Напоминание

«Как безболезненно подготовиться к школе и пережить период адаптации»


Автор: Старкова Ирина Анатольевна
Должность: Педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г.Абакан республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: «Как безболезненно подготовиться к школе и пережить период адаптации»
Раздел: начальное образование





Назад




«Как безболезненно подготовиться к школе и пережить период адаптации»

Отмечая бесспорную позитивную роль Концепции содержания непрерывного образования в

построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального

общего образования, следует, к сожалению, признать, что пока не удается снять остроту проблемы

выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении их в 1 класс. Остается нерешенной

проблема разноподготовленности детей на пороге школы. Это существенно затрудняет адаптацию

детей к новым условиям школьной жизни, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье

детей.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха

человеческого развития, именуемая «детством». Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить

общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве.

Каждый ребенок независимо от уровня его развития, знаний и умений безболезненно осилит

все трудности, если будет осуществлена преемственность дошкольного и начального образования.

Как помочь ребенку?

Рекомендации воспитателям по подготовке детей к школе.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, то вошло в его разум и

сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Составляющие входящие в набор «школьной готовности»:

1.

Волевая готовность- умение слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в

определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу

диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или

вычёркивать

определенную

букву

или

геометрическую

фигуру

в

предложенном

тексте.

Эти

упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их

работоспособность.

2.

Интеллектуальная готовность - произвольная регуляция внимания, памяти, мышления,

что даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем

плане.

Для ее развития можно использовать:

игры и упражнения на сравнение предметов;

игры и упражнения на определение формы предметов;

игры и упражнения на составление фигур из частей;

занимательные задачки, загадки, считалки, головоломки.

3.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться.

Для

формирования

мотивационной

готовности

детей

к

обучению

в

школе

педагогам

подготовительных групп в своей работе важно учитывать следующие рекомендации:

Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые

сведения о знакомых предметах.

Очень важно прививать ребенку веру в свои силы, не допускать формирования заниженной

самооценки. Для этого надо чаще хвалить ребенка на занятиях, не ругать за допущенные ошибки, а

только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.

Поддерживайте будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе

обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

Развивайте в ребенке навыки общения: научите ребенка дружить с другими детьми, делить

с ними успехи и неудачи. Все это ему пригодится в социально сложной атмосфере школы.

Обсудите с детьми те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их

необходимость и целесообразность.

Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об

учебной деятельности. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но

и

прочувствован,

пережит.

Например,

рассказывая

о

своих

любимых

учителях,

читая

художественную

литературу,

просматривая

кинофильмы,

надо

активизировать

как

сознание

ребенка, так и его чувства.

Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные занятия.

Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму. Не допускайте, чтобы ребенок

скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, если ребенку весело учиться, он учится

лучше.

Повторяйте

упражнения.

Если

какое-то

упражнение

не

получается,

сделайте

перерыв,

вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. Не забывайте: развитие

умственных способностей ребенка определяется временем и практикой.

Будьте

терпеливы,

не

спешите,

не

давайте

ребенку

задания,

превышающие

его

интеллектуальные возможности.

Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительную

установку на учебу в школе.

А самое главное, не запугивайте ребенка школой! Если ребенок указывает, что в школе

двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат

ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно

по отношению к детям робким, неуверенным в себе, "даже двух слов сказать не можешь...", "Там

тебе

покажут!".

Намного

разумнее

сразу

формировать

верные

представления

о

школе,

положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

Так же необходимо обучать ребенка навыкам учебной работы:

Посадка за столом.

Способ удержания пишущего предмета.

Базовые

пространственные

представления

(право/лево,

верх/низ). Ориентация

на

странице в тетради, книге.

Классифицировать, обобщать, исключать лишнее.

Умение слушать и выполнять задания педагога.

Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к

школе.

Адаптация - привыкание, “вписывание” ребенка в какую – то среду.

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая

среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя

физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Период адаптации к школе

является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть очень

шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут

вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются

держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче,

замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны,

появляется

интерес

к

игрушкам,

играм,

книгам

для

очень

маленьких

детей.

Увеличивается

количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той

нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением

образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен

отвечать.

Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до

полугода.

На

первых

этапах

школьного

обучения

ребёнок

сталкивается

с

большим

количеством

трудностей. Основная причина возникновения их у первоклассников – это резкое изменение

требований к нему по сравнению с дошкольным детством

Сравнительная таблица занятости детей в д/саду и школе

Детский сад

Школа

Игры

Свободное время только на перемене

Прогулки

Работа в достаточно напряженном режиме

Спокойный режим

Более жесткая система требований

Дневной сон

Отсутствие дневного сна

Всегда рядышком воспитательница

Не один учитель

Самые старшие дети

Самые младшие

Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни организм ребёнка

работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящегося в состоянии невесомости.

Поэтому

для

успешной

Адаптации

важна

психологическая

готовность

ребёнка

к

школьному

обучению.

Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в

основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить

или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе.

Рекомендации учителю

Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль

общения

учителя

с

первоклассниками.

Нельзя

пренебрегать

различными

способами

невербального общения – обнять ребенка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребенка,

но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо особо

обратить

внимание

на

это

положение,

т.к.

для

первоклассников

важно

доброе,

позитивное

отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

Для

развития

самостоятельности

и

активности

детей

важно

положительно

оценивать

каждый

удавшийся

шаг

ребенка,

попытку

(даже

неудачную)

самостоятельно

найти

ответ

на

вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят,

рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

Очень важно и актуально включать игру в учебный процесс, а не запрещать и не исключать

ее

из

жизни

первоклассника.

Ролевые

игры

и

игры

с

правилами,

так

же

как

и

учебная

деятельность, дают результаты, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность.

Необходимо обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить,

что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.

- обеспечить своевременную смену видов деятельности;

-

не

давать

задания,

требующие

длительного

сосредоточения

взгляда

на

одном

предмете,

монотонных движений;

- отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.

Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в

адаптации.

Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к

тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.

Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса: будьте в курсе их радостей

и переживаний.

Помните,

что

шестилетний

ребенок

это

маленький

человек

в

зоне

перехода,

весь

устремленный

в

будущее,

который

имеет

право

на

счастье

и

уважение

своего

сложного

внутреннего мира со стороны взрослых.

Признаки успешной адаптации:

нравится в школе

охотно рассказывает о своих успехах и неудачах

активен

жизнерадостен

любопытен

редко болеет

хорошо спит

достаточно самостоятелен.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим

он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром.

Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать

школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие

дети

испытывают

трудности

в учебной

деятельности.

Лишь

к концу

первого

полугодия

при

помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость,

обиды,

усталость, —

но имеют

совершенно

разные

причины.

И с ними

надо

разбираться

индивидуально.

Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть

образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая

жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе!

/С.Харисон американский социолог и психолог/



В раздел образования