Авторы: Койвистойнен Айна Валентиновна, Коломасова Ольга Николаевна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 39"
Населённый пункт: г. Петропавловск - Камчатский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Танцевальная перемена "В мире танца"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Методическая разработка
танцевальной перемены «В мире танца»
(в рамках дня открытия научного года «В мире интересного…»)
Составили:
педагоги дополнительного образования
МАОУ «Гимназия № 39» ПКГО
Коломасова Ольга Николаевна
Койвистойнен Айна Валентиновна
Петропавловск – Камчатский 2015
©
Коломасова
О
.
Н
.
Койвистойнен
А
.
В
.
Танцевальная
перемена
«
В
мире
танца
»
Страница
1
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Танцевальная перемена
«В мире танца»
ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА:
1.
Пояснительная записка…………………………………………стр. 2
актуальность
значимость
личностно-ориентированная направленность
2.
Конспект мероприятия………………………………………… стр. 4
цель
задачи
применяемые методики и технологии
план
содержание
3.
Самоанализ ……………………………………………………. стр. 10
отзывы участников
фотографии
©
Коломасова
О
.
Н
.
Койвистойнен
А
.
В
.
Танцевальная
перемена
«
В
мире
танца
»
Страница
2
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск-Камчатского городского округа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Школа
выполняет
главную
общественную
функцию
—
воспитание
человека. И эта функция одна из самых сложных. Времена менялись, а задача
воспитания подрастающего поколения всегда оставалась наиболее значимой.
Проблема
воспитания
всесторонне-развитой
личности
учащихся
в
настоящее время остаётся актуальной и требует поиска новых подходов к её
решению.
Актуальность
заключается
в
повышении
эффективности
учебно-
воспитательной и оздоровительной работы посредством создания мотивации
и
условий
для
формирования,
сохранения
и
укрепления
здоровья
всех
участников
образования,
как
важнейшего
фактора
личностного
развития
ребенка, через объединение усилий педагогов дополнительного образования
с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих
проблем
–
организации
здоровьесберегающего
образовательного
пространства.
Детский
и
подростковый
возраст
является
для
ч е л о ве ка
основополагающим и определяющим всю дальнейшую жизнь. Это период
интенсивного роста организма и самореализации человека в целом. В этот
период
закладываются
все
структурно-функциональные
элементы
и
ценностные
ориентации,
определяющие
направления
формирования
личностных качеств.
С
раннего
возраста
детям
необходимо
привить
желание
творчески
работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное
отношение к самому себе.
В
творческой
деятельности
создаются
условия
для
формирования
личности:
психофизически,
духовно
и
социально
здоровой,
владеющей
теоретическими
и
практическими
навыками
и
умениями
сохранения
и
укрепления своего здоровья и здоровья окружающих.
Хореография
–
искусство
любимое
детьми.
Через
искусство
хореографии дети приобщаются к народной культуре, к духовным традициям
народов мира. Все это способствует гармоничному развитию личности.
Новизна
танцевальной
перемены
заключается
в
специфике
её
организации.
Основной
целью
проведения
танцевальной
перемены
является
активизация досуговой деятельности на перемене и создание условий для
разностороннего развития личности ребенка,
посредством приобщения к
художественно-эстетическому творчеству (хореографии).
©
Коломасова
О
.
Н
.
Койвистойнен
А
.
В
.
Танцевальная
перемена
«
В
мире
танца
»
Страница
3
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Педагогическая целесообразность танцевальной перемены заключается
в том, что она решает одну и из немаловажных задач - приобщение детей к
народному творчеству разных стран, самобытному и духовному наследию,
которое наши предки оставили нам в виде уникальных традиций, богатого
танцевального и песенного материала, истинных произведений искусства.
Танцевальная
перемена
содержит
познавательный
материал,
соответствующий
возрастным
особенностям
детей
в
сочетании
с
практическими заданиями. Особенностью подбора средств на танцевальной
перемене является насыщенность конкретным материалом, который позволяет
влиять на эмоциональный фон и физическое состояние ребенка.
Тематический материал может меняться в соответствии с возрастом
обучающихся и пожеланий педагога. Материал изложения настолько прост,
что позволяет воспользоваться им любому учителю без хореографической
подготовки. Перемена может стать не только танцевальной, но и вокальной,
декоративно-прикладной, спортивной и т. д.
Таким
образом,
танцевальная
перемена
–
это
модель
системы
комплексной
работы
по
формированию
культуры
здоровья
школьника,
укреплению и сохранению его здоровья, которая способствует развитию его
ф и з и ч е с к и х ,
и н т е л л е ктуа л ь н ы х
и
д у хо в н ы х
в о з м о ж н о с т е й ,
совершенствованию психофизиологических функций, эмоционально-волевой
и коммуникативной сферы обучающегося.
©
Коломасова
О
.
Н
.
Койвистойнен
А
.
В
.
Танцевальная
перемена
«
В
мире
танца
»
Страница
4
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск-Камчатского городского округа
КОНСПЕКТ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПЕРЕМЕНЫ:
Цель:
Познакомить с танцами народов Мира, показав сходство и различие,
через разучивание элементарных движений.
Задачи:
Обучающие
1.
Познакомить учащихся с различными танцами народов Мира;
2.
Обучить учащихся основным танцевальным элементам.
Воспитывающие
1.
Воспитывать художественно - эстетический вкус;
2.
Воспитывать любовь к танцам и музыке.
Развивающие
1.Развивать чувство ритма и ориентацию в пространстве;
2. Развивать творческую активность;
3.Развивать коммуникативную компетентность.
Возраст:
7-10 лет (1-4 классы)
Форма работы:
коллективная
Методы обучения:
наглядный, словесный
Место проведения:
рекреация на первом этаже
Время проведения:
2-я, 3-я, 4-я перемены
Длительность проведения:
15 мин.
Дата проведения:
02.10.2014 г.
Оборудование:
©
Коломасова
О
.
Н
.
Койвистойнен
А
.
В
.
Танцевальная
перемена
«
В
мире
танца
»
Страница
5
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск-Камчатского городского округа
компьютер/магнитафон;
колонки;
флэш носитель/CD диск с музыкой;
удлинитель;
стол для аппаратуры;
маршрутные листы:
фрагменты
музыкальных
композиций
(русского
танца
«Барыня»,
греческого
танца
«Сиртаки»,
еврейского
танца
«Семь-сорок»,
ирландского танца «Ривер-денс», детского танца «Бугги-Вугги», диско
танца «Макарена», «Релакс» - лирическая мелодия для восстановления
дыханияи спокойного состояния).
План:
Вводная часть
1.
Построение, приветствие;
2.
Определение темы;
Основная часть
1.
Исполнения движений в танцах:
"Русский танец - Барыня" - Россия;
"Сиртаки – Танец дружбы" - Греция;
"Еврейский танец - «7:40» " - Израиль;
"Ирландские танцы - Ривер-денс" - Англия;
"Макарена – диско танец" – Латинская Америка;
"Бугги-Вугги - детский танец";
"Релакс"- движения на расслабление;
Заключительная часть
1.
Опрос и рефлексия;
2.
Прощание.
Организационный момент
Предварительно,
до
начала
мероприятия,
ученикам
начальной
школы
раздаются маршрутные листы (кто и когда приходит в рекреацию, на
первом этаже, для посещения танцевальной перемены «В мире танца»).Со
звонком на перемену учителя ведут указанные классыв рекреацию, где их
©
Коломасова
О
.
Н
.
Койвистойнен
А
.
В
.
Танцевальная
перемена
«
В
мире
танца
»
Страница
6
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск-Камчатского городского округа
ждут педагоги по хореографии, которыевыстраивают ребят в шеренги.
Хореографы приветствуют участников, представляются.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
танцевальная перемена:«В мире танца»
Педагоги-
хореографы
Время
проведения
Участник
и
Время
проведения
Участник
и
Время
проведения
Участник
и
Айна
Валентиновна
Ольга
Николаевна
2-я
перемена
Учащиеся
1-го этажа
3-я
перемена
Учащиеся
2-го этажа
4-я
перемена
Учащиеся
3-го этажа
Вводная часть
Педагоги: Здравствуйте,
ребята. Нас
зовут
Ольга
Николаевна
и
Айна
Валентиновна. Кто знает, какой предмет мы преподаем?
Ребята: Танцы, хореографию.
Педагог: Правильно! И сегодня мы будем с вами танцевать.
Педагог: А кто знает, какой сегодня праздник в гимназии?
Ребята: День открытия научного года.
Педагоги: Правильно! В рамках научно-экспериментальной программы: «В
мире интересного…» сейчас мы проведем танцевальную перемену - «В мире
танца»,
где
познакомимся
с
разнообразием
танцевального
мира;
узнаем,
какие танцы бывают; как они называются. Танцуя, вы увидите, как одно и то
же
движение
видоизменяется
в
зависимости
от
страны,
в
которой
исполняется танец. И так, начинаем!
Основная часть
Звучит фонограмма, длительностью 7 мин., музыкальный размер каждой
мелодии 2/4.
Хореографы,
демонстрируя
движения,
которые
дети
повторяют,
поочередно проговаривают: название танца, страну, в которой он зародился
и его отличительные черты.
Педагоги: В какой стране мы живем?
Ребята: В России.
©
Коломасова
О
.
Н
.
Койвистойнен
А
.
В
.
Танцевальная
перемена
«
В
мире
танца
»
Страница
7
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Педагоги: Правильно.
Звучит
фонограмма
русского
танца
«Барыня».
Повторяем движения за нами и танцуем
русский танец, родина которого
Россия.
(Выполняются следующие движения: приставной шаг из стороны в сторону в
одну сторону и столько же в другую - 8 раз; «ковырялочка» с тройным
притопом - 4 раза; тройной «перетоп» из стороны в сторону - 8 раз;
«ковырялочка» с тройным притопом и работой рук - 1 портдебра - 4 раза;
тройной «перетоп» из стороны в сторону с работой рук из стороны в
сторону по 3-й позиции - 4 раза).
Педагоги: Следующий
танец
родился
в
Греции
- "Сиртаки"
-
танец
"Дружбы". Взялись за руки, локти согнули, кулачки вверх повторяем за нами.
(Все учащиеся держат друг за друга за руки. Руки согнуты, локти смотрят
вниз, кулачки вверх на уровне плеч. Выполняются следующие движения:
приставной шаг из стороны в сторону - 8 раз; двойной приставной шаг из
стороны в сторону - 4 раза; 3 шага вперед/назад, в конце ногу поднять в
положение
"стульчик"
-
4
раза;
покачивание
из
сторону
в
сторону
"потянулись" - 8 раз)
Педагоги: Молодцы! А теперь, отпустили руки и представили себе, что мы с
вами
очутились
в
Израиле,
и
будем
танцевать
Еврейский
танец
«7:40».
Посмотрите, как уже знакомые нам движения, танцуются в другой стране, и
как меняется его характер исполнения.
(В течение всего танца, руки у всех согнуты в локтях "рисуют кружочки
/моют
окно/
держаться
за
верхнюю
часть
жилетки".
Выполняются
следующие движения: приставной шаг из стороны в сторону - 8 раз; на
полусогнутых ногах шагают вокруг себя вправо/влево - 8 шагов вправо, 8
влево, исполняется 2 раза вся комбинация; приставной шаг из стороны в
сторону с работой головы "колокольчик" - 1 8 раз; 3 шага вперед, 3 шага
назад - исполняется 2 раза вся комбинация).
Педагоги: Отлично! Убрали ручки за спину для исполнения Ирландского
танца - «Ривер-денс», который танцуют в Англии. Это самый активный
танец, все движения выполняются через прыжок.
©
Коломасова
О
.
Н
.
Койвистойнен
А
.
В
.
Танцевальная
перемена
«
В
мире
танца
»
Страница
8
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск-Камчатского городского округа
(На вступление учащиеся убирают обе руки за спину в положение "полочка"
- 1 такт 2/4; выполняются следующие движения: перескок из стороны в
сторону с притопом - 8 раз; "припадание" на 1 ноге, потом на другой ноге –
по 4 раза на каждой, исполняется 2 раза вся комбинация; подскоки – 16 раз;
"молоточки" – 8 раз)
Педагоги: Молодцы! Сейчас мы с вами станцуем детский танец «Бугги–
Вугги». Выполняем движения, которые звучат в песне. Приготовили правую
руку, танцуем…
(Движения выполняются сначала правой затем все тоже самое – левой.
Рука вперед, назад, вперед; поворот вокруг себя вправо; хлопают в ладоши
перед собой, локти согнуты вниз; на припеве - 3 шага вперед, показали
правой рукой жест «Ок» и крикнули "Ок кей", 3 шага назад сделали тоже
самое - вся комбинация 2 раза)
Педагоги: Вы любите танцевать на сладкоежках?
Ребята: Да!
Педагоги: Танцуем латино-американский танец "Макарена". Его еще можно
назвать
диско
танцем
и
танцевать
на
детских
сладкоежках.
Танцуем
с
настроением, повторяя движения за нами!
(Комбинация танца повторяется на четыре стороны: 1 - прямая правая
рука вперед на уровне груди,
ладошкой вниз; 2 - то же левой рукой; 3 -
правая ладошка вверх, рука положение не меняет; 4 - то же левая рука; 1 -
правая ладошка накрест на левое плечо; 2 - то же левая рука; 3 - правая
ладошка на затылок справа; 4 - то же левая рука;1 - правая рука накрест на
талию слева;2 - то же левая рука; 3 - правая рука на бедро с право; 4 - то
же левая рука;1, 2, 3 - поворот бедрами, руки на бедрах;4 - прыжок, смена
направления)
Педагоги: Звучит лирическая мелодия,
под которую мы будем отдыхать,
выполняя
движения
на
расслабление.
При
этом
каждый
можетмысленно
вспомнить танцы, с которыми мы познакомились.
(Выполняются движения восстановление дыхания: вдох, выдох с круговым
движением рук – 4 раза; надули "шарик" и сдули его - глубокое плие по 6
позиции, спина круглая, собравшись в комочек – 2 раза; тянемся вверх на
носочки, растем как цветочки – 2 раза).
©
Коломасова
О
.
Н
.
Койвистойнен
А
.
В
.
Танцевальная
перемена
«
В
мире
танца
»
Страница
9
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Заключительная часть
Педагоги: Отлично! А теперь блиц-опрос. Мы вопрос, а вы быстрый и
правильный ответ. И так, начали."Какие танцы вы танцевали?"
Ребята: Русский/«Барыня», греческий/«Сиртаки», ирландский «Ривер-денс»,
еврейский/«7:40», детский/«Бугги-Вугги», диско/«Макарена»;
Педагоги: Правильно! "В какой стране они зародились?"
Ребята: Россия, Греция, Англия, Израиль, Латинская Америка;
Педагоги: Хорошо! "Какие танцы бывают?"
Ребята: Детские, диско-танцы, народные, современные.
Педагоги: Отлично! Мы
приятно провели время. Если Вам понравилось,
предлагаем похлопать в ладоши. Чем громче аплодисменты, тем больше Вы
довольны
танцевальной
переменой
«В
мире
танца». (Учащиеся
громко
хлопают, выражая свою радость).
Педагоги: Спасибо, Вам ребята. Вы молодцы. До скорой встречи.
Ребята: Спасибо. До свидания.
©
Коломасова
О
.
Н
.
Койвистойнен
А
.
В
.
Танцевальная
перемена
«
В
мире
танца
»
Страница
10
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск-Камчатского городского округа
САМОАНАЛИЗ:
02.10.2014 г., на базе гимназии, в рамках научно-экспериментальной
программы: «В мире интересного…», был проведен праздник «День науки».
МО
дополнительного
образования
приняло
активное
участие
в
данном
празднике: педагоги, на базеначальной школы, разработали план проведения
развлекательных и познавательных мероприятий.
Т р и
э т а ж а
н а ч а л ь н о й
ш к о л ы
б ы л и
п о д е л е н ы
п о
направлениям:рекреация 3-гоэтажа - вокальная перемена, где учащиеся через
вокальную игру, познакомились с обрядовой песней "А мы просо сеяли...";
рекреация
2-гоэтажа
-
переменадекоративно-прикладного
творчества,где
учащиеся
через
практические
действия,
познакомились,с
такими
направлениями как: Оригами, Скапбукинг, Квилинг; рекреация1-гоэтажа -
танцевальная перемена «В мире танца», где учащиеся познакомить с танцами
народов Мира, узнав сходство и различие, через разучивание элементарных
движений.
В танцевальных переменах, которые длились по 15 мин. каждая,были
использованы
7-мьмузыкальных
фрагментовдлительностью
по
1
минуте,
скомпонованных в одну фонограмму.Из них: 5-ть– это танцы разных стран
Мира,
один
–
детский
танец,
один
–
движения
на
расслабление
под
спокойную музыку. Подбор танцевальных мелодий делался, в соответствии с
возрастом, физической формой и популярностью мелодий в детской среде.
1 "Русский танец - Барыня" - Россия;
2. "Сиртаки – Танец дружбы" - Греция;
3. "Еврейский танец - «7:40»" - Израиль;
4. "Ирландские танцы - Ривер-денс" - Англия;
5. "Макарена – диско танец" –Латинская Америка;
6. "Бугги-Вугги- детский танец";
7. "Релакс";
Данное мероприятие прошло для учащихся 1 - 4 классов. В течение
мероприятия дети с удовольствием исполняли почти одни и те же простые
танцевальные движения: под разное музыкальное сопровождение и с разной
©
Коломасова
О
.
Н
.
Койвистойнен
А
.
В
.
Танцевальная
перемена
«
В
мире
танца
»
Страница
11
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск-Камчатского городского округа
манерой
исполнения,
характерной
мелодии
станы,
в
которой
произошел
танец. Учащиеся повторяли все за педагогами, которые во время исполнения
движений,
объясняли:какой
танец
танцуют,
в
какой
стране
он
рожден
и
основные
отличительные
черты.Таким
образом,
получилось погрузить
учащихся в
мир танца, познакомить с танцами народов Мира, показав
сходство и различие, через разучивание элементарных движений.
В завершении танцевальной композиции, звучала лирическая мелодия,
под которую исполнялись движения на расслабление.Это было необходимо,
для восстановления дыхания и спокойного состояния. Дети, таким образом,
настраивались на дальнейшие восприятие знаний, получаемых на уроках.
Для закрепления материала, в конце каждой перемены, ученикам были
заданы вопросы, на которые были получены правильные ответы: "Какие
танцы
вы
танцевали?"
-
русский/«Калинка»,
греческий/«Сиртаки»,
ирландский
«Ривер-денс»,
еврейский/«7:40»,
детский/«Бугги-Вугги»,
диско/«Макарена»;
"В
какой
стране
они
зародились?"
–
Россия,
Греция,
Англия, Израиль, Латинская Америка; "Какие танцы бывают?" – детские,
диско-танцы, народные, современные.
Во время рефлексии детям было предложено похлопать в ладоши, если
им понравилось.В итоге были громкие овации. Хлопали не только дети, но и
классные руководители, и присутствовавшие гости.
Положительным моментом было то, что дети захотели и предложили
проводить
таких
мероприятий
по
больше, некоторые
ребята
захотели
записаться на танцы, а педагоги начальной школы взяли материалы перемен
(текст, музыку) для проведения таких перемен самостоятельно, в классе.
©
Коломасова
О
.
Н
.
Койвистойнен
А
.
В
.
Танцевальная
перемена
«
В
мире
танца
»
Страница
12