Автор: Посохина Любовь Егоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 "Светлячок" Населённый пункт: Лангепас Наименование материала: Экологический проект Тема: "Земля наш дом!" Раздел: дошкольное образование
Вид: долгосрочный (1год) информационно-познавательный проект.
Возраст : старший дошкольный
Проблема:
Поверхностные знания о значении воздуха. воды, атмосферы, растениях,
животных,
насекомых
для
существования
жизни
на
Земле.
Интерес
детей
к
существующим взаимосвязям в природе; попытка понять как природные объекты -
живые
организмы
зависят
от
среды
обитания,
от
погодных
климатических
условий; определение человека как части природы; экологическая обстановка как
проблема современного мира.
Актуальность:
Что
означает
непонятное
для
детей
слово
«экология»
и
откуда
оно
происходит? «Экология» произошло от греческого oaks – дом, жилище, родина +
logos
–
понятие,
учение.
В
первоначальном
своем
значении
–
одна
из
биологических дисциплин, наука, изучающая многочисленные связи населяющих
землю организмов, как между собой, так и с окружающей средой.
Развитие дошкольного экологического образования началось сравнительно
недавно. Несмотря на это, именно дошкольное звено в системе непрерывного
экологического
образования
работает
наиболее
эффективно.
Традиционные
подходы базируются на тесном контакте детей с природой, натуралистических
наблюдениях. экскурсиях. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие,
сопереживание.
Каждый
выход
на
улицу
для
ребенка
должен
оборачиваться
увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!
Важно
формировать
у
детей
потребность
в
самостоятельном
изучении
природы.
Осуществить
эту
задачу
можно,
создавая
развивающую
среду
экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир,
самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая
за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с
ними. Привлекать детское сообщество к экологическим играм, давать полную
информацию
в
опытно-экспериментальной
деятельности,
в
непосредственно
познавательной деятельности.
Обоснование проблемы:
Незнание родителей и детей роли человека в экосистеме, его значимости.
Неспособность самостоятельно понять и объяснить некоторые факторы и
природные явления.
Не
частое
использование
и
применение
собственного
опыта
в
игровой,
экспериментальной, деятельности.
Несоблюдение человеком нравственных и этических норм по отношению к
природе.
Цель:
развивать знание природных компонентов и взаимосвязей между ними,
формировать
бережное
отношение
к
природе;
нравственные
и
эстетические
чувства
по
отношению
ко
всему
живому;
определить
поведение
человека
в
экосистеме Земли.
Задачи:
воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её
красоты и многообразия;
формирование знаний о природе на нашей планете;
развитие
сопереживания
к
бедам
природы,
желание
бороться
за
её
сохранение;
формирование
у
детей
основных
природоведческих
представлений
и
понятий о живой и неживой природе;
развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к
природе;
вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её
охране;
формирование
навыков
экологически
грамотного,
нравственного
поведения в природе;
развитие первоначальных географических представлений, знакомство с
простейшими способами ориентирования на местности.
Механизм выполнения.
Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа.
Предусматривает
работу
с
детьми
по
экологическому
воспитанию
старшего
дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного
процесса являются дети, родители, воспитатели, педагоги по дополнительному
образованию. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и учета
общих профессиональных требований.
экологическое развитие строится по схеме:
- природа – человеку
(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);
- человек – природе
(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);
- правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных
мероприятиях.
Ожидаемые результаты.
-
Сформированы
эмоциональные
проявления,
радость
от
общения
с
животными и растениями, от природных явлений.
- Интерес к познанию живых и неживых объектов природы.
- Знание природных компонентов и взаимосвязей между ними.
- Стремление удовлетворить потребности живого организма.
- Влияние человека на природу; определение Человека -как часть природы.
-
Воспитаны, проявляются в жизни детей
нравственные и эстетические
чувства и качества.
Формы и методы работы
(наглядные, словесные, практические, игровые; практические:
экспериментирование (опыты), наблюдение, моделирование, игровые и
проблемные ситуации)
экологические беседы;
экологические экскурсии;
уроки доброты;
уроки мышления;
экологические кружки;
экологические конкурсы;
КВН, викторина «Поле чудес»;
экологические акции;
обсуждение и проигрывание ситуаций;
трудовой десант;
лаборатория юного эколога;
составление экологических карт;
ведение фенологических календарей природы;
коллекционирование, составление гербариев.
экологические выставки и экспозиции;
экологические праздники;
экологические
игры
(дидактические,
имитационные,
игры-
моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
экологические сказки; инсценировки, театрализации и т. д.
Этапы реализации проекта
1 этап: диагностический – изучение экологических знаний детей;
2 этап: практический : непосредственная деятельность детей, педагогов,
родителей над решением поставленных задач.
3 этап: заключительный : итог, выводы и результат как продукт проекта.
Сроки
Наименовани
е блока
Тема
Формы работы
сентябрь
Что такое Природа?
Что такое Экология?
Жизненные формы
растений (деревья,
кустарники, травы, цветы)
Почему одинаковые
растения можно встретить
в разных местах
Факторы неживой природы
влияющие на развитие
растений.
Круговорот воды в
природе.
Растительные сообщества и
их разнообразие.
Творческий конкурс
«Каникулы в Югре»
НОД, экскурсии,
беседы,
рассматривание
иллюстраций,
трудовая деятельность
в природе в форме
«субботников»;
«уроки Доброты».
Опыты, эксперименты.
Изобразительная
деятельность на темы
природы родного края.
октябрь
Структура растительных
сообществ.
Влияние смены времени
ода на развитие растений.
«Если бы я был
деревом…..»
Растения, грибы,
водоросли-биоиндикаторы.
Опыты, исследования.
Наблюдение,
Беседы. Ведение
фенологического
календаря природы.
Обсуждение,
проигрывание
ситуаций. Игры с
Съедобные и ядовитые
грибы Растения под нашей
защитой.
загадками.
Ноябрь.
Влияние растительного
сообщества на
окружающую среду.
Развлечение «Осень в гости
к нам пришла» Значение
растений на земле.
Знакомство с
топографическими картами
и глобусом
Беседы и
рассматривание
картинок. Знакомство
с образом природы в
художественной
литературе. Чтение
рассказов и сказок
В.Бианки из серии
«Синичкин календарь»
Создание гербария
«Зеленый мир Югры».
Образы природы в
изобразительной
деятельности.
декабрь
воздух
«Волшебник - невидимка».
Загрязнение воздуха.
Охрана воздуха.
Опыты и
эксперименты.
Самостоятельные
выводы и догадки.
Знакомство с влиянием
кислорода на рост
всего живого.
Определение: воздух
присутствует везде.
вода
«Волшебница – вода».
Круговорот воды в
природе. Применение воды.
Нужно ли беречь воду и
как?
Опыты и
эксперименты.
Самостоятельные
выводы и догадки.
Использование воды
для полива растений.
Значение воды для
человека и растений.
почва
Почва и её состав.
Чудесная кладовая».
Значение и охрана почвы.
Образование
микроэлементов и
минералов в почве.
Рассматривание
почвы.
Экспериментирование
с водой. Посадка
комнатных растений.
Сравнение разных
видов почвы -
чернозем, торфяник,
глинозем, песчаник,
энергия
Источники энергии:
Опытно-
Солнце, электричество.
Магнитное поле земли.
Греет. Светит, Двигает.
Ископаемое топливо.
экспериментальная
деятельность в ходе
которой дети
самостоятельно
приходят к выводу что
сгоревшие дрова,
уголь (дерево) греют
воду которая
наполняет трубам
обогревает наши дома.
Знакомство с
полезными и
опасными видами
энергии-ГЭС и АЭС.
Опыты с магнитом.
Январь.
животные
Многообразие животного
мира. Среда обитания
лесных и диких животных.
Местообитания. Основные
приспособления
организмов в жизни в воде;
на суше, в почве. Организм
как сред обитания.
»Зоопарк»-2 занятия.
Экологическая акция
«Покормите птиц зимой»
Непосредственно
образовательная
деятельность. КВН.
Рассматривание
иллюстраций и
картинок в детских
энциклопедиях.
Изобразительная
деятельность.»Образы
природы в
скульптуре».
Логические загадки и
упражнения.
Обсуждение ситуаций,
игры-моделирования
февраль
«Кабы не было зимы..»
«Письма на снегу» 2
занятия. Нелюдимые
животные
«Наши зимующие птицы»
2занятия.
Экологические группы
зверей.
Экологические группы
птиц.
Развлечение
оздоровительно-
экологической
направленности. Игры
с использованием схем
и план - задач.
Изготовление
кормушек для птиц.
Экскурсии,
наблюдения в природе.
Беседы по картинкам.
Составление рассказов
из личного опыта.
март
Сезонные явления в жизни
птиц. Сезонные явления в
Наблюдения,
экскурсии.
жизни зверей. Взаимосвязи
животных в природе.
Привлечение птиц.
«Весенние приключения».
«Полезный или вредный»
АКЦИЯ « Мой дом – моя
планета»
Цель: формирование
представлений о чистоте
окружающей среды как о
важной составляющей
здоровья человека и всего
живого на земле.
Опытно-
экспериментальная
деятельность.
Заучивание песенок и
закличек.
Викторина.
Развлечение
Экологический
праздник для детей.
апрель
Охрана животного мира
Взаимосвязи животных и
растений. Биологические
сообщества.
«Рыбка зовет на помощь»
Рассматривание
капкана и рогатки.
Игры имитации.
Беседы. Кружок
«Друзья природы»
Игра путешествие.
Блок
Человек и
природа.
Как и где используют
энергию солнца и ветра
люди. поведения в
природе. Природа учит
человека.(о бионике)
Мир в цветах радуги.-2
занятия. Люди, Человек-
часть природы. Расселение
людей.-3 занятия.
Непосредственно-
образовательная
деятельность. «Уроки
любования»
-составление
экологических сказок
о животных и людях.
НОД «Река времени».
Игра-путешествие.
Наблюдения и беседы
по картинкам
май
Словарь
исследователя
природы.
«Мусорный монстр»
Озеленим все вокруг.
«Приключение».
«Прекрасная прогулка».
«Зеленый и заботливый».
«Добрососед»
Природа и искусство.
Минимакет «Наш Детский
сад»
«Прикоснись к природе
сердцем»
Конкурс рисунков
«Природа Югры»
«Трудовой десант».
Посадка цветов на
клумбах. Высадка
рассады овощей. Игра
экспериментирование.
Театрализация.
Экологическая игра-
соревнование. Игры
моделирования из
бросового и
природного материала.
Пополнение гербария.
Анализ ведения
календаря
наблюдений.
Развлечение с
участием родителей.
Выводы, рекомендации
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься
с раннего детства. Экологическая культура – одна из составляющих культуры
человека, обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только
нашего города и прилегающей территории, но и всей страны в целом.
Практическое использование завершенной работы «Экологический проект
«Земля - наш дом» позволит вести работу по формированию у ребят дошкольного
возраста чувства ответственности за судьбу уникальной природы Югорской земли
– маленькой частицы великой России.
Экологический календарь
2 февраля – Всемирный день водно-болотных угодий
19 февраля – Всемирный день защиты морских млекопитающих
22 марта – Всемирный день воды
1 апреля – Международный день птиц
22 апреля – День Земли
5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды
17 июня – Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой
16 сентября – Международный день защиты озонового слоя
29 сентября – Всемирный день моря
4 октября – Всемирный день защиты животных
14 октября – Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий
29 декабря – Международный день биологического разнообразия
Интеллектуально-творческая игра
«В гармонии с природой».
Ведущий.
Сегодня
у
нас
интеллектуально-творческая
игра
«В
гармонии
с
п р и р од о й » .
У ч а с т ву ют
в о с п и т ат е л и
и
р од и т е л и
д е т с ко го
с а д а .
На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части
открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды.
Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.
Конкурс 1. «Разминка».
Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и
быстрота ответов.
1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов.
(Экология)
2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны
редких видов растений всего мира. (Красная книга)
3. Как называется растительный мир? (Флора)
4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого
«витамина роста»? (Морковь)
5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях?
(Липа)
6. Полезный комнатный цветок, запах листьев, которого отпугивает мух и комаров.
(Герань)
7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением
соли и растительного масла. (Салат)
8.Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру.
Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна,
но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)
9.Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе
крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может
вырасти до невероятных размеров. (Репа)
10.Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне
София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)
Конкурс 2. « Урожай плодов».
Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в ходе
эстафеты
перечисляют
методы
и
приемы
ознакомления
дошкольников
с
природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней .
Музыкальная пауза.
Конкурс 3. «Загадалки».
Ведущий. У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая
команда
берет
по
одной
карточке,
не
показывая
соперникам.
Необходимо
составить
рассказ
о
животном
на
рисунке,
не
называя
его,
а
команда-
соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ
и правильный ответ .
Информационная справка для зрителей
«Известное об известном»
1.
Самый крупный:
-из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров
-из птиц – страус 90 кг, высота 270 см
-из змей – анаконда длина 5-10 метров
2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м
Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности
Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину
3.Быстрее всех:
бегает гепард
плавает меч-рыба
летает стриж
4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота
– 36 метров.
5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас.
Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов.
6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков.
Появляется 1200 новых одуванчиков.
7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.
8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.
9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.
10.При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на
разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.
Конкурс 4. «Угадай мелодию».
Командам
необходимо
угадать
песни
из
возможных
7
нот
о
природе.
Подсказки:
1.Песня
о
неразделенной
любви.
(Что
стоишь,
качаясь,
тонкая
рябина?)
2 . П е с н я
о
т о м ,
ч т о
у к р а ш а е т
г о р о д .
( Г о р о д с к и е
ц в е т ы )
3.То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)
4.О
птицах,
которые
красиво
поют.
(Вы
слыхали,
как
поют
дрозды)
5.О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)
6.Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная
роща)
7.Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони в цвету)
8.Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)
Конкурс 5. «Домашнее задание».
Командам дано задание нарисовать плакаты экологической направленности,
придумать им название и защиту. Жюри оценивает домашнее задание по этим
критериям.
Конкурс 6. «Театр-экспромт»».
Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.
1 команда – басня «Свинья под дубом»
2 команда – басня «Ворона и лисица»
жюри оценивает оригинальность и точность изображаемых образов, язык
пантомимы.
Пока команды готовятся, совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из
каких сказок эти отрывки?
«…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на
лужайках,
и
под
камнями,
и
под
деревьями!...
стебельки
пушистые,
точно
бархатные, лепестки будто хрустальные.» (С.А.Маршак. «Двенадцать месяцев»).
«Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит,
тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов. «Каменный цветок»)
«…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок,
совсем
как
тюльпан.
Но
лепестки
цветка
были
плотно
сжаты,
точно
у
нераспустившегося бутона. (Х.К.Андерсен. «Дюймовочка»)
«Ей
очень
понравился
красивый
цветок
вроде
ромашки.
У
него
было
семь
прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый,
оранжевый,
фиолетовый
и
голубой»
(В.П.Катаев.
«Цветик-семицветик»).
«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый
цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него
глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С.Т.Аксаков. «Аленький
цветочек».)
«В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки,
ромашки,
одуванчики.
Там
даже
улицы
назывались
именами
цветов:
улица
Колокольчиков,
аллея
Ромашек,
бульвар
Васильков.
А
сам
город
назывался
цветочным городом». (Н.Н.Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)
Конкурс 7. «Проявим фантазию – создадим образ».
Экологическое воспитание неразрывно связано с изобразительной
деятельностью, в частности с нетрадиционной техникой рисования.
Задания командам: в течение 3 минут подобрать технику рисования, которая
соответствует раскрытию данной темы:
1 команда – тема «Подводный мир»
2 команда – тема «Царство снежной королевы»».
Жюри оценивает творчество воспитателей, не традиционность изображения.
Игра для болельщиков «Перевертыши».
Конкурс 8. «Дуэль».
Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто
назовет их больше. В это время капитаны команд за отдельным столиком
вырабатывают
правила
поведения
детей
на
природе,
начинающихся
с
частицы НЕ.
1.В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.
2.Деревья покрылись инеем – к теплу.
3.Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро растает.
4.Если осина в сережках (цветет богато) –то будет богатый урожай овса.
5.Зацвела осина – пора сеять морковь.
6.На дубе много желудей – перед морозной зимой и плодородному лету.
7.Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к суровой и
продолжительной зиме, к неурожайному году.
8.Много сока в березах – к дождливому лету.
9.Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.
10.Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.
11.Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много плодов – к
дождливой осени и малоснежной зиме.
12.зазеленела черемуха – пора сеять картофель.
13.Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.
14.Если на черемухе много цветов – то лето будет мокрое.
Подведение итогов конкурсов. Слово жюри.
Список использованной литературы
1.
«Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др.
– СПб.: Детство-Пресс, 2003.
2.
Голицына
Н.С.
Экологическое
воспитание
дошкольников.
Перспективное
планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-
Синтез, 2006.
3.
Иванова
А.И.
Живая
экология:
Программа
экологического
образования
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4.
Каменева
Л.А.,
Кондратьева
Н.Н.
Мир
природы
и
ребенок.
Методика
экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-
Пресс, 2007.
5.
Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.
Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное
пособие. – М.: Академия, 2009.
7.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.:
Академия, 2002.
8.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007.
- № 5. - С. 22-27.
9.
Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная
школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.
10.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.