Автор: Гродненская Татьяна Григорьевна
Должность: педагог по хореогафии
Учебное заведение: МБУДО Рогнединская детская школа искусств Брянской области
Населённый пункт: Брянская область,пос. Рогнедино
Наименование материала: статья
Тема: Содействие и сотрудничество детей и взрослых.
Раздел: дополнительное образование
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания
ребенка полно ценным участником образовательных отношений
Автор : Гродненская Татьяна Григорьевна
педагог по хореографии МБУ ДО
Рогнединская детская школа искусств
первая квалификационная категория
Хореография - это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека
переживать целую гамму чувств и эмоций
Общение педагога с ребенком должно осуществляться на позиции
"Личность-личность"
Условия, необходимые для эффективной реализации урока:
личностное общение педагога с ребенком;
Главное на что должно быть обращено внимание преподавателя
хореографии, - это раскрытие индивидуальности каждого из своих
учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые. процесс
воспитания личности, связан с процессом развития коллектива.
Девиз моего урока "Движение - это жизнь, творчество и созидание.»
Хореографический коллектив - одна из распространенных форм
обучения и воспитания, специфика работы которого достаточно
сложна. Педагог-хореограф должен совместить задачи эстетического
обучения и нравственного воспитания детей с балетмейстерской
работой и со все возрастающими, часто неумеренными требованиями
к выступлению детей на концертах. Работа в хореографическом
коллективе имеет свою специфику, с которой не может не столкнуться
каждый руководитель творческого коллектива.
Это различные способности учащихся, наличие разных возрастов,
степень подготовки учащихся.
В рамках этих "предлагаемых обстоятельств" необходимо выбрать
оптимальный путь для достижения разнообразных
В деловом сотрудничестве педагога с учащимися необходимо
равновесие между предоставлением самостоятельности детям и
тактичной помощью и обучении их способам деятельности.
Вот это и составляет суть, основу воспитательного влияния
взаимоотношений педагога и учащихся, от которых зависит, как будет
ребенок, относится к занятиям, к педагогу, его примеру, взглядам,
убеждениям, жизненным принципам.
Понятие «Содействие» это совместное действие, соучастие,
помощь, поддержка в чем-либо.( Д.Н. Ушаков Большой толковый
словарь русского языка).
Ребенок полноценный участник образовательных отношений, многие
могут сказать, нет роль ребенка получать знания, но так ли это?!
Ребёнок, как член общества, включен в систему человеческих
отношений, где происходит постоянный диалог личностей,
ценностных установок. Ребенок в содействие и сотрудничестве с
педагогом и родителями развивается как личность, расширяет
субъектный опыт, он полноценный участник образовательных
отношений. Ребенок в непосредственно образовательной
деятельности взаимодействует с педагогом, ведет с ним диалог, можно
сказать, они равноправны (педагог и ребенок).
«Сотрудничество – это деятельность нескольких сторон,
благодаря которой все участники получают определенную
выгоду». Какую выгоду мы можем получить от ребенка, какое с ним
может быть сотрудничество? В образовательных отношениях, мы
получаем выгоду от ребенка, если мы с ним сотрудничаем, от того как
мы с ребенком взаимодействуем мы получаем от него положительный
или отрицательный результат.
Самое главное условие совместной творческой деятельности – не
нужно заставлять ребенка, но и не нужно делать все за него!
Моя партнерская позиция способствует развитию у ребенка
активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать
делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает
стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному
комфорту.
Чтобы организовать современную НОД, я перестроила свой стиль
поведения. Партнерская позиция для меня предполагает принятие
демократического стиля отношений, а не авторитарного,
сопряженного с воспитательской позицией.
Что значит быть партнером детей?
Для меня партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой
связан с другими взаимным уважением.
Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве
(например, сидящий на гимнастическом коврике)
Включенность педагога в деятельность наравне с детьми.
Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического
и дисциплинарного принуждения.)
Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при
соответствии организации рабочего пространства.)
Совместную деятельность реализую через организацию деятельности
(игровой, двигательной, познавательно-исследовательской,
коммуникативной, продуктивной,музыкально-художественной,
трудовой, а также с использованием разнообразных форм и методов
работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в
зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и
решения конкретных образовательных задач.
Это нестандартные уроки;
Урок – викторина, урок – путешествие, урок –соревнование.,.
Урок - игра.( речь идет не о применение игры, как о средстве разрядки
на уроке, а о том, чтобы весь урок был пронизан игровым началом.
Игровая деятельность является важнейшие компоненты
жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это
ведущий мотив их существования, Создавая ситуацию игры, в работе
с детьми младшего школьного возраста, на репетициях, и при
исполнении танцев, не минуем залог детского сотворчества.
Мой стиль поведения (от административно-регламентирующего к
непринужденно-доверительному);
Рабочее пространство, на котором разворачивается совместная . . …
работа (от отдельного места за общим столом рядом с детьми);
.
Мое отношение к выполнению общей работы: от общего руководства
к участию в выполнении определенной части работы и т.п.
Значимым является утверждение В.А.Сухомлинского о том, что
педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не
только. В самом педагогическом взаимодействии заложена
необходимость и возможность саморазвития педагога. В итоге
взаимодействие дает целостное развитие (саморазвитие) всех
участвующих в нем субъектов.
Вывод.
Таким образом, я считаю сотрудничество взрослых и детей на фоне
совместной деятельности, их содружество в реальных и живых
контактах друг с другом - это та среда, где возникают качества
развивающейся личности ребенка. В ходе совместной деятельности
происходит обмен информацией, действиями, планирование и
осуществление общей деятельности.
Именно в процессе совместной деятельности ее участники обсуждают
совместные цели, программа действий и разделение функций,
координируют средства достижения цели, анализируют и оценивают
полученный результат.
Сущностной характеристикой партнерской деятельности взрослого и
ребенка является отношение к ребенку как субъекту деятельности,
обладающего свободой выбора, диалогический стиль общения
взрослого с детьми; построение совместной деятельности всех
участников взаимодействия на основе сотрудничества.
В современном мире не возможно жить без содействия и
сотрудничества, так давайте же вместе будем помогать нашим
детям жить в этом мире, признаем их полноценными участниками
образовательных отношений.
Здесь я с детьми в роли волка