Автор: Луценко Наталья Олеговна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №72 имени Героя РФ Гануса Ф.Г.
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание суффиксов - ЕК - и - ИК - в существительных"
Раздел: среднее образование
Тема: «Правописание суффиксов - ЕК - и – ИК -
в существительных».
Цели:
познакомить
учащихся
с
правописанием
суффиксов
–
ЕК-
и
–
ИК-
в
существительных;
формировать
умение
владеть
способом
действия
при
выборе
написания
суффиксов – ЕК- и – ИК-;
развивать речь, пополнять словарный запас, воспитывать интерес к предмету.
Задачи урока:
сформировать представление о правописании суффиксов – ЕК-, - ИК-;
повторить способы образования существительного;
повторить суффиксы существительных;
актуализировать
знания
о
суффиксальном
способе
образования
существительных, мыслительные операции: анализ, синтез;
развивать внимание, память, монологическую речь, познавательные процессы;
воспитывать интерес к предмету, коллективизм.
Наглядный и раздаточный материал:
иллюстрации с изображением Пеппи и Вити Перестукина;
карточки для работы по правописанию суффиксов.
Оборудование:
учебник, тетрадь.
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
1)
мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2)
определить содержательные рамки урока.
Формы работы:
- диалог; - беседа.
Сегодня на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Садитесь.
А
теперь
улыбнитесь
друг
другу,
пожелайте
удачи.
Я
тоже
желаю
Вам
удачи.
Эпиграфом к уроку мы взяли слова К. Д. Ушинского, который писал: «Ученье есть
труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли».
-Как Вы понимаете эти слова?
Сегодня
у
нас
необычный
урок,
так
как
к
нам
в
гости
пожаловали
литературные герои.
- Кто это? Как Вы думаете?
Это действительно Пеппи из сказки А. Линдгрен «Пеппи – Длинный чулок»
ее
подружка
Анника
и
Витя
Перестукин
из
повести
Л.
Гераскиной
«В
стране
невыученных уроков». Вместе с ними мы будем открывать новые знания. Обратите
внимание, с чем пришли к нам герои?
- Что это означает?
- О чем мы будем говорить на уроке?
(На
сегодняшнем
уроке
мы
продолжим
работу
над
правописанием
существительных, постараемся расширить наши знания о частях слова).
-Хотите расширить свои знания?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной
деятельности.
Цель:
1)
актуализировать
знания
о
способах
образования
существительных,
о
суффиксах существительных;
2)
актуализировать мыслительные операции: обобщение, анализ;
3)
зафиксировать все повторяемые понятия при
помощи таблицы «Способы
образования слов»;
4)
зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности в ходе групповой
работы: учащиеся не знакомы с правописанием суффиксов – ЕК, - ИК.
Формы работы:
- коллективная; - групповая; - индивидуальная.
- О чем мы говорили на предыдущем уроке?
( о способах образования существительных).
Сценка: Пеппи и Анника.
А: - Привет, Пеппи!
П: - Привет! Знаете, что я это нашла. Я, и никто другой.
А: - Скажи, скажи скорей: что ты нашла?
П: - Новое слово, - торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так,
словно
только
теперь
их
увидела.
–
Новое
слово,
совсем
новенькое,
прямо
с
иголочки.
А: - А какое это слово? – спросила Анника.
П: - Прекрасное, - сказала Пеппи – Одно из самых красивых слов на свете.
А: - Ну, скажи, какое.
П: - КУКАРЯМБА, - с торжеством промолвила Пеппи.
А: - КУКАРЯМБА? – переспросила Анника. – А что это значит?
П: - Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи. – Мне ясно одно – что это не
пылесос.
Анника в растерянности промолчала, потом сказала: - Ну если ты сама не знаешь,
что значит это слово, то какой от него толк?
П: - В этом –то и вся штука, вот это мне и не дает покоя, - объяснила Пеппи.
- Как Вы поняли, ребята: что такое КУКАРЯМБА?
(существительное, примеры: резьба, молотьба)
- Расскажите о способах словообразования?
( монологический ответ).
- Суффикс - удивительная морфема. Он образует новые слова и чтобы правильно
описать их, нужно знать правила.
- Перед Вами лежат карточки, где пропущены гласные в правописании суффиксов.
Вмести с нами получает задание Витя Перестукин.
Попробуйте написать гласные в суффиксах.
Карточка:
Ключ..к, замоч..к, прян..к, грибоч..к, карандаш..к, кусоч..к.
- Чем это задание кажется интересным?
(не знаем правила написания суффиксов – ЕК-, - ИК-)
- Если в задании есть то, что Вам не известно, что
Вы будете делать?
(пробовать)
- Для чего Вы это будете делать?
(что бы понять, чему надо научиться)
- Попробуйте вместе с Витей
Перестукиным справиться с заданием.
( одна минута)
- Предлагаю выслушать мнения.
И приглашаю Витю Перестукина.
…Не сумею ли я написать правильно слова «замочек» и «ключик»? Если сумею,
ключ тут же отопрёт замок. Отчего же не суметь!
Я сразу написал: ключ.. и остановился. Как правильно: - ЕК- или – ИК-? То же самое
было и с замочком.
Есть же какое-то правило…
И я вспомнил! Это нетрудно проверить: именительный – замочЕк, родительный
замочка. Ага! Буква выпала. Значит, правильно – замочЕк.
Теперь совсем легко проверить и «ключик». Именительный – ключИк, родительный
– ключИка. Гласная остаётся на месте. Значит, надо писать «ключИк».
3. Постановка проблемы:
Цель:
1)
организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и
фиксируется
отличительное
свойство
задания,
вызвавшего
затруднение
в
учебной деятельности;
2)
зафиксировать место и причину затруднения;
3)
согласовать цель и тему урока.
Формы работы:
- беседа; - диалог (подводящий).
- Какое задание выполняли.
- Где возникло затруднение.
(при написании суффиксов)
- Почему возникло затруднение.
(не хватает знаний)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1)
организовать
коммуникативное
взаимодействие
для
построения
нового
способа действия;
2)
зафиксировать план действий.
Формы работы:
- побуждающий диалог.
- Какова цель урока?
(познакомиться с условием выбора гласных Е, И в суффиксах –ЕК- и –ИК- ).
- Какая тема урока?
(запись на доске)
- Обдумаем план действий для того, чтобы выйти из затруднения, прийти к
общему
- Что сделаем сначала? Что потом? - Как Вы думаете? - Что мы составим?
(алгоритм действий)
- Какими средствами мы будем пользоваться? (тетрадь, учебник, доска)
- Приступим к работе по алгоритму.
5. Реализация построенного алгоритма.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации
построенного алгоритма;
2) организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и
зафиксировать преодоления затруднения;
3) уточнить общий характер нового знания.
Формы работы:
- коллективная; - подводящий диалог; - индивидуальная.
- Вернемся к заданию по карточке.
- Порядок наших действий:
1. Запишем слово;
2. Поставим в родительный падеж;
3. Если гласная в суффиксе выпадает, то пишем суффикс – ЕК-;
4. Если гласная с суффиксе не выпадает, то пишем суффикс – ИК-.
1.
(Два
ученика
комментируют
вслух
по
образцу,
потом
работа
в
парах:
объясните друг другу по алгоритму правописание суффикса).
2. упражнение № 348 (комментированное письмо).
-Выписать только существительные с суффиксами –ЕК-, -ИК-.
- Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.
Холмик,
заливчик,
мешочек,
дождичек,
уголёчек,
платочек,
колокольчик,
костюмчик, плащик, кармашек.
- Мы хорошо поработали, а теперь пора отдохнуть.
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
1)
зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Формы работы:
- фронтальная; - в парах.
- Найдите упражнения, в котором мы можем
закрепить полученные знания.
(упражнение № 349)
- Распределите по колонкам данные слова.
- Графически обозначьте условия выбора изучаемой
орфограммы.
Образец записи: дружочек – дружочка; билетик – билетика
Василёч__к,
двор__к,
человеч__к,
словар__к,
шалаш__к,
ореш__к,
звоноч__к,
сыноч__к, мяч__к, карандаш__к, куст__к, горош__к, подароч__к, лещ__к, камеш__к.
- А теперь пришло время проверить свои силы в
самостоятельной работе.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цель:
1)
проверить
на
основе
сопоставления
с
образцом
(на
доске)
свое
умение
применять
новое
учебное
содержание
(
правописание
суффиксов
существительных – ЕК, - ИК-) в типовых условиях.
Формы работы:
- самостоятельная.
1.
выполнить упражнение № 350.
- Проверьте работу. Поставьте «+»
или «?».
- Кто справился с заданием без ошибок?
- Кто допустил ошибки? Какие?
- В чем причина?
- Над чем надо работать?
8. Включение в систему знаний.
Цель:
1)
тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее
изученным;
2)
повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.
Формы работы:
- фронтальная
- Где пригодятся наши знания?
(при выполнении упражнения)
1.
работа с текстом.
- Вставьте пропущенную букву.
- Обозначьте изученную орфограмму.
Песенка, которую мог бы спеть Карлсон
Приходи ко мне, дружоч…к, почаще, приноси мне кусоч…к послаще! Да конфеток
кулеч…к доставь мне, да орехов мешоч…к прибавь мне!
***
Стоит теремоч…к, на двери замоч…к, а в замочке ключ…к. Кто ключ…к повернет,
кто замоч…к отомкнет – в теремоч…к войдет, красный ящич…к найдет. А в ящичке
том синий платоч…к да кошелеч…к. В кошелечке сто бумаж…к от конфет, ничего
там больше нет.
2.
Первичный контроль знаний.
Работа с сигнальными карточками.
Орешек, горошек, листик, кирпичик, ящичек, сыночек, песочек.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
1)
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2)
оценить собственную деятельность на уроке;
3)
оценить учебную деятельность всего класса и отдельных групп;
4)
зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной
деятельности;
5)
обсудить и записать домашнее задание.
Формы работы:
- фронтальная; - индивидуальная.
- Докажите, что Вы с литературными героями учились на уроке.
(составили алгоритм, выполняли упражнения, была самостоятельная работа)
- Какой была цель урока?
- Достигли ли мы цели?
- Что понравилось?
- Что было трудным?
Нам есть над, чем поработать. Поэтому дома Вы можете еще раз закрепить новый
материал, выполнил по учебнику упражнение № 352 или выполнив творческое
задание: придумать и записать сказку о том, как в одной стране жили суффиксы – ЕК
-
и
–
ИК
–
и
какие
приключения
с
ними
происходили.
Оформить
можно
на
альбомном листе. Можно проиллюстрировать. Желающие могут выполнить оба
задания.
И
еще
одно
задание:
образуйте
суффиксальным
способом
три
–
пять
существительных, обозначающих профессию, род деятельности.
- А теперь пришло время дать оценку словам К. Д. Ушинского:
« Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли».
- Согласны ли Вы с этим утверждением.
(работая на уроке, мы действительно понимаем, что труд должен быть полным
мысли).
- Как работал класс?
Ответьте карточками красного, желтого, зеленого цвета.
«Красный цвет» - у меня все получилось;
«Желтый цвет» - я работал хорошо, но допускал ошибки;
«Зеленый цвет» - мне было трудно, нужно еще работать.
Вы хорошо поработали. Спасибо Вам. Урок окончен.