"Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Махова Вера Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №39" Населённый пункт: город Петропавловск-Камчатский Наименование материала: статья Тема: "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья" Раздел: дошкольное образование
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными
возможностями здоровья.
В.В. Махова, учитель-логопед,
МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад №39»,
г. Петропавловск-Камчатский
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника, как нормально
развивающегося, так и имеющего ограниченные возможности здоровья, играет семья.
Велико значение семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных
норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. В семье
складывается глубоко эмоциональный, интимный характер отношений, основанный на
родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи.
Семьям, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья,
приходится нелегко. Рождение малыша с особенностями развития изменяет весь ход
жизни семьи. Такой ребенок требует от членов семьи вдвое - втрое больше затрат времени
и энергии, чем обычный ребенок. Не секрет, что родители к такому ребенку испытывают
двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то
злятся на него, боятся и даже отвергают. Большинство семей в повседневной жизни
сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и
безразличие. У этих родителей наблюдается чувство вины, гнева, стыда, безысходности и
жалости к самим себе. Благополучие семьи становиться невозможным. Бывает, что
родители отдаляются друг от друга, от знакомых и даже от родственников. Такие семьи
более других подвержены конфликту и распаду.
Родителям нужно скорее овладеть своими чувствами, смириться и понять: важно то, что
ребенок есть, а не то, какой он. Главная задача – воспитать у своего особенного ребенка
уверенность в себе. Если отношение родителей не будет адекватным, то ребенку будет
сложно жить. В результате у него может возникнуть комплекс неполноценности,
болезненное отношение к своему дефекту. А в дальнейшем, зачастую это приводит к
нежеланию общаться, нарушению поведения, изменению нравственных качеств
дошкольника.
Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по тем же духовно-
нравственным законам, что и все дети, но при этом обладают меньшими возможностями
для адаптации к окружающему миру. И если семья дает любовь и заботу, то ребенок
активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Он увереннее
смотрит вперед, у него раскрываются духовно-нравственные качества. Школа доброты,
которую ребенок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его нравственности
и духовности.
Конечно, любовь родителей к своему ребенку не должна быть слепой или жалостливой.
Настоящая родительская любовь выражается в участии родителей в преодолении
реальных проблем ребенка, в переживании не только трудностей, возникающих у ребенка,
но и радостей от его успехов и маленьких побед, в сочетании доброго отношения с
требовательностью к ребенку. Любящие родители учат ребенка принимать себя таким,
какой он есть, развивают правильное отношение к своей болезни и к своим возможностям,
воспитывают волевые качества в ребенке, стараются вырастить из него равноправного
члена семьи с посильным участием в ее делах и заботах. Семья должна подготовить
ребенка с проблемами в развитии жить в обществе.
В тоже время современные родители не всегда могут оказать правильное воздействие на
формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и сотрудники
дошкольного образовательного учреждения, обладающие педагогическими знаниями и
большим опытом в области воспитания, оказывают родителям в этом помощь и
поддержку.
На логопункте нашего МАДОУ обучаются дети с различными речевыми нарушениями.
Родители детей со сложными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи,
заикание, легкая форма дизартрии) сталкиваются с теми же проблемами, что и родители
детей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, это касается проблемы
отношения родителей к дефекту ребенка. Наблюдения показали, что от того, как родители
воспринимают речевой дефект ребенка, их можно разделить на две группы:
1. Родители с адекватной позицией по отношению к дефекту речи ребенка. Эти родители
признают наличие речевого дефекта, понимают, что необходима помощь специалиста,
заинтересованы в устранении нарушения речи, понимают необходимость своего участия в
коррекционной работе.
2. Родители с неадекватной позицией делятся в свою очередь тоже на две группы:
а) родители, сильно переживающие дефект и «видящие» даже несуществующие
«проблемы»;
б) родители, не воспринимающие речевой дефект ребенка, или слышащие речевые
ошибки, но не придающие им значения («пойдет в школу и там научится»), или
считающие, что и с дефектом можно жить без проблем.
Практика показывает, что отношение родителей к ребенку, к его дефекту формирует у
ребенка отношение к себе. Речевая неполноценность сама по себе обычно вызывает у
детей особенности поведения. Если позиция родителей не будет адекватной, то ребенку
будет очень сложно пережить некоторые моменты жизни, принять и понять себя, а также
коррекционная работа по устранению речевого недостатка не будет столь эффективна.
Приведу пример: мама пятилетнего Тимоши ссылается на постоянную занятость и
нехватку времени на занятия с сыном. А Тимоша как-то раз мне пожаловался: «Мама не
хочет со мной заниматься. Сказала, что я должен все делать сам». Как поступить в этой
ситуации специалисту? Конечно, Тимоша очень старается и научится всему, чему его учат
на занятиях, но позже, чем те дети, чьи родители заинтересованы в устранении речевого
дефекта. Но здесь возникает, на мой взгляд, более острая проблема. Ребенок в пять лет уже
знает, что самый близкий ему человек может оставить его наедине с трудностями, не
поддержать и не помочь. То есть у него возникает чувство незащищенности. Подобные
ситуации возникают в работе учителя-логопеда постоянно. Это те случаи, когда семья
просто не понимает своей важнейшей функциональной значимости в духовно-
нравственном воспитании дошкольника. Главное, что нужно, что бы родители поняли и
глубоко осознали свою значимость в воспитании ребёнка, были рядом с ребенком не
только физически, но и духовно.
Поэтому в нашем МАДОУ применяются различные формы работы с родителями по
духовно-нравственному воспитанию: тематические беседы, досуги, развлечения,
выставки, конкурсы, экскурсии, совместная проектная деятельность. Например, в
прошлом году в этом направлении нами был реализован педагогический проект «Дружная
семейка!». В реализации этого проекта приняли активное участие не только родители, но и
бабушки, дедушки. Знакомство с родным краем мы начинаем каждый учебный год с
экскурсии детей, родителей и педагогов на Монастырский родник, с посещением храма
при женском монастыре. Знакомство детей с историей города начинается с посещения
культурно-исторических мест.
Очень важным для нашего дошкольного учреждения представляется возрождение
духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к мировой
культуре, в частности, русской; к русским традициям, обычаям. Ежегодно проводятся
веселые «Рождественские посиделки», на масленичной неделе проводим народные игры,
сжигание чучела зимы, и, конечно - же все угощают друг друга традиционными блинами.
В группах проводятся семейные выставки поделок к празднику Великой Пасхи. Месячник
Славянской Письменности проводится на протяжении пяти лет. Дети знакомятся с
историей возникновения письменности на Руси, а потом вместе с родителями готовят
выставку художественного и декоративно – прикладного творчества «Что за прелесть эти
сказки!», книжно – иллюстративную выставку «История и традиции славян», играют в
народные игры «Весняночки». И заканчивается месячник познавательно – тематическим
развлечением «Мы славяне!». Вся эта работа нацелена на то, чтобы дети усвоили вечные
человеческие ценности: милосердие, сострадание, честность; стремление к добру и
неприятие зла, любовь к родному краю и к своей стране.
Привлечение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к этим формам
духовно-нравственного воспитания помогает взрослым увидеть, как раскрывается их
ребенок в том или ином виде деятельности, помогает им поверить в способности и
возможности своего ребенка, понять важности духовно-нравственного развития детей.
Но, конечно же, кроме данных форм работы, родителям детей с ограниченными
возможностями здоровья со стороны специалистов и воспитателей предлагается
индивидуальное консультирование и оказывается непосредственная помощь.
Цель, которую перед собой ставит специалист, проводя данную работу – сформировать
адекватную позицию родителей по отношению к дефекту ребенка, помочь родителям
осознать, что, именно родители ответственны за воспитание детей, что именно в
дошкольный период закладывается фундамент моральных принципов, духовно-
нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется
продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Подводя итог, хочется сказать, что любя ребенка, родители обучают его любви к миру
людей. Привязанность к своему городу, стране, любовь к близким, уважение старших – это
ответ ребенка на любовь родителей к нему самому. Семья, родственные чувства,
сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей
жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям с ограниченными
возможностями здоровья, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что
необходимо для их гармоничного развития и является непременным условием воспитания
духовно-нравственной личности.
Библиографический список
1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.:
Сфера. 2005.
2. Голышев С.Д. Мой сын – даун. – М.: Смирение. 2009.
3. Мастюкова Е.М., МосковкинаА.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в
развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Под ред. В.И. Селиверстова. —
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003.
4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. - М.:
Сфера. 2008.
5. Рыскина В.Л. Особенности диалога взрослого и ребенка с нарушениями в развитии и
некоторые методы работы с семьей // Логопед в детском саду. ― 2008. ― № 2.
6. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в
развитии: учебное пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ. Астрель. 2007.
7. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. — М.: Сфера. 2005.
8. Дипломная работа «Особенности отношения родителей к речевому дефекту ребенка»/
Истомина О.И., Скоробогатова Н.В.