Напоминание

"Правописание суффиксов - ЕК - и - ИК - в существительных"


Автор: Луценко Наталья Олеговна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №72 имени Героя РФ Гануса Ф.Г.
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание суффиксов - ЕК - и - ИК - в существительных"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Правописание суффиксов - ЕК - и – ИК -

в существительных».

Цели:

познакомить

учащихся

с

правописанием

суффиксов

ЕК-

и

ИК-

в

существительных;

формировать

умение

владеть

способом

действия

при

выборе

написания

суффиксов – ЕК- и – ИК-;

развивать речь, пополнять словарный запас, воспитывать интерес к предмету.

Задачи урока:

сформировать представление о правописании суффиксов – ЕК-, - ИК-;

повторить способы образования существительного;

повторить суффиксы существительных;

актуализировать

знания

о

суффиксальном

способе

образования

существительных, мыслительные операции: анализ, синтез;

развивать внимание, память, монологическую речь, познавательные процессы;

воспитывать интерес к предмету, коллективизм.

Наглядный и раздаточный материал:

иллюстрации с изображением Пеппи и Вити Перестукина;

карточки для работы по правописанию суффиксов.

Оборудование:

учебник, тетрадь.

Ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1)

мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2)

определить содержательные рамки урока.

Формы работы:

- диалог; - беседа.

Сегодня на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Садитесь.

А

теперь

улыбнитесь

друг

другу,

пожелайте

удачи.

Я

тоже

желаю

Вам

удачи.

Эпиграфом к уроку мы взяли слова К. Д. Ушинского, который писал: «Ученье есть

труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли».

-Как Вы понимаете эти слова?

Сегодня

у

нас

необычный

урок,

так

как

к

нам

в

гости

пожаловали

литературные герои.

- Кто это? Как Вы думаете?

Это действительно Пеппи из сказки А. Линдгрен «Пеппи – Длинный чулок»

ее

подружка

Анника

и

Витя

Перестукин

из

повести

Л.

Гераскиной

«В

стране

невыученных уроков». Вместе с ними мы будем открывать новые знания. Обратите

внимание, с чем пришли к нам герои?

- Что это означает?

- О чем мы будем говорить на уроке?

(На

сегодняшнем

уроке

мы

продолжим

работу

над

правописанием

существительных, постараемся расширить наши знания о частях слова).

-Хотите расширить свои знания?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной

деятельности.

Цель:

1)

актуализировать

знания

о

способах

образования

существительных,

о

суффиксах существительных;

2)

актуализировать мыслительные операции: обобщение, анализ;

3)

зафиксировать все повторяемые понятия при

помощи таблицы «Способы

образования слов»;

4)

зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности в ходе групповой

работы: учащиеся не знакомы с правописанием суффиксов – ЕК, - ИК.

Формы работы:

- коллективная; - групповая; - индивидуальная.

- О чем мы говорили на предыдущем уроке?

( о способах образования существительных).

Сценка: Пеппи и Анника.

А: - Привет, Пеппи!

П: - Привет! Знаете, что я это нашла. Я, и никто другой.

А: - Скажи, скажи скорей: что ты нашла?

П: - Новое слово, - торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так,

словно

только

теперь

их

увидела.

Новое

слово,

совсем

новенькое,

прямо

с

иголочки.

А: - А какое это слово? – спросила Анника.

П: - Прекрасное, - сказала Пеппи – Одно из самых красивых слов на свете.

А: - Ну, скажи, какое.

П: - КУКАРЯМБА, - с торжеством промолвила Пеппи.

А: - КУКАРЯМБА? – переспросила Анника. – А что это значит?

П: - Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи. – Мне ясно одно – что это не

пылесос.

Анника в растерянности промолчала, потом сказала: - Ну если ты сама не знаешь,

что значит это слово, то какой от него толк?

П: - В этом –то и вся штука, вот это мне и не дает покоя, - объяснила Пеппи.

- Как Вы поняли, ребята: что такое КУКАРЯМБА?

(существительное, примеры: резьба, молотьба)

- Расскажите о способах словообразования?

( монологический ответ).

- Суффикс - удивительная морфема. Он образует новые слова и чтобы правильно

описать их, нужно знать правила.

- Перед Вами лежат карточки, где пропущены гласные в правописании суффиксов.

Вмести с нами получает задание Витя Перестукин.

Попробуйте написать гласные в суффиксах.

Карточка:

Ключ..к, замоч..к, прян..к, грибоч..к, карандаш..к, кусоч..к.

- Чем это задание кажется интересным?

(не знаем правила написания суффиксов – ЕК-, - ИК-)

- Если в задании есть то, что Вам не известно, что

Вы будете делать?

(пробовать)

- Для чего Вы это будете делать?

(что бы понять, чему надо научиться)

- Попробуйте вместе с Витей

Перестукиным справиться с заданием.

( одна минута)

- Предлагаю выслушать мнения.

И приглашаю Витю Перестукина.

…Не сумею ли я написать правильно слова «замочек» и «ключик»? Если сумею,

ключ тут же отопрёт замок. Отчего же не суметь!

Я сразу написал: ключ.. и остановился. Как правильно: - ЕК- или – ИК-? То же самое

было и с замочком.

Есть же какое-то правило…

И я вспомнил! Это нетрудно проверить: именительный – замочЕк, родительный

замочка. Ага! Буква выпала. Значит, правильно – замочЕк.

Теперь совсем легко проверить и «ключик». Именительный – ключИк, родительный

– ключИка. Гласная остаётся на месте. Значит, надо писать «ключИк».

3. Постановка проблемы:

Цель:

1)

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и

фиксируется

отличительное

свойство

задания,

вызвавшего

затруднение

в

учебной деятельности;

2)

зафиксировать место и причину затруднения;

3)

согласовать цель и тему урока.

Формы работы:

- беседа; - диалог (подводящий).

- Какое задание выполняли.

- Где возникло затруднение.

(при написании суффиксов)

- Почему возникло затруднение.

(не хватает знаний)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1)

организовать

коммуникативное

взаимодействие

для

построения

нового

способа действия;

2)

зафиксировать план действий.

Формы работы:

- побуждающий диалог.

- Какова цель урока?

(познакомиться с условием выбора гласных Е, И в суффиксах –ЕК- и –ИК- ).

- Какая тема урока?

(запись на доске)

- Обдумаем план действий для того, чтобы выйти из затруднения, прийти к

общему

- Что сделаем сначала? Что потом? - Как Вы думаете? - Что мы составим?

(алгоритм действий)

- Какими средствами мы будем пользоваться? (тетрадь, учебник, доска)

- Приступим к работе по алгоритму.

5. Реализация построенного алгоритма.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации

построенного алгоритма;

2) организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и

зафиксировать преодоления затруднения;

3) уточнить общий характер нового знания.

Формы работы:

- коллективная; - подводящий диалог; - индивидуальная.

- Вернемся к заданию по карточке.

- Порядок наших действий:

1. Запишем слово;

2. Поставим в родительный падеж;

3. Если гласная в суффиксе выпадает, то пишем суффикс – ЕК-;

4. Если гласная с суффиксе не выпадает, то пишем суффикс – ИК-.

1.

(Два

ученика

комментируют

вслух

по

образцу,

потом

работа

в

парах:

объясните друг другу по алгоритму правописание суффикса).

2. упражнение № 348 (комментированное письмо).

-Выписать только существительные с суффиксами –ЕК-, -ИК-.

- Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Холмик,

заливчик,

мешочек,

дождичек,

уголёчек,

платочек,

колокольчик,

костюмчик, плащик, кармашек.

- Мы хорошо поработали, а теперь пора отдохнуть.

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

1)

зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Формы работы:

- фронтальная; - в парах.

- Найдите упражнения, в котором мы можем

закрепить полученные знания.

(упражнение № 349)

- Распределите по колонкам данные слова.

- Графически обозначьте условия выбора изучаемой

орфограммы.

Образец записи: дружочек – дружочка; билетик – билетика

Василёч__к,

двор__к,

человеч__к,

словар__к,

шалаш__к,

ореш__к,

звоноч__к,

сыноч__к, мяч__к, карандаш__к, куст__к, горош__к, подароч__к, лещ__к, камеш__к.

- А теперь пришло время проверить свои силы в

самостоятельной работе.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель:

1)

проверить

на

основе

сопоставления

с

образцом

(на

доске)

свое

умение

применять

новое

учебное

содержание

(

правописание

суффиксов

существительных – ЕК, - ИК-) в типовых условиях.

Формы работы:

- самостоятельная.

1.

выполнить упражнение № 350.

- Проверьте работу. Поставьте «+»

или «?».

- Кто справился с заданием без ошибок?

- Кто допустил ошибки? Какие?

- В чем причина?

- Над чем надо работать?

8. Включение в систему знаний.

Цель:

1)

тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее

изученным;

2)

повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.

Формы работы:

- фронтальная

- Где пригодятся наши знания?

(при выполнении упражнения)

1.

работа с текстом.

- Вставьте пропущенную букву.

- Обозначьте изученную орфограмму.

Песенка, которую мог бы спеть Карлсон

Приходи ко мне, дружоч…к, почаще, приноси мне кусоч…к послаще! Да конфеток

кулеч…к доставь мне, да орехов мешоч…к прибавь мне!

***

Стоит теремоч…к, на двери замоч…к, а в замочке ключ…к. Кто ключ…к повернет,

кто замоч…к отомкнет – в теремоч…к войдет, красный ящич…к найдет. А в ящичке

том синий платоч…к да кошелеч…к. В кошелечке сто бумаж…к от конфет, ничего

там больше нет.

2.

Первичный контроль знаний.

Работа с сигнальными карточками.

Орешек, горошек, листик, кирпичик, ящичек, сыночек, песочек.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

1)

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2)

оценить собственную деятельность на уроке;

3)

оценить учебную деятельность всего класса и отдельных групп;

4)

зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной

деятельности;

5)

обсудить и записать домашнее задание.

Формы работы:

- фронтальная; - индивидуальная.

- Докажите, что Вы с литературными героями учились на уроке.

(составили алгоритм, выполняли упражнения, была самостоятельная работа)

- Какой была цель урока?

- Достигли ли мы цели?

- Что понравилось?

- Что было трудным?

Нам есть над, чем поработать. Поэтому дома Вы можете еще раз закрепить новый

материал, выполнил по учебнику упражнение № 352 или выполнив творческое

задание: придумать и записать сказку о том, как в одной стране жили суффиксы – ЕК

-

и

ИК

и

какие

приключения

с

ними

происходили.

Оформить

можно

на

альбомном листе. Можно проиллюстрировать. Желающие могут выполнить оба

задания.

И

еще

одно

задание:

образуйте

суффиксальным

способом

три

пять

существительных, обозначающих профессию, род деятельности.

- А теперь пришло время дать оценку словам К. Д. Ушинского:

« Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли».

- Согласны ли Вы с этим утверждением.

(работая на уроке, мы действительно понимаем, что труд должен быть полным

мысли).

- Как работал класс?

Ответьте карточками красного, желтого, зеленого цвета.

«Красный цвет» - у меня все получилось;

«Желтый цвет» - я работал хорошо, но допускал ошибки;

«Зеленый цвет» - мне было трудно, нужно еще работать.

Вы хорошо поработали. Спасибо Вам. Урок окончен.



В раздел образования