Напоминание

« Педагогические основы общения воспитателей с воспитанниками».


Автор: Вахромеева Ольга Альбертовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦН "Алые паруса"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: « Педагогические основы общения воспитателей с воспитанниками».
Раздел: полное образование





Назад




Семинар для воспитателей « Педагогические основы общения воспитателей

с воспитанниками».

Автор: Вахромеева Ольга Альбертовна, воспитатель, МКУ СРЦН «Алые паруса», г.

Новокузнецк, Кемеровская область.

Описание:

Методическое

пособие

для

социальных

педагогов,

педагогов-

психологов,

методистов,

воспитателей,

которое

можно

использовать

на

методических объединениях, педагогических советах, семинарах.

Семинар для воспитателей « Педагогические основы общения воспитателей

с воспитанниками».

Цель:

1.

Углубление знаний педагогов о педагогических основах общения.

2.

Ознакомление с функциями, приемами и условиями эффективного

педагогического общения.

3.

Развитие коммуникативных качеств воспитателя.

4.

Формирование умения воспитателей находить оптимальные пути

разрешения конфликтов.

5.

Обеспечение активности воспитателей и их участия в диалоге по

проблеме педагогического общения.

План семинара.

1. Лекция - диалог. 2.Экспресс -

интервью.

3 .Упражнения на развитие коммуникативных качеств.

4.Игра - задание « Педагогический прогноз».

5.Подведение итогов.

Ход семинара:

1.

План лекции - диалога:

1).

Факторы

лежащие

в

основе

взаимоотношений

воспитанников

и

педагогов

центра.

2). Функции общения.

3). Условия оптимизации педагогического общения.

1.

В

основе

взаимоотношений

воспитанников

социально

-реабилитационного

центра и педагогов этого учреждения лежат два мощных, во многом определяющих

их специфику фактора. С одной стороны, это - остро переживаемый детьми и

подростками устойчивый дефицит их общения с широким социумом или связанное

с прошлым, нередко криминальным опытом недоверие к взрослым вообще и к

педагогам, в частности, а с другой стороны - преимущественная ориентация этих

взрослых

не

столько

на

личностное

развитие

своих

подопечных,

сколько

на

поддержание

предусмотренного

режимом

порядка

учреждения.

Такая

складывающаяся

ситуация

ведет

к

обособлению

одних

от

д ру г и х ,

взаимонепониманию,

неудовлетворенности

от

общения

и

взаимодействия,

а

в

конечном счете - и к «сбоям» в воспитательной работе.

Как

показывает

практика,

большинство

воспитанников

центра

имеют

предшествующий опыт воспитания вне семьи. Алкоголизм родителей, жестокое

обращение,

невнимание

со

стороны

старших

членов

семьи,

общение

с

душевнобольными родственниками - понятно, что такой опыт «семейной» жизни

не только затрудняет выполнение воспитательных задач, традиционно стоящих

перед педагогом, но и порождает ситуацию, при которой акцент его усилий должен

быть

смещен

в

плоскость

перевоспитания

и

исправления

ребенка.

Более

того,

вместо

готовности

сотрудничать

воспитатель

в

данных

обстоятельствах,

как

правило,

особенно

в

начале

«пути»,

сталкивается

с

недоверием,

если

не

с

враждебностью,

стремлением

уйти

от

контакта,

неприятием

новых

условий

и

верностью традициям прошлой «семейной» жизни.

В тоже время те воспитательные задачи, которые и в профессиональном, и

попросту в личностном плане призван решать взрослый в условиях социально -

реабилитационного центра, предполагают выполнение им не только, а может быть,

и не столько роли собственно педагога, сколько родительской роли, то есть, по сути

дела, роли самого душевно близкого ребенку человека.

Воспитатель совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит

каждый день в реабилитационном центре.

2.

Общение в подростковом возрасте выполняет особые функции.

Во-первых, это важный канал получения информации, по тем или иным

причинам не поступающий от взрослых.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая

совместная

деятельность

вырабатывает

необходимые

навыки

социального

взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время

отстаивать

свои

права,

соотносить

личные

интересы

с

общественными.

Соревновательность

групповых

взаимодействий,

которых

нет

в

отношениях

со

старшими, также служит ценной жизненной школой.

В - т р е т ь и х , это

особый

вид

эмоциональных

связей.

Групповая

принадлежность, солидарность, товарищеская взаимопомощь не только облегчает

подростку автоматизацию от взрослых, но и дает ему чувство эмоционального

благополучия

и

устойчивости.

Решающее

значение

для

формирования

самоуважения подростка имеет умение заслужить уважение сверстников.

Постепенно, находясь в ситуации принятия и понимания, где все вопросы и

проблемы

можно

поднять

и

решить,

подростки

учатся

принимать

себя

и

окружающих. Практика показывает, что они становятся терпимее к взрослым и

сверстникам,

приобретают

практические

навыки

конструктивного

разрешения

конфликтных

ситуаций,

у

них

развивается

чувство

самоценности

и

самодостаточности. Так решается возрастная задача перестройки взаимодействия со

взрослыми на новых позициях. Воспитатель становится тем мостиком, который

соединяет

дезадаптивных

подростков

с

миром

полноценных

социальных

отношений.

3.

Какие условия необходимы для оптимального педагогического общения?

Искренний интерес к ребенку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с

ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая

наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека.

Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Простые

житейские

наблюдения

показывают,

что

многие

люди

больше

испытывают

потребность

говорить,

нежели

слушать.

И

если

вам

удастся

стать

хорошим

слушателем

для

своих

воспитанников,

они

потянутся

к

вам,

поскольку

им

необходимы

те,

с

кем

они

могут

удовлетворить

свои

потребности,

а

сильная

потребность выговориться есть у многих.

Обращение к ребенку по имени. Помните, что имя человека - самый важный для

него звук на любом языке. Ребенка больше интересует его имя, чем любые другие

имена

во

всем

мире,

вместе

взятые.

Запомнив

это

имя,

и

непринужденно

употребляя его, вы делаете такому ребенку тонкий комплимент.

Доброжелательность в отношении к воспитанникам. Если хотите, чтобы дети к

вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в

сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.

Улыбайтесь в общении с детьми. Много для взаимных симпатий дает улыбка.

Она греет и создает аванс положительного отношения.

Удовлетворение

потребности

ребенка

в

общении. Для

завоевания

симпатий

воспитанников

полезно

уметь

удовлетворять

их

потребности.

Потребностей

у

любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого

человека.

Самый верный путь к сердцу ребенка - это беседа с ним о том, что он ценит

превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника.

Умение

дать

почувствовать

детям

их

значимость,

уважение

к

их

мнению

-

исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

2. Экспресс - интервью.

«

Как

вы

думаете,

с

какими

определениями

у

детей

ассоциируется

слово

-Воспитатель»? Зачитываю ассоциации детей.

Задание 1.

А ) « Разгадай ребус».

Каждая

группа

получает

конверт

с

ребусами,

в

которых

зашифрованы

профессиональные качества воспитателя.

Эмпатия: умение

видеть

мир

глазами

других,

понимать

так

же,

как

они,

воспринимать их поступки с их же позиций и в то же время это способность сказать

другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти

представления.

Доброжелательность: умение быть естественным в отношениях, не скрываться за

масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным

проблемам и людям, способность быть самим собой в контактах с окружающими.

Открытость: готовность открыть другим свой внутренний мир (умение говорить

о

своих

мыслях

и

чувствах),

твердая

убежденность

в

том,

что

открытость

способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими.

Принятие

чувств: отсутствие страха при непосредственном соприкосновении с

чувствами других людей, умение не только испытывать какие-то чувства в общении

с людьми, но и показывать их, выражать готовность принимать эмоциональную

экспрессию со стороны других, но при этом - отсутствие стремления навязывать

окружающим свои чувства, чтобы они осознали свою ответственность за них.

Непосредственность: Умение

говорить

и

действовать

напрямую,

четкое

представление

об

отношении

других

людей

и

четкая

демонстрация

своего

отношения к ним.

Инициативность: склонность к деятельной позиции в отношении с людьми к

тому, чтобы «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают другие,

способность

устанавливать

контакты,

не

дожидаясь

инициативы

со

стороны;

готовность

браться

за

какие

-

то

дела

в

ситуации,

требующей

активного

вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Конфронтация: умение « с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным

осознанием

своей

ответственности

и

заинтересованности;

в

случае

несходства

мнений - готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать

другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

Самопознание: исследовательское отношение к собственной жизни и поведению,

стремление

воспользоваться

для

этого

помощью

со

стороны

окружающих,

готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают

тебя,

но

при

этом

-

умение

быть

автором

своей

самооценки;

отношение

к

конфронтациям

с

другими

людьми

и

новому

опыту

как

к

ценному

материалу,

важному для более глубокого самопознания.

Б) Предлагаю педагогам определить, в какой мере каждому из них присущи эти

отдельные качества.

- Перед вами находятся листочки со списком качеств, важных для межличностного

общения. Рядом с описанием каждого качества отведено специальное место, куда

надо вписать цифры от 0 до 5. Если человеку кажется, что ему не присуще данное

качество, он ставит 0 рядом с описанием. Если качество хоть сколько-нибудь, пусть

очень

незначительно,

выражено

у

данного

человека,

он

ставит

цифру

1.

Если

описание полностью, без сомнений может быть отнесено к этому воспитателю, он

ставит

цифру

5.

Таким

образом,

каждый

педагог

оценивает

по

очереди

все

описания, руководствуясь своим собственным представлением о себе. Затем вы

проранжируете эти качества в зависимости от их важности. Совместно мы решим,

какое

качество

является

самым

важным

в

межличностных

отношениях

с

воспитанниками.

Задание 2. « Сложи квадрат из геометрических фигур». Каждая группа

получает конверт с геометрическими фигурами. Сложив квадрат, воспитатели

смогут прочесть высказывание педагогов - классиков о воспитателе.

- Ваши выступления натолкнули нас на мысль о том, как важно воспитателю умело

владеть

своим

психическим

состоянием,

управлять

собой,

регулировать

свое

эмоциональное состояние. И все это наиболее ярко выражается через слово и

мимику.

Слово - самый тонкий и самый острый инструмент, которым воспитатели должны

умело прикасаться к сердцам своих воспитанников.

Задание 3. « Произнеси фразу».

Каждая группа получает конверт с заданием:

А) Произнести фразу « Иди сюда» - тихо, громко, требовательно, таинственно,

возмущенно, радостно.

Б) Произнести слово « Молодец» - тихо, громко, нежно, удивленно, иронично,

восторженно.

Итак,

мы

видим,

что

в

педагогическое

общение

включены

и

эмоции

общающихся.

Эмоции

сопровождают

речевое

высказывание,

дополняют

и

усиливают,

а

иногда

и

заменяют

средства

вербальной

коммуникации

-

слова.

Соответствие

используемых

средств

невербальной

коммуникации

содержанию

словесной

передачи

информации

является

одним

из

элементов

культуры

педагогического общения. Это соответствие особо важно для педагога, для которого

средства

как

вербальной,

так

и

невербальной

коммуникации

являются

инструментом его профессиональной деятельности.

Задание 4. « Педагогический прогноз».

А) Рассматривается общая ситуация.

Каждая команда предлагает свое решение конфликтной ситуации.

Б) Каждая группа поочередно предлагает свою педагогическую ситуацию

команде - соперника.

- Итак,

общение

-

это

не

только

психологический

контакт,

но

и

взаимное

переживание, взаимовлияние и взаимодействие.

Рассмотренные нами педагогические ситуации свидетельствуют о том, что

неотъемлемой частью мастерства педагога являются приемы общения. Перечислю

наиболее действенные из них.

Рассказ об аналогичном поступке.

Обращение по неизвестному адресу.

Использование остроумной шутки.

Прием парадокса.

Прием незамеченного оскорбления.

Опора на авторитет педагога.

Авансирование доверием, похвалой.

Семинар мне хочется закончить строками из книги СЛ. Соловейчик

« Педагогика для всех»: - Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «

Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он

так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет - мы есть, мы живые люди. Он

такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он

другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого любого человека. Я принимаю

ребенка... Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю,

прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его

люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его

любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем».

-

Я

надеюсь,

что

семинар

был

для

вас,

уважаемые

коллеги,

полезным

и

увлекательным. И что в ходе профессионального взаимодействия с воспитанниками,

вы найдете и будете накапливать различные средства и способы общения, которые

обеспечат оптимальную результативность воспитательно-образовательной работы

центра. Благодарю всех за участие в семинаре и желаю успехов в вашем нелегком

труде. До свидания.



В раздел образования