Автор: Калбасов Денис Сергеевич
Должность: студент 4 курса, кафедры Международных отношений и права
Учебное заведение: ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Межгосударственное сотрудничество России и Китая в сфере обеспечения региональной безопасности
Раздел: высшее образование
Рубрика: Международные отношения
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ
В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Сотрудничество на современном этапе в сфере безопасности между Россией и
Китаем постоянно развивается. В докладе основное внимание уделяется историческому
опыту российско-китайского сотрудничества, действующего на протяжении многих
лет. В свою очередь это сотрудничество имеет огромное влияние на стабильность в
регионе.
Ключевые слова и словосочетания:
Ключевые слова: партнерство РФ и Китая в сфере обеспечения региональной
безопасности, региональная безопасность, сотрудничество РФ и Китая, ШОС.
Российско-китайские отношения берут свое начало несколько столетий назад, они
имеют давние и богатые историю и традиции. В этой истории были взлеты и падения, как
периоды положительного и добрососедского взаимодействия, так и периоды прохладных
отношений и даже конфронтации. Но во внешней политике России одним из ключевых
было традиционно азиатское направление.
Время после распада СССР и возникновения РФ китайские ученные обозначают
как лучшее время в отношениях двух государств за всю их историю. Двустороннее
сотрудничество
благоприятно
сказывается
на
равновесии
в
системе
международных
отношений. Уходят в прошлое отчужденность и враждебность между двумя ведущими
государствами региона.
Уже в марте 1992 г., во время визита министра иностранных дел России, стороны
обменялись ратификационными грамотами о восточном участке границы, подписали ряд
соглашений в области торговли и военно-технического сотрудничества и пограничных
переговоров. Во время первого посещения Китая Ельциным Б.Н. сторонами был подписан
ряд соглашений в различных областях сотрудничества и были определены принципы
дальнейшего развития взаимоотношений:
развивать
отношения
дружбы,
добрососедства
и
взаимовыгодного
сотрудничества;
развивать отношения на основе пяти принципов мирного сосуществования и на
основе «Устава ООН»;
развивать межгосударственные отношения вне зависимости от общественного
строя и различий в идеологии;
разрешать все споры мирным путем;
не
принимать
участия
в
различных
военно-политических
союзах,
направленных друг против друга;
не наносить ущерб интересам безопасности и суверенитета партнера.
Визит
Ельцина
Б.Н.
в
Китай
положил
конец
периоду
неопределенности
во
взаимоотношениях
двух
государств.
Российская
сторона
высказала
предложение
дальнейшего развития двусторонних отношений в русле «конструктивного партнерства»,
направленного в XXI век.[1] И все дальнейшее развитие отношений проходило с активной
позиции России и лично Ельцина Б.Н. Именно он заложил основу, придающую большое
значение персональным контактам между главами Китая и России.
В 1994 г. министр иностранных дел Китая Цянь Цичэнь от имени председателя
Цзянь Цзэминя, заявил: «Китай и Россия являются соседними государствами и двумя
важными крупными государствами в мире.
Поддержание
обоими
государствами
отношений
дружбы,
добрососедства
и
сотрудничества отвечает желаниям и интересам обоих государств, и это очень важно для
защиты дела мира и стабильности в Азии и во всем мире» [2].
Оба государства изъявили желание дальше развивать партнерство и содействовать
разрешению внутренних проблем каждого партнера и в интересах сохранения мира во
всем мире.
Начало нового тысячелетия принесло изменения как внутри каждого государства,
так и общее изменение международных отношений и мировой обстановки. В российско-
китайских отношениях это было связано с изменениями в политической жизни страны и в,
частности, со сменой политических лидеров государства и с изменениями в двусторонних
отношениях с США каждого из этих государств. В канун нового года с политической
сцены ушел Б.Н. Ельцин, передав свои полномочия В.В. Путину.
Спустя два года в Китае закончилась эпоха Цзян Цзэминя, к управлению партией и
государством пришел Ху Цзиньтао. С приходом Ху Цзиньтао во внешнеполитической
стратегии
Китая
произошли
изменения.
Свое
отражение
изменения
стратегии
безопасности
нашли
во
внешнеполитической
доктрине
Китая,
представленной
Ху
Цзиньтао на XVI съезде КПК в ноябре 2002 г. Видение мира и места Китая в мире
сочетало
в
себе
противоречия
старого
и
нового
представления.
В
укоренившихся
представлениях
мир
был
потенциально
враждебен,
хотя
и
не
представлял
непосредственной военной угрозы для Китая, он рассматривался через призму борьбы
против гегемонизма, как американского, так и ближайших соседей – России, Индии и
Японии. Исходя, из такого восприятия выдвигалось два основных направления внешней
политики: во-первых, создать благоприятные международные условия для проведения
реформ в Китае, т.е. нормализовать и продолжать развивать отношения с мировыми
лидерами
и
соседями;
во-вторых,
на
время
прекратить
активную
наступательную
политику и действовать на основе компромисса, чтобы собрав всю мощь стать одним из
мировых лидеров [3].
Российско-китайские партнерские отношения успешно развиваются по различным
направлениям,
но
лишь
там,
где
интересы
двух
государств
совпадают.
По
ряду
международных
вопросов
Китайская
Народная
Республика
и
Российская
Федерация
занимают
близкие
позиции.
Два
государства
солидарно
голосуют
по
большинству
вопросов и в Совете Безопасности ООН, и на Генеральной Ассамблее ООН, и в различных
между-народных организациях. К таким вопросам можно отнести следующее: вопросы
разоружения,
нераспространения
ядерного
оружия,
безъядерные
зоны,
роль
ООН,
корейская проблема, сирийский вопрос, ситуация в Украине и др. В отличие от ситуации,
складывавшейся в 1960-1970-х гг., в настоящее время идеологический фактор не является
препятствием в развитии российско-китайских отношений, ему уже не придается такое
важное значение, как ранее. Китай и Россия выказывают недвусмысленное стремление к
установлению стабильных отношений.
В
настоящее
время
активное
сотрудничество
Росси
и
Китая
в
сфере
безопасности
проходит
в
рамках
Шанхайской
Организации
сотрудничества
и
основывается
в
большей
степени
на
сохранении
региональной
безопасности
и
антитерроризма. Также немало важной частью сотрудничества в области безопасности
является
сохранение
общественной
стабильности,
с
целью
избегания
общественных
беспорядков и политических потрясений.
Таким образом, основными направлениями стратегического партнерства КНР и РФ
становятся:
развитие и укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества в
рамках ООН и ШОС, и становление ШОС, как наиболее влиятельного международного
института, выступающего гарантом мира и стабильности в Евразии;
региональное
сотрудничество
под
эгидой
ООН
и
при
участии
ШОС,
направленное
на
противодействие
терроризму,
незаконному
обороту
наркотиков
и
трансграничной организованной преступности;
углубление
сотрудничества
в
рамках
Региональной
антитеррористической
структуры
(РАТС),
что
обеспечивает
решение
Россией
вопросов
своей
военной
безопасности,
снижает
риск
возникновения
региональных
конфликтов
на
южных
и
восточных рубежах страны;
углубление
взаимодействия
России
и
Китая
по
вопросам
международной
безопасности,
экономического
сотрудничества
в
рамках
таких
международных
организаций, как Бразилия – Россия – Индия – Китай – Южная Африка (БРИКС) и Россия-
Индия-Китай
(РИК).
Эти
организации
сегодня
выступают
механизмом
согласования
подходов к решению актуальных проблем мирового развития, институтом сотрудничества
по направлениям, представляющим интерес мировых держав;
развитие
архитектуры
международных
институтов
по
предотвращению
распространения
ядерного
оружия,
созданию
глобальных
систем
ПРО,
направленных
против КНР и РФ;
российско-китайское
сотрудничество
в
рамках
таких
региональных
организаций, как АТЭС, Региональный форум АСЕАН (АРФ) и других.
Нестабильная
ситуация,
наличие
нерешенных
территориальных
споров
и
конфликтов, отсутствие механизмов региональной безопасности и сотрудничества уходят
корнями в события новейшей истории второй половины XX в. и обусловлены связанными
с ними историческими и геополитическими противоречиями. В целом ситуация в мировой
экономике
в
ближайшем
будущем
останется
нестабильной,
что
отразится
на
уровне
региональной безопасности стран Азиатско-тихоокеанского региона, и в частности на
странах России и Китая. Наращивание военного присутствия США в зонах, имеющих
ключевое значение для обеспечения безопасности КНР и России, сказалось на сближении
международных отношений этими двумя странами. Так, усиление военного потенциала
Китая открывает для России возможности дальнейшей активизации сотрудничества с КНР.
Это
может
выражаться
в
проведении
совместных
военных
учений,
заключении
и
осуществлении
договорённостей
по
совместным
действиям
в
области
обеспечения
безопасности в регионе, а также в заключение контрактов на поставку в Китай сырья и
оборудования.
В
результате
проведенной
работы
можно
сформировать
ряд
предложений
по
укреплению
и
развитию
российско-китайского
сотрудничества
в
сфере
региональной
безопасности между Россией и КНР.
1. В условиях свёртывания инвестиционной активности стран Запада в России
важное значение приобретает задача привлечения китайских инвестиций, особенно в
слабо развитые районы Восточной Сибири и Дальнего Востока.
2. Вызовы и угрозы, стоящие перед Россией и КНР, ещё больше актуализируют
задачу дальнейшего стратегического сближения двух стран, укрепления взаимовыгодного
сотрудничества
в
сфере
региональной
безопасности,
как
на
двусторонней,
так
и
на
многосторонней основе в рамках ШОС и БРИКС.
3. В целях выработки компромиссной, однозначной и непротиворечивой позиции в
сфере региональной безопасности необходимо учредить постоянно действующий научно-
экспертный международный форум с участием российских и китайских специалистов для
совместного
обсуждения
и
исследования
событий,
связанных
с
региональной
безопасностью как рассматриваемых стран в частности, так и стран АТР в целом.
1.
Арсентьева
И.И.
Трансформация
региональной
политики
Российской
Федерации в целях обеспечения национальной безопасности // Политическая наука. –
2018. – № 2. – С. 117-127.
2.
Буров В.Г. XVIII Съезд КПК и стратегия развития Китая / В.Г. Буров // Новая и
новейшая история. – 2017. – № 3. – С. 23–41.
3.
Бюллетень международных договоров. – 1996. – № 12. – С. 29–31.