Автор: Гриб Эльвира Рафаэлевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ Чановский детский сад №5
Населённый пункт: р.п.Чаны
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Дифференциация звуков С–Ш
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Чановский детский сад №5 Чановского района Новосибирской области
Конспект открытого логопедического
занятия по развитию речи
для детей старшей группы
«Город одного звука Ш-Ш-Ш»
Провела:
учитель-логопед
Гриб Э.Р.
Чаны-2018г.
Конспект занятия на тему: «Город одного звука Ш-Ш-Ш» (для детей старшей
группы).
Направление: Коррекционное. Развитие речи.
Цель:
Автоматизация звука Ш изолировано, в слогах, словах;
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить знания детей о звуке Ш;
- Закрепить четкое произношение звука Ш в слогах, словах;
- Активизировать словарный запас;
- Учить определять позицию звука Ш в словах;
Коррекционно – развивающие:
Развивать:
- артикуляционную моторику;
- фонематический слух;
- правильное речевое дыхание;
- мелкую и общую моторику;
- словесно-логическое мышление.
Воспитательные:
- Формировать положительную мотивацию на занятии;
- Воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;
- Воспитывать самоконтроль за речью;
- Воспитывать любовь к творчеству, воображение;
Оборудование: Видеопроектор, ноутбук или ПК, раздаточный материал(картинки
со звуком Ш), мягкая игрушка змея, набор синельных проволок, одноразовые
тарелки, пластмассовые трубочки, мелко нарезанная бумага, обручи, воздушные
шары.
Планируемые результаты: Ребёнок умеет делать выводы, работать в коллективе;
имеет предпосылки к поисковой деятельности; активно и доброжелательно
взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении поставленных задач;
выражает положительные эмоции.
Ход занятия
Организационный момент.
- В гости город приглашает,
- Поиграть там предлагает.
Слайд 1.
Логопед:
- Отправимся в гости?
Дети: (Да)!
Логопед:
- По тропинке мы пойдём, и до города дойдём.
Логопед: (Приветствие, пальчиковая игра)
- Давайте, поприветствуем всех жителей города!
- Ребята приготовьте свои пальчики.
Пальчиковая игра.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй! Вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
(Пальцы здороваются)
Логопед:
- Молодцы! Присаживайтесь на стулья, у вас на столах стоят тарелочки с бумагой,
берём трубочки, и начнем дуть с трубочек на тарелки
И… начали. ( Индивидуально подхожу ко всем детям и смотрю, как получается)
Дети садятся на стулья. Логопед показывает на столе пластмассовую тарелку с
кусочками бумаги, под которой лежит картинка (шарф, шкаф, шапка, шуба,
шишка, шоколад, штаны, шляпа) и трубочки, демонстрация задания с
инструкцией.
(Дети сдувают трубочкой бумагу и видят картинку с рисунком, которая начинается
на звук Ш)
- Ребята, у вас под бумагой оказались рисунки, у Маши, что? И т, д.
- А на какой знакомый вам звук начинаются все эти слова?
- Правильно, ребята.
- Все эти слова начинаются на звук Ш.
Логопед:
Змея шипит, шипит, шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву -
Ш-Ш-Ше.
Логопед:
- Ребята, вы наверно догадались, в город какого звука мы пришли?
Дети: Звука ШШШШ.
Логопед:
- Правильно.
- В этом волшебном городе, все произносят, красиво и правильно этот звук, но они
должны каждый день тренировать свой язычок, давайте, и мы с вами потренируем
свой язычок.
Дети: (Да)
Показ слайдов артикуляционной гимнастики.
Дети выполняют упражнения.
Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Логопед:
- Когда мы произносим звук Ш – губы выдвинуты вперед, зубы сближены, язычок
превращается в чашечку
- Давайте правильно произнесем звук Ш. А поможет нам наша забавная змейка пол
имени Шуша.
Слайд 10.
Дети: Выполняют.
Произношение звука: (изолировано, в слогах, словах)
Слайд 11.
Логопед:
- В городе звука Ш , дети играют в различные игры:
- Ребята, а вы бы хотели тоже с играть со мной и нашей змейкой Шушей?
Дети: (Да)
Логопед:
- Тогда встаем парами и хлопаем в ладоши друг другу, произнося слоги
- Вот так: показ на одном ребёнке.
ША – ША – ША– (очень тихо)
ШО – ШО – ШО – (громче)
ШУ – ШУ – ШУ – (ещё громче)
ШЫ – ШЫ – ШЫ – (очень громко) ;
Произносим Ш в словах:
ША – ША – ША – шапка
ШО – ШО – ШО – шопот
ШУ – ШУ – ШУ – шуба
ШЫ – ШЫ – ШЫ – шина.
Логопед:
- Мы очень постарались и теперь можем отдохнуть.
- Ребята, давайте встаем в круг я буду вам показывать движения, а вы повторять за
мной.
Физминутка.
Заиграла погремушка.
Хлоп! Хлоп! Хлоп! (хлопают в ладоши)
Вдруг затопала Марфуша.
Топ! Топ! Топ! (топают ногами)
И заквакала лягушка.
Ква! Ква! Ква! (изображают лягушку)
Ей ответила болтушка.
Да! Да! Да! (кивают головой)
Застучала колотушка.
Тук! Тук! Тук! (изображают молоточки)
Вторит нам в ответ кукушка.
Ку! Ку! Ку! Ку! (ладошки делают рупор)
Запалила громко пушка.
Бах! Бах! Бах! (кулачками ударяют по груди)
И заахала старушка.
Ах! Ах! Ах! (качают головой)
Замычала и телушка.
Му! Му! Му! (показывают рожки)
Завизжала с нею хрюшка.
Хрю! Хрю! Хрю! (показывают пальцем на нос)
Зазвенели побрякушки.
Бряк! Бряк! Бряк! (ударяют по коленям)
Заскакала попрыгушка.
Прыг! Прыг! Прыг! (прыгают на месте)
Логопед:
- Молодцы, ну что отдохнули?
- Ребята, вы знаете о том , что во всех населенных пунктах есть улицы? В нашем
городе звука они тоже есть, давайте по ним прогуляемся?
Дети: (согласие детей)
Логопед:
- На первой улице живут слова, где звук Ш находится в начале слова, на второй
улице живут слова, где звук Ш находится в середине слова, а на третьей улице звук
Ш живёт в конце слова.
(Инструкция: показ картинок, учащиеся берут иллюстрацию и идут к обручу,
который подходит по заданию. Показ на примере с ребёнком.)
Логопед:
-Молодцы, все справились, в улицах не запутались.
- Змейке Шуше очень понравилось.
-Ребята, а вам интересно было гулять по городу звука Ш?
(Ответы детей)
- Шуша предлагает сделать подарок городу.
- Вы согласны?
- Я предлагаю подарить городу , сделанную своими руками цветок, для этого мы
используем, пушистую проволоку, вы сделаете лепестки, а я их прикреплю к
сердцевинке цветка(Инструкция: логопед скрепляет лепестки к сердцевине
цветка.)
- Ребята вам нравится наша поделка, которую мы сделали?
(Ответы детей)
Рефлексия.
- Вы все сегодня хорошо поработали. Что вам больше всего понравилось, а что
вызвало трудности? (Ответы детей)
- Мне и Шуше понравилось с вами играть. Змейка многому у вас научилась и хочет
подарить вам красивые шарики.
Слайд 12.
Слайд 13.
Список используемой литературы:
1.
Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/Л. А.
Комарова.-М. :Издательство ГНОМ.
2.
Шипелочка и жужжалочка. Логопедические игры И. В. Баскакина, М.И.
Лынская.- М, : Айрс-пресс, 2010г.
3.
Интернет - ресурсы: физминутки, картинки, дыхательные упражнения.
4.
Учим звуки [ш], [ж]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. /
Азова Е.А., Чернова О.О.,- М.. :ТЦ Сфера, 2010г.
Самоанализ образовательной деятельности
Данное занятие по автоматизации звука Ш было составлено в соответствии с
возрастными и речевыми возможностями детей.
На занятии была поставлена следующая цель: Автоматизация звука Ш
изолированно, в слогах, словах, которая достигалась путём решения следующих
задач:
Обучающие:
- Закрепить знания детей о звуке Ш;
- Закрепить четкое произношение звука Ш в слогах, словах;
- Активизировать словарный запас;
- Учить определять позицию звука Ш в словах;
Коррекционно – развивающие:
Развивать:
- артикуляционную моторику;
- фонематический слух;
- правильное речевое дыхание;
- мелкую и общую моторику;
- словесно-логическое мышление.
Воспитательные:
- Формировать положительную мотивацию на занятии;
- Воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;
- Воспитывать самоконтроль за речью;
- Воспитывать любовь к творчеству, воображение;
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было
построено по технологии игрового обучения. Мы с детьми отправились в город
одного
звука.
Это
позволило
мне
отработать
у
воспитанников
умения
договориться,
взаимодействовать
между
собой,
сотрудничать.
Для
повышения
мотивационной
активности,
создания
благоприятной
эмоциональной
и
психологической
обстановки,
и
для
включения
дошкольников в
игровую
деятельность я использовала такой приём, как приветствие через пальчиковую
гимнастику,
что
вызвало
у
воспитанников
заинтересованность
к
дальнейшей
работе.
Основное время, было посвящено автоматизации звука Ш. Для этого, я
старалась, чтобы образовательная деятельность была построена логически, все
этапы взаимосвязаны, и структурные элементы соблюдены.
На
занятии
мною
были
использованы
современные
образовательные
технологии,
что
позволило
воспитанникам
улучшить
восприятие
информации,
усилить мотивацию к образовательному процессу.
Использованные на занятии здоровьесберегающие технологии, благотворно
влияли не только на физическое, но и на психическое здоровье детей в целом. Для
этого я воспользовалась такими приёмами, как пальчиковая, дыхательная,
артикуляционная гимнастики, а так же динамическая пауза (физминутка).
Продуманная структура занятия была направлена на реализацию принципа
динамичности восприятия (задания давались по нарастающей трудности:
автоматизация проводилась сначала изолированно, в слогах, затем в словах,
присутствовала смена видов деятельности), что тем самым позволило обеспечить
охранительный режим обучения.
Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей. Наглядные и
словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая
помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности
посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых,
наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор
(картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы
занятия были взаимосвязаны и последовательны.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к
занятию была использована артикуляционная гимнастика с использованием
презентации. Воспитанники с удовольствием выполняли упражнения
.
Для
автоматизации правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук,
а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием
На протяжении всего занятия у детей поддерживала интерес, чему способствовала,
динамика занятия, сюрпризный момент – появление змейки Шуши. Все задания
были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию
высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
.
При актуализации опорных знаний стремилась сразу вовлечь ребёнка в эту
работу. Избегала односторонней направленности в своей деятельности, когда педагог
берёт всё занятие «на себя», что нарушает формирование обратной связи «от ребёнка
к учителю».
Методы и приёмы работы старалась скомбинировать таким образом, чтобы
реализовалось соотношение знаний, полученных «в готовом виде» и в
самостоятельном поиске. Стремилась к формированию потребности в речи,
обеспечивала мотивированность самого высказывания, используя при этом
речевые опоры.
При демонстрации наглядных пособий акцентировала внимание в нужном
направлении, при необходимости поясняла рассматриваемый объект, проводила
словарную работу, выслушивала ответы, использовала наглядность схематического
плана. Система поощрения также позволила поддерживать интерес воспитанников
на протяжении всего занятия.
В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей.
Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их
дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в
разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Практиковала групповые ответы,
они снимают напряжение и активизируют нерешительных детей.
Анализируя
деятельность
детей
на
занятии,
хочется
отметить,
что
они
проявляли
познавательную активность,
эмоционально
реагировали
на
приемы
активации
деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были
заинтересованы, внимательны, организованы.
На заключительном этапе я использовала в работе продуктивную деятельность,
совместное создание цветка, воспитанники с удовольствием взялись за изготовление
лепестков.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения
обеспечили
мотивацию
деятельности,
организацию
детей
на
достижение
поставленных
задач,
помогли
обобщить
и
закрепить
полученные
знания.
Коррекционно-развивающие
задачи
были
выполнены
практически
в
полном
объеме и цель достигнута.