Напоминание

Межгосударственное сотрудничество России и Китая в сфере обеспечения региональной безопасности


Автор: Калбасов Денис Сергеевич
Должность: студент 4 курса, кафедры Международных отношений и права
Учебное заведение: ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Межгосударственное сотрудничество России и Китая в сфере обеспечения региональной безопасности
Раздел: высшее образование





Назад




Рубрика: Международные отношения

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ

В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Сотрудничество на современном этапе в сфере безопасности между Россией и

Китаем постоянно развивается. В докладе основное внимание уделяется историческому

опыту российско-китайского сотрудничества, действующего на протяжении многих

лет. В свою очередь это сотрудничество имеет огромное влияние на стабильность в

регионе.

Ключевые слова и словосочетания:

Ключевые слова: партнерство РФ и Китая в сфере обеспечения региональной

безопасности, региональная безопасность, сотрудничество РФ и Китая, ШОС.

Российско-китайские отношения берут свое начало несколько столетий назад, они

имеют давние и богатые историю и традиции. В этой истории были взлеты и падения, как

периоды положительного и добрососедского взаимодействия, так и периоды прохладных

отношений и даже конфронтации. Но во внешней политике России одним из ключевых

было традиционно азиатское направление.

Время после распада СССР и возникновения РФ китайские ученные обозначают

как лучшее время в отношениях двух государств за всю их историю. Двустороннее

сотрудничество

благоприятно

сказывается

на

равновесии

в

системе

международных

отношений. Уходят в прошлое отчужденность и враждебность между двумя ведущими

государствами региона.

Уже в марте 1992 г., во время визита министра иностранных дел России, стороны

обменялись ратификационными грамотами о восточном участке границы, подписали ряд

соглашений в области торговли и военно-технического сотрудничества и пограничных

переговоров. Во время первого посещения Китая Ельциным Б.Н. сторонами был подписан

ряд соглашений в различных областях сотрудничества и были определены принципы

дальнейшего развития взаимоотношений:

развивать

отношения

дружбы,

добрососедства

и

взаимовыгодного

сотрудничества;

развивать отношения на основе пяти принципов мирного сосуществования и на

основе «Устава ООН»;

развивать межгосударственные отношения вне зависимости от общественного

строя и различий в идеологии;

разрешать все споры мирным путем;

не

принимать

участия

в

различных

военно-политических

союзах,

направленных друг против друга;

не наносить ущерб интересам безопасности и суверенитета партнера.

Визит

Ельцина

Б.Н.

в

Китай

положил

конец

периоду

неопределенности

во

взаимоотношениях

двух

государств.

Российская

сторона

высказала

предложение

дальнейшего развития двусторонних отношений в русле «конструктивного партнерства»,

направленного в XXI век.[1] И все дальнейшее развитие отношений проходило с активной

позиции России и лично Ельцина Б.Н. Именно он заложил основу, придающую большое

значение персональным контактам между главами Китая и России.

В 1994 г. министр иностранных дел Китая Цянь Цичэнь от имени председателя

Цзянь Цзэминя, заявил: «Китай и Россия являются соседними государствами и двумя

важными крупными государствами в мире.

Поддержание

обоими

государствами

отношений

дружбы,

добрососедства

и

сотрудничества отвечает желаниям и интересам обоих государств, и это очень важно для

защиты дела мира и стабильности в Азии и во всем мире» [2].

Оба государства изъявили желание дальше развивать партнерство и содействовать

разрешению внутренних проблем каждого партнера и в интересах сохранения мира во

всем мире.

Начало нового тысячелетия принесло изменения как внутри каждого государства,

так и общее изменение международных отношений и мировой обстановки. В российско-

китайских отношениях это было связано с изменениями в политической жизни страны и в,

частности, со сменой политических лидеров государства и с изменениями в двусторонних

отношениях с США каждого из этих государств. В канун нового года с политической

сцены ушел Б.Н. Ельцин, передав свои полномочия В.В. Путину.

Спустя два года в Китае закончилась эпоха Цзян Цзэминя, к управлению партией и

государством пришел Ху Цзиньтао. С приходом Ху Цзиньтао во внешнеполитической

стратегии

Китая

произошли

изменения.

Свое

отражение

изменения

стратегии

безопасности

нашли

во

внешнеполитической

доктрине

Китая,

представленной

Ху

Цзиньтао на XVI съезде КПК в ноябре 2002 г. Видение мира и места Китая в мире

сочетало

в

себе

противоречия

старого

и

нового

представления.

В

укоренившихся

представлениях

мир

был

потенциально

враждебен,

хотя

и

не

представлял

непосредственной военной угрозы для Китая, он рассматривался через призму борьбы

против гегемонизма, как американского, так и ближайших соседей – России, Индии и

Японии. Исходя, из такого восприятия выдвигалось два основных направления внешней

политики: во-первых, создать благоприятные международные условия для проведения

реформ в Китае, т.е. нормализовать и продолжать развивать отношения с мировыми

лидерами

и

соседями;

во-вторых,

на

время

прекратить

активную

наступательную

политику и действовать на основе компромисса, чтобы собрав всю мощь стать одним из

мировых лидеров [3].

Российско-китайские партнерские отношения успешно развиваются по различным

направлениям,

но

лишь

там,

где

интересы

двух

государств

совпадают.

По

ряду

международных

вопросов

Китайская

Народная

Республика

и

Российская

Федерация

занимают

близкие

позиции.

Два

государства

солидарно

голосуют

по

большинству

вопросов и в Совете Безопасности ООН, и на Генеральной Ассамблее ООН, и в различных

между-народных организациях. К таким вопросам можно отнести следующее: вопросы

разоружения,

нераспространения

ядерного

оружия,

безъядерные

зоны,

роль

ООН,

корейская проблема, сирийский вопрос, ситуация в Украине и др. В отличие от ситуации,

складывавшейся в 1960-1970-х гг., в настоящее время идеологический фактор не является

препятствием в развитии российско-китайских отношений, ему уже не придается такое

важное значение, как ранее. Китай и Россия выказывают недвусмысленное стремление к

установлению стабильных отношений.

В

настоящее

время

активное

сотрудничество

Росси

и

Китая

в

сфере

безопасности

проходит

в

рамках

Шанхайской

Организации

сотрудничества

и

основывается

в

большей

степени

на

сохранении

региональной

безопасности

и

антитерроризма. Также немало важной частью сотрудничества в области безопасности

является

сохранение

общественной

стабильности,

с

целью

избегания

общественных

беспорядков и политических потрясений.

Таким образом, основными направлениями стратегического партнерства КНР и РФ

становятся:

развитие и укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества в

рамках ООН и ШОС, и становление ШОС, как наиболее влиятельного международного

института, выступающего гарантом мира и стабильности в Евразии;

региональное

сотрудничество

под

эгидой

ООН

и

при

участии

ШОС,

направленное

на

противодействие

терроризму,

незаконному

обороту

наркотиков

и

трансграничной организованной преступности;

углубление

сотрудничества

в

рамках

Региональной

антитеррористической

структуры

(РАТС),

что

обеспечивает

решение

Россией

вопросов

своей

военной

безопасности,

снижает

риск

возникновения

региональных

конфликтов

на

южных

и

восточных рубежах страны;

углубление

взаимодействия

России

и

Китая

по

вопросам

международной

безопасности,

экономического

сотрудничества

в

рамках

таких

международных

организаций, как Бразилия – Россия – Индия – Китай – Южная Африка (БРИКС) и Россия-

Индия-Китай

(РИК).

Эти

организации

сегодня

выступают

механизмом

согласования

подходов к решению актуальных проблем мирового развития, институтом сотрудничества

по направлениям, представляющим интерес мировых держав;

развитие

архитектуры

международных

институтов

по

предотвращению

распространения

ядерного

оружия,

созданию

глобальных

систем

ПРО,

направленных

против КНР и РФ;

российско-китайское

сотрудничество

в

рамках

таких

региональных

организаций, как АТЭС, Региональный форум АСЕАН (АРФ) и других.

Нестабильная

ситуация,

наличие

нерешенных

территориальных

споров

и

конфликтов, отсутствие механизмов региональной безопасности и сотрудничества уходят

корнями в события новейшей истории второй половины XX в. и обусловлены связанными

с ними историческими и геополитическими противоречиями. В целом ситуация в мировой

экономике

в

ближайшем

будущем

останется

нестабильной,

что

отразится

на

уровне

региональной безопасности стран Азиатско-тихоокеанского региона, и в частности на

странах России и Китая. Наращивание военного присутствия США в зонах, имеющих

ключевое значение для обеспечения безопасности КНР и России, сказалось на сближении

международных отношений этими двумя странами. Так, усиление военного потенциала

Китая открывает для России возможности дальнейшей активизации сотрудничества с КНР.

Это

может

выражаться

в

проведении

совместных

военных

учений,

заключении

и

осуществлении

договорённостей

по

совместным

действиям

в

области

обеспечения

безопасности в регионе, а также в заключение контрактов на поставку в Китай сырья и

оборудования.

В

результате

проведенной

работы

можно

сформировать

ряд

предложений

по

укреплению

и

развитию

российско-китайского

сотрудничества

в

сфере

региональной

безопасности между Россией и КНР.

1. В условиях свёртывания инвестиционной активности стран Запада в России

важное значение приобретает задача привлечения китайских инвестиций, особенно в

слабо развитые районы Восточной Сибири и Дальнего Востока.

2. Вызовы и угрозы, стоящие перед Россией и КНР, ещё больше актуализируют

задачу дальнейшего стратегического сближения двух стран, укрепления взаимовыгодного

сотрудничества

в

сфере

региональной

безопасности,

как

на

двусторонней,

так

и

на

многосторонней основе в рамках ШОС и БРИКС.

3. В целях выработки компромиссной, однозначной и непротиворечивой позиции в

сфере региональной безопасности необходимо учредить постоянно действующий научно-

экспертный международный форум с участием российских и китайских специалистов для

совместного

обсуждения

и

исследования

событий,

связанных

с

региональной

безопасностью как рассматриваемых стран в частности, так и стран АТР в целом.

1.

Арсентьева

И.И.

Трансформация

региональной

политики

Российской

Федерации в целях обеспечения национальной безопасности // Политическая наука. –

2018. – № 2. – С. 117-127.

2.

Буров В.Г. XVIII Съезд КПК и стратегия развития Китая / В.Г. Буров // Новая и

новейшая история. – 2017. – № 3. – С. 23–41.

3.

Бюллетень международных договоров. – 1996. – № 12. – С. 29–31.



В раздел образования