Напоминание

Дифференциация звуков С–Ш


Автор: Гриб Эльвира Рафаэлевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ Чановский детский сад №5
Населённый пункт: р.п.Чаны
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Дифференциация звуков С–Ш
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Чановский детский сад №5 Чановского района Новосибирской области

Конспект открытого логопедического

занятия по развитию речи

для детей старшей группы

«Город одного звука Ш-Ш-Ш»

Провела:

учитель-логопед

Гриб Э.Р.

Чаны-2018г.

Конспект занятия на тему: «Город одного звука Ш-Ш-Ш» (для детей старшей

группы).

Направление: Коррекционное. Развитие речи.

Цель:

Автоматизация звука Ш изолировано, в слогах, словах;

Задачи:

Обучающие:

- Закрепить знания детей о звуке Ш;

- Закрепить четкое произношение звука Ш в слогах, словах;

- Активизировать словарный запас;

- Учить определять позицию звука Ш в словах;

Коррекционно – развивающие:

Развивать:

- артикуляционную моторику;

- фонематический слух;

- правильное речевое дыхание;

- мелкую и общую моторику;

- словесно-логическое мышление.

Воспитательные:

- Формировать положительную мотивацию на занятии;

- Воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;

- Воспитывать самоконтроль за речью;

- Воспитывать любовь к творчеству, воображение;

Оборудование: Видеопроектор, ноутбук или ПК, раздаточный материал(картинки

со звуком Ш), мягкая игрушка змея, набор синельных проволок, одноразовые

тарелки, пластмассовые трубочки, мелко нарезанная бумага, обручи, воздушные

шары.

Планируемые результаты: Ребёнок умеет делать выводы, работать в коллективе;

имеет предпосылки к поисковой деятельности; активно и доброжелательно

взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении поставленных задач;

выражает положительные эмоции.

Ход занятия

Организационный момент.

- В гости город приглашает,

- Поиграть там предлагает.

Слайд 1.

Логопед:

- Отправимся в гости?

Дети: (Да)!

Логопед:

- По тропинке мы пойдём, и до города дойдём.

Логопед: (Приветствие, пальчиковая игра)

- Давайте, поприветствуем всех жителей города!

- Ребята приготовьте свои пальчики.

Пальчиковая игра.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй! Вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

(Пальцы здороваются)

Логопед:

- Молодцы! Присаживайтесь на стулья, у вас на столах стоят тарелочки с бумагой,

берём трубочки, и начнем дуть с трубочек на тарелки

И… начали. ( Индивидуально подхожу ко всем детям и смотрю, как получается)

Дети садятся на стулья. Логопед показывает на столе пластмассовую тарелку с

кусочками бумаги, под которой лежит картинка (шарф, шкаф, шапка, шуба,

шишка, шоколад, штаны, шляпа) и трубочки, демонстрация задания с

инструкцией.

(Дети сдувают трубочкой бумагу и видят картинку с рисунком, которая начинается

на звук Ш)

- Ребята, у вас под бумагой оказались рисунки, у Маши, что? И т, д.

- А на какой знакомый вам звук начинаются все эти слова?

- Правильно, ребята.

- Все эти слова начинаются на звук Ш.

Логопед:

Змея шипит, шипит, шипит,

Полгода учит алфавит,

Устала бедная уже,

А знает только букву -

Ш-Ш-Ше.

Логопед:

- Ребята, вы наверно догадались, в город какого звука мы пришли?

Дети: Звука ШШШШ.

Логопед:

- Правильно.

- В этом волшебном городе, все произносят, красиво и правильно этот звук, но они

должны каждый день тренировать свой язычок, давайте, и мы с вами потренируем

свой язычок.

Дети: (Да)

Показ слайдов артикуляционной гимнастики.

Дети выполняют упражнения.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Логопед:

- Когда мы произносим звук Ш – губы выдвинуты вперед, зубы сближены, язычок

превращается в чашечку

- Давайте правильно произнесем звук Ш. А поможет нам наша забавная змейка пол

имени Шуша.

Слайд 10.

Дети: Выполняют.

Произношение звука: (изолировано, в слогах, словах)

Слайд 11.

Логопед:

- В городе звука Ш , дети играют в различные игры:

- Ребята, а вы бы хотели тоже с играть со мной и нашей змейкой Шушей?

Дети: (Да)

Логопед:

- Тогда встаем парами и хлопаем в ладоши друг другу, произнося слоги

- Вот так: показ на одном ребёнке.

ША – ША – ША– (очень тихо)

ШО – ШО – ШО – (громче)

ШУ – ШУ – ШУ – (ещё громче)

ШЫ – ШЫ – ШЫ – (очень громко) ;

Произносим Ш в словах:

ША – ША – ША – шапка

ШО – ШО – ШО – шопот

ШУ – ШУ – ШУ – шуба

ШЫ – ШЫ – ШЫ – шина.

Логопед:

- Мы очень постарались и теперь можем отдохнуть.

- Ребята, давайте встаем в круг я буду вам показывать движения, а вы повторять за

мной.

Физминутка.

Заиграла погремушка.

Хлоп! Хлоп! Хлоп! (хлопают в ладоши)

Вдруг затопала Марфуша.

Топ! Топ! Топ! (топают ногами)

И заквакала лягушка.

Ква! Ква! Ква! (изображают лягушку)

Ей ответила болтушка.

Да! Да! Да! (кивают головой)

Застучала колотушка.

Тук! Тук! Тук! (изображают молоточки)

Вторит нам в ответ кукушка.

Ку! Ку! Ку! Ку! (ладошки делают рупор)

Запалила громко пушка.

Бах! Бах! Бах! (кулачками ударяют по груди)

И заахала старушка.

Ах! Ах! Ах! (качают головой)

Замычала и телушка.

Му! Му! Му! (показывают рожки)

Завизжала с нею хрюшка.

Хрю! Хрю! Хрю! (показывают пальцем на нос)

Зазвенели побрякушки.

Бряк! Бряк! Бряк! (ударяют по коленям)

Заскакала попрыгушка.

Прыг! Прыг! Прыг! (прыгают на месте)

Логопед:

- Молодцы, ну что отдохнули?

- Ребята, вы знаете о том , что во всех населенных пунктах есть улицы? В нашем

городе звука они тоже есть, давайте по ним прогуляемся?

Дети: (согласие детей)

Логопед:

- На первой улице живут слова, где звук Ш находится в начале слова, на второй

улице живут слова, где звук Ш находится в середине слова, а на третьей улице звук

Ш живёт в конце слова.

(Инструкция: показ картинок, учащиеся берут иллюстрацию и идут к обручу,

который подходит по заданию. Показ на примере с ребёнком.)

Логопед:

-Молодцы, все справились, в улицах не запутались.

- Змейке Шуше очень понравилось.

-Ребята, а вам интересно было гулять по городу звука Ш?

(Ответы детей)

- Шуша предлагает сделать подарок городу.

- Вы согласны?

- Я предлагаю подарить городу , сделанную своими руками цветок, для этого мы

используем, пушистую проволоку, вы сделаете лепестки, а я их прикреплю к

сердцевинке цветка(Инструкция: логопед скрепляет лепестки к сердцевине

цветка.)

- Ребята вам нравится наша поделка, которую мы сделали?

(Ответы детей)

Рефлексия.

- Вы все сегодня хорошо поработали. Что вам больше всего понравилось, а что

вызвало трудности? (Ответы детей)

- Мне и Шуше понравилось с вами играть. Змейка многому у вас научилась и хочет

подарить вам красивые шарики.

Слайд 12.

Слайд 13.

Список используемой литературы:

1.

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/Л. А.

Комарова.-М. :Издательство ГНОМ.

2.

Шипелочка и жужжалочка. Логопедические игры И. В. Баскакина, М.И.

Лынская.- М, : Айрс-пресс, 2010г.

3.

Интернет - ресурсы: физминутки, картинки, дыхательные упражнения.

4.

Учим звуки [ш], [ж]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. /

Азова Е.А., Чернова О.О.,- М.. :ТЦ Сфера, 2010г.

Самоанализ образовательной деятельности

Данное занятие по автоматизации звука Ш было составлено в соответствии с

возрастными и речевыми возможностями детей.

На занятии была поставлена следующая цель: Автоматизация звука Ш

изолированно, в слогах, словах, которая достигалась путём решения следующих

задач:

Обучающие:

- Закрепить знания детей о звуке Ш;

- Закрепить четкое произношение звука Ш в слогах, словах;

- Активизировать словарный запас;

- Учить определять позицию звука Ш в словах;

Коррекционно – развивающие:

Развивать:

- артикуляционную моторику;

- фонематический слух;

- правильное речевое дыхание;

- мелкую и общую моторику;

- словесно-логическое мышление.

Воспитательные:

- Формировать положительную мотивацию на занятии;

- Воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;

- Воспитывать самоконтроль за речью;

- Воспитывать любовь к творчеству, воображение;

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было

построено по технологии игрового обучения. Мы с детьми отправились в город

одного

звука.

Это

позволило

мне

отработать

у

воспитанников

умения

договориться,

взаимодействовать

между

собой,

сотрудничать.

Для

повышения

мотивационной

активности,

создания

благоприятной

эмоциональной

и

психологической

обстановки,

и

для

включения

дошкольников в

игровую

деятельность я использовала такой приём, как приветствие через пальчиковую

гимнастику,

что

вызвало

у

воспитанников

заинтересованность

к

дальнейшей

работе.

Основное время, было посвящено автоматизации звука Ш. Для этого, я

старалась, чтобы образовательная деятельность была построена логически, все

этапы взаимосвязаны, и структурные элементы соблюдены.

На

занятии

мною

были

использованы

современные

образовательные

технологии,

что

позволило

воспитанникам

улучшить

восприятие

информации,

усилить мотивацию к образовательному процессу.

Использованные на занятии здоровьесберегающие технологии, благотворно

влияли не только на физическое, но и на психическое здоровье детей в целом. Для

этого я воспользовалась такими приёмами, как пальчиковая, дыхательная,

артикуляционная гимнастики, а так же динамическая пауза (физминутка).

Продуманная структура занятия была направлена на реализацию принципа

динамичности восприятия (задания давались по нарастающей трудности:

автоматизация проводилась сначала изолированно, в слогах, затем в словах,

присутствовала смена видов деятельности), что тем самым позволило обеспечить

охранительный режим обучения.

Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей. Наглядные и

словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая

помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности

посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых,

наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор

(картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы

занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к

занятию была использована артикуляционная гимнастика с использованием

презентации. Воспитанники с удовольствием выполняли упражнения

.

Для

автоматизации правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук,

а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием

На протяжении всего занятия у детей поддерживала интерес, чему способствовала,

динамика занятия, сюрпризный момент – появление змейки Шуши. Все задания

были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию

высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

.

При актуализации опорных знаний стремилась сразу вовлечь ребёнка в эту

работу. Избегала односторонней направленности в своей деятельности, когда педагог

берёт всё занятие «на себя», что нарушает формирование обратной связи «от ребёнка

к учителю».

Методы и приёмы работы старалась скомбинировать таким образом, чтобы

реализовалось соотношение знаний, полученных «в готовом виде» и в

самостоятельном поиске. Стремилась к формированию потребности в речи,

обеспечивала мотивированность самого высказывания, используя при этом

речевые опоры.

При демонстрации наглядных пособий акцентировала внимание в нужном

направлении, при необходимости поясняла рассматриваемый объект, проводила

словарную работу, выслушивала ответы, использовала наглядность схематического

плана. Система поощрения также позволила поддерживать интерес воспитанников

на протяжении всего занятия.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей.

Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их

дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в

разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Практиковала групповые ответы,

они снимают напряжение и активизируют нерешительных детей.

Анализируя

деятельность

детей

на

занятии,

хочется

отметить,

что

они

проявляли

познавательную активность,

эмоционально

реагировали

на

приемы

активации

деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были

заинтересованы, внимательны, организованы.

На заключительном этапе я использовала в работе продуктивную деятельность,

совместное создание цветка, воспитанники с удовольствием взялись за изготовление

лепестков.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения

обеспечили

мотивацию

деятельности,

организацию

детей

на

достижение

поставленных

задач,

помогли

обобщить

и

закрепить

полученные

знания.

Коррекционно-развивающие

задачи

были

выполнены

практически

в

полном

объеме и цель достигнута.



В раздел образования