Напоминание

"Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Махова Вера Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №39"
Населённый пункт: город Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными

возможностями здоровья.
В.В. Махова, учитель-логопед, МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад №39», г. Петропавловск-Камчатский Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника, как нормально развивающегося, так и имеющего ограниченные возможности здоровья, играет семья. Велико значение семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. В семье складывается глубоко эмоциональный, интимный характер отношений, основанный на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Семьям, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, приходится нелегко. Рождение малыша с особенностями развития изменяет весь ход жизни семьи. Такой ребенок требует от членов семьи вдвое - втрое больше затрат времени и энергии, чем обычный ребенок. Не секрет, что родители к такому ребенку испытывают двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Большинство семей в повседневной жизни сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. У этих родителей наблюдается чувство вины, гнева, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Благополучие семьи становиться невозможным. Бывает, что родители отдаляются друг от друга, от знакомых и даже от родственников. Такие семьи более других подвержены конфликту и распаду. Родителям нужно скорее овладеть своими чувствами, смириться и понять: важно то, что ребенок есть, а не то, какой он. Главная задача – воспитать у своего особенного ребенка уверенность в себе. Если отношение родителей не будет адекватным, то ребенку будет сложно жить. В результате у него может возникнуть комплекс неполноценности, болезненное отношение к своему дефекту. А в дальнейшем, зачастую это приводит к нежеланию общаться, нарушению поведения, изменению нравственных качеств дошкольника. Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по тем же духовно- нравственным законам, что и все дети, но при этом обладают меньшими возможностями для адаптации к окружающему миру. И если семья дает любовь и заботу, то ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Он увереннее смотрит вперед, у него раскрываются духовно-нравственные качества. Школа доброты, которую ребенок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его нравственности и духовности. Конечно, любовь родителей к своему ребенку не должна быть слепой или жалостливой. Настоящая родительская любовь выражается в участии родителей в преодолении реальных проблем ребенка, в переживании не только трудностей, возникающих у ребенка, но и радостей от его успехов и маленьких побед, в сочетании доброго отношения с требовательностью к ребенку. Любящие родители учат ребенка принимать себя таким, какой он есть, развивают правильное отношение к своей болезни и к своим возможностям, воспитывают волевые качества в ребенке, стараются вырастить из него равноправного
члена семьи с посильным участием в ее делах и заботах. Семья должна подготовить ребенка с проблемами в развитии жить в обществе. В тоже время современные родители не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и сотрудники дошкольного образовательного учреждения, обладающие педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, оказывают родителям в этом помощь и поддержку. На логопункте нашего МАДОУ обучаются дети с различными речевыми нарушениями. Родители детей со сложными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, заикание, легкая форма дизартрии) сталкиваются с теми же проблемами, что и родители детей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, это касается проблемы отношения родителей к дефекту ребенка. Наблюдения показали, что от того, как родители воспринимают речевой дефект ребенка, их можно разделить на две группы: 1. Родители с адекватной позицией по отношению к дефекту речи ребенка. Эти родители признают наличие речевого дефекта, понимают, что необходима помощь специалиста, заинтересованы в устранении нарушения речи, понимают необходимость своего участия в коррекционной работе. 2. Родители с неадекватной позицией делятся в свою очередь тоже на две группы: а) родители, сильно переживающие дефект и «видящие» даже несуществующие «проблемы»; б) родители, не воспринимающие речевой дефект ребенка, или слышащие речевые ошибки, но не придающие им значения («пойдет в школу и там научится»), или считающие, что и с дефектом можно жить без проблем. Практика показывает, что отношение родителей к ребенку, к его дефекту формирует у ребенка отношение к себе. Речевая неполноценность сама по себе обычно вызывает у детей особенности поведения. Если позиция родителей не будет адекватной, то ребенку будет очень сложно пережить некоторые моменты жизни, принять и понять себя, а также коррекционная работа по устранению речевого недостатка не будет столь эффективна. Приведу пример: мама пятилетнего Тимоши ссылается на постоянную занятость и нехватку времени на занятия с сыном. А Тимоша как-то раз мне пожаловался: «Мама не хочет со мной заниматься. Сказала, что я должен все делать сам». Как поступить в этой ситуации специалисту? Конечно, Тимоша очень старается и научится всему, чему его учат на занятиях, но позже, чем те дети, чьи родители заинтересованы в устранении речевого дефекта. Но здесь возникает, на мой взгляд, более острая проблема. Ребенок в пять лет уже знает, что самый близкий ему человек может оставить его наедине с трудностями, не поддержать и не помочь. То есть у него возникает чувство незащищенности. Подобные ситуации возникают в работе учителя-логопеда постоянно. Это те случаи, когда семья просто не понимает своей важнейшей функциональной значимости в духовно- нравственном воспитании дошкольника. Главное, что нужно, что бы родители поняли и глубоко осознали свою значимость в воспитании ребёнка, были рядом с ребенком не только физически, но и духовно. Поэтому в нашем МАДОУ применяются различные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию: тематические беседы, досуги, развлечения, выставки, конкурсы, экскурсии, совместная проектная деятельность. Например, в
прошлом году в этом направлении нами был реализован педагогический проект «Дружная семейка!». В реализации этого проекта приняли активное участие не только родители, но и бабушки, дедушки. Знакомство с родным краем мы начинаем каждый учебный год с экскурсии детей, родителей и педагогов на Монастырский родник, с посещением храма при женском монастыре. Знакомство детей с историей города начинается с посещения культурно-исторических мест. Очень важным для нашего дошкольного учреждения представляется возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к мировой культуре, в частности, русской; к русским традициям, обычаям. Ежегодно проводятся веселые «Рождественские посиделки», на масленичной неделе проводим народные игры, сжигание чучела зимы, и, конечно - же все угощают друг друга традиционными блинами. В группах проводятся семейные выставки поделок к празднику Великой Пасхи. Месячник Славянской Письменности проводится на протяжении пяти лет. Дети знакомятся с историей возникновения письменности на Руси, а потом вместе с родителями готовят выставку художественного и декоративно – прикладного творчества «Что за прелесть эти сказки!», книжно – иллюстративную выставку «История и традиции славян», играют в народные игры «Весняночки». И заканчивается месячник познавательно – тематическим развлечением «Мы славяне!». Вся эта работа нацелена на то, чтобы дети усвоили вечные человеческие ценности: милосердие, сострадание, честность; стремление к добру и неприятие зла, любовь к родному краю и к своей стране. Привлечение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к этим формам духовно-нравственного воспитания помогает взрослым увидеть, как раскрывается их ребенок в том или ином виде деятельности, помогает им поверить в способности и возможности своего ребенка, понять важности духовно-нравственного развития детей. Но, конечно же, кроме данных форм работы, родителям детей с ограниченными возможностями здоровья со стороны специалистов и воспитателей предлагается индивидуальное консультирование и оказывается непосредственная помощь. Цель, которую перед собой ставит специалист, проводя данную работу – сформировать адекватную позицию родителей по отношению к дефекту ребенка, помочь родителям осознать, что, именно родители ответственны за воспитание детей, что именно в дошкольный период закладывается фундамент моральных принципов, духовно- нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Подводя итог, хочется сказать, что любя ребенка, родители обучают его любви к миру людей. Привязанность к своему городу, стране, любовь к близким, уважение старших – это ответ ребенка на любовь родителей к нему самому. Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям с ограниченными возможностями здоровья, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития и является непременным условием воспитания духовно-нравственной личности. Библиографический список 1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: Сфера. 2005.
2. Голышев С.Д. Мой сын – даун. – М.: Смирение. 2009. 3. Мастюкова Е.М., МосковкинаА.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003. 4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. - М.: Сфера. 2008. 5. Рыскина В.Л. Особенности диалога взрослого и ребенка с нарушениями в развитии и некоторые методы работы с семьей // Логопед в детском саду. ― 2008. ― № 2. 6. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ. Астрель. 2007. 7. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. — М.: Сфера. 2005. 8. Дипломная работа «Особенности отношения родителей к речевому дефекту ребенка»/ Истомина О.И., Скоробогатова Н.В.


В раздел образования