Автор: Чемезова Айина Анатольевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ РС (Я) "Республиканский социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Комплексные проблемы детей из неблагополучных семей. Критерии и показатели семейного неблагополучия в современной образовательной практике
Раздел: дополнительное образование
Комплексные проблемы детей из неблагополучных семей. Критерии и
показатели семейного неблагополучия в современной образовательной практике
Чемезова Айина Анатольевна,
Социальный педагог ГКУ РС (Я) «РСРЦН»
Дети, проживающие в проблемных семьях, всегда испытывают проблемы. Эти
проблемы разнообразны. Семьи с явной или внешней формой неблагополучия. К наиболее
распространенным формам явного семейного неблагополучия относят алкоголизм. Одним
из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и
душевное
равновесие
ребенка,
является
пьянство
родителей.
Оно
может
оказаться
роковым не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей
жизни ребенка. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой,
превращает их в социальных сирот при живых родителях. Приводится пять характеристик,
сказывающихся на личностном становлении ребенка:
1.
Размытость,
нечеткость
границ
своего
''я''.
Поскольку
вся
жизнь
семьи
не
упорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие
– ненормальны, теряют ''твердость психологической почвы под ногами''. Амбивалентность
касается многих сторон жизни семьи. Это приводит к нечеткости границ личности.
2. Отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому
ребенку
бывает
трудно
распознать
правду.
Взрослые
пытаются
отрицать
негативный
характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на
самом деле совершается вокруг него.
3. Непостоянство. Поскольку потребности ребенка удовлетворяются от случая к
случаю, не в полном объеме, и он испытывает дефицит внимания к себе со стороны
взрослых, то у него появляется закономерное желание того, чтобы им занимались. Он
пытается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая различные
формы отклоняющегося поведения.
4.
Низкая
самооценка.
Система
воспитания
в
такой
семье
заставляет
ребенка
поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем. Все это произошло
потому, что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов, он
заслуживает
все
то
плохое,
что
с
ним
приключается.
Так
постепенно
утрачивается
самоуважение, а вина взрослых проецируется на себя.
5. Недостаток информации о том, как функционируют здоровье семьи, в которых
создаются подходящие условия для духовного роста, что позволяет каждому члену семьи
иметь
свои
границы,
уважаемые
всеми.
По-другому
существует
семья
с
алкоголе
зависимыми членами: атмосфера в ней нестабильная, поскольку алкоголизм забирает
много
энергии,
которая
в
норме
направляется
на
поддержание
благоприятного
психологического
климата
и
на
создание
здоровой
окружающей
среды
для
самореализации и самосовершенствования личности.
Еще одной разновидностью семей с открытой формой неблагополучия является
семья
с
нарушением
общения.
Проблемы
в
конфликтных
семьях
в
основном
«супружеских
союзах»,
где
сталкиваются
интересы,
намерения,
желания
всех
или
нескольких
членов
семьи
(супругов,
детей,
других
родственников,
проживающих
совместно),
порождая
сильные
и
продолжительные
отрицательные
эмоциональные
состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт – хроническое
состояние такой семьи».
Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные
тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где
супружеские отношения отличаются полным отчуждением, стремлением избегать всякого
взаимодействия. Однако во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на
формирование
личности
ребенка
и
может
стать
причиной
различных
асоциальных
проявлений в виде отклоняющихся форм поведения.
Негативное влияние семейной конфликтности на личность ребенка проявляется как
бы в двух планах. С одной стороны, ребенок с раннего детства становится постоянным
свидетелем родительских размолвок, ссор и скандалов. С другой стороны, он может стать
объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, которые свои проблемы
загоняют вглубь, а раздражение по поводу недовольства друг другом «выплескивают» на
ребенка.
Кроме
того,
ребенок
может
стать
своеобразным
орудием
разрешения
родительских
споров,
когда
каждый
пытается
укрепить
собственные
позиции
путем
«перетягивания» ребенка на свою сторону.
Эмоциональная
нестабильность
семейных,
супружеских
и
родительских
отношений, отсутствие единства мнений и солидарности родителей в их педагогическом
воздействии на ребенка – все это часто приводит к формированию у ребенка чувства
страха,
неуверенности
в
себе,
неверия
в
свои
силы
и
способности,
замкнутости
и
нелюдимости, уходу в себя. Это может сказаться и на их собственных семьях, и на их
собственных детях, потому что семья, в которой вырос ребенок, дает образец той семьи,
которую он образует, став взрослым.
Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагополучный старт в
жизни.
Отрицательные
воспоминания
детства
очень
вредны,
они
обусловливают
соответствующим образом мышление, чувства и поступки во взрослом возрасте.
Перейдем
к
описанию
семей
со
скрытой
формой
неблагополучия.
Семьи
эти
различны по своим социальным установкам, интересам, но сам стиль жизни, поведение
взрослых, их настроенность таковы, что влекут за собой отклонения в нравственном
развитии
ребенка,
которые
могут
обнаружиться
не
сразу,
а
спустя
годы.
Внешне
урегулированные
отношения
в
таких
семьях
зачастую
являются
своеобразным
прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так
и
детско-родительских
отношений.
Дети
нередко
испытывают
острый
дефицит
родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости супругов.
Необходимость сохранения семьи может поддерживаться убежденностью взрослых в том,
что это нужно в первую очередь ребенку, хотя на самом деле здесь могут преследоваться
какие-то меркантильные или престижные соображения. Увлеченные своими «играми»
взрослые
даже
не
замечают,
как
деформируется
личность
их
ребенка,
чутко
улавливающего всю фальшь в их взаимоотношениях.
Родители нередко ответственно относятся к учебе своих детей и их материальному
обеспечению и при этом проявляют поразительное безразличие к другим сферам их
жизнедеятельности, их духовному миру и волнующим проблемам, разрешить которые
самостоятельно без поддержки опытных взрослых они не могут. Следствием подобного
семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный у них эгоизм,
заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми. Таким
образом, не только явно неблагополучные, но и внешне респектабельные, считающиеся в
обществе благополучными, семьи могут оказывать психотравмирующее воздействие и
неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка.
Формой
скрытого
неблагополучия
М.А.
Целуйко
выделены
с е м ь и,
ориентированные на успех ребенка. Одной из возможных разновидностей внутренне
неблагополучных
семей
могут
быть
кажущиеся
совершенно
нормальными
типичные
семьи, где родители, вроде бы, уделяют детям много внимания и придают им значение.
Весь
диапазон
семейных
взаимоотношений
разворачивается
в
пространстве
между
возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны
родителей ожиданиями, которые, в конечном счете, формируют отношения ребенка к себе
и к своему окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, но это
стремление
часто
сопровождается
чрезмерной
боязнью
неудачи.
Ребенок
начинает
чувствовать, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов. Он
боится, что его будут любить только до тех пор, пока он все делает хорошо. Эта установка
в семье даже не требует специальных формулировок: она так ясно выражается через
повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного
эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса отца о том, как обстоят
его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен в том, что его
ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не
удалось
достичь
ожидаемых
успехов.
Эти
связи
между
достижением,
самооценкой,
семейными
ролями
и
признанием
со
стороны
семьи
часто
не
позволяют
ребенку
расслабиться,
иначе
это
может
привести
к
получению
плохой
оценки,
недостаточно
хорошему исполнению порученного дела или допущению серьезной ошибки. В такие
моменты
ему
легче
совершить
что-то
противоестественное
(например,
попытку
самоубийства),
чем
разочаровать
своих
родителей
или
услышать
их
неодобрение.
Подобные
установки
в
семье
основаны
на
усвоенных
извне
ценностях,
которым
подчиняются родители. Но достижение само по себе лишь на первый взгляд является
центром этой проблемы. Отчаянная реакция ребенка вызвана не просто тем, что родители
требуют от него только достижений. Скорее, ребенок восстает против того, что родители
ждут от него только достижений. В желании делать все правильно, следовать правилам
своего поколения, растя самых лучших детей, родители часто оказываются не в состоянии
поощрять в ребенке разнообразные успехи. Они пренебрегают его способностью дружить,
доверять, фантазировать и т.д.
Семьи известных людей, при некоторых условиях, также могут быть причислены к
разряду неблагополучных. Казалось бы, у этих детей, в отличие от многих сверстников,
есть все: и материальный достаток, и возможность заниматься любимым делом, и наличие
«добровольных помощников» из числа прислуги или почитателей таланта (авторитета,
высокого социального положения) отца или матери, и довольно ранняя популярность в
силу популярности родителей. Но в последующем оказывается, что именно такие дети
недополучают самого главного в своей жизни – достаточного внимания, заботы, ласки и
любви от своих родителей.
Во-первых, многие дети из таких семей с раннего детства начинают считать себя
чем-то
исключительным,
полагая,
что
родительские
заслуги
и
авторитет
на
вполне
законных основаниях передаются им по наследству, не задумываясь о том, что славу и
популярность надо заслужить. Поэтому ждут, что окружающие должны относиться к ним
с таким же почтением и даже благоговением, как к их знаменитым родителям. Кроме того,
они привыкают к праздному образу жизни и к тому, что их проблемы зачастую легко и
просто решаются либо родителями, либо благодаря их «громкому» имени. Вследствие
столь праздного отношения к жизни так ничего в ней и не добиваются, ибо с раннего
детства все требуемое получали в избытке, а сами же не проявляли никаких усилий и ни к
чему не стремились.
Во-вторых, бремя родительской славы может переживаться детьми очень тяжело. А
им хочется, чтобы их уважали и ценили за их личные достижения.
Но довольно часто встречается другой, менее благоприятный вариант развития
событий. Сколько бы ребенок, а затем уже и взрослый человек не старался доказать
окружающим, что он достоин славы своих известных родителей, ему так и не удается
вырваться из тесного круга, очерченного их личностью. Поэтому он так и остается сыном
или
дочерью
кого-то,
хотя
приложил
немало
усилий,
чтобы
стать
автономной,
независимой от родительской популярности личностью. При подобных обстоятельствах
вместо детской любви и привязанности может появиться чувство ненависти к родителям и
ощущение неудавшейся по их вине судьбы. Очень часто знаменитые родители, дав жизнь
и фамилию ребенку, ограничивают свое участие в его воспитании тем, что предоставляют
ему неограниченную свободу распоряжаться не только их деньгами, но и своей судьбой.
Ребенок растет в окружении чужих людей, которые заботятся о нем, а собственные
родители, увлеченные творчеством или озабоченные карьерой, иногда даже не видят их
довольно длительное время.
Подобные проблемы, связанные с формированием личности ребенка, довольно
часто
сопутствуют
и
семьям
состоятельных
людей.
Дети,
бесконтрольно
пользуясь
финансовыми
средствами
родителей,
привыкают
к
праздной
жизни,
которая,
в
свою
очередь, ведет к разного рода личностным деформациям и поведенческим отклонениям,
приобретающим порой необратимый характер.
Родители (чаще всего отец, а нередко и мать), слишком много времени уделяя своей
карьере,
не
имеют
времени
для
занятий
со
своими
детьми,
отделываются
от
них
подарками.
Воспитание
же
детей
перепоручается
родственникам,
репетиторам
или
случайным людям, лишь бы дети не мешали им работать. Дети, воспитывающиеся таким
образом, вместо родительской ласки, тепла и заботы получают суррогаты любви. С одной
стороны,
детям
приятно,
что
их
родители
занимают
довольно
высокое
положение
в
обществе, а с другой –они лишены элементарных детских радостей, заключающихся в
возможности хоть какую-то часть времени проводить с родителями, ходить с ними в
походы, обсуждать свои дела и проблемы и т.п. Подобное дисгармоничное воспитание не
может не отразиться на психике детей, мешает им чувствовать себя счастливыми и
нужными другим людям не только из-за социального положения их родителей.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
не
только
дети
из
явно
неблагополучных семей испытывают проблемы. Внешне благополучные семьи тоже могут
скрывать за собой опасность для ребенка. Поэтому необходимо сделать все возможное,
чтобы на начальных этапах выявить и искоренить неблагополучие в конкретной семье.
Для
этого
специалистам
необходимо
знать
существующие
критерии
и
показатели
семейного неблагополучия.
Рассмотрим критерии и показатели, выделенные Т.И. Шульгой (См. приложение 1).
Ей
выделены
шесть
критериев,
каждый
из
которых
представлен
несколькими
показателями. Также дана характеристика этих показателей.
К основным критериям и показателям семейного неблагополучия в современной
образовательной
практике
относят:
структурные
нарушения
семьи(неполная
семья,
нарушение взаимоотношений в семье), нарушение в воспитательных позициях(нарушение
социализации,
усвоения
социальных
норм
и
др.),
нарушения
экономического
и
материально-бытового
характера(безнадзорность,
неуважение
личности
ребенка,
непонимание, неудовлетворение нужд и др.), нарушение значимых личностных качеств
родителей(затруднение
общения
с
детьми,
педагогическая
несостоятельность
и
др.),
нарушения
значимых
качеств
личности
детей(снижение
успеваемости,
свободное
времяпровождения),
нарушение
супружеских
отношений(отсутствие
представлений
и
роли отца и матери, отсутствие знаний о браке и т. д.).
Таким образом, семейное неблагополучие зачастую обусловлено не одним, а сразу
несколькими
критериями,
это
могут
быть
как
независящие
от
ребенка
и
его
семьи
факторы,
так
и
находящиеся
в
непосредственной
взаимосвязи.
Однако
чаще
всего,
неблагополучие рождается по вине самой семь