивал руку с " как бы вышедшем
наружу головным мозгом ". Необходимо обязательно стимулировать рече-
вое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Следователь-
но, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем разви-
тие его речи. Поэтому очень широко на уроках я используя пальчиковую
гимнастику ( пример ).
" Цветные рассказы "
Полоска бумаги, состоящая из 8-10 квадратиков различных цветов, рас-
положенных в два ряда, на основе которых придумывается история.
Детям предъявляется цветная полоска, указывают на верхний крайний
квадрат и спрашивают:
" На что он похож? Что бывает такого цвета?"
Например: детям предъявлена полоска, состоящая из квадратов: зелёно-
го, голубого, жёлтого, белого.
Рассказ м.б. таким
Зеленый лес улыбается солнцу. На голубом небе
светит ярко - жёлтое солнце. На ветке белой берёзы
сидит птичка.
Составление кластера
Этим приёмом я пользуюсь давно и часто, т.к. он всегда результати-
вен. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать
мыслительные процессы наглядными. Последовательность действий проста
и логична:
1. Посередине чистого листа ( классной доски ) написано ключевое
слово или предложение, которое является "сердцем" идеи, темы.
2. Вокруг собрать слова или предложения, выражающие идеи, фак-
ты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появляющиеся слова соединяются прямыми ли-
ниями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши
размышления.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- не бояться записывать всё, что приходит на ум. Давать волю вообра-
жению и интуиции;
- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- постараться построить как можно больше связей.
Учитывая то, что письменная речь ребёнка беднее, чем устная, при ре -
гулярном использовании такого приёма эта разница пропадает.
" Синквейн "
Наблюдение последних лет показали, что дети 6 - 7 лет, поступающие в
1 класс часто имеют нарушение речи, бедный словарный запас, наблюдается
сужение значения слов. Частично эти проблемы можно решить, применяя
уже в 1 классе одну из очень эффективных форм работу по созданию син-
квейнов.
Слово " синквейн " происходит от французского " пять ". Это стихотво-
рение из 5-и строк, которое строится по правилам.
1 строчка - называется тема ( обычно это сущ. )
2 строчка - описание темы в двух словах ( прил. )
3 строчка - описание действия в рамках этой темы (три глагола )
4 строчка - это фраза из 4-х слов, показывающая отноше-
ние к теме.
5 строка - это синоним из одного слова, которое повторяет
суть темы.
Это задание для наиболее сильных учеников, владеющих достаточным
словарным запасом, очень полезно для активизации словарного запаса де-
тей. Но, как показывает практика, через определенное время все учащиеся
овладевают технологией его создания и очень любят выполнять это зада-
ние.
Врач
Умный, добрый
Лечит, спасает, помогает
Спасибо ему за работу!
Доктор
Результаты работы по развитию речи учащихся.
Таким образом задачи учителя заключаются в следующем:
а) обеспечить хорошую речевую среду для учащихся: восприятие
речи взрослых, чтение книг, слушание радио и т.д.;
б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию
собственной речи учащихся, обеспечить речевую практику для учащихся;
в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексиче-
ского запаса, грамматических форм, построение конструкций, формирова-
ние конкретных умений в области развития речи;
г) вести постоянную работу по развитию речи, связывая её с урока -
ми русского языка, чтения и др.;
д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за
выполнение требований к хорошей речи.