Напоминание

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Автор: Бурлакова Августа Леонидовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МОБУ ДО ДМШ г.Тынды
Населённый пункт: г.Тында, Амурская область
Наименование материала: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА
Тема: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МОБУ ДО ДМШ г.Тынды

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

Преподаватель: Бурлакова Августа Леонидовна.

В

настоящее

время

образовательный

процесс

должен

строиться

с

учетом

разнообразных

современных

(инновационных)

технологий.

Инновация - это только такое нововведение, которое серьезно повышает

эффективность действующей системы.

В

современном

образовании

актуальным

вопросом

остается

совершенствование учебного процесса, поиск и внедрение активных форм и

методов

обучения

с

использованием

новых

технологий

в

практической

деятельности

преподавателя,

обеспечивающих

достижение

эффективного

результата.

Система современного образования ведёт к смене приоритетов в

деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного

творческого поиска ученика.

Современные

технологии

становятся

необходимым

компонентом

о б р а з о в ат е л ь н о го

п р о ц е с с а ,

а

с о в р е м е н н ы й

у ч и т е л ь

-

э т о

высокопрофессиональный

педагог,

использующий

в

своей

работе

инновационные технологии.

В

процессе

изучения

эстрадного

вокала

дети

осваивают

основы

вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют

кругозор, познают основы актерского мастерства.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия

зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это

путь через игру, фантазирование.

Дети, наделенные способностью и тягой к творчеству, могут овладеть

умениями и навыками вокального искусства, научиться передавать голосом

внутреннее эмоциональное состояние. Какие же педагогические технологии

может применять в своей работе педагог по вокалу? Поделюсь своим опытом

работы.

Моя

цель

-

содействовать

становлению

ребенка

как

личности.

Современный

подход

в

обучения

вокалу

в

дополнительном

образовании

главным

образом

это

-

развитии

познавательных

способностей

и

стимулирование на занятиях вокалом мышления ученика, понимания им себя

и своей роли на различных уровнях социально-коммуникативных связей,

а ведь еще не так давно считалось что на уроке по вокалу ученик должен

усвоить определенный объем знаний и информации.

Традиционные и современные образовательные технологии.

Соединение традиционных и современных образовательных технологий

Личностно - ориентированные подходы

Здоровьесберегающие технологии

Игровые технологии

Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)

Импровизации

Личностно - ориентированный подход

Принятие ребёнка как данность;

Создание гуманистических взаимоотношений в коллективе;

Оценивание роста конкретной личности;

Оценивание успеха ученика как успеха учителя;

Воспитание патриотизма

Здоровьесберегающие технологии

1. Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе;

2.

Развитие

вокальных

навыков,

достижения

качественного

и

красивого

звучания в произведениях.

Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение аппарата

в работу с постепенной нагрузкой. Прежде чем начинать занятия пением,

певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую

и физическую раскованность. Для этого существуют специальные разминки.

Снятия напряжения с внутренних и внешних мышц

Подготовка дыхательной системы

Упражнения для ощущения интонации

Скороговорки

В

соответствии

с

современными

требованиями

педагог-музыкант

должен быть разносторонне образованным, его знания, умения и навыки

должны

находиться

в

единстве

с

педагогическими.

Кроме

этого,

необходимым

условием

в

его

профессиональной

подготовке

является

владение современными образовательными технологиями.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей

образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных,

бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее

природных потенциалов.

Личность ребенка в этой технологии – это приоритетный субъект, она

является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-

либо отвлеченной цели.

Основным

принципом

разработки

личностно-ориентированной

системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание

необходимых условий для его развития.

Стиль

педагогического

общения,

при

котором

взаимоотношения

с

учащимися

строятся

на

уровне

личность

личность,

т.е.

по

принципу

равноправного

отношения

к

ребенку,

обеспечит

введение

любых

прогрессивных методик для быстрого развития коллектива.

Педагогика сотрудничества, творческая атмосфера внесут радость в

совместную работу педагога и учащихся, создадут творческий настрой, что

окажет положительное влияние не только на музыкальное развитие ребёнка,

но и на нравственное формирование его личности.

Личностно

-

ориентированный

подход

является

преобладающим

методом вокально-хорового обучения, учёт индивидуальных особенностей

каждого ребенка, позволяет сохранить и развить его голосовые особенности:

тембр, манеру звукоизвлечения, пластику, подачу музыкального материала.

Ведущим методом художественно-эстетического воспитания выступает

метод творческого диалога, когда учитель и ученик совместно ищут и находят

ответы на вопросы. Детей нужно научить рассуждать, объективно оценивать

творческий процесс, художественные явления, находить в них позитивные

или

негативные

стороны,

соотносить

со

своими

морально-эстетическими

позициями, собственным творчеством.

Таким образом, современное занятие вокального коллектива

должно отвечать следующим требованиям:

- реализации личностно ориентированного обучения;

- воспитательной направленности занятий;

- созданию отношений в системе "руководитель - ученик" с приставкой

"со": сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество;

- развитию творческого потенциала детей посредством воспитания

певческой культуры;

- построению занятий с учётом метода художественно - педагогической

драматургии;

- использованию в вокально-хоровой практике интеграции с другими

видами искусства, литературой, историей.

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровье всегда было и остается неизменным и наиболее важным

приоритетом. Очень важно начинать заниматься с ребенком укреплением

здоровья уже с раннего возраста, тем самым приучая его к здоровому образу

жизни. Насколько занятия пением в хоре способствуют этому? Ответ на этот

вопрос дают неоднократные исследования в области физиологии и

музыкально-акустической терапии. Вот несколько утверждений:

1. В пении принимает участие не только голосовой аппарат, но и весь

организм поющего.

2. При правильном пении благодаря активной работой мышц, корпуса

улучшается кровообращение и обменные процессы в организме.

3. Разночастотные вибрации, звуковые волны во время пения пронизывают

весь организм поющего, способствуют очищению клеток в первую очередь

головного мозга.

4. Регулярные вокальные занятия являются профилактикой простудных

заболеваний, т.к. это отличная тренировка и вентиляция легких,

способствующая снятию в них застойных явлений. Увеличивается

жизненная емкость легких, что добавляет организму запас прочности,

предотвращает заболевания дыхательного аппарата.

5. Вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов,

способствующее их функционированию и оздоровлению.

6. Занятия вокалом способствуют психическому развитию и укреплению

нервной системы. Пение – отличный способ психической саморегуляции,

снятия стрессов, эмоциональной стабильности.

7. Занятия пением совершенствуют речевую функцию человека, делая

голосовой аппарат более сильным, тренированным, выносливым.

Следующее направление работы – становлению певческого голоса.

Основная

задача,

стоящая

перед

педагогами-музыкантами

оптимальное

развитие голоса каждого ребенка, с учетом его природных особенностей, а

это возможно лишь при условии:

- учёта возрастных физиологических особенностей детского голоса в

процессе занятий;

- включении в занятия комплекса мероприятий, направленных на

формирование устойчивого интереса детей к певческой деятельности,

знаний о хоровом исполнительстве и особенностях голосового аппарата;

- использовании на занятиях комплекса упражнений, построенных на

адаптированной системе В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития

голоса» для формирования вокально-хоровых навыков школьников.

В качестве специальной технологии обучения детей пению мной

используется «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова -

известного учителя-исследователя, имеющего многолетнюю практику врача-

фониатра.

Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный,

вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и

тренировочных задач для постановки голоса.

В.В.Емельянов

выделяет

много

принципов ФМРГ,

однако

в

своей

работе

мною

адаптированы

некоторые

из

них

в

силу

возрастных

возможностей голосового аппарата школьника.

В практике моей работы проблема развития певческого голоса детей

проявилась, прежде всего, в том, что школьники незначительно использовали

певческий потенциал. Как девочки, так и мальчики затруднялись петь в

высоком или низком регистрах, «боялись выходить» за рамки диапазона,

зачастую заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот.

В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть

звуков ребята пели искажённо, заменяя гласные и согласные близкими по

звучанию, не вовлекая в двигательный процесс ротоглоточный аппарат и

мышцы лица.

Излишняя трудность замечена была при умении детей правильно

использовать бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.

Занятия строятся следующим образом:

1.В качестве предварительной работы провожу комплекс дыхательных

упражнений, артикуляционную гимнастику и массаж.

2.Для развития слуха и голоса включаю в работу систему упражнений

ФМРГ, попевки, пропевание интервалов.

3.В исполнительской певческой деятельности организую и

непосредственно участвую в поэтапной работе с вокальным произведением,

знакомлю детей с различными способами передачи песенного образа.

Опыт работы показал: существенного повышения качества проявления

певческих навыков у детей можно достигнуть, постепенно и последовательно

развивая у них навыки дыхания и дикции, чистого интонирования и силы

голоса, а также способствовать расширению диапазона и напевности в пении

через обогащение и расширение вокальных упражнений.

Поэтому любое вокальное занятие рекомендую начинать с дыхательных

упражнений,

т.к.

дыхание

-

один

из

важнейших

компонентов

пения.

От

характера

дыхания

зависит

качество

звучания

детского

голоса

(вялый,

напряженный, тусклый, звонкий).

Дыхание – это двигательная сила голоса.

Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное

дыхание.

Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной

полости. Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает

воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым,

позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень

полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции

легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей

«поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.

Дыхание и голос – две функции, принципиально важные для выживания

человека. Голос и дыхание соединены в одном органе - гортани. Первое, на

что нужно обратить внимание при обучении пению – полное расслабление и

снятие зажимов. С этого нужно начинать каждое занятие. Следующий этап –

работа над певческим дыханием.

Следующий этап речевая вокализация.

Приведу несколько примеров:

Ваш

голос

станет

более

благозвучным,

насколько

это

необходимо,

его

диапазон расширится, произношение станет более четким. Положительный

дополнительный эффект выразится в активизации ваших сил. Лучше всего

выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, это зарядит вас

бодростью на целый день. У вас не только разовьется более приятный голос,

но намного улучшится ваше общее самочувствие. По мере того, как будет

развиваться ваш голос, будет совершенствоваться и ваша личность.

1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите

каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и

начинайте:

(найти примарную зону)

ииииииииии

ээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

уууууууууу

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой

высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то

ощутите легкую вибрацию. Это свидетельство более интенсивного

кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла,

вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а»

благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении

звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у»

оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота.

Произносите медленно один за другим все звуки три раза.

2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо

произносить звук «м» с закрытым ртом.

Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй

раз — громче и в третий раз — как можно громче, чтобы голосовые связки

напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует

улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того

чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите

кончик

языка

к

небу

за

передними

верхними

зубами

и

«порычите»

как

трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «рррр».

После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р»

произнесите следующие слова:

Роль, руль, ринг, рубль, ритм, рис, ковер, повар, забор, сыр, трава, крыло,

сирень, мороз.

3. В заключение проделайте «упражнение Тарзана», которое представляет

собой лучшую профилактику против простудных заболеваний.

Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите

руки в кулаки. Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со

звука «и», одновременно колотите себя кулаками по груди. Затем

продолжайте, произнося звук «э» и так далее.

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи, как

ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией.

Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение

следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим

и активизирующим действием.

(В своей работе я так же использую метод вокалотерапии, эффективность и

научная

обоснованность

которого

была

доказана

ведущим

российским

музыкотерапевтом,

руководителем

научно-исследовательского

Центра

музыкальной

терапии

и

медико-акустических

технологий

профессором

Сергеем

Шушарджаном.

Этот

метод,

основан

на

звуковых

вибрациях,

доступной каждому и не требующей специальной подготовки.)

разогревание, настройка и сбережение голосового аппарата вокалистов;

развитие вокальных навыков, достижения качественного и красивого

звучания в произведениях.

Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение

аппарата

в

работу

с

постепенной

нагрузкой

(звуковой

динамический

диапазон, тембр и фонация на одном звуке).

Прежде

чем

начинать

занятия

пением,

необходимо

снять

внутреннее

напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для

этого существуют специальные разминки.

Снятия напряжения с внутренних и внешних мышц

Подготовка дыхательной системы

Упражнения для ощущения интонации

Скороговорки

Пример: для смачивания и размягчения голосовых связок:

Счет на четыре:

«Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;

Пожевывание языка (копим слюну, и проглатываем);

«Бежит лошадка» - поцокивание язычком;

«Сосем соску» - вытягиваем губы;

«Дразнящаяся обезьянка» ( широко открытый рот, язык максимально

тянут

вперед

вниз

к

подбородку

с

одновременным

активным

шипящим

выдохом).

Пример: д л я

п о д г о т о в к и

д ы х а т е л ь н о й

с и с т е м ы :

Счет на четыре:

«Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в

стороны, сдувается на звук С-с-с-с- ладошки соединяем;

«Взлетает самолет» на звук Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или

ослабеваем звучание;

«Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш - ш, также усиливая и

ослабевая звучание;

«Стрекочет цикада» на звук Ц - ц - ц - ц, также усиливая и ослабевая

звучание;

«Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и

приближаясь.

Пример: для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:

счет на четыре: вдох - голова назад, задержка – голова прямо, выдох –

голова вниз;

счет на четыре: поворот головы в стороны;

счет на четыре: «Узбекские» повороты головы (движение шеи вправо-

влево в одной плоскости), без наклона головы; ) счет на четыре: плавный

п о в о р о т

о т

п л е ч а

к

п л е ч у,

с л е в а

н а п р а в о

и

о б р а т н о .

(1-й вариант - глаза смотрят в пол; 2-й вариант - глаза смотрят в потолок);

счет на четыре: положить голову на плечи.

Игровые технологии.

Начиная с дошкольного возраста, игра является потребностью и основным

видом деятельности. В последующие годы она продолжает оставаться одним

из главных условий развития интеллекта школьника.

Игра

должна

помогать

наполнять

знания,

быть

средством

музыкального

развития ребенка.

Игровая

форма

организации

уроков

значительно

повышает

творческую

активность ребенка. Игра расширяет кругозор, развивает познавательную

деятельность,

формирует

отдельные

умения

и

навыки,

необходимые

в

практической деятельности.

В играх ученик может представить себя кем угодно. Например, игровой

проект

«От

маленькой

певицы

до

народной

артистки»

позволил

воспитанникам ярче передать образ взрослого творца, к которому стремятся

дети.

Участие

обучающихся

в

играх

способствует

их

самоутверждению,

развивает настойчивость, стремление к успеху и различным мотивационным

качествам, развивают двигательные способности, воображение и творчество.

Музыкальные игры направлены на развитие интеллекта, чувства ритма

и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности

ребёнка. Они способствуют быстрому запоминанию изученного материала,

делают занятие более интересным, насыщенным, повышают эмоциональный

настрой, сохраняя при этом контингент.

Ко л л е к т и в н о

т в о рч е с к а я

д е я т е л ь н о с т ь с использованием

музыкальных

образов

при

создании

театрализованных

и

музыкально-

пластических

композиций, стимулируют

фантазию

ребенка,

живость

воображения,

надолго

сохраняют

сформированные

музыкой

образы,

что

важно как средство и способ познания. Очевидно, что никого не нужно

убеждать в том, что игры развивают способность младших школьников к

обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и

внимание, развивают речь, активность, инициативу, дисциплинированность.

Игровая форма занятий создается на занятиях вокалом при помощи

игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,

стимулирования учащихся к учебной деятельности. В своих занятиях часто

и с п о л ь з у ю

и г р о в у ю

д е я т е л ь н о с т ь

в

с и н т е з е

сздоровьесберегающими технологиями, которые

направлены

на

решение

самой главной задачи – сохранить здоровье обучающихся, создать условия

для психического развития, сформировать у них необходимые знания, умения

и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные

знания в повседневной жизни.

И н ф о р м а ц и о н н о

к о м м у н и к а ц и о н н ы е

т е х н о л о г и и

(ИКТ) Следующим направлением в использовании инновационных

образовательных технологий является применение ИКТ, с помощью которых

можно не только разнообразить методы и приемы работы, но и сделать

вокально-хоровую деятельность более привлекательной, интересной для

детей. Применение ИКТ в частности обучению вокалу, представляет собой

набор

разнообразных

технических

и

информационных

средств,

направленных

на

достижение

значительного

образовательного

результата.

Особая актуальность данной технологии связана с тем, что обучение детей

вокалу происходит без специального отбора учащихся, где не учитываются

их

начальные

вокальные

данные.

Дети

имеют

разные

стартовые

возможности.

Целью

применения

ИК

-

технологий

на

моих

занятиях

является

развитие

вокальных

способностей

детей

посредством

использования

современных информационно - технических средств.

Основным

преимуществом

данной

технологии

является

то,

что

учащиеся

активно

вовлекаются

в

учебный

процесс,

наиболее

широко

раскрываются их способности, активизируется умственная деятельность, а

также раскрывается их творческий потенциал.

Использование на занятиях ИКТ даёт мне возможность наглядно представить

учащимся результат своей деятельности, выявить достижения в процессе

работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их

исправления. Ожидаемый результат включает в себя развитие вокальных

навыков, развитие артистических возможностей, и приобретение навыков в

пользовании техническими средствами.

На своих занятиях я использую персональный компьютер с возможностью

поддерживания

программ

для

воспроизведения

и

обработки

звука

и

изображения, синтезатор и аудио аппаратуру (микшер, микрофоны, караоке

центр), внешние носители (AudioCD, флешпамять).

Таким образом, применение ИКТ на занятиях дополнительного

образования в частности вокально – хорового исполнительства решает ряд

важнейших задач, прежде всего – это повышение интереса к музыке,

вокальному искусству, активации познавательной деятельности, реализации

творческого потенциала учащихся, воспитание активности и

самостоятельности.

Формирование эстетического, эмоционально –

целостного отношения к музыкальному искусству и вокальному

исполнительству, способствует развитию креативности и творческих

способностей.

Широкое внедрение современных технологий создают условия для

повышения качества обучения, познавательной активности и учебной

мотивации учащихся.

Импровизация

Голос, как музыкальный инструмент. Дети - «Композиторы» - сочиняют

вокальную партию (песню).

Музыкальные ударные инструменты (треугольник, ложки, маракасы,

барабан,

трещотки). Дети

-

«Композиторы»

-

сочиняют

музыкальное

сопровождение к вокальной партии.

Материально-техническое обеспечение для учебного процесса на

занятии вокала.

1.

Наличие специального кабинета (кабинет вокала).

2.

Наличие репетиционного зала (сцена).

3.

Фортепиано, синтезатор (по возможности)

4.

Музыкальный центр или магнитофон, ноутбук с выходом в интернет,

диктофон.

5.

Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6.

Аудиоаппаратура - микрофоны: шнуровые и радио, микшерный пульт,

аудио - колонки.

7.

Зеркало.

8.

Нотный материал, подборка репертуара.

9.

Аудио- и видеозаписи выступлений, концертов

В своей работе я придерживаюсь мнения, что данные технологии,

которые я эффективно использую, позволили мне спланировать свою работу,

которая направлена на достижение цели современного образования –

развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей,

сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших

результатов.

Сосредотачивая

усилия

на

повышение

качества

и

эффективности

учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, я

добиваюсь высоких результатов в творческих фесстивалях, конкурсных и

концертных выступлениях, что способствует развитию познавательных

интересов, активности и творческих способностей учащихся.

Заключение.

Вокал – это

урок искусства, урок творчества.

Воспитание эмоциональной культуры ребёнка

Расширение кругозора обучающегося в области искусства

Развитие музыкальных и творческих способностей как предпосылки

для самоутверждения личности

Привитие

устойчивого

слушательского

внимания,

как

путь

к

становлению художественного вкуса

Формирование

исполнительской

культуры,

как

самовыражение

его

впечатлений и переживаний в пении, музыкально ритмической деятельности.

Современные

образовательные

технологии

обогащают

учебный

процесс, делают его более интересным и доступным, насколько возможно

помогают

сохранить

здоровье

детей,

помогают

чувствовать

ребенка

успешным, прививает чувство коллективизма, что утрачено последнее время,

повышают результативность учебы.

Применение

СОТ

актуально,

педагогически

целесообразно

и

необходимо:

эффективность

современных

образовательных

технологий

способствует повышению результата в решении педагогических задач.

Применение ИКТ на занятиях вокала развивает у учащегося критическое

мышление,

заставляет

его

думать

и

анализировать,

способствует

закреплению

вокально-технических

и

художественно-исполнительских

навыков, мотивирует изучение предмета, делает его более интересным и

творческим.



В раздел образования