Напоминание

"Волшебные образы детства"


Автор: Ефимова Марина Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №2 города Южно-Сахалинска
Населённый пункт: город Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: Методическая разработка класс-концерта
Тема: "Волшебные образы детства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление культуры Администрации г. Южно-Сахалинска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

"Детская школа искусств №2 города Южно-Сахалинска"

Методическая работа

КЛАСС - КОНЦЕРТ

"Волшебные образы детства"

Составитель:

Ефимова Марина Владимировна,

преподаватель фортепиано

МБОУДОД "ДШИ №2"

Южно-Сахалинск, 2013

Содержание методической работы:

I. Пояснительная записка:

1. Краткое пояснение о необходимости, целесообразности и важности

проведения класс- концерта;_____________________________________ 3

2. Срок освоения учащимися предложенного музыкального материала

и время проведения мероприятия;_________________________________ 3

3. Форма проведения класс- концерта;_______________________________ 4

4. Методы подготовки класс- концерта;_____________________________

5. Описание материально- технических условий проведения мероприятия; 4

II. Положение о класс- концерте (школьном);________________________ 5

III. Методические обоснования:

1. характеристики учащихся класса фортепиано;_____________________ 6

2. характеристика прилагаемого нотного материала;_________________ 9

3. характеристика прилагаемого литературного материала;___________ 19

IV. Приложение:

1. сценарий класс- концерта;______________________________________ 25

2. программа концерта;__________________________________________ 29

3. нотный материал;____________________________________________ 30

4. рисунки учащихся; ____________________________________________ 51

2

I. Пояснительная записка

1. Краткое пояснение о необходимости, целесообразности и важности

проведения класс - концерта

Программа учебного предмета "Специальное фортепиано", в соответствии с

которой проводится обучение учащихся в нашей школе, и в соответствии с ко-

торой разработано и применено "Положение о класс- концерте учащихся

музыкального отделения ", направлена на приобретение учащимися знаний,

умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного обра-

зования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие

ученика. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамот-

ность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры и овладение основами акком-

панемента. Обучаясь в школе, учащиеся приобретают опыт самостоятельной

творческой деятельности , знакомятся с высшими достижениями мировой

музыкальной культуры.

Процесс обучения позволяет целенаправленно развивать профессиональные

и личностные качества, необходимые для продолжения дальнейшего профес-

сионального обучения. Но в процессе обучения обязательно выявляются разно-

плановые одаренности учащихся или их отсутствие, которые не позволяют им

принимать участие во всех школьных и городских конкурсных мероприятиях.

Принимая во внимание создавшуюся в классе образовательную ситуацию,

преподаватель вправе организовать мероприятие, полностью и разносторонне

отображающее уровень обученности учащихся, а также демонстрирующее сте-

пень одаренности и подготовленности каждого ученика класса преподавателя.

2. Срок освоения учащимися предложенного музыкального материала и

время проведения мероприятия

Срок освоения предложенного музыкального материала для учащихся класса

- I-ое полугодие учебного года ; время проведения мероприятия - II полугодие,

январь- февраль .

3

3. Форма проведения класс - концерта

Класс- концерт проводится в публичной обстановке с приглашением

преподавателей ДШИ и ДМШ города. Форма проведения класс- концерта-

литературно - музыкальная композиция с названием, характеризующим общее

смысловое настроение литературного и музыкального материала.

Музыкальное исполнение чередуется с литературным ( стихотворным) текстом,

смысл которого, по мнению преподавателя, наиболее точно характеризует смысл

данного музыкального образа. Музыкальное исполнение не объявляется, чтобы не

нарушить единое смысловое настроение мероприятия. Литературный текст читает

ведущий, привлекаемый из числа других учащихся ДШИ. Зрителям мероприя-

тия предоставляются программы класс- концерта с названием музыкальных про-

изведений, их автором, а также фамилии и имена участников мероприятия.

4. Методы подготовки класс - концерта

В подготовке открытого мероприятия участвуют : преподаватель класса,

учащиеся класса, их родители. Подготовка происходит в несколько этапов:

- учащимся предлагается музыкальный материал для разбора и изучения;

- учащимся и их родителям предлагается возможность подбора литературного

(стихотворного) материала, соответствующего (по их мнению) для изучаемого

музыкального материала; окончательный выбор остается за преподавателем;

- учащимся предлагается( в сотрудничестве с родителями) воплотить замысел

музыкального произведения в художественной форме (рисунке);

5. Материально- технические условия проведения мероприятия

Класс- концерт проводится в концертном зале, оформленном в соответствии

с замыслом музыкально- литературной композиции :

- портрет композитора в зале ;

- стенд с рисунками учащихся- участников в зале ;

- музыкальные произведения исполняются на рояле ;

- яркость восприятия литературных чтений и музыкального исполнительства

сопровождает деятельность режиссера светового оборудования; 4

Рассмотрено на заседании

УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета ИО Директора МБОУДОД "ДШИ № 2"

"___"____________2013 г. ______________________Н.А.Кронина

"____"_______________________2013 г.

II. ПОЛОЖЕНИЕ

О КЛАСС- КОНЦЕРТЕ

УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

МБОУДОД "Детская школа искусств № 2 города Южно- Сахалинска"

1. Общие положения.

Класс- концерт проводится в течении учебного года. Дата и время

проведения выбираются преподавателем самостоятельно

и согласовываются с учебной частью.

2. Цели и задачи.

2.1. Развитие и совершенствование исполнительских навыков учащихся.

2.2. Формирование сценической культуры.

2.3. Обобщение педагогического опыта преподавателя.

3. Участники класс- концерта.

В концерте принимают участие учащиеся класса одного или нескольких

преподавателей, а также преподаватели музыкального отделения( по желанию).

4. Порядок проведения.

4.1. Сценарий концерта разрабатывается преподавателем класса.

4.2. На класс- концерт приглашаются коллеги- преподаватели МБОУДОД

ДШИ №2, а также преподаватели ДМШ и ДШИ города.

4.3. После концерта проводится "круглый стол" с обсуждением

мероприятия и обменом педагогическим опытом.

5

III. Методические обоснования

1. Характеристика учащихся класса фортепиано- участников мероприятия

На момент подготовки проведения класс- концерта в классе фортепиано обуча-

ется 12 учащихся 1-4 классов; музыкальный материал для разбора предложен 10

учащимся; это обусловлено целями и задачами мероприятия, способностями уча-

щихся, особенностями музыкального материала, а также мнением преподавателя.

Двум учащимся для разбора и изучения предложен материал в увеличенном объеме.

В процессе обучения в I четверти один учащийся прекратил свое обучение, поэтому

в класс- концерте приняли участие 9 учащихся.

1. Киселева Ярослава ( 05.10.2005 г.р.), 1 класс -

ученица обладает очень хорошими музыкальными способностями : хороший слух,

чувство ритма, цепкая память, развитое мышление. Несколько"угловат" и легкове-

сен игровой аппарат, но это следствие возраста и природной физической слабости.

Очень самолюбива и психологически ранима. Занимается стабильно, перспективна.

Для этой ученицы выбрана пьеса "Вроде вальса". Выбор обусловлен возмож-

ностью учащейся продемонстрировать выразительность произведения, его мелодич-

ность и осмыслить форму построения произведения.

2. Прищепа Светлана ( 03.07.2005 г.р.), 1 класс -

ученица обладает яркими музыкальными способностями: крепкий, удобный испол-

нительский аппарат, хороший слух, музыкальна, имеет хорошие голосовые данные.

Занимается крайне нестабильно вследствие невнимательности, отсутствии само-

критичности. Перспективна при условии изменения отношения к занятиям.

Для этой учащейся выбрана пьеса "Ночью на реке". Выбор обусловлен возможно-

стью учащейся продемонстрировать кантилену мелодии и выразительность музы-

кального образа.

3. Мыльева Анастасия ( 01.03.2003 г.р.), 2 класс -

ученица занимается в классе со II четверти учебного года - переводом из ЦДМШ

г. Южно-Сахалинска по семейным причинам. Имеет средние музыкальные данные,

слабо интонирует. Вследствие родовых травм имеет гипертонус мышц всего 6

организма, а также психологическую зажатость. Однако огромная заинтересован-

ность родителей в обучении и ответственность самой учащейся позволили ей при-

нять участие в классном мероприятии. Выбор пьесы"Сказочка" обусловлен также

и хорошим состоянием игрового аппарата: владение крепким звуком, цепким

штрихом "staccato", организованная кисть и наличие музыкального мышления для

возможности наиболее яркого воплощения задуманного литературного образа.

4. Рябцева Эльвира ( 16.05.2003 г.р.), 2 класс -

ученица обладает хорошими музыкальными данными, но особенности характера:

медлительность мышления, малоэмоциональность - не позволяют им развиваться в

полную силу. Нестабильная домашняя подготовка сказывается и на недостаточ-

ности развития игрового аппарата. Тем не менее, музыкальность, хороший слух и

неплохие голосовые данные обусловили выбор для исполнения пьесы "Печальная

история". Перед учащейся стояла задача качественного по звуку и выразительного,

осмысленного исполнения кантиленной мелодии произведения.

5. Ковтун Екатерина (08.07.2004 г.р.), 2 класс -

ученица обладает очень хорошими музыкальными способностями, перспективна,

но недостаточно физической силы, следовательно- опоры, крепости звука. В то же

время, ответственность, разумность и работоспособность , а также яркая эмоцио-

нальная отзывчивость учащейся и полное взаимопонимание с родителями приво-

дят к тому, что ученица заметно развивается и технически, и музыкально. Для

исполнения выбрана пьеса "Старинный танец". Выбор обусловлен возможнос-

тями учащейся точно и ярко исполнить мелизмы и штрихи произведения для наи-

более яркого воплощения музыкального образа.

6. Пе Инна ( 21.09.2004 г.р.), 2 класс -

ученица обладает хорошими музыкальными способностями, от природы сформиро-

ван удобный игровой аппарат. Развитие ученицы "тормозится" вследствие особен-

ностей характера: капризность, вредность, самоуверенность, несамостоятельность.

Вследствие этого имеют место трудности с разбором, а именно- метроритм, штри-

хи, аппликатура. Для исполнения выбрана пьеса "Песенка". 7

Перед учащейся стояла задача исполнения качественного звука на штрих "legato"

и выразительной фразировки для наиболее точного воплощения характера произ-

ведения.

7. Муравьев Кирилл ( 24. 09 2002 г.р.), 3 класс -

ученик обладает очень хорошими музыкальными способностями : хорошее чувство

ритма, музыкальность, неплохие голосовые данные и на начальном этапе обучения-

трудолюбие и ответственность - определили изменение специализации обучения

учащегося - в подготовительном классе учащийся обучался по двум направлениям

музыкальное отделение и хореографическое отделение. В дальнейшей работе уч-ся

проявляет себя весьма "поверхностно": эмоционально и музыкально "выкладывает-

ся "редко", в самостоятельной работе ленив, пассивен, но в концертных и зачетных

выступлениях очень самолюбив и "органичен". Исполнительский аппарат от приро-

ды удобно сформирован. Для исполнения была выбрана пьеса "Шуточка", т.к. уче-

ник обладает легким, острым штрихом "staccato" и ему доступна мелкая пальцевая

техника.

8. Куликова Ольга ( 23. 06. 2003 г.р.), 3 класс -

ученица обладает очень хорошими музыкальными способностями : музыкальна, ис-

полнительский аппарат от природы сформирован практически идеально, хороший

слух и голосовые данные , чуть слабее чувство ритма. Это обусловило изменение

специализации обучения: в подготовительном классе ученица обучалась по двум

направлениям : хореографическое отделение и музыкальное отделение. Но впослед-

ствии обозначились проблемы психофизического плана, а именно: медлительность

мышления, безинициативность, как следствие - недостаток цепкости и мелкой мото-

рики пальцев, трудности с разбором. На начальном этапе развития с помощью

трудолюбия, ответственности и желания, а также огромной заинтересованности и

действенной помощи родителей эти проблемы удается преодолевать: беглость,

цепкость, а главное- умение глубоко и выразительно исполнить кантиленную мело-

дию произведения, динамически грамотно "выстроить" фразировку и осмыслить

форму построения - обусловили выбор пьес "Токкатина" и "Рассказ" (дополни-

тельно). 8

9. Зайцева Ольга ( 12. 06. 2001 г. р.), 4 класс -

ученица обладает очень хорошими музыкальными способностями, перспективна,

поэтому на начальном этапе обучения ( в подготовительном классе) для более ка-

чественного развития этих способностей ученица была "задержана", т.е. по жела-

нию родителей программа подготовительного класса пройдена дважды ( с услож-

нением). Артистична, сценична, самолюбива и целеустремленна, исполнительский

аппарат достаточно крепок и свободен, большая и "хваткая" кисть . Впоследствии

самолюбие переросло в самовлюбленность, и в работе стали проявляться проб-

лемы: недостаток трудолюбия, внимания, аккуратности, чистоты исполнения.

Основная проблема - отсутствие самокритичности в анализе исполнения произве-

дения, поэтому и музыкальность, и техничность( на определенном уровне), и эмо-

циональность сводятся на "НЕТ" вследствие нестабильности и неаккуратности са-

мостоятельных занятий и выступлений. Для наиболее полной реализации способ-

ностей учащейся и самоутверждения необходимо "искать" психологические цели.

Для участия в класс - концерте были выбраны пьесы "Скерцо" и "Метелица" (до-

полнительно). Выбор обусловлен желанием и возможностями учащейся показать

"себя", а именно владение различными штрихами, осмысление формы и содержа-

ния произведения, выразительной фразировки и динамики звука в соответствии с

задуманным литературным образом.

2. Характеристика используемого (прилагаемого) нотного материала

Музыкальной основой представляемого класс- концерта (по выбору преподава-

теля) стал нотный материал Альбома фортепианной музыки для детей и юношест-

ва (выпуск 3) выдающегося советского композитора, профессора, общественного

деятеля и настоящего большого друга детей Дмитрия Борисовича Кабалевского.

И выбор этот был неслучайным.

Еще в раннем детстве у юного Дмитрия проявились творческие способности к

живописи и музыке. Рисованием он занимался вдохновенно и с желанием, а вот ин-

терес и тягу к музыке поначалу "отбила" слишком строгая учительница, не поощряв-

шая его импровизации и сочинительство. И только в 14 лет Кабалевский вновь сам

сознательно вернулся к музыкальным занятиям, поступив в Московский музыкаль-

ный техникум им. Скрябина на отделение фортепиано. Но сочинять не перестал. 9

Юный композитор буквально "заваливал" своего педагога, директора техникума

Селиванова, своими опусами, чем вынудил последнего открыть в техникуме еще

одно отделение- композиции. И не беда, что долгое время на этом отделении зани-

мался лишь один ученик- Дмитрий Кабалевский. В тяжелое послереволюционное

время юноше приходилось совмещать учебу с работой: он рисовал плакаты, разно-

сил почту, был тапером в кино, но в итоге стал заниматься музыкой с малышами в

открытой при Техникуме музыкальной школе. И остро ощутив нехватку обучающе-

го материала, решил заполнить этот пробел самостоятельно - создавать музыкаль-

ные произведения для детского педагогического репертуара.

К периоду обучения в Московской Консерватории (1925-1929 гг) накопилось до-

статочное количество материала и появляются первые публикации.

Серия "Фортепианная музыка для детей и юношества" составляет 10 выпусков и

включает в себя произведения различных жанров: пьесы, сонатины и вариации, рон-

до, токкаты, прелюдии и фуги, а также концерты для фортепиано с оркестром. Отли-

чительные особенности данного репертуара- обучающие цели и задачи, доступность,

понятность и разнообразие материала, яркие, интересные детскому возрасту образы

и картины, вызывающие соответствующее эмоциональное восприятие и настроение.

Именно эти особенности, дополненные удачно подобранным литературным мате-

риалом, а также возраст учащихся обусловили выбор пьес Альбома фортепианной

музыки для детей и юношества (выпуск 3) в качестве музыкальной основы для про-

ведения классного открытого мероприятия.

План характеристики используемого нотного материала:

- название произведения ;

- тональность произведения ;

- темп и характер исполнения произведения ;

- форма построения произведения ;

- основные трудности : а) при изучении произведения;

б) при исполнении произведения;

( технические, интонационные, аппликатурные, музыкальные);

- методы и способы преодоления трудностей, возникших при работе с данным

произведением ; 10

"Вроде вальса" (трудность 1 класса, исп. Ярослава Киселева)

- G dur ( соль мажор) ;

- Allegretto cantabile (Подвижно, певуче) ;

- 2-х частная репризная с использованием песенных форм ;

- а) обилие случайных знаков альтерации, неудобные с точки зрения аппликатуры

интервальные соотношения звуков;

б) налаженное взаимодействие обеих рук исполнителя в правильном, естествен-

ном исполнении штриха "legato" на два звука, слышание и воспроизведение

"скрытой" мелодии, выразительной фразировки; динамический план пьесы;

- проучивание отдельно "скрытой" мелодии ( с объяснением и пропеванием );

проучивание мелодических интервалов текста в виде гармонических "созвучий"-

аккордов - отдельно каждой рукой и обеими руками вместе; необходимо и важно

обсуждение художественного образа произведения.

"Песенка" (трудность 2 класса, исп. Инна Пе)

- e moll ( ми минор ) ;

- Andantino ( Не спеша) ;

- простая 2-х частая ;

- а) неудобные, с точки зрения аппликатуры, последовательности гармонически

изложенных терций и в левой, и в правой руке, исполняемые на "legato";

б) исполнение мелодии пьесы, а также терций, выступающих в роли сопровож-

дения попеременно в каждой руке, глубоким, певучим штрихом с обязатель-

ным соблюдением " баланса" звука; точное и яркое выполнение указаний

фразировки и динамики звука, других указаний текста;

- проучивание текста каждой рукой отдельно с точным выполнением технических

задач: мелодия - крепкими пальцами ровным звуком с обязательным пропевани-

ем для понимания и слышания ее мотивов и дыхания , сопровождение- терции-

возможно сначала двумя руками для формирования правильного двигательного

ощущения и слухового представления о"равноправности" звуков, а затем работу

продолжить уже пальцами одной руки. Необходимо и важно обсуждение харак-

тера и эмоционального настроения произведения. 11

" Ночью на реке " ( трудность 1 класса, исп. Светлана Прищепа)

- h moll (си минор) ;

- Andantino (Сдержанно) ;

- вариативность с использованием песенных форм ;

- а) элементы полифонии в партии сопровождения ( левая рука), аппликатурные

неудобства; в мелодии- сочетание различных по протяженности мотивов, при

внутреннем интонационном объединении которых необходимо применить

различное по глубине "дыхание" руки;

- б) исполнение мелодии и сопровождения глубоким, ровным звуком на "legato",

равномерное нарастание и убывание силы звука при выполнении динамичес-

ких изменений и фразировки; соблюдение звукового баланса, учитывая преи-

мущественную динамическую градацию звука пьесы - piano.

- элементы полифонии проучить двумя руками для формирования слухового пред-

ставления о 2-х голосии, затем одной левой, обращая особое внимание на работу

1-го пальца - аккуратное, мягкое "взятие" клавиши, а также на моменты замены

пальцев на одной клавише; при проучивании мелодии необходимо обязательно

ее пропевать выразительно, точно выполняя динамические указания и сочетая

" дыхание" руки с собственным дыханием. Для наиболее чуткого отношения к

звуку и чувственного исполнения обязательно формирование эмоционального

представления об образе и настроении пьесы.

" Печальная история" ( трудность 2 класса, исп. Эльвира Рябцева)

- f moll (фа минор) ;

- Cantabile (Певуче) ;

- простая 2-х частная ;

- а) наличие ключевых и случайных знаков альтерации, сложная для интонирова-

ния мелодия; аккордовое сопровождение, исполняемое на " legato ", точная

(удобная) аппликатура; использование запаздываюшей педали; динамический

диапазон звучания;

- б) исполнение и мелодии, и сопровождения ровным глубоким звуком на "legato"

с соблюдением звукового баланса, интонационное объединение мотивов, выра-

зительная фразировка и яркий по насыщенности и контрасту динамический 12

план произведения, точное и аккуратное применение запаздывающей педали;

- проучивание нотного материала каждой рукой отдельно, причем мелодию жела-

тельно пропевать сначала с исполнением правой рукой, а затем и с исполнением

аккордового сопровождения левой рукой. Необходимо добиваться точного и вы-

разительного интонирования. Если ученик при изучении произведения впервые

встретился с использованием педали, то его сначала необходимо познакомить с

различными способами ее применения, а также объяснить значение и роль педа-

лизации в музыке на различных примерах, и в частности, в данной пьесе; далее

желательно проучивание упражнений на запаздывающую педаль, а затем и кон-

кретного музыкального материала. Для наиболее яркого в эмоциональном и ди-

намическом плане выступления обязательно обсуждение с учащимся характера

произведения, взаимные творческие "поиски" художественного образа, опреде-

ление ясной и понятной музыкальной цели исполнения.

" Старинный танец" ( трудность 2 класса, исп. Екатерина Ковтун)

- a moll ( ля минор) ;

- Moderato ( Умеренно быстро) ;

- 3-х частная репризная форма ;

- а) в мелодии- изложение голосоведения параллельными терциями с исполнением

мордента; точная аппликатура; штрих "staccato" под лигой; во второй части -

выдержанный средний голос ;

- б) исполнение мордента за счет вспомогательного звука, опорой на первую долю;

исполнение терций ровным, глубоким, одновременным прикосновением раз-

ных пальцев штрихом "staccato", близкого к "non legato"; объединение моти-

вов интонационно и двигательно, выразительная фразировка, динамика;

- проучивание трудностей каждой рукой отдельно: в правой руке исполнение тер-

ций точной аппликатурой на "legato" объединяющим движением кисти, а затем

на "non legato " с сохранением движения руки ; мордент можно поиграть сначала

двумя руками для создания слухового представления о правильном звучании;

мелодию из верхних звуков желательно пропевать для создания более выразитель-

ной фразировки. В левой руке выдержанный средний голос также проучить снача-

двумя руками, затем одной рукой. При изучении этой пьесы учащийся 13

встретился с образцом стилизации старинной музыки, в частности, танца, поэтому

возможно напомнить ему другие произведения этого жанра, исполняемые им ранее

и побеседовать с ним об эпохе и времени создания такой музыки. Кроме того, необ-

ходимо познакомить ученика с мелизмами, их ролью и значением в музыке, особен-

но - в старинной. Все это призвано помочь ученику сформировать яркое образное

представление об исполняемой музыке, и в своем выступлении быть наиболее эмо-

циональным и музыкальным.

" Сказочка" ( трудность 2 класса, исп. Анастасия Мыльева)

- e moll ( ми минор) ;

- Allegro moderato ( Не очень быстро) ;

- 2-х частная форма ;

- а) протяженная, на первый взгляд единая, без видимых цезур, мелодическая линия,

проводимая к тому же параллельно в обеих руках; наличие случайных знаков аль-

терации, обилие скачков в мелодии- сложность для интонирования; точная (удоб-

ная ) "зеркальная" аппликатура;

- б) синхронное исполнение мелодии острым штрихом "staccato", активность паль-

цев наряду с объединяющим движением кисти; выразительная и понятная фра-

зировка, яркий динамический план, единый темп исполнения;

- обязательный предварительный разбор мелодической линии пьесы и "скрытой"

фразировки: вычленение отдельных мотивов, объединение их во фразы и предло-

жения соответственно динамическому плану; обязательное проучивание матери-

ала отдельно каждой рукой на штрих "legato " точной аппликатурой желательно

с выразительным пропеванием (проговариванием). Для яркого, эмоционального,

"на едином дыхании" исполнения этой миниатюры крайне важно творческое пред-

ставление ученика о характере и настроении образа пьесы, свое видение музы-

кального замысла автора.

" Токкатина " ( трудность 3 класса, исп. Ольга Куликова)

- a moll ( ля минор) ;

- Allegretto marcato (Подвижно. Четко) ;

- форма непрерывного мелодического, ритмического, гармонического развития; 14

- а) аккордовые последовательности в партии сопровождения (правая рука) с мно-

гочисленными случайными знаками альтерации, применение точной (удобной)

аппликатуры;

- б) исполнение произведения в темпе и характере, обозначенном автором, а именно

подвижно и четко: мелодия в левой руке- глубоким, певучим, слегка маркатиро-

ванным "non legato", аккордовое сопровождение- острым, четким, но в тоже вре-

мя, весьма ощутимым "staccato"; на фоне контрастного динамического плана-

яркая выразительная фразировка и звуковой баланс;

- проучивание материала отдельно каждой рукой- мелодию активными пальцами

точным штрихом с пропеванием, аккорды, особенно неудобные позиционно- раз-

личными упражнениями (1+2 с опорой на верхний, средний и нижний звук) точ-

ной аппликатурой в среднем темпе; ускорение темпа проводить постепенно, жела-

тельно пропевая мелодию, и контролировать четкое исполнение сопровождения.

Для более точного понимания учащимся целей и задач исполнения произведения

его необходимо познакомить с жанром токката и токкатина, а также сформировать

собственное представление о художественном образе, определить эмоциональное

состояние и характер музыки.

" Шуточка" (трудность 3 класса, исп. Кирилл Муравьев)

- C dur (До мажор) ;

- Vivace leggierissimo (Очень быстро и очень легко) ;

- простая 3-х частная ;

- а) большой объем материала; в средней части и в финале обилие случайных знаков

альтерации в мелодической линии, проводимой параллельно в обеих руках и со-

стоящей из разнонаправленных интервальных скачков; широкий диапазон и

яркие динамические контрасты звучания;

- б) точное исполнение штрихов: "staccato"- остро и очень легко, "legato"- четко и

скоро "проговаривая", т.е. важна хорошая артикуляция пальцев, причем обеих

рук, т.к. построения из 32- х проводятся и в левой, и в правой руке, и должны

прозвучать абсолютно "равноправно" по весу и активности исполнения; син-

хронность в интервальных скачках; быстрый темп исполнения; интонационное

объединение мелких мотивов в выразительные построения, яркая и смелая 15

динамика, собранность и хорошая реакция;

- проучивание мотивов из 32- х в умеренном темпе различными способами (рит-

мическими вариантами), добиваясь предельно четкого и ровного исполнения точ-

ной аппликатурой, приспосабливаясь к различному "рельефу" мелодических по-

строений; интервальные скачки желательно сначала проучить на "legato"активны-

ми, крепкими пальцами, затем "non legato" без излишней "тряски" руки на объеди-

няющем движении кисти; мелодическую линию пропевать (проговаривать), инто-

национно и с выразительностью объединяя мотивы. Яркое эмоциональное испол-

нение непременно должно быть "подкреплено" и красочной образной картинкой-

представлением учащегося об исполняемой музыке.

" Скерцо" ( трудность 4 класса, исп. Ольга Зайцева) ;

- h moll ( си минор) ;

- Allegro scherzando ( Быстро, шутливо) ;

- 2-х частная форма с кодой;

- а) обилие случайных знаков альтерации, элементы подголосочной полифонии,

различный "рельеф" и хроматизмы в параллельно проводимых мелодических

подголосках, преобладание штриха "staccato" в партиях обеих рук на среднем

и малом динамическом уровне, в мелодии- разнонаправленные интервальные

скачки и хроматические последовательности, неудобные для интонирования;

- б) при исполнении остро и выпукло провести мелодическую линию на фоне цеп-

ких и легких подголосков и гармонического сопровождения, хорошая артику-

ляция пальцев: несмотря на динамический план, четкое и ясное "проговарива-

ние" всего музыкального материала, выразительная фразировка как в неболь-

ших мотивах, так и в более протяженных построениях;

- для налаживания и закрепления объединяющего движения кисти во избежание

"тряски" руки при исполнении "staccato" в быстром темпе на первом этапе рабо-

ты возможно проучивание нотного материала штрихом "legato", особенно в па-

раллельном движении, в среднем темпе, точной (удобной) аппликатурой; в мо-

тивах с подголосками хорошо слышать долгие мелодические вершины, в про-

тяженных построениях для ровности динамического нарастания и сохранения

единства темпа и ритма желательно пропевание (проговаривание) 16

мелодической линии. Легкая "порхающая" мелодия пьесы несомненно вызовет у

учащегося некоторые образные ассоциации, кроме того, он может встретиться

с жанром "Скерцо" впервые, поэтому крайне важно и полезно обсуждение харак-

тера жанра и формирование собственного эмоционального состояния в исполня-

емой музыке.

" Рассказ" (трудность 4 класса, исп. Ольга Куликова) ;

- fis moll (фа-диез минор);

- Andantino (Неторопливо);

- 3-х частная ;

- а) большой объем материала, исполняемого в довольно сдержанном темпе;

"прихотливая" фразировка: протяженные музыкальные построения, состоящие

из нескольких небольших мотивов; в средней части- наличие случайных знаков

альтерации и параллельное движение двух голосов; работа с прямой педалью;

- б) в исполнении данной пьесы основная трудность- интонационная и эмоциональ-

но- психологическая: увлечь слушателя интересным рассказом и держать его

внимание до конца исполнения возможно только в том случае, когда исполни-

тель сам предельно проникся смыслом и настроением исполняемой музыки;

необходим мягкий певучий звук, точное соблюдение интонационных указаний,

выразительная фразировка и яркое развитие в динамическом плане;

- в работе над основными трудностями лучше всего применять собственный голос-

петь выразительно, с интонацией, правильно использовать дыхание и динамичес-

кую силу, в средней части проучить два самостоятельных параллельных голоса

отдельно и с пропеванием другого, подобрать и выучить удобную аппликатуру;

педаль использовать осторожно и ненавязчиво в связи с обилием поступенно вос-

ходящих и нисходящих мотивов (особенно в средней части). Обязательно обсуж-

дение образного плана пьесы и формирование четкого и ясного представления о

характере и теме музыкального рассказа.

" Метелица" ( трудность 5 класса, исп. Ольга Зайцева) ;

- g moll ( соль минор );

- Presto (Стремительно) ; 17

- форма построения содержит признаки рондальности и завершение кодой ;

- а) большой объем музыкального материала, исполняемого в очень подвижном

темпе; отсутствие видимых цезур, монотонность и повторяемость небольших

мелодических построений, объединенных в одно единое целое музыкально-

изобразительное полотно.

- б) в исполнении данной пьесы основные трудности технического характера, прео-

долевая которые, учащийся по возможности решает и задачи образного плана:

единый быстрый темп, четкая артикуляция пальцев и, вместе с тем, достаточно

свободная, мягкая и гибкая кисть, налаженное объединяющее движение; ясное

и слышимое проведение мелодической линии, скрытой в верхних звуках мело-

дических интервалов в партии правой руки и дублируемой в начальных звуках

мотивов в партии левой руки, выразительная фразировка и яркие динамические

нарастания звука и контрасты;

- в работе над трудностями данной пьесы можно выделить несколько этапов:

в первую очередь необходимо разобрать и понять форму построения пьесы, раз-

граничить крупные разделы и определить более мелкие построения- фразы и мо-

тивы. Это возможно, только выделив и проучив скрытую мелодию верхнего го-

са сначала одноголосно и обязательно пропевая с выразительностью. Работать

можно штрихом "legato", затем "non legato" с обязательным соблюдением точной

аппликатуры. Затем, так как мелодическая линия дублируется и в басовом голосе-

возможно проучить ее в октаву обеими руками как мелодически, так и гармони-

чески. Далее, когда стал понятен и динамический, и драматургический (образный)

план построения пьесы, а мелодическая линия приобрела должную выразитель-

ность и выпуклость, следует заняться собственно техническими проблемами:

проучивание всего нотного материала различными способами- вариантами соче-

тания мелодии и подголосков в медленном и среднем темпах для налаживания

движений рук. При этом активность пальцев должна быть всегда предельной, а

звук ровным и глубоким. Далее решаются задачи ускорения темпа и выполнения

динамических указаний. Чтобы мелодия была ясно слышимой, желательно ее вы-

разительное пропевание. Так как образ и характер произведения понятен и прост,

и вся проделанная работа нацелена на решение именно изобразительных задач,

отдельного обсуждения эта тема не требует. 18

3. Характеристика используемого (прилагаемого) литературного материала

В качестве источника представленного литературного материала были исполь-

зованы поэтические произведения детских поэтов. Так как обязательным этапом

работы над произведением является обсуждение образного содержания пьесы, ее

характера и настроения, а также составляется своеобразный эмоционально- драма-

тургический план исполнения, поэтому подбор стихотворных строк проводился

учащимися- участниками класс- концерта, их родителями и преподавателем класса.

Затем проходило обсуждение, право окончательного выбора остается за педагогом.

Основными критериями при подборе литературного материала стали:

простота, ясность и понятность слов материала детям младшего и среднего школь-

ного возраста; лаконичность и яркость литературного образа и его полное соответ-

ствие образу и настроению музыкального произведения.

Агния Барто к пьесе "Вроде вальса"

Я знаю, что надо придумать,

Чтоб не было больше зимы,

Чтоб вместо высоких сугробов

Вокруг зеленели холмы-

Смотрю я в стекляшку зеленого цвета...-

И сразу зима превращается в лето !

Ключевые слова для понимания смысла данного стихотворения и воплощения его

в музыкальном исполнении - "зима превращается в лето" и "зеленели холмы".

Очевидна тонкая эмоциональная связь- легкая, незатейливая мелодия рисует краси-

вые картины природы и беззаботное светлое танцевальное настроение.

Татьяна Ашапина к пьесе "Ночью на реке"

Речка, реченька, река широка и глубока.

Ты течешь между полей, городов и деревень.

Подо льдом бежишь зимой, разливаешься весной.

В осень листья- корабли тихо плавают все дни.

Ты для рыбы- дом родной, для животных- водопой. 19

Звездам- зеркало большое: по ночам они не спят...-

до утра в тебя глядят...

Удивительно красивый и точно "нарисованный" образ спокойной, плавно текущей

реки очень подходит для музыкального воплощения в этой пьесе. Основной смысл

заключен в последних строчках. Его понимание помогает не разрушить при исполне-

нии хрупкую, зеркальную "звуковую гладь" произведения.

Агния Барто к пьесе "Сказочка"

Котенок возится с клубком:

То подползет к нему тайком, то на клубок начнет кидаться,

Толкнет его, отпрыгнет вбок... Никак не может догадаться,

Что здесь не мышка, а клубок!..

Литературный образ не сказочный, а вполне реальный. Но характер его действий,

описанных в стихотворении, позволяет провести аналогию с характером музыки.

Представляя себе цепкие, непредсказуемые движения "героя", возможно наиболее

точно изобразить их в исполнении данной пьесы.

Агния Барто к пьесе "Печальная история"

Я говорила маме- не уходи далеко!..

Слезы польются сами, если ты далеко...

Вдруг ты в лесу дремучем и от меня далеко!..

Лучше, на всякий случай, не уходи далеко...

Эмоциональное состояние переживания и печали в моменты расставания с мамой

подробно ребенку объяснять и рисовать нет необходимости. Эти периоды каждый

из них переживал по-своему, но одинаково остро и глубоко. Данное стихотворение

интересно еще и строками: "Вдруг ты в лесу дремучем...", которые как нельзя луч-

ше подходят для изображения напряженности происходящего и помогают ярче и

выразительнее исполнить кульминацию пьесы, а также элементы диалога, исполь-

зуемые в построении мелодии и динамическом развитии музыки. 20

Людмила Чеботарева к пьесе "Старинный танец"

Цвели серебряные розы на ледяном моем окне.

Звенели звезды от мороза в заиндевевшей вышине.

Под перезвон часов старинных струился золотистый свет...

И танцевала балерина свой бесконечный менуэт.

Из всего подобранного литературного материала это наиболее трудное для пони-

мания стихотворение. "Цвели серебряные розы", "звенели звезды","струился золо-

тистый свет" - изысканные поэтические эпитеты призваны разбудить фантазию

слушателя и исполнителя, чтобы наиболее ярко и правдоподобно был воплощен

утонченный характер и стиль старинной музыки.

Агния Барто к пьесе "Песенка"

Старший брат сестру баюкал: - Баюшки- баю,

Унесем отсюда кукол, баюшки- баю,..

Ну не плачь, не будь упрямой, спать пора давно...

Ты пойми - я маму с папой отпустил в кино...

Замечательное по своей доброте и искренности стихотворение точно соответству-

ет мягкому, убаюкивающему настроению музыкальной пьесы. И вновь интересное

по внутреннему содержанию совпадение последних поэтических строк и кульмина-

ционного момента в музыке.

Агния Барто к пьесе "Шуточка"

Мне не скучно без огня- есть фонарик у меня!

На него посмотришь днем- ничего не видно в нем!

А посмотришь вечерком- он с зеленым огоньком!

Это в баночке с травой... светлячок сидит живой!

Озорное, шуточное настроение стихотворения замечательно сочетается с легким

и острым музыкальным звучанием: словно яркие блики света ожили и заискрились

в музыке, то пропадая, то становясь ярче и смелее. 21

Агния Барто к пьесе "Рассказ"

Мама по комнатам в фартуке белом неторопливо пойдет,

Ходит по комнатам, занята делом и, между прочим, поет!

Чашки и блюдца перемывает, мне улыбнуться не забывает и напевает...

Но вот сегодня голос знакомый будто совсем и не тот:

Мама по- прежнему ходит по дому, но по иному поет.

Голос знакомый с особенной силой вдруг зазвучал в тишине...

Доброе что- то в сердце вносил он,.. не разреветься бы мне...

Глубокое и, может быть, не совсем детское , внутреннее содержание и смысл

стихотворения наполнены любовью, искренней привязанностью, лаской и, в то же

время, настоящими переживаниями и волнениями за близкого и родного человека.

Налицо удивительно точное совпадение музыкального и литературного образов:

"рассказывающая" неторопливость, напевность, в кульминационном моменте- осо-

бенная сила и тревожность, в завершении музыка как будто бы вопросительно "за-

висает" в воздухе, оставляя надежду на светлое, доброе, родное, хорошее завтра.

Татьяна Керстен к пьесе "Скерцо"

Летучая мышь в темноте пролетела...

Под деревом кошка вздохнула:

- Хотела б и я, вскинув крылья, подняться над крышей,

Взмыть выше березок, подсолнухов рыжих,

Кружиться, любуясь на месяца брошь...

И зваться так мило- Летучая Кошь!

Яркий гротесковый образ и фантастические мечты героини, описанные в стихо-

творении - "точное попадание" в стиль жанра Скерцо, в котором написана пьеса.

Удивительно точно легкие воздушные пассажи музыкальной ткани произведения

рисуют воображаемое кружение в прозрачном ночном небе. Соответствуют образу

все средства музыкальной выразительности, а также форма построения пьесы с

интересным смысловым совпадением финальных слов и музыки. 22

Галина Соренкова к пьесе "Метелица"

На дворе метет метель, кружит снег, как карусель!

И покрылось все кругом белым снежным полотном!

Как лебедушка кружится, по дорожке стелется,

След собою заметает снежная метелица!

Ключевые слова данного стихотворения, повлиявшие на его выбор для олице-

творения музыкального образа Метелицы- "кружит, метет, кружится, стелется, за-

метает"- как нельзя точно и красиво изображают снежное явление природы. Но и

музыкальной ткани произведения они соответствуют замечательно: кружение и

повторяемость мотивов, динамический план, непрерывность и монотонность дви-

жения в целом, общем построении. Оба образа - и литературный, и музыкальный-

объединившись, создают яркое эмоциональное представление и помогают более

выразительному исполнению пьесы.

неизвестный автор к пьесе "Токкатина"

Или мне снится, иль чудится мне, будто скачу я на быстром коне...

В мир, окрыленный заветной мечтой,

В мир, озаренный улыбкой одной,

В мир бесконечно цветущей весны,

В мир, где сбываются детские сны!

Легкою птицею конь мой, лети!

Как я боюсь затеряться в пути,

Как я боюсь покориться судьбе,

Как я боюсь ошибиться в тебе!

Быстрые кони волшебной страны,

Вы обязательно людям нужны!

Гордо летящие в светлую даль,

Где отступают и боль, и печаль!..

Выбранное стихотворение отражает уже не детский, а скорее юношеский порыв

желаний и надежд. Их стремительность и своеобразная "необузданность", 23

отождествляемая с образом "быстрых коней волшебной страны", интересно и заме-

чательно точно изображается и в музыке соответствующими средствами музыкаль-

ной выразительности: это и форма в традициях жанра, где трудно найти выражен-

ные границы разделов в связи с непрерывностью, бесконечностью движения музы-

ки, это и "тяжелая" поступь мелодии, и "скачущий" аккомпанемент, динамическое

нарастание и убывание звука. Яркое эмоциональное впечатление, создаваемое дан-

ным стихотворением, должно способствовать соответственно и яркому вдохновен-

ному исполнению пьесы.

Так как все условия при подготовке и создании классного мероприятия, а это:

- исполнители- участники - учащиеся младших классов музыкального отделения;

- детская тематика музыкального материала;

- детская тематика литературного материала -

связаны с детьми младшего и среднего возраста, их творчеством, интересами, эмо-

циями, мечтами, фантазиями и пусть небольшим, но жизненным опытом, то класс-

концерт получил вполне соответствующее этим условиям название "Волшебные

образы детства".

24

IV. Приложение:

1.

СЦЕНАРИЙ 23 января 2013 г.

класс- концерта учащихся музыкального отделения

(класс фортепиано)

Детской школы искусств №2 города Южно- Сахалинска

класс преподавателя М. В. Ефимовой

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости!

Начинаем класс- концерт учащихся музыкального отделения класса

фортепиано Детской школы искусств №2 города Южно- Сахалинска.

Преподаватель Ефимова Марина Владимировна.

- пауза-

Я знаю, что надо придумать, чтоб не было больше зимы,

Чтоб вместо высоких сугробов вокруг зеленели холмы!

Смотру я в стекляшку зеленого цвета...-

И сразу зима превращается в лето!

- в исполнении учащейся 1 класса Ярославы Киселевой звучит пьеса

Д. Б. Кабалевского "Вроде вальса"-

Ведущий: Речка, реченька, река широка и глубока.

Ты течешь между полей, городов и деревень.

Подо льдом бежишь зимой, разливаешься весной.

В осень листья- корабли тихо плавают все дни.

Ты для рыбы- дом родной, для животных- водопой.

Звездам- зеркало большое : по ночам они не спят,..

- до утра в тебя глядят.

- в исполнении учащейся 1 класса Светланы Прищепа звучит пьеса

Д. Б. Кабалевского "Ночью на реке"-

Ведущий: Котенок возится с клубком: то подползет к нему тайком,

То на клубок начнет кидаться, толкнет его, отпрыгнет вбок...

Никак не может догадаться, что здесь не мышка, а клубок! 25

- в исполнении учащейся 2 класса Анастасии Мыльевой звучит пьеса

Д. Б. Кабалевского "Сказочка"-

Ведущий: Я говорила маме: - Не уходи далеко!

Слезы польются сами, если ты далеко...

Вдруг ты в лесу дремучем и от меня далеко?..

Лучше, на всякий случай, не уходи далеко!..

- в исполнении учащейся 2 класса Эльвиры Рябцевой звучит пьеса

Д. Б. Кабалевского "Печальная история" -

Ведущий: Цвели серебряные розы на ледяном моем окне,

Звенели звезды от мороза в заиндевевшей тишине.

Под перезвон часов старинных струился золотистый свет,

И танцевала балерина свой бесконечный менуэт...

- в исполнении учащейся 2 класса Екатерины Ковтун звучит пьеса

Д. Б. Кабалевского "Старинный танец"-

Ведущий: Старший брат сестру баюкал: - Баюшки- баю,

Унесем отсюда кукол, баюшки- баю,

Ну не плачь, не будь упрямой, спать пора давно!

Ты пойми- я маму с папой отпустил в кино...

- в исполнении учащейся 2 класса Инны Пе звучит пьеса Д. Б. Кабалевского

" Песенка" -

Ведущий: Мне не скучно без огня- есть фонарик у меня!

На него посмотришь днем- ничего не видно в нем!

А посмотришь вечерком- он с зеленым огоньком!

Это в баночке с травой ...светлячок сидит живой!

- в исполнении учащегося 3 класса Кирилла Муравьева звучит пьеса

Д. Б. Кабалевского "Шуточка" -

26

Ведущий: Мама по комнатам в фартуке белом неторопливо пойдет,

Ходит по комнатам, занята делом, и, между прочим, поет!

Чашки и блюдца перемывает, мне улыбнуться не забывает

и напевает...

Но вот сегодня голос знакомый словно совсем и не тот-

Мама по- прежнему ходит по дому, но по- иному поет...

Голос знакомый с особенной силой вдруг зазвучал в тишине!

Доброе что- то в сердце вносил он...Не разреветься бы мне...

- в исполнении учащейся 3 класса Ольги Куликовой звучит пьеса Д. Б.

Кабалевского "Рассказ" -

Ведущий: Летучая мышь в темноте пролетела...

Под деревом кошка вздохнула:

- Хотела б и я, вскинув крылья, подняться над крышей,

Взмыть выше березок, подсолнухов рыжих,

Кружиться, любуясь на месяца брошь...

И зваться так мило- Летучая Кошь!

- в исполнении учащейся 4 класса Ольги Зайцевой звучит пьеса Д. Б.

Кабалевского "Скерцо " -

Ведущий: Или мне сниться, иль чудится мне, будто скачу я на быстром коне...

В мир, окрыленный заветной мечтой, в мир, озаренный улыбкой одной,

В мир бесконечно цветущей весны, в мир, где сбываются детские сны!

Легкою птицею конь мой, лети!

Как я боюсь затеряться в пути,

Как я боюсь покориться судьбе,

Как я боюсь ошибиться в тебе!

Быстрые кони волшебной страны! Вы обязательно людям нужны!

Гордо летящие в светлую даль, где отступают и боль, и печаль!..

- в исполнении учащейся 3 класса Ольги Куликовой звучит пьеса Д. Б.

Кабалевского "Токкатина" -

27

Ведущий: На дворе метет метель, кружит снег, как карусель!

И покрылось все кругом белым снежным полотном!

Как лебедушка кружиться, по дорожке стелется,

След собою заметает снежная Метелица!

- в исполнении учащейся 4 класса Ольги Зайцевой звучит пьеса Д. Б.

Кабалевского "Метелица"-

Ведущий: В нашем концерте прозвучали произведения Дмитрия Борисовича

Кабалевского из Альбома фортепианной музыки для детей и юношества.

Их исполнили: Ярослава Киселева, Светлана Прищепа, Анастасия

Мыльева, Инна Пе, Екатерина Ковтун, Эльвира Рябцева, Кирилл

Муравьев, Ольга Куликова, Ольга Зайцева.

Наш концерт окончен. Благодарим Вас за внимание.

28

Рисунок Ярославы Киселевой 1 класс к пьесе "Вроде вальса"

Я знаю, что надо придумать, чтоб не было больше зимы,

Чтоб вместо высоких сугробов вокруг зеленели холмы!-

Смотрю я в стекляшку зеленого цвета...-

И сразу зима превращается в лето!

Рисунок Анастасии Мыльевой 2 класс к пьесе "Сказочка"

Котенок возится с клубком: то подползет к нему тайком,

То на клубок начнет кидаться, толкнет его, отпрыгнет вбок...

Никак не может догадаться, что здесь не мышка, а клубок!

Рисунок Эльвиры Рябцевой 2 класс к пьесе "Печальная история"

Я говорила маме- не уходи далеко!

Слезы польются сами, если ты далеко...

Вдруг ты в лесу дремучем и от меня далеко!..

Лучше, на всякий случай, не уходи далеко!

Рисунок Екатерины Ковтун 2 класс к пьесе "Старинный танец"

Цвели серебряные розы на ледяном моем окне,

Звенели звезды от мороза в заиндевевшей тишине.

Под перезвон часов старинных струился золотистый свет...

И танцевала балерина свой бесконечный Менуэт!

Рисунок Кирилла Муравьева 3 класс к пьесе "Шуточка"

Мне не скучно без огня- есть фонарик у меня!

На него посмотришь днем- ничего не видно в нем!

А посмотришь вечерком- он с зеленым огоньком!

Это в баночке с травой...светлячок сидит живой!

Рисунок Ольги Куликовой 3 класс к пьесе "Рассказ"

Мама по комнатам в фартуке белом неторопливо пойдет,

Ходит по комнатам, занята делом и, между прочим, поет!

Чашки и блюдца перемывает, мне улыбнуться не забывает и напевает...

Но вот сегодня голос знакомый словно совсем и не тот:

Мама по- прежнему ходит по дому, но по- иному поет.

Голос знакомый с особенной силой вдруг зазвучал в тишине!

Доброе что- то в сердце вносил он...Не разреветься бы мне...

Рисунок Ольги Зайцевой 4 класс к пьесе "Скерцо"

Летучая мышь в темноте пролетела...

Под деревом кошка вздохнула:

- Хотела б и я, вскинув крылья. подняться над крышей,

Взмыть выше березок, подсолнухов рыжих,

Кружиться, любуясь на месяца брошь,

И зваться так мило- Летучая Кошь!

Рисунок Ольги Куликовой 3 класс к пьесе "Токкатина"

Или мне сниться, иль чудится мне, будто скачу я на быстром коне!..

В мир, окрыленный заветной мечтой,

В мир, озаренный улыбкой одной,

В мир бесконечно цветущей весны,

В мир, где сбываются детские сны!

Легкою птицею конь мой, лети!

Как я боюсь за теряться в пути,

Как я боюсь покориться судьбе,

Как я боюсь ошибиться в тебе!

Быстрые кони волшебной страны!

Вы обязательно людям нужны!

Гордо летящие в светлую даль,

Где отступают и боль, и печаль!..

Рисунок Ольги Зайцевой 4 класс к пьесе "Метелица"

На дворе метет метель, кружит снег, как карусель!

И покрылось все кругом белым снежным полотном!

Как лебедушка кружиться, по дорожке стелется,

След собою заметает снежная Метелица!

Рисунок Светланы Прищепа 1 класс к пьесе "Ночью на реке"

Речка, реченька, река широка и глубока.

Ты течешь между полей, городов и деревень.

Подо льдом бежишь зимой, разливаешься весной.

В осень листья- корабли тихо плавают все дни.

Ты для рыбы- дом родной, для животных- водопой.

Звездам- зеркало большое: по ночам они не спят...-

До утра в тебя глядят...

Рисунок Инны Пе 2 класс к пьесе "Песенка"

Старший брат сестру баюкал: - Баюшки- баю,

Унесем отсюда кукол, баюшки- баю.

Ну не плачь, не будь упрямой,

Спать пора давно.

Ты пойми: я маму с папой ...отпустил в кино!..



В раздел образования