Министерство образования и науки Амурской области
Государственное профессиональное образовательное
автономное учреждение Амурской области
«Благовещенский политехнический колледж»
(ГПОАУ БПК)
КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ:
«КАЖДОМУ СВОЁ»
Посвященный Международному дню освобождения узников фашистских
концлагерей
Благовещенск, 2016
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии специальностей
21.02.14 «Маркшейдерское дело»,
21.02.08 «Прикладная геодезия»
Протокол № 10 от 10 февраля 2016 г
Председатель: Монахова Я.Ю.
Разработала классный руководитель 101 группы горно-геологического
отделения Монахова Яна Юрьевна
Данная методическая разработка представляет собой методику
организации и проведения классного часа "Каждому своё", посвященному
Международному дню освобождения узников фашистских лагерей. Может
быть использована в качестве методических рекомендаций для проведения
классного часа на данную тематику в любых образовательных учреждениях.
Благовещенск, 2016 г
Издательство БПК
Введение
Каждый год накануне праздника Победы мы чтим память тех, кто не
пожалел своей жизни ради будущего своего народа, то есть ради нас. Когда
мы
вспоминаем
о
Великой
Отечественной
войне,
на
сердце
возникает
ощущение горечи и страдания.
1418 дней и ночей войны, 30 миллионов людей, не доживших до
победы, тысячи сожжённых городов и деревень. Даже спустя 71 год эта боль
не утихает.
Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину и
погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено
пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти.
Концлагерь
или
концентрационный
лагерь
–
специальное
место,
предназначенное для заключения лиц следующих категорий: политические
заключенные
(противники
диктаторского
режима);
военнопленные
(захваченные солдаты и мирные жители). Концлагеря фашистов печально
прославились
нечеловеческой
жестокостью
к
узникам
и
невозможными
условиями
содержания.
Появляться
эти
места
заключения
стали
еще
до
прихода Гитлера к власти, и уже тогда делились на женские, мужские и
детские. Содержались там, в основном, евреи и противники нацистского
строя.
1
Подготовительный этап
Цель проведения классного часа
1. Способствовать формированию стремления обучающихся знать историю
своего народа, его прошлое и настоящее.
Ознакомить
учащихся
с
фактами
Великой
Отечественной
войны
Развитие у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой
народ, ответственности.
Воспитание любви к Родине, к людям, одержавшим победу
над фашизмом.
Воспитывать уважительное отношение к исторической памяти
своего народа.
Задачи:
формировать
у
подрастающего
поколения
активную
жизненную
позицию, патриотическое сознание;
повышать интерес обучающихся к историческому прошлому страны;
познакомить обучающихся с идеологией и проявлением фашизма в
годы Великой Отечественной войны;
пробудить чувство гордости за своих земляков;
Оборудование: компьютер, проектор, презентация с фотографиями лагерей,
«Доктор
дьявол»
фильм
4-й
Эксперименты
над
людьми,
плакат,
свеча,
аудиозапись «Минута молчания»
Форма проведения: тематическая лекция
Продолжительность классного часа: 45 минут
2
Сценарий
Пусть помнят те, которых мы не знаем,
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.
Н. Майоров, 1941 год
Вступительное слово классного руководителя:
- 71 год назад, в самом начале войны были написаны эти строки, в
надежде,
что
их
услышим
мы
с
вами.
И
желание
поэта-фронтовика
осуществилось.
Каждый год накануне праздника Победы мы чтим память тех, кто не
пожалел своей жизни ради будущего своего народа, т.е. ради нас. Когда мы
вспоминаем о ВОВ, на сердце возникает ощущение горечи и страдания.
1418 дней и ночей войны, 30 миллионов людей, не доживших до
победы, тысячи сожжённых городов и деревень. Даже спустя 70 лет эта боль
не утихает.
Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину и
погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено
пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти (слайд 1)
И сегодня мы будем говорить о концлагерях, в которых погибали Советские
люди. Узникам фашистких лагерей посвящается…. (слайд 2)
1
ведущий :
Начиная
с
1933
года
в
нацистской
Германии
появляются
концентрационные лагеря, "лагеря смерти", "фабрики смерти". Во время 2-й
мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в
основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на
других
оккупированных
территориях.
Лагеря
создавались
для
массового
уничтожения
европейских
евреев,
а
в
дальнейшем
и
других
якобы"
неполноценных" народов.
Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало
более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря
смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7
миллионов - граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.
1
ученик
"Россия
должна
быть
ликвидирована"
-
объявил
Гитлер
на
совещании в своей ставке. У каждого немецкого офицера была при себе
книжечка, содержащая "12 заповедей в обращении с русскими", в которой, в
частности,
говорилось:
"Вы
должны
осознавать,
что
являете сь
представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны
применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого
русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина,
мальчик или девочка"
На
этой
площади
перед
главным
зданием
многим
узникам
приходилось
стоять часами на морозе в одних рубахах, самых шумных поливали холодной
водой за непослушание. Процедура могла длиться целый день (слайд 3)
Надёжная
система
охраны
не
оставила
ни
единого
шанса
заключенным.
Сбежать было практически невозможно (слайд 4,5,6)
2 ученик:
Бараков цепи и песок сыпучий
Колючкой огорожены кругом.
Как будто мы жуки в навозной куче:
Здесь копошимся. Здесь мы и живём.
Чужое солнце всходит над холмами,
Но почему нахмурилось оно? -
Не греет, не ласкает нас лучами, -
Безжизненное бледное пятно…
2 ведущий: Особой жестокостью к узникам отмечался лагерь "Бухенвальд",
его называли лагерем смерти.
71 год назад официально заработала нацистская фабрика смерти Бухенвальда.
71 год назад первые узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому
свое». За годы существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150
тысяч человек. И более 120 тысяч из них никогда отсюда не вышли. (Слайд
7 ) . Лагерные
ворота
с
надписью
«Каждому
свое»
и
колючая
проволока
сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда. На
сотнях квадратных метров всего несколько построек. Санчасть, где нацисты
проводили эксперименты над заключенными, сторожевые вышки, оружейная
мастерская и крематорий - вот все, что осталось от лагеря смерти. На месте
бараков (слайд
8) ,
где
жили
тысячи
узников,
теперь
поле
и
камни
с
номерами: блок 3, блок 5, блок 17 (слайд 9)
Крематорий был самым страшным местом в лагере (Слайд 10) обычно туда
приглашали заключённых под предлогом осмотра у врача. Когда человек
раздевался, ему стреляли в спину. Таким способом в Бухенвальде были убиты
многие тысячи узников. (Слайд11).
2
ведущий.
Главной
целью
фашистов
в
лагере
было
уничтожение
человеческого достоинства (Слайд 11) превращение людей в животных. Для
этого
часто
перед
строем
заключенных
фашисты
устраивались
пытки
и
издевательства над красноармейцами.
Просмотр
«Доктор дьявол» фильм 4-й Эксперименты над людьми
1
ведущий.
Умерщвление
людей
в
лагерях
смерти
было
поставлено
на
конвейер. Не только в Бухенвальде происходили вышеописанные события.
Лагерями смерти, предназначенными для массовых убийств, были Хелмно,
Белжец, Собибор, Майданек, Освенцим и тысячи других.
2 ведущий:
В концлагерях совершались различные насилия и истязания над людьми:
проводили над ними опыты, например, "эксперименты" по изготовлению
мыла из человеческого тела. Известны случаи, когда фашисты, работавшие в
лагере, сами душили женщин и детей; мужчин зимой замораживали в бочки с
водой; подвешивали заключённых за ноги к столбам и так оставляли их до
наступления
смерти;
плоскогубцами
вырывали
у
женщин
ногти,
а
затем
подвешивали
их
за
волосы,
раскачивали
и
стреляли
по
"движущимся
мишеням". Уничтожали фашисты и детей, уничтожали с большим садизмом и
жестокостью, чем взрослых (слайды 12-17)
Ведущий1. Повсюду в бараках можно было видеть крыс, которые
объедали трупы и даже набрасывались на умиравших, у коих не было сил с
ними справиться. Больные и раненые не получали никакой медицинской
помощи
и
были
обречены
на
вымирание,
особенно
от
эпидемий
тифа,
дизентерии.
7 марта 1945 года на кожевенном заводе Освенцимского лагеря были
обнаружены 293 тюка запакованных женских волос общим весов 7 тысяч
килограммов. Экспертная комиссия установила, что волосы срезаны со 140
тысяч женщин.
Человеческие волосы перерабатывались в промышленный войлок и
пряжу. Из расчесанных и срезанных женских волос вырабатывались для
команд подводных лодок ступни чулок из волосяной пряжи.
В феврале 1945 года Гитлер отдал приказ о том, что не один узник концлагеря
не должен попасть в руки освободителей. В Заксенхаузене было уничтожено
41.332 человека, в Берге-Берзене-37.000, в Бухенвальде-13.000.
Кого не
успевали умертвить, перегоняли в Люберек. Чтобы утопить в Балтийском
море. Тысячи узников погибли во время этих маршей смерти.
1 ведущий. На территории лагеря осталась стена детского барака, на которой
остались рисунки детей: солнышко, человечек…
Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили
немцы в лагерях.
Им делали впрыскивание какой-то жидкости, давали
отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирало по 150 человек. На
детей немцы не считали нужным тратить боеприпасы, они уничтожали их
ударом тупым предметом по голове.
Классный руководитель . На территории концлагерей были созданы
мемориалы, где до сих пор встречаются бывшие узники. С каждым годом их
становится
всё
меньше.
Многие
из
них
отказываются
делиться
воспоминаниями, не позволяют нервы и больное сердце.
Классный руководитель:
Останки такого лагеря по добыче урана – 47-49 годы, сохранились
в одном из ущелий горного хребта Кодар по БАМу недалеко от станции Чара
(слайд 34)
Одним из препятствий к созданию советской атомной бомбы было отсутствие
сырья - в СССР в то время не были известны значительные месторождения
урана. Поскольку тогда залежи урана связывали исключительно с гранитами,
активные
поиски
месторождений
велись
и
в
Забайкалье,
где
хребты,
сложенные преимущественно гранитами, простираются на сотни километров.
Первоначальная
разведка
велась
аэропоиском
-
самолеты,
которые
несли
датчики
радиации,
совершали
облет
местности
на
экстремально
низкой
высоте
(менее
50
метров).
Именно
таким
образом
было
обнаружено
месторождение в Мраморном ущелье, после чего для детальной разведки
были послан отряд геологов под руководством Федора Тищенко.
Ближайшим населенным пунктом была Чара (сейчас - Старая Чара,
Новая
находится
на
трассе
БАМа),
небольшой
поселок
примерно
в
35
километрах
от
Мраморного
ущелья.
Там
был
оборудован
небольшой
аэродром - первоначально все необходимые грузы и заключенных доставляли
самолетами. К руднику была спешно проложена накатная (сверху бревна в 2-
3 слоя) дорога - она, а так же остатки мостов сохранились и по сей день. От
Чары грузы доставляли по дороге (на машинах, а пока дорога не была
достроена, это делали все те же заключенные), по ней же транспортировали
обратно урановую руду, которая из Чары вывозилась самолетами (слайд 35-
41)
Классный
руководитель. Мы узнали сегодня об ещё одной стороне той
жестокой войны - беспощадном истреблении людей. Через все эти испытания
прошёл русский народ. День, когда был поднят флаг над рейхстагом, стал
победой над смертью. Об этом нельзя забывать!
Почтим память узников концлагерей минутой молчания , прошу всех
встать.
Список литературы:
1.
С. С. Авдеев. Немецкие и финские лагеря для советских
военнопленных в Финляндии и на временно оккупированной
территории Карелии 1941—1944 гг. Петрозаводск, 2001.
2.
ВИЖ 5/95 — «Военно-исторический журнал», О трагических судьбах
красноармейцев и командиров Красной Армии
3.
ru.wikipedia/wiki/Концентрационный_лагерь