"Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста"
Автор: Золотенкова Ирина Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: Образовательный центр "Созвездие" Населённый пункт: г.Красногорск, Московская обл. Наименование материала: Дидактические игры Тема: "Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста" Раздел: среднее профессиональное
Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста.
1. Игра направленная на установление эмоционального контакта и
сотрудничества со взрослым.
«Испечем оладушки»
Цель: направлена на формирование эмоционального контакта со взрослым.
Ход игры.
Предлагаете ребенку «испечь оладушки»: показываете, как хлопать в ладоши,
пропеваете потешку:
«Ладушки ладушки,
Испечем оладушки,
Испечем оладушки
Мы для нашей бабушки».
Хвалите ребенка: молодец, Аня, испекла оладушки! Вот какие умелые ручки
у нашей Ани.
2. Ознакомление с окружающим дома и на прогулке.
«У медведя во бору»
Цель: Способствовать формированию у ребенка представления об
окружающем мире.
Оборудование: Шапочка медведя, корзиночки, муляжи грибочков , шишек,
ягод.
Ход игры.
Мама одевает шапочку медведя. Демонстрирует как медведь ходит.
Рассказывает что медведь живет в лесу, где много грибов и ягод. Предлагает
детям поиграть с мишкой. Объясняет, что пока мишка спит, все остальные
должны собирать грибы и ягоды в свои корзинки, как только мишка
просыпается – он ловит детей. Мама произносит потешку:
«У медведя во бору,
Грибы ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит».
Игра продолжается несколько раз, а затем ведущим может быть один из
детей, а мама помогает читать потешку.
3. Игра с сюжетными игрушками.
«Колобок»
Цель: Способствовать развитию умения обыгрывать сюжеты сказок.
Оборудование: Игрушки героев сказки колобок, колобки (шарики из песка)
по количеству детей.
Ход игры.
Начинаете рассказывать сказку и сопровождаете рассказ действиями с
песком. Когда по сюжету сказки бабка скребет по амбару, месит тесто, лепит
пирожок, дети делают то же самое с песком. Вы вручаете детям пирожки и
показываете, как можно нарисовать на песке дорожку для своего колобка и
покатать его по ней. Затем по очереди достаете персонажей сказки из
мешочка и дети проговаривают их слова из сказки, и катят свои колобки по
дорожкам. В конце игры предлагаете детям попрощаться с персонажами
сказки.
4. Дидактическая игра – предметные действия.
«Кукла заболела»
Цель: способствует формированию у ребенка игровых действий, умения
пользоваться носовым платком.
Оборудование: носовой платок, кукла.
Ход игры.
- К нам пришла кукла Катя. Она заболела ей трудно дышать носиком. В
кармане у неё лежит носовой платок. Поможем Кате почистить носик:
«Катя заболела трудно ей дышать,
Будем ей платочком носик вытирать!»
Показывайте ребенку, как нужно правильно пользоваться носовым платком,
демонстрируя действие на кукле. Предлагаете повторить действия по
подражанию.
5. Игра занятие с применением вспомогательных предметов, орудий
действия и действия-воздействия.
«Достань ключик»
Цель: Способствовать формированию наглядно действенного мышления.
Оборудование: Заводная игрушка «лягушка», к ней ключик, большой и
маленький стул.
Ход игры.
- Будем играть с лягушкой. Будем её заводить. Нужен ключик. Где он? На
шкафу. Как его достать? Рукой. Попробуй. Нет. Ключик высоко. Что нам
поможет его достать? Стул. Бери стул. Доставай. Не получается. Стул
маленький, шкаф большой. Возьми большой стул. Здорово, достал ключик.
Давай, заведем лягушку. Она прыгает.
6. Игры с природными материалами.
«Заполни кувшин»
Цель: Способствует развитию у ребенка ориентировки на количественный
признак, умения пользоваться ложкой.
Оборудование: Фасоль, два кувшина, ложка.
Ход игры.
- Вот фасоль. А это кувшины. Они пустые. Давай заполним. Смотри, я беру
ложку, набираю фасоль, пересыпаю в кувшин, теперь ты.
При необходимости помогаете ребенку. Заполняете первый кувшин.
- Смотри а в этом кувшине много фасоли. А в этом – пусто. Давай
пересыплем в кувшин остальную фасоль. В этом кувшине много фасоли а в
этом – мало. Сколько здесь? – Мно-о-ого(сопровождаете жестом). А
тамсколько? – Ма-а-а-ало (сопровождаете жестом).
7. Дидактическая игра – продуктивные виды деятельности.
«Веревочка для шариков»
Цель: способствует возникновению у ребенка интереса к рисованию,
формирует умение рисовать прямые линии.
Оборудование: Бумага с нарисованными шариками, карандаш.
Ход игры.
Показываем ребенку бумагу с нарисованными шариками.
- Смотри шарики. У них нет веревочки. Они улетят, сдуются. Давай
нарисуем к ним веревочки. В случаях затруднений. Рисуйте руками ребенка,
затем предлагаете малышу рисовать самостоятельно. Хвалите ребенка.
8. Игра с использование картинок.
«Разноцветная дорога»
Цель:Способствовать развитию у ребенка зрительной ориентировки
Оборудование: кукла, карточкис красной и желтой машиной, карточки
красного и желтого цвета.
Ход игры.
- Смотри какие красивые машины приехали. Эта машина, какого цвета?
Красного. Правильно. А эта? Желтого. Правильно. Положи карточки
красного цвета к красной машине, а желтого к желтой. Молодец.
- Теперь давай строить дорожку для кукол. Дорога у нас будет красивая
разноцветная. Бери красную карточку, затем желтую, а теперь снова
красную, а сейчас какую возьмешь? Молодец. Желтую. Бери еще. Вот, какая
красивая дорога получилась. На куклу, веди её по дороге. Говори: иди ляля
топ-топ. Проговаривает потешку:
«Ляля ножками идет: топ-топ-топ-топ
Ляля песенку поет: ля-ля-ля
Вместе весело идти, строить и играть, и конечно весело песни напевать: да-
да-да».
Использованная литература.
1.
Браткова
И.В.
«коррекционное
обучение
и
развитие
детей
раннего
возраста в играх со взрослым». – М: ПАРАДИГМА, 2013
2.
Бондаренко
А.К.
Дидактические
игры
в
детском
саду:
Кн.
для
воспитателей дет. Сада.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1991.
3.
Панова Е.Н. Название: Дидактические игры - занятия в ДОУ: Младший
возраст Издательство: Воронеж, 2007