Авторы: Шубина Надежда Александровна, Тихонович Диана Николаевна
Должность: педагог - психолог, Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 12"
Населённый пункт: Республика Хакассия г. Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Тема: Половое воспитание в семье
Раздел: дополнительное образование
Шубина Надежда Александровна, Тихонович Диана Николаева,
педагог – психолог, социальный педагог
МБОУ «СОШ №12» г. Абакан
«Половое воспитание в семье»
Воспитание детей начинается в семье. Семья – первичная ячейка общества,
первая школа жизни ребенка, а родители выступают в роли учителей, воспитателей.
Так
например,
для
дочери
мама
является
примером
для
подражания,
обучения,
поведения, - тех особенностей, которые непосредственно связаны с ролью жены и
матери; в свою очередь, поведение и особенности, характерные для ее отца, для
девушки часто становятся определяющим фактором при выборе будущего супруга,
так же и сын у отца учится модели поведения, характерной для мужского пола, а при
выборе своей избранницы, скорее всего, будет руководствоваться и искать качества,
присущие его матери.
Для правильного развития ребенка ему необходимо получить представление о
двуполом мире. Родители являются самыми первыми взрослыми, у которых ребенку
предстоит
научиться супружеской и
родительской роли в семье. Уже
в раннем
дошкольном возрасте дети начинают формировать представления о сексуальных
отношениях, исходя из собственных наблюдений за взрослыми. Видя, как мама с
папой
обнимаются
и
целуются,
получая
при
этом
удовольствие,
у
ребенка
формируется правильное представление о взаимоотношениях мужчины и женщины.
А если ребенок постоянно видит, как родители ссорятся между собой, или слышит
восклицание
«не
трогай
меня!»,
у
него
может
развиться
совершенно
противоположный взгляд на близкие отношения. Поэтому уровень нравственной
культуры
родителей,
опыт
социального
общения,
семейные
традиции
имеют
решающее значение в воспитании ребенка.
Главная
цель
полового
воспитания
–
формирование
у
подрастающего
поколения правильных представлений о половом развитии.
С каждым годом наблюдается рост отклонений в половом поведении детей и
подростков. Это связано:
- дети, мало информированные в данном вопросе;
-
получили
информацию
из
недостоверных
источников
(интернет,
неправильный опыт сверстников);
- широкая доступность средств массовой информации;
-недостаточность контроля и внимания родителей за детьми.
В
результате
чего
дети,
становятся
жертвами
негативных
ситуаций
с
неприятными последствиями.
В связи с этим в современном мире все более актуальными становятся вопросы
о половом воспитании в семье и школе, которое нужно начинать на самых ранних
этапах
жизни
ребенка.
Задача
школы
помочь
родителям
осознать
свою
роль
в
половом воспитании ребенка. Нами было проведено анкетирование родителей по
половому
воспитанию.
Анализ
результатов
анкетирования
показал,
что
53%
родителей не занимаются половым просвещением ребенка в семье; 47% родителей
считают, что разговаривать на тему полового воспитания, необходимо только тогда,
«Когда сам спросит» либо «Когда вырастет, сам узнает»; 64% родителей считают, что
половое просвещение детей должно осуществляться в школе. То есть можно сказать,
что большинство родителей стараются избегать разговора с детьми на данную тему
из-за стеснения, считают, что разговор о сексуальных отношениях - прерогатива
взрослых, и тем самым снимают с себя ответственность. Но мы знаем, что половое
воспитание – это не единичный разговор, это постепенный процесс коммуникации,
который следует начать, когда ребенок еще достаточно мал, и продолжать по мере
возникновения взросления.
Для привлечения родителей к вопросам полового воспитания в нашей школе
был
разработан
проект
«
Нравственно
-
половое
воспитание
школьников»,
направленный
на
актуализацию
проблем
полового
воспитания
детей
в
семье,
формирование у родителей представления о главных этапах полового воспитания и
создания оптимальных условий для правильного представления о половом развитии.
Одним из направлений работы с родителями является консультирование и разработка
брошюр с рекомендациями, которые включают в себя следующие правила:
- Необходимо избегать длинных поучительных лекций по половым вопросам.
Вам
может
потребоваться
четверть
часа,
чтобы
изложить
все,
что
вы
считаете
нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго - ему хочется
задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы;
- Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении
любой другой темы;
- Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вам вопросы
на половые темы. Не говорите ему: "Ты еще слишком мал, чтобы понять это". Если
ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четкий ответ в доступной
для него форме
-
Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими
фактами - ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и
решениях;
- Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде,
чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе
развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше
десяти лет;
- Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых
половым путем. Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка;
- Возможно, Вам придется мириться с нежеланием Вашего ребенка говорить на
эту тему. Признайте право ребенка на частную жизнь и возможность принимать свои
собственные решения;
- Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом.
Обратитесь к более знающему человеку, например вашему семейному врачу; он
поможет найти нужные сведения;
- Купите книги или брошюры, посвященные вопросам сексуального развития.
Рано или поздно ребенок проявит к ним интерес. И, возможно, задаст Вам вопросы.
Таким образом, правильно воспитанные дети смогут избежать множества ошибок в
жизни.
Именно
поэтому
осуществление
полового
воспитания
крайне
актуально
на
сегодняшний день.